Можно ли обидеть Будду?

На заставке — интерьер одного из Будда баров. 

Можно ли оскорбить Будду? Многие буддисты говорят, что нет, однако, как оказалось, оскорбить буддиста можно запросто.

В последние пару лет мы увидели немало оскорбляющихся по различным признакам граждан, и увы, буддисты не стали в это тенденции исключением. Не так давно, мы стали свидетелями расширяющейся компании по запрету использования буддийской символики в коммерческих целях. Особое возмущение вызвала известная сеть международных ресторанов под названием Buddha Bar, которая уже давно использует статуи и изображения Будды для украшения своих интерьеров.

Еще летом 2016 года на известном сайте change.org одной из жительниц Бурятии была размещена петиция, ни много ни мало, с требованием запрета Будда баров по всей России. На это немедленно «возбудилась» и кемеровская прокуратура, вот ее цитата — «Будды в развлекательном заведении носят негативный характер в отношении религиозных убеждений лиц, исповедующих буддизм, что и является для их чувств оскорбительным».

На все это настоятель Санкт-Петербургского Дацана Буда Бадмаев отреагировал с чисто буддийским спокойствием и сдержанностью.

Вот как прокомментировал он компанию оскорбляющихся граждан: «Бары конечно же заведения увеселительные и изображения Будд там, по нашему мнению, нежелательно. В буддийских регионах вряд ли позволили бы такому случиться. И конечно же люди верующие имеют право на свое мнение и могут высказывать его по таким вопросам или мягко, или же более категорично. Я не могу им сказать — остановитесь. Но буддизм — религия спокойная и сострадательная. Поэтому все останется на совести тех, кто открывает такие заведения».

А вот мнение редактора журнала «Буддизм России».

«Среди людей практикующих буддизм ( в РФ их порядка миллиона) есть люди очень разные. Они по разному образованы и многие из них понимают буддизм по-своему.  И по этому вопросу у всех разное мнение. Но, к сожалению, когда в государстве в общем и целом поддерживается агрессивная политика нетерпимости к любому инакомыслию, когда люди с высоких трибун не стесняются в выражениях и называют оппонентов «мразями», когда разного рода «активисты» от религии позволяют себе врываться на выставки и громить их, то и у некоторых буддистов возникает понятное желание поучаствовать в этой «охоте на ведьм».

«Я бы не сказал, что для такой петиции совсем уж нет никаких оснований, — говорит эксперт. — Меня также неприятно удивила вывеска «Будда Бар». Но я не вижу в этом никакой сознательной попытки кого-то там оскорбить. Это просто чисто коммерческий ход, который использует модное на сегодня пристрастие людей ко всему восточному и экзотическому. Такое есть во многих странах, в том числе и в буддистских. И такое давно есть в московских тибетских ресторанах, где использованы буддийские мотивы и изображения для создания интерьера. Я думаю это происходит везде, и это процесс не остановить. А может на кого то из посетителей таких мест, изображение спокойного и улыбающегося Будды окажет благое воздействие? Я припоминаю случай, когда бурятский настоятель выращивал у себя дома дерево пробуждения «бодхи», а потом, когда она стало слишком большим, отдал его в местный ресторан. А почему бы нет, ведь во всем есть природа Будды?»

Чтобы понять ситуацию, попробуйте себе представить Будду Шакьямуни, который рассердившись на владельцев Будда баров срывается с подушки для медитации и бежит писать петицию с требованием отменить безобразие? Вам это кажется абсурдным, не правда ли? Несомненно Будду оскорбить невозможно, как наверное и Христа и любой другой религиозный символ. И тем не менее, всегда находятся представители различных конфессий, которые, вместо того, чтобы развивать в себе сострадание, приятие и любовь к ближнему, оскорбляются и бегут исправлять эту ситуацию, забыв о том, что ответственность за их собственные оскорбленные чувства лежит на их же совести.

Было бы неплохо, если бы каждый из буддистов России помнил об истоках своего Учения и о том, по какому поводу оно было создано. Ведь это ни что иное, как бескорыстное деяние на благо всех живых существ, которое развивается, на основе воспитанного в результате практики, сострадании.

Что же касается оскорбленной агрессивности, то, вероятно, она может иметь место, когда имеет место явное унижение нашего достоинства и угроза нашему образу жизни. Но если вам неприятно видеть изображение Будды в обстановке, которую вы посчитали неуместной для этого, то просто покиньте это место и все. И при этом вспомните слова одного из учителей, который говорил — лотосы всегда растут в грязной воде.

Комментировать через Facebook

Comment