Гештальт подход Фрица Перлза

  • Фриц Перлз — основатель метода.
  • Теоретические основы метода гештальт терапии.
  • Природа человека.
  • Голод и агрессия.
  • Развитие личности.
  • Природа психологических проблем личности.

Фриц Перлз

Фриц Перлз.

Основателем метода гештальт — терапия считается Фриц Саломон Перлз (1893-1970).
Его базовым образованием был психоанализ и долгое время Перлз практиковал именно его. Началом истории гештальт — терапии можно считать появление книги «Эго, голод и агрессия» (1942), в которой представлено довольно радикальное переосмысление теории Зигмунда Фрейда — основателя психоанализа.

Отличительные черты гештальт терапии.

Несмотря на то, что сам Фриц Перлз считал, что теория построена на базе психоанализа, вполне очевидно, что на его детище оказало влияние множество различных подходов к психотерапии, а также, философия экзистенциализма и идеи течений — Дзен Буддизм и Даосизм. Так, автор делал очевидный акцент на потоке непосредственных переживаний индивида («здесь и сейчас») — мыслях и чувствах, а также декларировал личную ответственность человека за состояние его собственного сознания.

Отличительными чертами гештальт метода стало смещение акцента в отношении построения важнейших вопросов психотерапии с вопроса «почему» на вопросы «что» и «как».
Это, казалось бы незначительное изменение, оказало огромное влияние на ход самого процесса, потому что в таком ракурсе личная история клиента отходила на второй план, а самым важным становилось его актуальное переживание в настоящем.
Исходя из этого факта, нетрудно понять, что это коренным образом меняло весь подход к работе психолога.

Несмотря на то, что Перлз оставил довольно много трудов, посвященных методу, ни в одном из них не содержится сколь-нибудь систематического изложения материала, так, чтобы его можно было бы назвать учебником по гештальт-терапии. Этот, казалось бы странный факт, тем не менее, вполне вписывается в концепцию автора, который всегда считал, что единственный путь к пониманию метода гештальт-терапии, это его практический опыт по его освоению. Именно поэтому, многие из его трудов содержат большое количество описаний, именно методик и работы непосредственно с клиентами, но редко, их теоретические обоснования.

Так или иначе, но после смерти Перлза в 1970 году, его последователи сделали попытку заполнить этот пробел, выпустив книгу-руководство под названием «Интегрированная гештальт терапия» (Э. Полстер, М. Полстер, 1973).
Именно на основе этих данных и излагается теоретическое обоснование метода, которое, вне всякого сомнения, необходимо.

Теория гештальт-терапии.

Центральным понятием метода является, собственно, концепция фигуры-фона, что и отражает термин «гештальт», который в переводе с немецкого означает «целое, интеграцию, форму, стереотип».
Эта концепция являлась также основной и в понимании Перлзом другой важной части его теории — обосновании важной цепочки потребность-удовлетворение, откуда вытекала и идея самоактуализации, снискавшая себе большую популярность в 50-60 годах прошлого столетия и ставшая одной из основ гуманистического метода терапии.

Главной подоплекой идеи Ф. Перлза было его отношение к личности, как к единому целому и последовательный отказ от концепций дуализма психической и материальной реальностей, мыслей и чувств, а также поведения человека. Нетрудно заметить, что такой же поход лежит в основе философии холизма.

Исходя из такого отношения к личности, естественным следствием было представление о том, что люди отнюдь не находятся полностью под влиянием внешних обстоятельств и обстоятельств своей личной истории, а значит, вполне могут играть определяющую роль в своем состоянии и поведении, то есть нести полную ответственность за события своей жизни и ее качество. Отсюда вытекала и гуманистическая концепция актуализации, провозглашающая свободу выбора, использования личного потенциала и воли к переменам, лежащих в основе трансформации личности.
Вторым важным следствием было уже упомянутое отношение к тому, что лежало в основе сущности человеческой личности, которое определялось отныне вопросом «как», а не «почему».

Комментировать через Facebook

Comment

Добавить комментарий