Лама Сопа Ринпоче. Как работать со стрессовыми состояниями.

В среде людей практикующих Буддизм, а также и другие духовные методы часто можно встретиться с мнением, что медитация автоматически решает многие психологические проблемы, если не устраняет их полностью. И все же, вопреки такому мнению, люди практикующие, возможно даже в гораздо большей степени, чем другие, подвержены деструктивным состояниям. Это могут быть довольно серьезные проблемы, связанные с экзистенциальными кризисами, в результате чего могут развиваться стрессы, фобии и даже депрессии.

Почему же так происходит? Ведь занятие подобными вещами, вроде бы должны приводить человека к психологическому благополучию или даже к состоянию безусловного счастья, а ведь это часто считается само собой разумеющимся. 

Дело в том, что любая духовная практика, если только в ее основе не лежат иллюзиии, связана с глубокими внутренними переменами в сознании практикующего. И когда такие перемены начинают реально происходить, в психике человека меняется очень многое. На сознательном уровне меняется отношение к социуму, к отношениям,  к самому себе, меняется мотивация, схемы принятия решений, поведение.

Но перемены происходят не только  на поверхностном уровне. Практика может спонтанно восстановить контакт с бессознательным, который нарушен у абсолютного большинства людей. В результате можно столкнуться с довольно неприятными эмоциональными состояниями, которые легко могут быть интерпретированы, как проблемы самой духовной практики. 

В этом случае человек может оказаться в незавидной ситуации, когда он начинает испытывать куда больше страданий, чем было до того, когда он только начинал заниматься медитацией.

В принципе это является нормальным и даже более, это косвенно может означать, что метод работает и приносит результаты. Однако, даже при наличии понимания проблемы, внезапно вырвавшееся на волю содержимое бессознательного может натворить много бед, и главная из них, когда сильный психологический дискомфорт делает трудным или даже невозможным дальнейшую работу над собой.

К сожалению, в рамках духовных общин такие явления, как правило, не обсуждаются, и причина этого часто лежит в том, что многие практикующие традиционно считают, что такого просто не должно быть. Если же они все таки начинают испытывать сильный психологический дискомфорт, то винят в этом себя и думают, что это происходит только с ними, а с другими участниками общины все в порядке.

Другая причина молчания заключается, как ни странно, в духовных учителях, которые с подобными состояниями просто не знакомы, ведь многие из них никогда не жили в социуме и начинали свою сознательную жизнь в монастыре.

В такой ситуации тем более ценно, когда известные мастера иногда высказывается на эту тему и дают в наставлениях советы — что делать когда в процессе практики приходят трудные состояния.

Наставление Ламы Сопа Ринпоче — что делать со стрессом и депрессиями.

Те внешние обстоятельства, в которых вынужден существовать человек, являются источником многих проблем и могут вызвать стрессовые состояния, мешающие плодотворной практике. Например, это страх потерять человека к которому испытываешь привязанность, потерпеть неудачу в бизнесе, потерять работу. Это страх заболеть, страх не получить желаемого, страх того, что в будущем все может пойти наперекосяк и множество других вещей, которые непременно заботят вас, когда желания сосредоточены исключительно на том, чтобы непременно получить счастье и благополучие в этой жизни.

И все это, ни что иное как, постоянное беспокойство не получить то удовольствие, которое вы ищите для себя. В этом нет ничего странного, ведь это свойство нашего озабоченного и неудовлетворенного ума — вечно искать себе все новые развлечения.

И это же его свойство — одна из главных причин наших страданий.

Как же можно справится с этим?

Один из основных методов — более позитивный взгляд на мир, а в частности, позитивный взгляд на свои проблемы. И если вам действительно удалось взглянуть на свои невзгоды с такой точки зрения, то это уже само по себе медитация, которая непременно изменит ваш ум и сделает его более спокойным и счастливым. Глядя на свои проблемы, как на преимущество, вы автоматически освобождаете и свой ум от тревог и расслабляете свое сердце.

Другой прием, который вы можете попробовать, это представление о том, что вы испытываете проблемы от лица других людей. Это медитация сострадания, когда вы представляете, что вы один переживаете страдания бесчисленного множества людей.

Тогда вы говорите себе: «Я возьму проблемы и страдания этих живых существ на себя, я делаю это  из сострадания, чтобы освободить других».

Такое переживание, будучи искренним, сохранит ваш ум в состоянии счастья и принесет пользу другим людям.

Это особая медитация, основанная на любящей доброте, в ней вы отдаете все, что имеете: ваше тело, ваше счастье, другим людям, а при этом, забираете на себя все страдания мира, включая и ваши собственные. И это очень мощный метод, который непременно поможет вам и другим, но лишь при условии, что не превратится в хитрую уловку вашей личности.

Следующий совет, который я могу дать: когда вы испытываете стресс, вероятно вы пытаетесь сделать слишком много дел, больше, чем можете осилить, в этом случае просто выберите то, что наиболее важно и принесет максимум пользы. Затем выполните дело следующее по степени важности. Такая постановка приоритетов даст вам возможность расслабиться и получить удовлетворение даже при наличии множества незавершенных дел.

Также очень важно размышлять о своих достоинствах. Когда вы считаете, что вы никчемный человек, вы сравниваете себя с вашим идеальным представлением о себе. Естественно, что от такого сравнения вы впадаете в депрессию. Но совершать ошибки естественно. И ошибки имеют хорошие последствия для вас, на них вы учитесь быть более мудрым, более сострадательным, ваш потенциал увеличивается.

Может быть сегодня вы не чувствуйте сострадания к другим, но это вовсе не значит, что вы не способны на это. Любой из вас когда то оказывал помощь другому человеку, вспомните тот момент и порадуйтесь своему поступку.

Так, ощущая то, что вы способны принести радость другим, вы растворяете чувство вины и депрессивное состояние.

Лама Сопа Ринпоче — известный буддийский учитель тибетской махаяской традиции, один из основателей монастыря Копан в Непале, ученик Далай Ламы 14.

27 мая — 3 июня 2017 Ринпоче даст в Москве обширные учения по традиции Кадам и преобразованию ума, подготовке к умиранию, освобождению животных и тантрическое посвящение Будды Медицины. Все подробности и регистрация на http://lamazopa.ru/.

Статьи похожей тематики.

Как духовное бегство становится самым большим препятствием в практике.

Является ли медитация средством от депрессии?

Проблемы духовной практики.

Счастье или страдание, есть ли выбор?

Почему духовная практика не ведет к благополучию?

Комментировать через Facebook

Comment