Людвиг Баварский — король из сказки.

Людвиг II Баварский, пожалуй, одна из самых странных и загадочных фигур 19 века. Каких только эпитетов не удостоился «сказочный король» — странный, эксцентричный, непонятный и, наконец, сумасшедший.

«Я — человек-загадка, и я хочу навечно остаться таковым, как для вас, так и для самого себя», говорил сам Людвиг, и можно с уверенностью сказать, что это его пожелание сбылось полностью.


О жизни Людвига Баварского ходило множество легенд еще при его жизни, и отделить правду от вымысла порой  не просто. Впрочем, нужна ли здесь правда? Ведь часто необычное поведение коронованной особы становится поводом для создания настоящих легенд, ну а если она при этом и сама не прочь попасть в сказку, то так ли уж далека тогда правда от вымысла?


Ранние годы

Людвиг Второй Отто Фридрих Вильгельм Баварский родился 25 августа 1845 года в замке Нимфенбург. Его отец Максимилиан, кронпринц из династии Виттельсбахов, занял баварский трон спустя три года после рождения сына и принял титул Максимилиан Второй.

Большая часть детства юного кронпринца Людвига прошла в охотничьем замке Хоэшвангау — летней резиденции отца. История этого места примечательна сама по себе, и, возможно, уже она кое-что скажет нам о романтическом настрое, в котором жил как сам Людвиг, так и его отец.

До 1832 года на этом месте были руины 12 века, где по преданию стояло родовое поместье Виттельсбахов, именно по этой причине принц Максимилиан купил эту землю и построил замок на берегу озера Шванзее (лебедином), восстановив тем самым связь со своим древним родом.

Не от своего ли отца юный Людвиг унаследовал тягу к романтическим легендам прошлого?

Стены поместья Хоэшвангау украшены гобеленами, на которых разворачиваются истории из средневековых легенд, в том числе о Лоэнгрине — лебедином рыцаре, совершавшем свои немыслимые подвиги во славу Христа и святого Грааля. В этих интерьерах и рос молодой принц, безудержно поглощая романы о рыцарском Средневековье и прекрасных дамах прошлого.

Удивительная деталь — сам Ганс Христиан Андерсен по приглашению родителей Людвига приезжал в замок и читал будущему королю свои сказки.

В 1861 году Людвиг попадает на оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Это действо затрагивает его до глубины души, как и сама музыка великого композитора, страстным поклонником которого он будет на протяжении всей жизни.

Коронация Людвига Второго

В 1864 году умирает король Максимилиан, а Людвиг объявляется новым королем Баварии. В тот же день он приносит клятву верности своему народу, в которую свято верит до глубины души. «Я сделаю все, что в моих силах, и даже больше для счастья народа», — говорит он в своей тронной речи.

Людвиг был одним из самых многообещающих монархов Европы и уж точно самым красивым. Высокий, почти под метр девяносто, юный красавец с темными, кудрявыми от природы волосами и глазами, которым его современники приписывали совершенно невероятное и страстное выражение. Говорили, что их цвет мог меняться от темно — голубого до почти черного.

В первое время после вступления на трон молодой монарх с рвением старается исполнять свои обязанности. Он одержим идеей благой миссии для народа. Он старается всеми силами выполнить свой долг и каждую неделю участвует в заседаниях совета министров. Однако весьма скоро, столкнувшись с реалиями и необходимостью принимать прагматичные, далекие от рыцарских идеалов решения, Людвиг разочаровывается в политике, более того, он начинает ненавидеть это, по его собственным словам, «общество лицемеров и ничтожеств».

По словам Игнатса фон Деллингера, известного богослова того времени, «король Людвиг живет не в реальности, но в мире своих снов — поэзии, музыке, литературе, искусствах, и не хочет и думать о нашем прозаическом мире».

Покровитель искусств 

О приверженности короля высоким идеалам и кумирам говорит тот факт, что когда в 1864 году Людвиг впервые встретил своего любимого композитора Вагнера, то он опустился перед ним на колени.

«С самой моей ранней молодости Вы были моей единственной отрадой, учителем и другом, Вы были человеком, который говорил с моим сердцем» — вот отрывок из письма Людвига Вагнеру.

В дружбе с Вагнером Людвиг раскрывается как покровитель искусств, он уделяет огромное внимание музыке и тратит на свое увлечение немалые деньги. Король строит известный Дворец фестивалей в Байроте, в Мюнхене открывает музыкальную школу и начинает строительство нового оперного театра, оборудуя его по последнему слову строительного искусства.

Со значительными расходами был связан один из первых конфликтов короля с правительством, членам которого совсем не нравилось, на что тратятся деньги из казны.

Конфликт приводит к тому, что в 1865 году под давлением совета министров король высылает Вагнера из страны.

«О, как духовно бедны и вульгарны эти людишки. Они не могут выйти за пределы своей повседневности и обречены на жалкое существование внутри тесного круга себе подобных», пишет он впоследствии Вагнеру. «Но наш долг обязывает нас разрушить эту стену, мы должны потрясти эти законы, управляющие миром и возродить великие идеалы прежних времен!»

Король Людвиг отходит от дел

В 1866 году начинается конфликт между Пруссией и Австрией, где Бавария ошибочно выступает на стороне Австрии. С самого начала Людвиг выступает против войны и старается ее избежать, он готов даже отказаться от трона, но остановить конфликт он оказывается не в силах.
В итоге Бавария терпит фиаско и в результате мирного договора теряет часть своих территорий и выплачивает контрибуцию.

После военного и политического поражения Людвиг полностью дистанцируется от управления страной и вообще от любой политической деятельности. Он увлекается строительством новых поместий и замков, проекты которых разорительны для страны. Самые крупные из них — замок Нойшванштайн, Линдерхофф и невероятный проект Херрикимзее на острове посреди озера Кимзее, который задумывался как копия французского Версаля.

Строительство замков и дворцов.

Линдерхофф строился с 1874 по 1878 годы, из трех больших проектов он единственный был достроен полностью. Великолепное убранство в стиле Версаля поражало современников. Людвиг всячески подражал Людовику XIV и, часто одевая копию костюма короля-солнца, прохаживался по галереям собственного дворца. Во время обеда слуги накрывали стол на несколько персон, и король обедал в одиночестве, беседуя с воображаемыми духами представителей французской династии.

Первоначальный эскиз проекта Нойшванштайн

В 1868 году Людвиг начинает строительство самого известного из своих проектов — замка Нойшванштайн, что значит «новый лебединый утес».

Изначально он задумывался как воплощение легендарных рыцарских замков германского средневековья, а строительство началось на месте развалин древнего замка Шванштайн, останки которого использовали для укрепления скалы-основания.

Строительство было масштабным, часть скалы взорвали, чтобы расчистить больше места для дворца, и лишь год спустя после начала подготовительных работ — 5 сентября 1869 года — был заложен первый камень замка. Король полностью посвятил себя строительству своего архитектурного идеала и требовал, чтобы архитекторы каждую мелкую деталь согласовывали с ним. При этом он почти полностью отошел от каких-либо государственных дел, зачастую, чтобы получить подпись короля или поставить печать на документ, министрам приходилось посылать в горы специального гонца.

На строительство была потрачена огромная сумма — порядка 6 миллионов марок золотом, и это была только часть невероятных трат на проекты короля: дополнительно им было потрачено немало своих денег, а также были израсходованы деньги, взятые взаймы.

Кроме того король все больше и больше отдалялся и от любого общения, предпочитая одиночество. Так, во время посещения неизбежных придворных трапез стол накрывали, чтобы король был полностью скрыт цветами и не мог видеть никого из присутствующих. От некоторых приближенных требовали ношения масок, поскольку король не выносил зрелища их лиц, а во время посещения театра Людвиг сидел глубоко в ложе, чтобы никто не мог даже знать, что он находится в зале. Позднее дело зашло так далеко, что оперу стали ставить только для него одного.

Нойшвайнштайн же стал для него своего рода убежищем, где король проводил большую часть своего времени. Со временем Людвиг пристрастился к неумеренному употреблению спиртного, что еще больше усугубило его стремление к отшельничеству.

Заговор против короля

Все это послужило поводом для заговора противников монарха, мечтающих полностью отстранить его от власти. Еще задолго до этих событий, в 1870 году, через некоторое время после поражения в конфликте с Пруссией, премьер-министр Баварии предложил Людвигу отречься от трона и передать корону Прусскому королю, сохранив при этом существенные привилегии. Король с негодованием отверг предложение, сославшись на свой долг в отстаивании независимости своего народа. Однако недовольство противников Людвига все это время лишь росло.

Людвиг Баварский в зрелые годы

Согласно законам Баварии лишить короля власти можно было лишь одним способом — признав его недееспособность. В этом случае власть перешла бы к его брату Отто, но поскольку тот уже давно находился на лечении у психиатров, то в отсутствии альтернативы бразды правления взял бы на себя регент — принц Леопольд, а де-факто страной правил бы совет министров. Это и было целью заговорщиков.

В июне 1886 года в Мюнхене ими была созвана врачебная комиссия, которая заочно (!) объявила короля невменяемым, а еще через два дня в замок послали специальную делегацию, чтобы забрать его на принудительное лечение.

По прибытии в Нойшвайштайн члены комиссии были арестованы, а через несколько дней отпущены. И тем не менее, несмотря на поддержку местных жандармов, 12 июня король все же покорился судьбе и позволил взять себя под стражу, после чего он был переправлен в другой замок на берегу озера Штарнберг.

Трудно сказать, почему Людвиг подчинился, ведь и армия, и народ были готовы за него вступиться. Даже всесильный канцлер Германской Империи Отто Фон Бисмарк открыто поддержал Людвига, не поверив в его сумасшествие.

«Ложь!» воскликнул Бисмарк, «Я лично знаю Людвига, это достойный человек!»

Но Людвиг не хотел сопротивляться судьбе и сам сделал этот выбор.

Трагический и таинственный конец

13 июня 1886 года ближе к вечеру король вместе со своим психиатром профессором Гудманом отправился гулять в парк, прилегающий к озеру. Их сопровождало двое слуг, которым Людвиг вскоре приказал идти обратно в замок. Через некоторое время, когда они не вернулись с прогулки, были объявлены поиски, и еще до темноты были обнаружены два тела на мелководье озера Штарнберг.

Дальнейшее расследование не дало результатов, а оставило лишь множество догадок и предположений. Дело в том, что на горле врача обнаружили следы удушения, но при этом сам король не пострадал. Он просто утонул.

По версии следствия Людвиг попытался покончить с собой, а профессор старался ему помешать, а поэтому, утопив психиатра, король или покончил с собой, или же утонул, пытаясь переплыть озеро.

Так или иначе версия следствия не выдерживает никакой критики, ведь король хорошо плавал, а самому утопить себя на мелководье затруднительно.

Естественно, тут же возникла версия убийства как части заговора, и, по всей видимости, она имеет куда большую вероятность. Тем не менее, в то время приняли официальную версию следствия, и дело получилось замять, слишком уж многие влиятельные лица в государстве выиграли от смерти «безумного» короля.

Был ли Людвиг действительно невменяемым или просто эксцентричным и уставшим от власти человеком? Мы никогда этого не узнаем. И та, и другая версии имеют право на существование.

Людвиг Второй навсегда останется яркой частью европейской истории 19 века, и история его жизни, вне зависимости от того, что в ней правда, а что нет, всегда будет будоражить воображение людей. Он оставил о себе память как о последнем романтике-короле прошлого, а также множество архитектурных шедевров по всей Баварии.

Крест на месте смерти короля.

На месте его смерти, на берегу того самого озера, установлен простой деревянный крест, и до сих пор, каждый год в день его кончины люди приходят сюда с цветами. Его любили при жизни, любят и сейчас. Многие баварцы считают Людвига лучшим правителем за всю историю, и в его честь устраиваются праздники.

Сегодня в Германии насчитывается около 60 различных обществ — почитателей короля Людвига Второго, а его поклонники иногда пытаются покончить с собой на месте его трагической гибели.

Интересно, что архитектурное наследие короля, за траты на которое он обрел немало неприятностей, сегодня является национальным наследием Германии и приносит немалую прибыль.

Замок Нойшвайнштайн каждый год посещает более миллиона (!) туристов, и он давно окупил себя, а после Эйфелевой башни это второе по посещаемости место в мире.

Благодаря Людвигу, Мюнхенская опера считается лучшей в мире.

«Я строю свои замки, чтобы в них воплощались идеалы, мечты и истинная красота, это прекрасное ради прекрасного, без какой-либо другой цели», — так говорил сам король.

И сегодня его легендарная жизнь и его наследие вдохновляют многих на поиски истинно прекрасного, которое не может и не должно иметь иной цели, кроме себя самого.

Комментировать через Facebook

Comment