Перейти к содержимому

Образ Дракона в Дзен Буддизме

Сегодня я хотела бы начать рассказ о том, какое место занимает образ дракона в Дзэн, почему так часто в монастырях Дзэн мы можем встретить его изображение. Стоит отметить, что дальневосточные драконы имеют целый ряд отличий по сравнению с европейскими драконами. Хотя драконы страшные и могущественные, но так же они считаются справедливыми, доброжелательными и приносящими богатство и удачу.

Дракон в дальневосточной традиции в первую очередь благопожелательный символ. Дальневосточный дракон не имеет крыльев, хотя он может летать, его стихия вода, он не извергает огонь. Дракон также считается способным изменять свою внешность и может, принимая человеческую форму, общаться с людьми.

В Китае образ дракона присутствовал в мифологии задолго до прихода буддизма, но к 9 веку н.э. дракон был включен в буддийскую иконографию в качестве защитника Будды и буддийского Учения. В таком же качестве он появляется и в японском буддизме. В Китае и Японии иероглиф «дракон» (龍, яп. рю:) часто используется в названиях храмов и монастырей, а изображения драконов украшают многие храмовые структуры. В большинстве крупных японских храмов Дзэн изображение дракона украшает потолок павильона Хондо. В Хондо обычно проводятся основные церемонии. Многие из таких изображений сейчас являются произведениями искусства, находящимися под особой охраной государства.

На иллюстрации: роспись потолка в храме Тэнрюдзи (天龍寺, “Храм Небесного Дракона”), Киото. Храм Тэнрюдзи является главным храмом ветви Тэнрюдзи в школе Риндзай, храм является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эта потолочная роспись была создана в 1899 году и восстановлена ​​в 1997 году. Она составляет около 18 метров в поперечнике. Дракон изображен на японской бумаге, прикрепленной к потолку. (Фото из каталога храма Тэнрюдзи).

В школе Дзэн важное место занимает легенда “Кои-но Такинобори” (дословно: “Подъем карпа по водопаду”) о том, как карп, поднимается вверх по водопаду или перепрыгивает из одного водоема в другой, находящийся выше в горах, пройдя три порога или три водоема, он проходит через то, что зовется “Драконьи врата”, и карп превращается в дракона. Эта история говорит о том, что такие качества, как мужество, усердие и настойчивость, являются необходимыми на пути к Пробуждению. Как мы можем видеть, здесь, дракон символизирует духовное пробуждение.

Во монастырях Дзэн, если позволяет территория и ландшафт, можно видеть три водоема, которые располагаются на разной высоте, их расположение отсылает нас к вышеупомянутой истории и напоминает о том, какие усилия нужно прикладывать, чтобы выйти за пределы своих заблуждений и пережить пробуждение.

В Согэндзи тоже есть три таких пруда, обычно мы видим на фотографиях только один из них, самый красивый и ухоженный, и в нем, кстати, живет много карпов кои.

На первой фотографии — свиток, изображающий прыгающего карпа кои.
На второй — изображение дракона в храме Мёсиндзи, автор Кано Таню.

Кано Танъю и живой дракон

Все в Японии знают великого художника Кано Танъю (狩野 探幽, 1602 – 1674), чьи работы и сейчас представлены в монастыре Мёсиндзи. Вот история о том, как было создано изображение великого дракона на потолке главного павильона монастыря. Этот шедевр, созданный художником, сейчас признан одним из сокровищ мирового искусства. Наставником, обучавшим дзэн в Мёсиндзи во времена Кано Танъю, был известный наставник дзэн Гудо Тосёку дзэндзи, знаменитый учитель императора. Гудо дзэндзи слышал, что драконы, нарисованные Танъю, были настолько реалистичными, что, когда однажды упал потолок, где был изображен дракон кисти Танъю, люди посчитали, что это случилось из-за взмаха хвоста дракона. Когда обсуждался проект потолка с изображением дракона в Мёсиндзи, Гудо дзэндзи пошел домой к художнику и сказал: “Для этого особого случая я особенно хочу получить изображение дракона, созданное с живого дракона”.

Кано Танъю

Естественно, художник был вынужден пойти на попятную и ответил: “Этого я никак не мог ожидать. На самом деле, к своему стыду, я должен признать, что никогда не видел живого дракона”, — и отказался от поручения. Но Наставник дзэн, как бы то ни было, согласился, что неразумно ожидать того, что художник, никогда не видевший живого дракона, сможет нарисовать его с натуры, но попросил художника попробовать посмотреть на живого дракона, как только предоставится такая возможность. На что художник изумленно воскликнул: “А где можно увидеть живого дракона? Где они обитают?”.

“О, это совсем несложно. У меня они есть в огромном количестве. Приходи, посмотри и нарисуй!”, — ответил наставник.

Танъю радостно отправился с учителем и, когда они пришли в монастырь, спросил: “Хорошо, я тут, чтобы увидеть драконов. Где они?”.

Учитель, позволив тому обвести взглядом всю комнату, ответил: “Их здесь предостаточно, ты их не видишь? Какая жалость!”.

Художник был переполнен сожалением и, в итоге, провел следующие два года с Гудо Тосёку дзэндзи, усердно практикуя дзэн.

Однажды, что-то произошло, и он в волнении поспешил к учителю, говоря: “Вашей милостью, я смог сегодня увидеть живого дракона во плоти!!!”. “О, в самом деле? Хорошо. Но, скажи-ка мне, как звучал его рев?”.

И от этого вопроса художник вновь почувствовал смятение и еще один год провел, глубоко погруженный в духовную практику. То, что он нарисовал в конце третьего года, был дракон Мёсиндзи, выдающийся шедевр в истории искусств, отличающийся своей безупречной техникой, но, что намного важнее, жизнью, которую мастер вдохнул в него. Он выглядит так, как если бы он воплощал саму великую Жизнь, охватывающую небо и землю, вселенную и человека. Это проникновение насквозь к той реальности, ради которой мастер Танъю на протяжении трех лет проливал кровь своего сердца.

Автор статьи Анна Платунова —

руководитель московской дзен буддийской сангхи Itteki Roko Zendo

 

Яндекс.Метрика