Кодо Саваки. Просто есть эту рисовую кашу.

Кодо Саваки Роси (1880-1965), один из известнейших учителей Дзен ХХ века, прозванный за свое пристрастие к постоянным путешествиям «бездомным Кодо». Далее представлены некоторые из изречений Учителя.

У никчемной личности любое желание исчезает, если на то, что она делает, никто не обращает внимания. Но стоит только посмотреть — и вот человек уже готов прыгнуть в горящее пламя.

В нашем мире каждый, у кого есть деньги или связи, немедленно напускает на себя важный вид и выглядит, словно павлин. Как если бы вы попытались приправить невкусную еду пустой чашкой… Так мир теряет из виду самих людей.

Идти по пути Будды — значит не смотреть в сторону, а быть единым со своим действием. Это и есть самадхи. Человек ест не для того, чтобы срать, и он срет не для того, чтобы произвести удобрение. Но это не мешает людям свято верить, что ребенок идет в школу для того, чтобы потом попасть в университет, а потом, выучившись, получить хорошую должность.

Каждый посажен на свой поводок. Если сосед ест жареный картофель, то и ты хочешь жареный картофель. Кто-то сосет конфету, и ты тоже хочешь конфету. Твой сосед свистит в свисток, и ты тоже причитаешь: «Мама купи мне свисток!»

Нет ничего особенного в том, чтобы быть героем, когда ты окружен героями. Вор-отец воспитывает сына: «Если ты немедленно не прекратишь быть возмутительно честным, то тебе не стать хорошим вором, как я. Нашим друзьям-ворам стыдно за тебя.»

Психология толпы — удивительная вещь. Если ты не понимаешь, о чем речь, то просто веди себя тихо и не высовывайся. Но вместо этого ты сидишь вместе с такими же невеждами, как и ты. Воистину наш мир состоит из людей, которые потеряли свое я.

Человек делает все, чтобы его хвалили, и бегает за теми, кого хвалят. Но он никогда не становится самим собой. Вас похвалили? Как же это скучно!

Люди так любят говорить о «здравом смысле», но кто знает, что это? Разве это не означает мыслить, как другие? Так, как диктует нам безумная толпа.

Дело не в том, кто из вас прав. Вы просто смотрите на одно и то же с разных сторон.

Никто не отвечает за то, что тебе плохо. Ты всегда сам разжигаешь костер под своей задницей. И почему никто не хочет просто взглянуть за пределы своего крошечного ума?

Как только ты раскроешь глаза широко и узришь Дхарму, то немедленно поймешь, что ни одна вещь в действительности не существует. И даже никчемный невежда узнает единое, когда его истинная природа пробуждается.

Все начинается со слова «я». А все, что за этим — иллюзия.

Родители упрекают упрямого ребенка: «Он ничего не хочет понимать!» Есть ли понимание у самих родителей? Все глубоко сидят во тьме невежества.

Когда радость, злоба, горе и счастье утихают, вдруг оказывается, что не осталось ничего, что мы должны сделать.

Странно, что почти никто не задумывается о собственной жизни, мы носим в себе то, чем мы не являемся, что-то чужое, и успокаиваем себя тем, что у других людей жизнь идет похоже. Мы уверены, что просто обязаны быть похожими на других. Я называю это «безумие толпы». Но когда наступает сатори, мы вдруг начинаем создавать себя сами. Мы просыпаемся от оков безумного общества.

Никто даже не посмотрит за пределы себя. Каждый верит в то, что его жизнь несет в себе какой-то смысл, но при этом люди поступают как ласточки: самцы собирают еду, а самки высиживают яйца. 

Это вам не ерунда родиться человеком. И очень жаль, когда люди болеют, жалуются, что нет денег, теряют голову от влюбленности, а потом убиваются, что их бросили. И так все время. Но если ты родился человеком, то почему бы не вести жизнь, действительно достойную человека?

Тот, кто и вправду познал природу вещей, не даст обмануть себя миражам и карме. Те же, кто не понимает, ищут все новых развлечений: они то влюбятся, то нажрутся, а иногда читают книги и занимаются спортом. Но если мы строим жизнь, обманывая самих себя, то мы проживаем то, что очень далеко от реальности. Это означает идти нетвердым шагом по лживому пути. Во всем мире люди не знают куда деть себя от скуки, потому-то все кончается у всех одинаково: «Направо! Налево! Смирно! Маршировать в ногу!» — и вновь как дети дерутся за свои игрушки. Вся жизнь проходит в бесконечном соревновании, и каждому лишь кажется, что где-то есть цель. Но на самом деле там никого ничего не ждет, кроме могилы. Секрет же истинного покоя в понимании природы вещей, только тогда исчезает граница между нами и вселенной.

Каждый бежит за своей кармой. Воистину она водит всех за нос: увидел красивую девушку — потерял голову, увидел кучу денег — и давай работать не жалея сил. Мелочи все время управляют людьми, но не дать карме управлять нами означает действовать, прежде чем время начнет отсчитывать свой ход.

Посмотри на великих героев востока и запада, прошлого и настоящего — и сильные, и слабые, они дергаются одинаково и лишь для того, чтобы в итоге умереть. Они растрачивают все свои силы в погоне за фантомом, который в итоге стоит им самой жизни.

Если речь на идет о победах и поражениях, любви или ненависти, богатстве или бедности, то человек на все смотрит тусклыми глазами.

В дзадзен нет развлечений. А никчемные люди всю жизнь ищут их: спорт, азартные игры, соревнования… Почему это так популярно? Это неопределенность между выиграть и проиграть. Ты все время ищешь острую приправу к своему сознанию, и по этой причине Дхарма кажется тебе пресной.

Ты заблуждаешься, когда думаешь, что мир, как он тебе видится, и есть реальность. Каждый видит через призму своей кармы. Даже кошка видит все по-другому… а что думает микроб? Видимо, совсем не о том, о чем думаю я. У микроба совсем другое мировоззрение, другие взгляды на жизнь. Но истинный мир появится не раньше, чем мы покончим со своими кармическими взглядами. Стоит тебе открыть свой рот, и вот ты уже выставляешь напоказ свои иллюзии. Ум болвана — это его рот, а рот мудреца есть истинный ум.

Хорошо бы каждому быть естественным, но даже это человек пытается запихнуть в узкие рамки. И поскольку у каждого эти рамки свои, то никто и никогда не может найти общий язык друг с другом.

Если бы ты был хоть немного мудрее, то ясно увидел бы, что вокруг нет ничего, стоящего волнения. Но люди поднимают так много шума вокруг детских игрушек.

Каждый говорит о реальности, но реальность — это сон. Войны, потрясения, революции — мы просто поворачиваемся с одного бока на другой. Вот когда человек умрет, то увидит сон как сон. А тот, кто не смог разобраться со своим сновидением за всю жизнь, тот никчемный человек.

Я как-то научил говорить своего попугая: «У меня все хорошо, у меня всю отлично!» Однажды рядом с ним упала лампа и загорелась. Хлопая крыльями, попугай произнес свои последние слова: «У меня все хорошо! Все отлично!»

Ты не можешь держать себя под контролем. Лишь тогда ты полностью являешься собой, когда отпускаешь контроль, сдаваясь на милость вселенной.

Только не выдуманное мною «я» является истинным.

«Не-я» — это не потеря себя. Это обретение единства со вселенной.

Ты являешься и вселенной, и собой одновременно. Именно об этом и идет речь в Сутре Лотоса: «Есть только Дхарма одной колесницы, не двух и не трех».

Если есть факт, к чему слова? Без опоры на реальность они лишь пустышка. Когда есть содержание, они не нужны.

Рыба не говорит: «Я пересекла все море», птица не говорит: «Я пролетела через все небо». Рыба просто плывет, а птица летит в небе. И кит, и сельдь просто плывут в океане. Тут дело не в количестве, а в качестве. Так, радиус действия человека не больше метра, но он все равно действует во всей вселенной.

Истинная дхарма — вечность, растворенная в каждом мгновении.

Главное в каждом деле — завершать его до конца. Каждое потерянное мгновение делает тебя мертвецом.

Просто есть эту рисовую кашу. В этом «просто есть» нет ничего высокого или низкого, умного или глупого. Нет иллюзии и нет просветления. Просто делать что-то и есть самая суть путь Будды, и это именно то, чего так не хочет понять весь мир.

Человек страдает от иллюзий. Но если мы говорим о том, чтобы спасти всех живых существ, то сначала мы должны полностью пересмотреть свой взгляд на мир. И в основе этого не должно быть сомнений. Смотреть на мир, не допуская сомнений, и означает смотреть глазами Будды.

Комментировать через Facebook

Comment