Йога и перезагрузка организма. Интервью с Андреем Максименко.

Андрей Максименко — преподаватель московского центра йоги Айенгара, специализируется на обучении практиков начального уровня, а также людей, имеющих ограничения по состоянию здоровья и возрасту. Мы предлагаем вам интервью, где один из опытнейших преподавателей йоги расскажет о ее принципах, об изучении дзен-буддизма, а также о своем авторском методе преподавания древней традиции, который называется «перезагрузка организма».

Интервью.

Вопрос (В): Расскажите о том, как вы познакомились с йогой и стали преподавателем.

Для меня это долгая история: первая встреча случилась в конце 70-х, еще в советское время. Тогда ко мне случайно попали копии — перепечатки книг, изданных на Западе. Я заинтересовался методом, стал пробовать делать дыхательные упражнения и позы йоги по описанию. Возникали и трудности в понимании материала. Может, из-за некорректного перевода, а может из-за разницы понятий. Однако я продолжал выуживать любую информацию о йоге. Даже из текстов Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру, которые в то время были друзьями СССР.

Беллур Кришнамачар Айенгар (1918 — 2014).

В 1989 году произошло эпохальное событие для всех, кто интересовался йогой. В Москву приехал всемирно известный гуру йоги Айенгар. Мне посчастливилось участвовать в тех занятиях и лекциях. Одним словом он «зажег» меня. И с тех пор мои занятия перешли на другой уровень, в них появилась система, методика! И я стал с воодушевлением посещать семинары  авторитетных преподавателей этой системы. Одновременно начал преподавательскую деятельность. А в 1998 году я стал наставником в Московском центре йоги Айенгара.

В: То есть вы преподаете йогу уже 18 лет?

18 лет в Москве. До этого 9 лет в Калуге (моем родном городе) и в Туле. Всего 27 лет.

В: Это огромный срок. Сейчас появилось много преподавателей йоги с небольшим опытом. Об этом много пишут. Что вы на это скажете?

Это хорошо. Йога есть в каждом городском квартале на любой вкус. Другое дело, что уровень преподавания и самого материала естественным образом снижается при массовом, коммерческом использовании системы. Но в этом нет никакой проблемы. Те люди, которые захотят изучать систему глубже, чем уровень фитнеса, легко найдут квалифицированных преподавателей.

В: Вы говорили, что занимаетесь не только йогой, но и дзен-буддизмом. Насколько это важно — заниматься медитацией, если вы уже и так занимаетесь йогой?

Так сложилось, что йога пришла в нашу страну, как система специфических поз, дыхательных упражнений, экзотических очистительных процедур и манипуляций. А вот духовная и философская составляющая учения как бы осталась за кадром. Все знают,что она есть, что она обязательно должна быть! Но внятно и конкретно сформулировать, что студент должен делать в духовной сфере не получается.

Как осваивать асаны и пранаяму понятно в силу того, что в нашей культуре уже есть система физического воспитания на мировом уровне. Это и спорт, и балет, и театр, и цирк (в хорошем смысле этого слова). Это значит, что как работать с телом в общем понятно, а вот как работать с сознанием — не очень. Очень туманная область, открытая для разного рода спекуляций.

Меня привлек буддизм как довольно понятное учение об отношении к жизни, дающее конкретные рекомендации, как уменьшить проблемы в жизни, которые мы сами и создаем. А Дзен-буддизм меня покорил своей скромностью и минимумом ритуалов. Для меня очевидно,что йога, кроме гибкого, координированного тела, создает фундамент для духовного поиска. И уже дело каждого занимающегося, как использовать или не использовать этот потенциал.

В: В чем заключается ваш метод преподавания?

За долгие годы преподавания йоги различным категориям учеников (молодым и старым, богатым и бедным, образованным и не очень) у меня сформировалась своя методика. Суть ее заключается в том, чтобы сделать довольно сложные понятия и действия доступными для обычного горожанина. Я вывел за рамки занятий все то, что имеет религиозный или ритуальный (если только это не помогает занятию) характер.

Учитывая тот факт, что я занимаюсь в основном со взрослыми людьми, уже имеющими определенные ограничения по движению и координации, я выработал особый ритм занятий, позволяющий сохранять концентрацию и интенсивность практики без излишней перегрузки. Кроме того, я адаптировал некоторые сложные йоговские позы для людей, имеющих ограниченные возможности, что способствовало безопасности их выполнения.

Моя задача заложить правильный фундамент, дающий людям больше возможностей для использования собственного тела.

Большинству этого хватит с головой для поддержания здоровья в хорошем состоянии.

Те же, кто желает углубить и интенсифицировать свою практику, смогут это сделать без ущерба для здоровья, используя правильную методику занятий йогой.

В: Вы имеете ввиду медитацию?

В медитации надо уметь правильно сидеть и правильно дышать. Это умения, которым надо учиться! Сидеть на полу с прямой спиной 20 минут неподвижно, ни на что не опираясь, это практически невыполнимая задача для неподготовленного человека.

На йоге мы этому учимся, а также развиваем наше дыхание. Учимся чувствовать, как мы дышим и чем мы дышим! Это необходимые базовые навыки, чтобы в медитации иметь возможность наблюдать, осознавать.

В: Это упражнения из Дзен-буддизма?

Дзен-медитация построена на способе, который называется сусокан. Это тип дыхания животом, при котором выдох производится за счет сжатия живота, а вдох за счет его расслабления. Чтобы овладеть этими, казалось бы, элементарными действиями, требуется определенный уровень осознания своего тела.

И йога способствует этому, как никакая другая система тренировок. Человеку, занимающемуся йогой, гораздо проще объяснить, как сидеть в медитации и как дышать. В широком смысле, Дзен-буддийская медитация Дза-дзен — это йоговская поза, к которой предъявляются определенные требования и в которой практикуется определенный тип дыхания, а также концентрация на дыхании.

В: Так вы уходите от понимания йоги как просто физкультуры для тела?

Не совсем. Скорее через йогу мы приходим к более широкому пониманию физкультуры. Она становится именно Физической Культурой с большой буквы. И предполагает не только развитие двигательных навыков, но и изучение и понимание своего тела, учит внимательному и сострадательному отношению к нему.

И здесь мы уже соприкасаемся с духовным аспектом учения йоги. С морально-этическими принципами Яма и Нияма, которые в результате практики становятся естественными и простыми.

В: Давайте вернемся к вашему методу. В чем еще заключаются его особенности?

На занятия в йога-клуб приходят люди разного возраста (вплоть до того, что рядом может оказаться бабушка и внучка), разного уровня двигательных навыков (бывший спортсмен высокого уровня и человек, никогда ничем не занимавшийся, кроме ходьбы и купания летом).

Предлагать этим людям разные программы нет никакой возможности, ведь занятие одно. Все должны делать одно и то же, в одно и то же время. Но требования к выполняемым позам таковы, что каждый практикующий вкладывает в позу то качество усилий и понимания, каким он обладает в данный момент.

Поза может выглядеть одинаково у двух людей, но по наполнению действиями и интенсивностью, сильно отличаться. Таким образом и новичок, и многолетний практик получают от одной и той же позы, в  одно и тоже время, ту стимуляцию, которая требуется организму!

Далее, в процессе занятия я стараюсь выражаться понятным языком и использовать как можно меньше санскритских терминов, которыми порой излишне злоупотребляют преподаватели. Названия поз стараюсь говорить по-русски, использую мифологические образы только в том случае, если это помогает понять как выполнить позу.

В: То есть здоровье все же на первом месте?

Я считаю, что, если от духовной практики страдает наше тело и ухудшается здоровье, то это говорит о пробеле в духовности. Такого не следует допускать, ведь тело важный инструмент и для практики, и для повседневной жизни.

Сейчас многие люди в своей обычной жизни пользуются больше головой, нежели телом. Большинство профессий связаны с умственной деятельностью и подразумевают минимум движения. Хорошо еще, если ваша работа далеко от метро, и у вас есть возможность хотя бы немного ходить. 

Поэтому такая практика как йога очень помогает переключить внимание с головы на тело. Образно говоря, оживить тело и охладить голову.

Занятие с Андреем Максименко в ГОА (Индия).

В: Можно еще немного сказать о вашем методе?

На физическом плане «перезагрузка организма» означает обновление тела в результате выполнения поз йоги, изменение характера дыхания, и, как следствие, обновление восприятия.

Это значит видеть новым, свежим взглядом. А это уже духовный и мировозренческий аспект учения.

Не привязываться к тому, что уже в прошлом.

Ведь актуальным является только настоящий момент.

Поэтому Перезагрузка на уровне ума и на духовном уровнях должна происходить постоянно. Чтобы это не было голословным, этому нужно учиться, действовать. Учиться не глядя в текст с умными мыслями, а учиться в процессе практики, выполняя реальные действия. В этом суть метода Перезагрузки.

В: Не могли бы вы еще немного рассказать о результатах, которые может дать занятия йогой?

Результат проявляется сразу же, как только вы оказались на йоговском коврике! Ведь и ваше тело, и ум переключились на совершенно другой вид деятельности! И тут включается механизм перезагрузки и обновления! Тело получает новую энергию, ум получает новую энергию!

Но все дело в правильной организации этого процесса. Если заниматься с нарушением базовых принципов, то занятия йогой могут обернуться новым напряжением, новой усталостью, новым разочарованием! Но в результате правильной практики у вас сформируется более гибкое, более координированное, более целостное тело. Более экономичное дыхание. И более внимательное отношение к различным аспектам жизни.

В: Насколько я понял это занимает немало времени. Скажите, а как долго и как часто надо ходить на йогу, чтобы почувствовать результаты.

Результат появляется мгновенно, как только вы начали практиковать! Насчет того, как долго нужно ходить на йогу, ответ такой — всю жизнь! Это не шутка и не образное выражение. Любой достигнутый результат завтра становится устаревшим. Вчерашнее знание не работает в изменившихся условиях! Тем более, что меняются не только внешние обстоятельства, но и наша психика.

В: Что бы вы могли порекомендовать тем людям, которые только хотят начать заниматься йогой?

Я хотел бы порекомендовать им набраться терпения в поиске приемлемой для их состояния здоровья практики. И знать, что вполне может быть, что организм начнет протестовать против непривычной нагрузки.

Нужно время, чтобы  адаптироваться к новому виду деятельности. Обычное дело, когда человек понимает важность занятий йогой, но не может преодолеть начальный дискомфорт от непривычной и непонятной нагрузки и бросает занятия. Объясняя это тем, что йога ему не подходит или что он (она) слишком стар для этой гимнастики.

Я уверен, что йогой можно заниматься в любом возрасте и в любом состоянии здоровья (вне обострения хронических заболеваний).

Вопрос только в грамотной практике.

Оптимальная схема такая — начать ходить в зал 1-2 раза в неделю. Заниматься, как я советую, в пол-силы, стараясь выполнять рекомендуемые действия максимально правильно, не доводя позы до экстремальных положений. Запомнить правильное выполнение самых простых и доступных поз и выполнять их каждый день в качестве разминки и утренней гимнастики. Это облегчит адаптацию. Очень хорошо взять индивидуальный урок,чтобы прояснить нюансы.

Ссылки на занятия йогой, которые ведет Андрей Максименко.

http://www.omyoga.ru/teachers/andrej-maksimenko/31.html

http://www.yoga-ru.ru/?id=66

Комментировать через Facebook

Comment