Теория личности Ассаджиоли

теория личности ассаджиоли роберто

В предыдущей статье посвященной биографии Роберто Ассаджиоли мы уже затронули вскользь его учение, которое называется психосинтез.

Это учение представляет из себя не только и не сколько психологическую концепцию, но также и целостную систему по работе с клиентом, предусматривающую поэтапное продвижение индивида по пути к главной цели — самореализации личности и последующего духовного пробуждения.

Система представляет из себя совершенно оригинальную авторскую методику, которая разрабатывалась и совершенствовалась Ассаджиоли на протяжении всей его жизни. Однако, так или иначе, автор неоднократно делал акцент на важности понимания истоков своего метода, которые послужили основой для идей, которые вылились в систему под названием психосинтез.

В данной статье этот момент можно было бы оставить и без внимания, если бы не исключительная важность этих, указанных самим ученым истоков его теории, в контексте понимания того, почему теория и практика психосинтеза именно такова, какой мы ее видим на сегодняшний день. Говоря по-другому, чтобы понять логику психосинтеза важно понять, что послужило его источником.

Именно по этой причине эти источники, со слов самого Ассаджиоли, будут указаны здесь.

Истоки оказавшие влияние на появление учения психосинтез.

1. Психосоматическая медицина. Эта область знания с определенностью показала наличие связи между психологическим состоянием индивида и многими органическими заболеваниями.

2. Психология религий. Наука, которая в принципе оказала огромное влияние, не только на Ассаджиоли, но и на развитие целой области психологии, а именно трансперсональной психологии, главные идеи которой базируются на целях, которые преследуют традиционные религиозные методы и практики, а именно, на идее необходимости глубинной трансформации личности для получения высшего ( «пикового» по Маслоу) переживания или мистического откровения.

3. Исследования так называемых сверхсознательных явлений человеческой психики, под которыми понимаются ввиду такие явления, как интуиция, мгновенные озарения, творчество, человеческие сверхспособности или гениальность. В разное время такими исследованиями занимались Абрахам Маслоу, Успенский, Юнг, Холл и многие другие ученые-психологи.

4. Исследования необычных проявлений психической деятельности, таких как ясновидение, телепатия, материалы о полесмертных переживаниях, необычных психофизических способностей и т.п. Этими исследованиями занимались ученые Майерс, Джемс, Лодж и другие.

5. Исследования психологии востока и его древних эзотерических учений на которых эта психология была построена.

6. Холистический подход к личности. Идея изучения человека с позиций целостности изначально были выдвинуты в труде Яна Шмутца «Холизм и Эволюция» и была позже принята «на вооружение» идеологами гуманистической психологии, такими как Олпорт, Маслоу, Перлз, Ангьял и др. Более подробно о холистическом подходе читайте в статье о гуманистической психологии.

7. Межличностная социальная психология и психиатрия.

8. Так называемые «активные методики» развития личности и коррекции психических состояний человека — гипноз, аутогенные тренинги, методы внушения и самовнушения, рациональная терапия Эллиса, психодрама, медитативные методы и т.п.

Вот неполный список факторов, по мнению самого Ассаджиоли, оказавших наибольшее влияние на появление и развитие его собственных взглядов и мировоззрения, а значит и на психосинтез.

Стоит добавить, что вероятно, важнейшим источником, здесь не указанным, следует назвать и огромный опыт работы самого Роберто Ассаджиоли в области психиатрии, психологии и консультирования клиентов, а также его личный опыт медитаций и измененных состояний сознания, без чего, вероятнее всего не состоялось бы никакого психосинтеза.

Теория личности в психосинтезе.

Обычно, сама по себе теория личности так или иначе присутствует в любой психологической теории и является той идейной базой на которой работает сам метод, чаще всего ориентированный на изменение психологического состояния человека с целью его улучшения.

Значение теории личности для психосинтеза.

Как правило, сама по себе теория, не играет такой уж значимой роли в психотерапии, а служит лишь иллюстрацией, а в некоторых случаях вспомогательным наглядным пособием для клиента, которому можно время от времени демонстрировать его для пущей убедительности, примерно так же, как это иногда делают врачи на приемах, показывая пациенту анатомическую модель человеческого тела. И такой подход совершенно оправдан, ведь водителю совершенно не нужно знать как работает двигатель машины, если она и так хорошо везет его в нужном направлении.

Однако, в случае с психосинтезом все обстоит совсем не так, и теория личности здесь играет куда большое значение.
Причина этого заключается в том, что для этого направления исключительно важно формирование воли человека к переменам, ибо они и являются краеугольным камнем, а также залогом успешности терапии.

Дело в том, что работа с психикой человека в психосинтезе не ограничивается незначительными переменами в нем, и простой коррекцией психологического состояния (это лишь один из подготовительных этапов в движении человека к конечной цели). Конечная задача психосинтеза это, ни много ни мало, постижение личностью своего истинного Я, и последующее формирование человека совершенно новой формации, и даже в своем минимуме это все равно самоактуализация индивида, примерно в том контексте о котором говорят сторонники гуманистического направления.
Поэтому, в контексте таких задач, знание и понимание происходящего со стороны клиента является совершенно желательным и даже обязательным, ибо само понимание и принятие основной идеи Ассаджиоли может стать мощным стимулом к развитию и психологической работе.

И то, как вера вдохновляет последователя религиозного культа в его стремлении к совершенству, так и знание клиентом того, кем он может стать, вдохновляет его и служит существенным подспорьем в рутине довольно долгой и монотонной работы над собой.

Комментировать через Facebook

Comment

Добавить комментарий