Перейти к содержимому

Несправедливый мир.

С незапамятных времен человечество лелеет утопическую мечту о справедливости. Идеи всеобщего равенства и равных возможностей стали одними из главных идей 20 века и именно они привели к крушению колониальных империй, революциям, а также и к войнам. Но при этом 20 век никак нельзя назвать веком справедливости. Слишком уж много крови было пролито во имя этой идеи. Тем не менее, для тех кто остался в живых и их потомков стал ли мир лучше? Стал ли он более справедливым, если задаться кощунственным вопросом — оправдана ли хоть как-то эта великая жертва человечества? А главное, есть ли у людей на земле хотя бы небольшой шанс, что 21 век станет лучше чем предыдущий? Осторожный оптимизм внушает недавнее исследование Всемирного банка, показавшее, что если посчитать в масштабах всей планеты, то неравенство между людьми сокращается. И все же…


Разрыв между богатыми и бедными все растет.

Те люди, кто привержен левым взглядам, часто говорят о поистине катастрофическом разрыве между богатыми и бедными. И действительно, если говорить о том, что произошло в России, то по сравнению с СССР этот разрыв приобрел черты непреодолимой пропасти. Здесь все становится понятным, если оценить положение тогдашней и теперешней элит, достаточно сравнить скромные квартиры советских партийных функционеров с дворцами сегодняшних чиновников.

К 2012 году доходы 10% самых бедных и самых богатых россиян различались в 17 раз, в то время как в советские годы в 4 раза.


К сведению. Начиная с 1990 года во всем мире из ситуации крайней бедности вышло более миллиарда человек (доход на человека менее 2 долларов в день).


Разумеется Россия во многом особая страна и вряд ли является показательным примером. И тем не менее, западные левые политики неустанно продолжают говорить о том, что еще со времен Карла Маркса разрыв между богатыми и бедными только увеличивается. Понятно, что богатому человеку легко становится все богаче и богаче, ведь большие деньги сами по себе приносят куда больше, чем любой труд.

И это утверждение вряд ли можно было опровергнуть используя данные 19 века. Но в 20 веке все изменилось и не в последнюю очередь из-за революций и войн. Все колониальные режимы были упразднены, люди потеряли огромные состояния, налоговая система была реформирована во многих странах в пользу рабочих, но самым важным стал фактор невероятного экономического и технологического прогресса. Как результат, во многих экономически успешных странах самые бедные перестали быть таковыми.

На сегодняшний день 750 миллионов человек все еще находятся за чертой крайней бедности. Большая их часть живет в Африке и около трети в Южной Азии.

Но, несмотря на эти неопровержимые данные, левые не унимаются, так один из крупнейших экономистов — марксистов Том Пикетти утверждает, что данная тенденция временна, и уже начиная с 70-х, капитализм вновь вошел в «нормальное» русло, все время увеличивая пресловутый разрыв между бедностью и богатством.

Однако, на фоне впечатляющего роста среднего уровня жизни этот разрыв был не очень заметен, несмотря на то, что статистика вроде бы подтверждает выводы Пикетти.

Так например, в самой экономически развитой стране мира США, граждане со средними доходами в 1971 году составляли более 60%, однако сейчас их значительно меньше — всего 49%, то есть уже меньше половины.

Но любой оптимизм быстро угасает, если посчитать по-другому, например взять тот факт, что 62 богатейших человека планеты имеют те же средства, что и беднейшая половина населения вместе взятая! И еще больше впечатляет, что если мы возьмем лишь 1% богатейших людей мира, то их совокупное состояние равно средствам остальных 99 процентов!

В известной книге Тома Пикетти «Капитал в 21 веке» он уверяет нас, что мир на всех парах возвращается к исконному капитализму 19 века, когда попасть в высшее общество можно было только двумя способами, получив деньги по наследству или в результате удачного брака. По мнению Пикетти в скором времени нас ждет возврат к жесткому олигархическому обществу, когда несколько семей будут контролировать подавляющую часть ресурсов со всеми вытекающими последствиями. И именно такое мрачное будущее нас ждет?

Равенство возможностей, а не денег. 

Тем не менее давайте подойдем к вопросу с другой стороны и посмотрим как развивалась ситуация с неравенством в 20 веке, исходя не из количества денег, а из их покупательной способности.

Когда 20 век только начинался, то 99% населения могли позволить себе есть мясо только по особому случаю, а чаще они просто вели откровенно полуголодное существование. На сегодняшний день большинство людей питается куда лучше, чем например средневековая элита, нам доступны фрукты из экзотических стран, пряности, морепродукты. Конечно богатое население питается лучше, они покупают продукты в дорогих магазинах, им доступна фермерская органическая продукция. И тем не менее, этот разрыв не так уж велик. И даже в советском обществе разница в питании номенклатурной элиты и простого рабочего была куда сильнее.

Возьмем образование, то, что вне всяких сомнений является путевкой в хорошую жизнь. В начале 20 века хорошее образование было уделом немногих, а для детей рабочего или крестьянина получить его было почти немыслимо. В наше время даже высшее образование является нормой, что уж говорить о среднем и начальном. Фактически любой человек, обладающий средними способностями и известным усердием может стать неплохим и востребованным специалистом. Кроме того в области образования сейчас происходит нечто вроде революционного прорыва и это благодаря интернету, когда миллионы людей могут слушать лекции лучших профессоров мира.

А что с медициной? Конечно медицинские услуги зачастую немыслимо дороги. Но возьмем статистику. И сухие цифры нам говорят, что на протяжении всего 20 века продолжительность жизни только растет, а детская смертность падает.

А теперь возьмем одну из самых старых мировых проблем — неравенство людей перед законом. Что насчет этого, есть ли прогресс? Несомненно. Между началом и концом 20 века здесь настоящая пропасть. Сегодня женщины равны с мужчинами, людей с нетрадиционной ориентацией почти нигде уже не сажают в тюрьму, в большинстве стран существует расовое равенство, права детей защищаются.

А что происходит сегодня в экономике? Почти никогда раньше нельзя было так быстро разбогатеть фактически без начального капитала, как сегодня. Мир полон примеров, когда совсем молодые люди вооружившись лишь знаниями, талантом и пониманием, того, что нужно другим, стали в очень короткие сроки весьма богатыми людьми. Почти любой человек, получив хорошее образование и будучи достаточно трудолюбивым, может рассчитывать на продвижение по социальной лестнице. С другой стороны возьмем возможность свободно передвигаться по миру и жить там, где хочется. Все это приметы именно нашего времени, ведь еще 50 лет назад это было привилегией элиты.

Так что же получается, все ресурсы медленно, но неуклонно концентрируются в руках узкой элиты, неравенство лишь растет, а на самом деле все не так уж плохо?

Конечно, если принять в расчет весь мир, а не только благополучный запад все измениться, в Азии и Африке люди по-прежнему живут гораздо хуже нас, но все же заметно лучше, чем их родители.

Не так давно было опубликовано исследование Всемирного банка, которое однозначно говорит нам о том, что неравенство неуклонно сокращается уже несколько десятилетий.

Даже в таких традиционно неблагополучных странах как Индия, всего за два года количество людей, находящихся за чертой крайней бедности, сократилось в полтора раза. В том же Китае огромное количество людей ранее живущих в сельской местности переехало в города и существенно улучшило свое положение. Но только в этих двух странах живет почти 3 миллиарда человек, то есть очень заметная часть населения планеты!

Итак, если мы возьмем общемировую тенденцию, то за 20 век неравенство существенно сократилось, однако, статистику всегда можно повернуть как угодно, и, если мы возьмем ситуацию в России или США, и рассмотрим ее в более коротком промежутке времени, то можно легко согласиться с Томом Пикетти.

Впрочем, такое ли уж большое зло это неравенство? Ведь зачастую оно становится настоящим источником прогресса. А идея равенства, которая лежала в основе большинства утопических идей 20 века, зачастую приводила к развитию общественных систем, в основе которых лежали жесточайшие тоталитарные режимы, уничтожившие миллионы людей во имя «справедливости».

Что дальше?

Вообще, некоторые социологи считают, что у экономического неравенства есть своя оптимальная пропорция и  заметные отклонения от нее в ту или иную сторону чреваты катастрофическими последствиями.

Тем не менее разрыв между богатыми и бедными будет только расти и, как ни странно, технический прогресс может внести в это свою лепту. Связано это в большей степени с технологическим разрывом между странами, который в ближайшие десятилетия будет только увеличиваться. Это видно и на примере сегодняшнего дня, когда в одних странах создаются новейшие технологии, ведутся научные исследования, на базе которых и развиваются технологии, а в других находятся производства, где выполняют самые дешевые виды работ, например по сборке.

И все же, несмотря на факты и тенденции, некоторые экономисты с оптимизмом смотрят в будущее. Например идеологи так называемой шеринг — экономики утверждают, что всемирное развитие интернета смоет все границы и даст возможность рано или поздно перейти к экономике сотрудничества. Многие из нас уже замечают эту тенденцию, когда можно выполнять работу, фактически не выходя из дома или же находясь в любой точке мира.

Такое положение дел может привести и к развитию нового интернационального социума, основанного на международном сотрудничестве. Станет ли это еще одной утопией? Возможно. Ведь не все силы в мире стремятся к прозрачности границ.

И все же, вряд ли они в силах остановить прогресс.

Яндекс.Метрика