Яёи Кусама — самая дорогая художница мира, которая живет в психбольнице.

Яёи Кусама 87 лет, но она полна амбициозных планов на будущее, а ее картины давно получили признание во всем мире и продаются за немыслимые деньги. Не так давно ее картина «белый № 28» ушла с аукциона больше чем за семь миллионов долларов. Но Кусама не из тех кто останавливается. «Я еще не все сказала миру, и это еще придет ко мне», говорит журналистам одна из самых известных и дорогих художниц в мире.

Яёи Кусама в Лондоне. 1985 год.

Кусама живет в Токио, ее дом — психиатрическая лечебница, где она вот уже 40 лет находится в качестве пациента. Как и у многих людей страдающих психическими заболеваниями, у нее бессонница и она встает в 3 утра, чтобы, не теряя времени, заняться своими картинами. «В моем уме полно разных картин, я уже конечно очень старая, но все еще их пишу и лучшие из них еще впереди», — объясняет она свое упорство.

С раннего утра и до шести вечера она работает, не вставая со своей инвалидной коляски. Она не инвалид и может ходить, но силы уже не те и ей так удобнее. Она работает сразу на несколько холстов, которые раскиданы в беспорядке на столах и на полу. В ее трехэтажной студии  полно новых работ, многие из которых усыпаны ее любимыми яркими крапинками и горошком. Яёи называет процесс работы над картиной «заглушением себя», творчество это единственное, что устраняет невыносимый шум в голове.

Витрина бутика Louis Vuitton

Яёи Кусама необыкновенно популярна. Напротив ее мастерской скоро откроется новая выставка ее работ, а недалеко от Токио есть музей, посвященный ее искусству. Помимо этого, есть и еще две большие выставки — Вашингтоне и Сиэтле, где представлена ретроспектива ее, более чем 65 летнего, творчества.

Сегодня крапинки Кусама можно встретить везде, от платьев Louis Vuitton, до автобусов в Токио, а ее картины давно распространились по всему миру и регулярно продаются за очередные несколько миллионов, а билеты на ее выставку в Хиршхорне продаются только на определенное время, чтобы избежать столпотворения посетителей.

Токио. 2017.

Но Кусама как ребенок, и ей все время нужно одобрение из внешнего мира. Однажды журналисты брали у нее интервью и спросили, думает ли она, что уже достигла своей цели, на что она с удивлением ответила: «Когда я была еще девочкой, мама не верила, что я смогу рисовать, неужели это правда, что я так богата и знаменита?»

Яёи Кусама родилась в 1929 году в Мацумото — местечке в горах центральной части Японии. Ее семья была довольно обеспеченной, но весьма консервативной, как и многие семьи в Японии. Ее мать ненавидела отца за его бесконечные измены, страшно ревновала и всегда посылала маленькую Яёи шпионить. С тех пор Кусама ненавидит секс и все что с этим связано.

Выставка «Моя вечная душа». Токио. 2017.

В детстве к ней пришли галлюцинации. Кусама рассказывает, что именно тогда она впервые представила, что заговорила с тыквой. Со своими навязчивыми галлюцинациями, которые она называет «шум в голове» она стала справляться, нанося на холст бесконечно повторяющийся узор из цветных крапинок. Поэтому, творчество для Кусама в первую очередь лекарство, а уж потом все остальное.

Еще она винит мать в своей болезни. «Она не разрешала мне быть художницей, выбрасывала мои картины. Хотела чтобы я вышла замуж. А я от всего этого хотела лечь под поезд,- рассказывает художница в одном из интервью. — Так я каждый день вела с ней войну, оттого и повредилась рассудком».

Тем не менее, в 1948 Кусама едет в Киото, где учится в традиционной школе искусств  японской живописи, которую вскоре начинает ненавидеть за консерватизм и бесконечные правила. Еще в Мацумото Кусама попадается книга с иллюстрациями американской художницы Джорджии О Киф, чье творчество поражает девушку до глубины души. Она пишет ей письмо, прикладывая несколько своих работ, удивительно, но она получает ответ.

«Я не могла поверить в свою счастливую судьбу! Эта женщина оказалась так добра, что ответила никому не известной девочке из Японии», — пишет Кусама в своей биографии «Бесконечная сеть».

Выставка в музее современного искусства Уитни. 2012.

В 1957 Кусама получает американскую визу и со своими картинами едет в Америку. По прибытии в Сиэтл она выставляется в небольшой галерее, а затем едет в Нью Йорк, где ее ждет трудное время и разочарования. Кусама живет в страшной бедности, ее творчество не востребовано, она шныряет по помойкам, где собирает отходы, чтобы сварить из них суп. Но она никогда не перестает рисовать. Именно в это время она пишет целую серию работ «Бесконечная сеть» покрывая мелким повторяющимся орнаментом огромные полотна холста, так один из них был не менее 10 метров в длину.

Вот как Кусама пишет об этом времени: «Белая сеть, которая окружает черные точки молчаливой смерти на фоне ужасной и беспросветной ночи небытия».

2006 год. Токио.

Однако стойкость и амбиции помогают Кусама, и вскоре она знакомится с известными художниками Америки, такими как Марк Ротко и Энди Уорхол, что позволяет ей приобрести некоторую известность и начать участвовать в выставках. Помимо прочего, ей помогает и тот факт, что ее творчество, благодаря своей необузданной эксцентричности, довольно быстро приобретает оттенок скандальности. Кусама ведет себя соответственно, она начинает устраивать на улицах Нью Йорка творческие акции, расписывая голых людей своими цветными горошинами.

Как то в одном из районов города она устраивает акцию, заявив, что ее целью является полное уничтожение бизнесменов с Уолл Стрит… при помощи узора в горошек. Тогда же она начинает проявлять и другой вид творчества, делая нечто вроде инсталляций, она покрывает разные предметы — кресла, лодку, детскую коляску выпуклостями в виде фаллоса, утверждая, что таким способом пытается излечить свою ненависть к сексу.

Но вряд ли такие акции привели ее к цели. Кусама по-прежнему отвергает секс, так не разу и не выйдя замуж. Вот как она описывает свои отношения с художником Джозефом Корнеллом: «Он импотент, а я ненавижу секс и мне кажется, что мы прекрасно подходим друг другу»!

Выставка «Моя вечная душа». Токио. 2017.

На пике своей известности Кусама, в качестве протеста против вьетнамской войны устраивает очередную скандальную акцию, она пишет письмо президенту Никсону, где предлагает ему секс в обмен на окончание войны. «Мы переспим, а потом украсим друг друга узором в горошек», — говорит она в письме. Это письмо приобретает известность, а вместе с этим ее скандальная слава достигает консервативной Японии, где она немедленно удостаивается титула «национальное бедствие», а ее мать отказывается от дочери, заявляя журналистам, что уж лучше бы она умерла в детстве, чем стала бы таким источником позора для семьи.

Инсталляция. Москва 2015.

В начале 70-х, слава Кусама в Америке идет к закату, а вместе с ней заканчиваются и деньги на жизнь. Она возвращается в Японию и добровольно «сдается» в ту самую «психушку», где пребывает в забвении до 1989 года, когда центр искусств в Нью Йорке устраивает выставку ее картин. С этого момента интерес к искусству Кусама вновь возвращается. В 1993 и 1998 годах происходят крупные выставки ее работ, а в 2000-х, ее ждет настоящее возрождение, именно тогда проводятся крупнейшие выставки, привлекающие целые толпы поклонников и покупателей ее картин.

Витрина бутика Louis Vuitton

Но и сегодня Яёи Кусама не собирается останавливаться. Она думает о смерти и продолжает покрывать холсты своим бесконечным орнаментом.

«Я не могу сказать, как долго меня будут помнить после моей смерти. Уже есть целое поколение художников, которое следует за мной. И для меня будет честью, если люди будут по-прежнему тронуты моими картинами».

Комментировать через Facebook

Comment