Zenshin — искусство внимания от японского мастера стрельбы из лука

В 20 годы 20 века один немец по имени Юген Херригель прибыл в Японию чтобы пройти обучение экзотическому самурайскому искусству стрельбы из лука.

Иллюстрация. Юген Херригель тренируется.

Герр Херригель обучался у легендарного Ава Кензо, который, как и любой японский мастер чего бы то ни было, был совершенно уверен, что прежде чем натянуть тетиву чтобы поразить реальную цель, новичок должен испытать все превратности обучения и достигнуть совершенства во всем, что касалось подготовки к выстрелу. Так Херригелю было уготовано 4 года мучительных ежедневных упражнений и стрельбы по соломенным мишеням, которые мастер размещал не далее чем в семи футах от ученика.

Когда же наконец ему было позволено впервые сделать выстрел по реальной цели, находящейся в дальнем конце тренировочного зала Херригель потерпел полный провал, ни один его выстрел не достиг цели, а сам ученик был совершенно обескуражен происходящим и немедленно обвинил себя в том, что не умеет целиться, на что Кензо ответил, что проблема не в неумении, но в самом отношении к цели и выстрелу, что и определило результат. Тогда совершенно расстроенный Херригель выпалил: «Но раз так, то вы сэнсэй, должны уметь стрелять с завязанными глазами!»

Кензо промедлил мгновение и ответил: «Что ж, приходи вечером посмотреть, как я стреляю.»

Стрельба из лука вслепую.

Иллюстрация. Мастер Ава Кензо.

Как только наступила ночь двое мужчин появились во дворе, где во мраке едва виднелись силуэты мишеней. Мастер Кензо встал в позицию, натянул тетиву и первая стрела растворилась во тьме. Позже Херригель скажет: «Уже по звуку в темноте я мог понять, что стрела достигла цели.»

Почти сразу мастер выстрелил во второй раз и тогда Херригель поднялся и подбежал к мишени, а когда включил свет, то обнаружил две стрелы попавших точно в центр, да так, что вторая ращепила первую до самого основания.

Иллюстрация. Японские лучники тренируют Кю До (примерно 1860 год. Неизвестная фотография.).

Все дело в том, как прицелиться.

Великие японские мастера часто говорят, что все дело в том, как вы целитесь. Как вы поставили ногу, как вы взяли лук, каково ваше дыхание, все это те мелочи, которые определяют результат.

В случае с мастером Ава Кензо, тот так овладел процессом, что его тело помнило совершенно точно все движения которые нужно было повторить, чтобы попасть в цель, при этом видна ли она не имело значения. Такое совершенное слияние ума и тела в Японии известно как Дзансин.

Сегодня этот термин широко используется в боевых искусствах Японии для описания этого особого состояния спокойной бдительности ума. Если перевести термин буквально, то получится выражение «Весь Ум без остатка». Говоря по-другому, в таком состоянии все сознание полностью сосредоточено на одном единственном действии, когда тело находится под полным контролем ума, и тот не отвлекается ни на что внешнее.

Фактически истинное значение Zanshin имеет куда более глубокую основу и говорит о выборе такого способа бытия, когда вы следуете всем событиям жизни совершенно осознанно, а не плывете по течению, становясь рабом игр собственного ума.

Истинный враг прогресса.

Есть отличная японская поговорка: «После победы в бою затяни подвяжи потуже свой шлем.» Она о том, что когда вы выигрываете, то борьба вовсе не кончается. Она заканчивается когда вы становитесь лентяем и теряете бдительность и ответственность за происходящее вокруг вас. И это также Zanshin — не терять внимания и бдительности независимо от того, достигнута ли вами победа или нет.

Эта философия легко распространяется на все случаи жизни. Например.

В писательском мастерстве: После публикации книги борьба не кончается, она закончится только тогда, когда вы начнете почивать на лаврах и решите, что можно расслабиться, а по сути потеряйте ту бдительность, которая и заставила вас написать свой труд.

В спорте. Вы получили первое место, но бой не закончен. Он кончается в тот момент когда вы теряете концентрацию и «забиваете» на тренировки.

В бизнесе. Когда вы становитесь успешным и зарабатываете кучу денег ничего не кончается. Но когда вы становитесь самодовольным и расслабленным, именно в этот момент вы теряете все, потому что теряете концентрацию, которая суть и есть сама жизнь.

Ни неудача ни успех сами по себе не являются препятствием для дальнейшего прогресса, настоящий враг и настоящий конец это скука, усталость от жизни и потеря концентрации или истинного контакта с настоящим моментом.

Искусство Zanshin и повседневность.

Секрет заключается в том, чтобы к любой деятельности подходить с той же отдачей и концентрацией, что и к стрельбе из лука.

Мы живем в мире, где люди одержимы результатом. И как и для Херригеля для нас самое главное это то, попадет ли стрела в цель.
Но если мы практикуем настоящий Zenshin и если натягивая тетиву мы чувствуем все сразу — свое дыхание, напряжение мышц тела, древко лука, песок под ногами, то цель перестает быть главным и нам не так уж и важно, попадем ли мы точно в цель или нет. Это значит, что в нас приходит намерение, которое никогда не привязано к цели. И это и есть то, что с древних времен в Японии называют Zenshin, полное внимание к каждому моменту, истинная жизнь, которую мы проживаем по-настоящему.

Цель не имеет значения. Путь, вот что по настоящему важно.

Перевод статьи James Clear.

Комментировать через Facebook

Comment