Перейти к содержимому

В чем опасность невербального послания ребенку.

Как неосознанные невербальные послания родителей формируют у детей модели социального поведения и стереотипы.

ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ КРИСТИНОЙ ОЛЛСОН

Недавно во время предвыборной компании на теперешнего президента США Дональда Трампа обрушилась волна возмущенной критики за то, что он позволил себе саркастическое высказывание в адрес журналиста с ограниченными возможностями Сержа Ковалевски. Позднее Трамп оправдывался тем, что вовсе не имел ввиду ничего дурного, а просто назвал его «неплохим журналистом», и это несмотря на то, что невербальное послание кандидата в президенты в адрес репортера красноречиво говорило совсем о другом. И именно это сообщение, а вовсе не слова Трампа были восприняты аудиторией как настоящее послание.

Как дети получают от нас стереотипы и убеждения.

Не так давно психологи проводили исследование, в котором изучали влияние различных моделей поведения родителей на поведение и убеждения их детей. И выводы, которые были сделаны в результате, вызывают серьезную озабоченность, ведь оказалось, что дети могут бессознательно воспринимать предубеждения и стереотипы взрослых даже в том случае, если они проявляются гораздо более неявно, чем в случае с Трампом.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Psychological Science, где в статье описывается эксперимент в ходе которого дети 4-5 лет смотрели на поведение взрослых, которые специально демонстрировали отрицательное, недружелюбное отношение к одному из взрослых участников через невербальные проявления — они хмурились, использовали агрессивный тон. В то же время другому взрослому участнику они, напротив, адресовали позитивные сигналы.

Через некоторое время после начала эксперимента дети начинали выказывать в точности такую же предрасположенность к «хорошему» взрослому и демонстрировать отрицательное отношение к «плохому».

Этот эксперимент показал, что дети чрезвычайно чувствительны именно к невербальному поведению взрослых, особенно когда те демонстрируют позитивное или негативное отношение к окружающим.

Говоря иначе, дети легко «улавливают» наше бессознательное поведение, даже в том случае, если оно им совершенно не навязывается. И это красноречиво говорит о том, что наши скрытые стереотипы и убеждения по отношении к окружающему миру, могут легко повлиять на детей, контактирующих с нами. Они не просто слушают что именно мы им говорим, но превосходно понимают то, как мы это делаем, с каким выражение лица, каким тоном.

Несомненно, подобные способности ребенка улавливать тонкости нашего поведения имеют глубочайший природный смысл, это ни что иное, как передача стратегий поведения от родителей к потомству, которые так важны для выживания в природе. Но и в условиях социума эти способности могут играть не последнюю роль, например, мама сердито смотрит на соседа, который возможно, именно тот человек, которого следует избегать.

Но не все так просто. Например, это исследование говорит также о том, что дети вовсе не копируют в точности наше отношение, они могут идти куда дальше. Так, например, то предубеждение, которое развивается у них по отношению к определенному человеку, может легко распространиться и на его окружение — на родственников, на друзей, да и просто на людей, на него похожих.

И этот факт говорит о том, что этот, казалось бы, полезный адаптационный процесс, может в итоге стать базисом для развития стереотипов и предубеждений в отношении отдельных людей или же социальных групп. И то, что хорошо в дикой природе, вовсе не обязательно хорошо для жизни в социуме.   

Кроме того, в реальном мире и за пределами исследовательской лаборатории, дети могут получать от взрослых смешанные сигналы, в которых заложено противоречие, как в реакции Трампа на журналиста, когда на словах, называя его славным малым, на деле он давал понять, что относится к тому с презрением. По этой причине возникает закономерный вопрос — что же в таких случаях главнее — слово или невербальное послание?

Ученые Луиджи Кастелли, Кристина де Диа и Дрю Насдейл постарались это выяснить. Белый мужчина на глазах у детей всячески демонстрировал к другому чернокожему участнику эксперимента негативное отношение через тон и мимику, однако, при этом говорил ему нейтральные и даже дружеские слова. В ходе исследования выяснилась удивительная вещь, дети как будто бы полностью игнорировали сами слова, обращая при этом внимание именно на навербальные сигналы в адрес афроамериканца. Большую озабоченность у ученых вызвал и тот факт, что затем эти же дети начинали относиться с предубеждением не только к тому самому черному человеку, но и к другому афроамериканцу, которого раньше вообще не видели.

Что все это значит? Исследование доказывает, что мы однозначно способны передавать детям свои собственные пристрастия, манеры поведения, отношение к миру через невербальное поведение.

И дети, наблюдая поведение взрослых, учатся реагировать на окружающую среду определенным образом, они начинают понимать — кому нужно симпатизировать, с кем можно пойти на контакт и с кем нужно держать дистанцию. Но вместе с тем, видя как взрослые в реальной жизни или даже по телевизору невербально оценивают тех или иных людей, они учатся и тому, что одни люди лучше или хуже, чем другие.

Все это значит, что мы, взрослые, просто обязаны быть намного более осознанными и осторожными в демонстрации наших невербальных предпочтений и оценок других людей, всегда помня о том, что это может стать для ребенка его моделью поведения в дальнейшем.

Учитывая тот факт, как легко дети перенимают не только полезные сообщения, но и наши предрассудки и стереотипы, нам стоит больше думать о тех гласных и негласных сообщениях, которые мы им посылаем.

«How Kids Catch Our Social Biases» / Scientific American.

Яндекс.Метрика