Расстройства личности в психологии.

Данная статья не претендует на исчерпывающее изложение темы и предназначена для студентов, изучающих психологию в рамках переквалификации, на базе первичного высшего образования, а также для тех, кто только интересуется психологией.

Само наличие понятия «расстройство личности» предполагает, что существует его противоположность — некая норма. И здесь мы сталкиваемся напрямую с необходимостью очертить границы того, что мы могли бы считать, хотя бы условно, психологической нормой или психологическим здоровьем человека. Однако здесь мы сталкиваемся с очевидной трудностью, а именно — с отсутствием понятия того, что является нормальным в виде четкого определения.

И в этом нет ничего странного или необычного, ведь само понимание того, что является нормальным, а что нет, очевидно, весьма вариативно и зависит от множества факторов, большинство из которых являются субъективными.

Даже оценивая вполне традиционный подход, мы сталкиваемся с тем, что с медицинской точки зрения (психиатрия) психологическое здоровье оценивается, фактически, как отсутствие психических отклонений в настоящем времени и как низкая вероятность их возникновения в будущем (психологически здоров тот, кто не болен, и не более).

Оценки психологического здоровья с точки зрения психологии также не вносят большой ясности, в разные времена разные психологические школы давали различные и неизменно расплывчатые определения психологического здоровья (нормы?).

Тем не менее, говоря о личностных отклонениях, а тем более о расстройствах, нам не избежать обращения к какой-то точке отсчета, которая позволит нам задать, пусть и расплывчатые, критерии личности, которые могут (весьма условно) считаться психологической нормой.

Что и кто определяет «нормальность» личности?

В первую очередь нам стоит задаться вопросом, какие факторы, если и не определяют, то, по крайней мере, оказывают существенное влияние на понимание психологической нормы. Таких факторов, по меньшей мере, два — это сама личность и общество, или социальная среда, в которой эта личность существует.

Социальные стереотипы.

Со стороны общества понятие норма часто диктуется социальными стереотипами, которые определяют грань между нормальным и ненормальным поведением. Однако следует четко понимать всю относительность такого критерия. Данная относительность неизбежно существует по причине того, что разные социальные группы исторически создают свои собственные поведенческие паттерны (психологические программы предписания), порой значительно отличающиеся друг от друга, даже в рамках одной большой социальной структуры, например, если речь идет о людях, принадлежащих к одному государственному образованию. Что уж говорить о различиях в обществах, развивающихся в различных культурно-исторических контекстах.

Таким образом, в каждом специфическом сегменте социума понятие нормы может значительно отличаться. Например, если вы живете в российской глубинке, то для вас совершенно естественным будет знать в лицо и по именам всех своих соседей по дому, тогда как в крупных городах это просто не принято, и даже здороваться с соседом по подъезду вам необязательно, в то время как в провинции это может быть воспринято как невежливое поведение.

Итак, социальный стереотип — наиболее распространенное воззрение среди устойчивой социальной группы на то, как в тех или иных обстоятельствах должен себя вести тот или иной человек, принадлежащий  или не принадлежащий к указанной группе. Эти наборы условных поведенческих предписаний могут распространяются не только на внешние атрибуты поведения членов группы, но и на внутреннее психологическое состояние (как человек должен себя чувствовать, что именно переживать в той или иной ситуации).

Личностный фактор.

Факторы, которые мы уже упомянули выше — это личные нормы человека (поведенческие предписания) по отношению к своей собственной реакции на различные события жизни. Данные предписания дают общие представления о том, что индивид должен чувствовать в тех или иных обстоятельствах и как реагировать (внешнее поведение) на ту или иную ситуацию. Эти личные предписания могут быть более или менее четкими, в зависимости от специфических свойств конкретной личности и культурно исторических особенностей ее развития. Разумеется, на формирование личностных поведенческих стереотипов сильное влияние оказывают предписания специфической социальной среды, в которой существует личность.

Например, если какой-либо человек при виде страданий другого испытывает удовольствие вместо сострадания и желания помочь, то, в большинстве случаев, даже самой личностью это воспринимается как отклонение от нормы и служит причиной для разочарования в себе (я не такой, каким я должен быть, я плохой и т.п.). Даже если такого разочарования не возникает (например, в случае психопатии), то такой индивид все равно, чаще всего, отлично осознает, что его внутренние ощущения не вписываются в рамки социально приемлемых эмоциональных реакций. В приведенном случае причина разочарования собой или понимания своего отклонения от нормы заключается в знании стереотипа, предписывающего нам не только определенное поведение, но и определенные ощущения.

*В психологии существует понятие эмоционального интеллекта, которое тесно связано с вышесказанным. Чем выше эмоциональный интеллект, тем более четко личность понимает, как именно нужно реагировать на те или иные события в рамках социальных предписаний актуального для данной личности социума.

Резюме. Первичным источником понятия «психологическая норма» является как сама личность, так и социальная среда, в которой данная личность существует. Понимание психологической нормы всегда относительно и меняется в зависимости от актуальной социальной среды и специфических свойств конкретной личности.

Какие факторы влияют на понимание психологической нормы.

Существенным фактором является точка отсчета, с которой рассматривается это вопрос. И он может быть рассмотрен трояко: с позиций общества, с позиций самой личности, а также с позиций профессиональных сообществ психологов. Во всех трех случаях важным признаком отклонения от нормы является фрустрация, то есть разочарование от несоответствия собственным ожиданиям и ожиданиям общества. Данная фрустрация (разочарование от поведения) относится как к личности, так и к социуму в целом. Со стороны социума это выражается в виде общественной негативной реакции на поведенческие особенности отдельной личности, данное порицание может носить формальный (реакция официальных органов) или неформальный (реакция близких, соседей, прессы и т.п.) характер. 

Таким образом, именно дискомфорт (разочарование, фрустрация), вызванный конфликтом между социальными ожиданиями личности или (и) общества и реальностью, является тем существенным признаком, который сигнализирует нам о том, что что-то идет не так (не является нормальным).

*Необходимо уточнить, что когда мы говорим о социальных поведенческих предписаниях (социальных стереотипах), мы имеем ввиду, что данные стереотипы приняты в обществе, но не являются продуктом  деятельности и согласия абсолютно всех его членов. Всегда есть немалое количество людей, которые на принимают социальные предписания большинства и отвергают общепринятую норму, которая фактически является «условно общепринятой».

**В контексте данной темы стоит обратить внимание еще и вот на что. Зарождение научных понятий о психологической норме касательно психологического здоровья личности происходит в профессиональной психологической среде, а рожденное психологами понимание психологической нормы, порой, заметно отличается от общепринятого в социуме или в государстве. Эти отличия становятся особенно заметны в условиях традиционалистки ориентированных обществ с авторитарными или тоталитарными типами правления. В таких случаях нередко происходит «обратное влияние» общества и государства на понимание психологической нормы, когда профессиональные психологические нормы вынужденно корректируются в угоду непрофессиональным, но влиятельным социальным, религиозным и государственным кругам. Это означает, что одним из важных факторов в формировании таких норм имеет уровень свободы как психологического сообщества, так и общества в целом.

Мы рассмотрели несколько точек отсчета, с которых может оцениваться состояние личности с точки зрения критерия психологической нормы. Все эти оценки имеют место в реальности и влияют на ситуацию. Нередко принято считать, что только профессиональная оценка с позиций психолога имеет истинное значение и смысл. Однако реальность состоит в том, что понимание нормы определяет целый комплекс факторов, каждый из которых относителен. Я имею ввиду то, что нет никакой отдельно взятой и единственно верной психологической оценки личности с точки зрения нормы. Реальность состоит в том, что нормальность или наоборот ненормальность проявлений личности всегда оценивает общество в целом — соседи, близкие, представители государственных органов, психологи, психиатры, религиозные деятели, а также и сама личность.

Под отклонением во всех случаях подразумевается именно личностное отклонение, общество в данном контексте мы, как правило, не рассматриваем, несмотря на то, что в определенных случаях именно общество и его поведенческие предписания является истинным источником и причиной конфликта.

Исток проблемы с точки зрения психологии.

Важно заметить, что нет никакой проблемы психологической нормы самой по себе. Проблема заключается исключительно в переживании фрустрации, которую может испытывать индивид и (или) общество по причине проявления личностных особенностей индивида и особенностей устройства общества в контексте их взаимодействия. Еще один вариант: человек страдает из-за своих личностных особенностей, и это происходит вне контекста социального взаимодействия. Это значит, что если человек отличается от других людей, но не испытывает при этом психологических проблем, а также не приносит проблем социуму, то нет и причин для беспокойств по поводу отклонений от нормы. 

Но, к сожалению, такая ситуация является большой редкостью, нередко именно социум стигматизирует людей, отличающихся от основной массы, и наделяет их несуществующими чертами, якобы угрожающими другим. Это относится как к людям, не имеющим психологических отклонений от нормы с точки зрения психологического сообщества, так и имеющих таковые. Последняя категория и является предметом дальнейшего обсуждения. Тем не менее, несмотря на то, что в профессиональной среде данная категория оценивается как имеющая известные отклонения от нормы, необходимо понимать всю условность этих границ. Именно по причине исключительной зыбкости этих границ  дать абсолютно однозначное определение, когда кончается акцентуация характера и уже начинается расстройство, довольно затруднительно.

В контексте личностного расстройства (патологии) принято говорить о специфике личности и ее поведенческих тенденциях, которые и приводят к перечисленным выше проблемам (фрустрациям). В общем и целом, именно круг проблем, возникающих у самой личности и ее окружения, является стартовой точкой, когда психолог должен задать себе вопрос — не является ли данные особенности личности расстройством. Важная задача психолога лежит в прогнозировании ситуации, в том, насколько, по его мнению, может усугубиться текущая ситуация или же она останется на прежнем уровне.

Нередко бывает, что проблемы личности связаны с социальной дезинтеграцией личности, то есть с ее неспособностью к нормальным (в общепринятом смысле) социальным отношениям. К сожалению, даже в среде психологов, данная неспособность нередко оценивается именно с точки зрения невыполнения тех самых социальных стереотипов, о которых было сказано выше. Разумеется, не стоит делать вывод о наличии личностного расстройства лишь на этих основаниях.

Далее мы рассматриваем понятие психологической нормы именно в контексте того, как она понимается в профессиональной психологической среде.

Причины личностных расстройств.

Психологические отклонения от нормы, о которых пойдет далее речь, проявляются в тех же областях, что и нормальная психическая деятельность, а именно: в  когнитивной или мыслительной деятельности, в сфере восприятия окружающего мира, в эмоциональных реакциях индивида, в его отношениях с окружающими.

Считается, что если личностные отклонения имеют врожденный характер, то они могут проявляться на протяжении всей жизни человека, однако многие отклонения могут формироваться в период взросления личности, например, в раннем возрасте или в период полового созревания. Причин неврожденных отклонений может быть множество, начиная от заболеваний головного мозга и заканчивая сильными стрессовыми переживаниями, например, вследствие физического или психологического насилия.

Согласно статистическим данным, считается, что в легкой форме примерно у 10 процентов взрослого населения возникают классифицируемые психологические отклонения, которые могут требовать внимания специалиста, известно, что такие отклонения чаще возникают в малообеспеченной среде неблагополучных семей, однако истинные причины, которые способствуют развитию этих отклонений, до конца не выяснены и могут лишь предполагаться в каждом конкретном случае.

В чем проблема личностных патологий. Факторы риска при личностных расстройствах.

Считается, что в силу наличия некоторых индивидуальных особенностей (расстройств), человек более склонен к появлению в его жизни следующих проблем. Например, это может быть повышенная склонность к суициду,  более легкое, чем у обычных людей, формирование наркотической и алкогольной зависимостей, антисоциальное и даже преступное поведение, тяжелые депрессии.

Помимо перечисленного, эти особенности характера могут создавать немало проблем и себе и окружающим, вследствие нарушения социальных контактов, в основном, по причине нарушения устойчивых социально — поведенческих предписаний. В большинстве случаев за необычным поведением не стоит реальной угрозы общественной безопасности, но, несмотря на это, появляется повышенное внимание социума, иррациональные страхи и, как следствие, агрессивное или неприязненное отношение.

В каких-то случаях личностные расстройства могут провоцировать специфические патологии психики, например, шизофрению, обессивно-компульсивное расстройство и т.п.

Симптомы психологических отклонений личности.

С точки зрения симптомов на первый план выходит поведение личности. Первое, на что здесь следует обратить внимание, это поведение, являющееся неадекватным по отношению к появившейся проблеме. Неадекватным оно является по причине того, что не решает проблему, а решает ее лишь частично, а порой даже усугубляет ее.

Такая особенность может стать причиной постоянных проблем в социуме и в семье. Часто сам человек не отдает себе отчета в том, что в его поведении или реакциях на окружающий мир есть что-то, что приводит к этим проблемам. Состояние, при котором индивид не отдает себе отчета в дезадаптивности своего поведения и реакций, приводит к тому, что такие люди практически никогда не обращаются за психологической помощью. И это, несмотря на то, что обычно эти люди недовольны своей жизнью и имеют множество проблем в различных социальных ситуациях.

Часто у таких людей не все в порядке и в том, что касается их внутреннего мира, наблюдаются симптомы в виде расстройств настроения, они испытывают повышенную тревожность, беспокойство, депрессии.

Примеры симптомов при личностных расстройствах:

— негативные чувства, которые присутствуют в виде постоянного фона, например, тревога, ощущение постоянной угрозы, чувства собственной никчемности и ненужности, легко проявляющийся гнев.

— проблемы с контролем отрицательных эмоций.

— постоянное избегание человеческого общества, эмоциональная опустошенность, иногда почти полная безэмоциональность.

— постоянно появляющиеся в жизни человека проблемы с окружением, иногда на фоне неспособности контролировать негативные чувства по отношению к окружающим, что может приводить к агрессивному поведению.

— сложности в отношениях с близкими людьми, особенно часто это проявляется в отношениях с партнером по браку и с детьми.

— полная или частичная утрата контакта с реальностью.

— патологическая лживость, склонность к манипуляциям, преступному поведению, отсутствие эмпатии, жестокость. 

Перечисленные симптомы имеют заметную тенденцию к ухудшению, особенно на фоне стрессовых состояний.

Виды личностных расстройств.

Согласно международному классификатору по психическим расстройствам, расстройства личности подразделяются на три основные группы.

Группа А: эксцентричные патологии — это шизоидное, параноидальное и шизотипическое расстройства.

Группа Б: эмоциональные, театральные нарушения. Сюда относятся истерическое, нарциссическое, пограничное, антисоциальное расстройства.

Группа С: тревожные и панические отклонения, обессивно-компульсивное, зависимое и избегающее расстройства.

Описанные патологии могут присутствовать в одном человеке, тем не менее, как правило, всегда существует одно, наиболее ярко выраженное, по которому и определяется тип психологического отклонения данной личности.

Рассмотрим эти расстройства подробно.

Шизоидный тип патологии.

Человек, страдающий подобным расстройством, часто замкнут, малообщителен, погружен в собственные размышления, фантазии, имеет выраженную склонность к чрезмерному уходу в собственные теории, что служит ему средством избегания эмоционального общения.

Еще одно выраженное свойство данного типа — презрение к социальным установкам и правилам. Шизоидный тип избегает отношений, провоцирующих эмоциональные проявления, поэтому этот типаж выраженно асоциален. Шизоиды вообще избегают любых сильных чувств, они не выражают ни гнева, ни радости, предпочитают уединение.

Параноидальный тип.

Характеристики этой патологии — склонность к чрезмерной подозрительности, недоверию, злопамятности. Такой человек зачастую недоволен своим окружением и многое из того, что происходит вокруг него, принимает на свой счет, причем, он находится в уверенности, что вокруг него плетутся заговоры, люди только и ждут, чтобы ему навредить, во многом склонен видеть угрозу явную или скрытую. Такие люди склонны очень долго помнить обиды и даже спустя много лет способны за них отомстить.

Шизотипический тип.

Данный типаж характеризуют отклонения в когнитивной и эмоциональной сферах, такие люди часто ведут себя эксцентрично и странно, они могут проявлять совершенно неадекватные обстоятельствам эмоции, для них характерны странные теории, навязчивые идеи, они довольно плохо ладят с окружением, в основном, из за своих поведенческих особенностей, которые не принимают другие люди.

Антисоциальный тип.

Название здесь говорит само за себя, эти люди склонны игнорировать социальные нормы и правила, для них характерно испульсивное поведение, они часто настроены агрессивно к окружающим и весьма склонны к конфликтам. Для таких людей окружающий социум всегда виновник всех бед, и на этом фоне антисоциальный тип часто оправдывает свое поведение.

Пограничная патология.

Характерной чертой данного типа является импульсивное поведение, на фоне повышенной тревожности, сильной эмоциональной переменчивости и низкого самоконтроля. Эта личностная патология наиболее среди всех склонна к суицидальному поведению.

Истерическая патология.

Наиболее характерная черта поведения — привлечение внимания окружающих, что часто достигается театрализованным поведением. Этот типаж наиболее подвержен чужому влиянию и очень внушаем. На фоне стремления данного типа быть лучше всех он, тем не менее, очень часто страдает крайней поверхностностью взглядов и эмоциональных проявлений.

Нарциссический типаж.

Нарциссам свойственно убеждение в своей личной исключительности, уникальности и превосходстве над другими. Самооценка их, как правило, чрезмерно завышена, а сами они пребывают в перманентном заблуждении насчет собственной персоны и ее качеств, которые всегда превозносятся буквально до небес. Естественно, что на фоне подобного отношения к себе нарциссический типаж требует соответствующей реакции окружения, им всегда должно восхищаться, неизменно высоко оценивать его успехи и способности. Другого отношения нарциссы не переносят и не прощают, часто человек, не оценивший его, просто перестает для него существовать. Для них характерна чрезмерно болезненная реакция на общественное мнение, которое они стараются держать под личным контролем. При этом для нарциссического типажа все, что не относится к нему лично, фактически не имеет ценности.

Избегающее (тревожное) расстройство.

Данный тип живет под постоянным страхом быть отвергнутым. Для него характерна чрезмерно заниженная самооценка и гиперчувствительность к негативному отношению извне. Чтобы избежать возможных негативных оценок со стороны этот тип избегает социальных отношений, на фоне чего зачастую развиваются черты крайнего индивидуализма и отчуждения от других людей. Данный факт весьма негативно влияет на возможность налаживания нормальной коммуникации с обществом.

Зависимое расстройство.

По сути, это постоянное перекладывание ответственности за себя на других людей. Эти люди постоянно испытывают потребность в поддержке, демонстрируя собственную беспомощность, некомпетентность и несостоятельность.

Обессивно-компульсивная патология.

Осторожность, мнительность, пребывание в постоянных сомнениях и на фоне этого чрезмерное стремление достигнуть во всем совершенства. Характерная черта этого типа — незавершенная деятельность, они настолько привыкли все доводить до совершенства, что часто не могут завершить начатое. Для данного типа характерны постоянные проблемы в межличностных отношениях, ведь они ожидают совершенства и от своего партнера и редко, кто становится достоин их внимания.

Психологическая работа с людьми, страдающими расстройством личности.

Один из ключевых моментов, влияющих на эффективность психологической работы с людьми, страдающими от личностных расстройств — это желание самого человека идти на контакт с терапевтом, что может произойти не ранее, чем человек сам осознает наличие проблемы. По этой причине люди с антисоциальными расстройствами довольно редко попадают к психологу или тем более психотерапевту, поскольку вообще редко признают наличие такой проблемы и не чувствуют дискомфорта от своего поведения. Проблемы в их случаях чаще испытывает их окружение.

Также большое влияние на результат оказывает тип расстройства и степень его интенсивности.

Работать с психологическими расстройствами довольно непросто, это занимает длительное время, в случае, если проблема проявлена с высокой интенсивностью, результат может быть так и не достигнут. В таких случаях может применяться медикаментозное лечение.

Важным фактором является среда, в которой человек живет, особенно его близкие люди, и то, насколько окружение поддерживает человека в попытке решить проблему или же наоборот способствует ее развитию. Этот фактор настолько важен, что зачастую поддержка близких в этом вопросе определяет успешность терапии.

В работе с личностными расстройствами чаще всего используют когнитивно — поведенческие методы, поскольку проблема во многих случаях тесно связана именно с внешними проявлениями человека в социуме, при этом большую пользу приносят групповые тренинги, поскольку именно они способны эффективно моделировать межличностную коммуникацию и вырабатывать навыки более эффективного общения.

Комментировать через Facebook

Comment