Перейти к содержимому

Гештальт подход Фрица Перлза

  • Фриц Перлз — основатель метода.
  • Теоретические основы метода гештальт терапии.
  • Природа человека.
  • Голод и агрессия.
  • Развитие личности.
  • Природа психологических проблем личности.

Фриц Перлз

Фриц Перлз

Основателем метода гештальт — терапия считается Фриц Саломон Перлз (1893-1970).
Его базовым образованием был психоанализ и долгое время Перлз практиковал именно его. Началом истории гештальт — терапии можно считать появление книги «Эго, голод и агрессия» (1942), в которой представлено довольно радикальное переосмысление теории Зигмунда Фрейда — основателя психоанализа.

Отличительные черты гештальт терапии

Несмотря на то, что сам Фриц Перлз считал, что теория построена на базе психоанализа, вполне очевидно, что на его детище оказало влияние множество различных подходов к психотерапии, а также, философия экзистенциализма и идеи течений — Дзэн Буддизм и Даосизм. Так автор делал очевидный акцент на потоке непосредственных переживаний индивида («здесь и сейчас») — мыслях и чувствах, а также декларировал личную ответственность человека за состояние его собственного сознания.

Отличительными чертами гештальт метода стало смещение акцента в отношении построения важнейших вопросов психотерапии с вопроса «почему, на вопросы «что» и «как».

Это, казалось бы незначительное изменение, оказало огромное влияние на ход самого процесса, потому, что в таком ракурсе личная история клиента отходила на второй план, а самым важным становилось его актуальное переживание в настоящем. Отсюда нетрудно понять, что это коренным образом меняло психоаналитический подход к работе психолога.

Несмотря на то, что Перлз оставил довольно много трудов посвященных методу, ни в одном из них не содержится сколь-нибудь систематического изложения материала — ни одну из его книг нельзя назвать учебником по гештальт терапии. Этот, казалось бы, странный факт, вполне вписывается в концепцию автора, который всегда считал, что единственный путь к пониманию метода, это практический опыт по его освоению. По этой причине многие из его трудов содержат большое количество описаний методик и работы с клиентами, но редко, их теоретические обоснования.

Однако, после смерти Перлза в 1970 году, его последователи сделали попытку заполнить этот пробел, выпустив книгу-руководство под названием «Интегрированная гештальт терапия» (Э. Полстер, М. Полстер, 1973).
Именно на основе этих данных и излагается теоретическое обоснование метода, которое, вне всякого сомнения, необходимо.

Теория гештальт-терапии

Центральным понятием метода является, концепция фигуры-фона, что и отражает термин «гештальт», который в переводе с немецкого означает «целое, интеграцию, форму, стереотип».
Эта концепция являлась основной и в понимании Перлзом другой важной части его теории — обосновании важной цепочки потребность-удовлетворение, откуда вытекала и идея самоактуализации, снискавшая себе большую популярность в 50-60 годах прошлого столетия и ставшая одной из основ гуманистического метода терапии.

Главной подоплекой идеи Ф. Перлза было его отношение к личности, как к единому целому и последовательный отказ от концепций дуализма психической и материальной реальностей, мыслей и чувств, а также поведения человека. Нетрудно заметить, что такой же поход лежит в основе философии холизма.

Исходя из такого отношения к личности, естественным следствием было представление, что люди не находятся полностью под влиянием внешних обстоятельств и обстоятельств своей личной истории, а значит, вполне могут играть определяющую роль в своем состоянии и поведении и нести полную ответственность за события своей жизни и ее качество. Отсюда вытекала гуманистическая концепция актуализации, провозглашающая свободу выбора, использования личного потенциала и воли к переменам, лежащих в основе трансформации личности.
Вторым важным следствием было уже упомянутое отношение к тому, что лежало в основе сущности человеческой личности, которое определялось отныне вопросом «как», а не «почему».

Природа человека в контексте теории Перлза

Принцип холизма (целостности). В общем, этот принцип говорит о том, что состояние целого не определяется простым суммированием состояний его элементов, но является единым целым и качественно иным, нежели эта сумма. При этом, сами по себе, процессы и состояния отдельных частей этого целого исчерпывающе определяются природой самого целого. Говоря иначе, человек функционирует как единый организм, физиология которого, мыслительные процессы, эмоции нельзя разделить и изучить по-отдельности.

Эмоции человека имеют три аспекта — они могут быть функциями мышления, физиологии и органов чувств.

Принцип гомеостаза, плюс диалектика. Этот принцип Перлз применил к психологической реальности индивида, полагая под ним способность системы к сохранению внутреннего равновесия (постоянства) своего состояния путем противопоставления (сравнения противоположностей). Логично предполагая, что мышление человека связано с пониманием противоположностей и фактически основано на их противопоставлении (оценке), Перлз выдвинул концепцию психологического баланса личности. Эта концепция заключалась в том, что любой организм обладает стремлением к балансу или равновесию, то есть покою и отсутствию перемен.

В понимании Перлза, мыслительный процесс был основан на сравнении, когда одно могло познаваться только в контексте своей противоположности (без холодного нет горячего, без добра нет зла и т.п.).

Каждое мгновение на единый организм действовало множество разных факторов и внешних и внутренних, естественным образом стремящихся нарушить равновесие всей системы в целом. В результате стремления к сохранению первоначального состояния, развивается противоположная тенденция к восстановлению общего баланса. Эта тенденция — базовая потребность организма и в процессе этой саморегуляции создается образ текущей потребности, с которой в данный момент связано желание ее удовлетворения. Потребность может быть удовлетворена или же нет, но в любом случае, в процессе создается образная ситуация фигура-фон (или гештальт) — образ значимой потребности на фоне менее значимого в данный момент содержимого. Это связано с особенностями человеческого восприятия воспринимать вещи интенционально, то есть всегда фиксировать внимание на конкретном значимом объекте, о чем и говорится в феноменологии.

В процессе удовлетворения значимой потребности снижается психологическое напряжение, баланс восстанавливается, то есть текущая ситуация потребность — удовлетворение завершается.

Итак, упомянутый гомеостаз, это процесс, в ходе которого личность раз за разом удовлетворяет свою потребность, возвращая желаемое равновесие.

Согласно Перлзу, поскольку внешние и внутренние факторы постоянно (просто в силу своего наличия) стремятся вывести систему из равновесия, то процесс возникновения потребностей и их удовлетворения возникает вновь и вновь. Под потребностями в данном случае понимаются, как физиологические, так и психологические, что естественно, если мы понимаем организм, как целое. Что касается отношений с внешним миром в контексте удовлетворения потребностей, Перлз выделял две стратегии поведения — аутопластическое (стремление адаптировать поведение к внешнему миру) и аллопластическое (приспособление внешнего мира под свои интересы).

Из сказанного можно понять, что состояние фигура — фон (или гештальт), возникает как образ осознания текущей потребности и, в силу непрерывности процесса, представляет из себя постоянно незавершенное состояние, создающее психологическое напряжение, поскольку гештальт непременно требует завершения (потребность должна быть реализована). Доминирующая потребность создает то, что в гештальте называют фигурой, а менее значимые потребности временно уходят в фон.

Показательно отношение Перлза к сознанию человека в контексте текущей потребности. Он считал, что оно, не просто некая система обслуживающая эти потребности, но самая суть сознания, тождественная потребности и ситуации, которая вокруг этого разворачивается. То есть сознание, есть появление, развитие потребности, а также и пути ее реализации — налаживание отношений с миром, самим собой и т.п.

Личность и доминирующие инстинкты. Согласно теории личности Зигмунда Фрейда, базовым инстинктом человека, являлся сексуальный инстинкт и, в соответствии с этим воззрением, основной потребностью человека была половая потребность. Фриц Перлз, не подвергая сомнению этот посыл, тем не менее утверждал, что такой взгляд является односторонним и, не вполне учитывающим другую изначальную биологическую потребность человека — потребность в пище. Эту потребность Пёрлз назвал инстинктом голода. Таким образом он выделил две базовые потребности.

Инстинкт голода Пёрлз связал с определенными событиями в развитии человека, связанными с удовлетворением этой потребности в раннем возрасте. Это четыре стадии развития человека — пренатальная (внутриутробная), предентальная (связанная с удовлетворением голода через сосание), инцизорная (кусание), молярная (кусание и жевание).
С точки зрения Перлза эти четыре стадии имели непосредственную связь с психологическими особенностями индивида, так предентальная связывалась с нетерпением, инцизорная с агрессией, молярная с ассимиляцией (или усваиванием). Таким образом, по аналогии с этапами развития, наиболее зрелое поведение человека всегда связано с ассимиляцией (не только пищи, но и вообще всей информации, приходящей из внешнего мира).

Агрессия и защитное поведение. Согласно Перлзу, агрессия несла в себе важный биологический функционал, обеспечивая удовлетворение потребностей через контакт с окружающей средой. Роль агрессии была в устранении препятствий на пути к значимой потребности. Причем, истинной ее целью было именно устранение препятствия, а не разрушение, поскольку деструкция любого объекта предполагает невозможность его использования (ассимиляции) в дальнейшем. Если проводить параллель с процессом удовлетворения инстинкта голода, то здесь несомненно просматривается связь с процессом кусания и последующего пережевывания пищи.

Согласно Перлзу, невозможность реализации естественных проявлений биологической агрессии (ее подавление) вело к очевидным психологическим проблемам и здесь прослеживается очевидная аналогия с теорией подавленных устремлений ИД Фрейда.

Защита — инстинкт, связанный с самосохранением, при этом он может принимать различные формы, от агрессивного поведения до бегства.

Принцип реальности. Человек всегда находится в процессе взаимодействия с окружающим миром, а поскольку это общение всегда связано с удовлетворением потребностей, то поэтому, человек не ограничивается просто восприятием событий, а активно вмешивается в этот процесс. Важно уточнить, что это вмешательство относится как к внешнему, так и к внутреннему миру (психике). Для реализации своих потребностей целесообразно условное разделение мира на внешний и внутренний, поэтому, каждый индивид в процессе развития создает это разделение, именно поэтому в сознании возникает понятие субъекта и объекта. Границы между этими двумя мирами проходят по линии наших интересов, ведь человек создает это разделение сам, и эта граница находится в процессе постоянных изменений, завися от многих факторов — физиологических инструментов восприятия (органы чувств), потребностей личности, ее представлений о внешнем и внутреннем, от я-концепции и т.д. При этом, в общем и целом, это граница контакта с окружением, на линии которой и происходят события.

Понятие Эго в теории Пёрлза. Эго неразрывно связано с взаимодействием с окружающим миром, это взаимодействие является причиной его появления, а границы ЭГО определяются границами этого контакта. По Перлзу человек функционирует как личность только в месте встречи с тем, что считает чужим (отличным от я).

Субъективное осознание себя как отдельного от мира и составляет суть Эго.

Согласно гештальт концепции, эго-личность всегда рассматривается в контексте его потребностей.

Развитие личности. Суть развития и изменения личности в удовлетворении постоянно возникающих потребностей, которая происходит через ассимиляцию фрагментов окружающего мира. По сути, это непрерывная цепочка, которая выглядит следующим образом, потребность-нарушение равновесия-агрессивный контакт-удовлетворение через ассимиляцию-новое равновесие и т.д. Таким образом, личность почти всегда находится в состоянии очередного незавершенного гештальта (неудовлетворенной потребности). Исходя из этого принципа, понимание психологически здорового индивида возможно лишь в контексте постоянного удовлетворения потребностей, или иначе, постоянно завершающегося гештальта, а раз так, то отсюда же вытекает и концепция психологического роста (актуализации), и это — движение к способности все более эффективно «закрывать» актуальную потребность.

Формирование полных и всесторонних гештальтов является предпосылкой психического здоровья и роста» (Ф. Перлз. 1951).

Природа психологических нарушений

Естественно, что природа функционирования личности в системе вновь и вновь возникающих потребностей предполагает постоянное психологическое напряжение — фрустрацию. И по Перлзу фрустрация является важным катализатором развития личности, поскольку именно ее наличие — источник всей человеческой деятельности. Так ребенок учится взаимодействию с миром и становится личностью именно для того, чтобы эффективно избавляться от фрустарций (психологических напряжений).

Все фрустрации вызваны неудовлетворенной потребностью, а ее удовлетворение связано с ассимиляцией части окружающего мира, примером такой ассимиляции может служить удовлетворение голода — мы кусаем еду, пережевываем ее и перевариваем, так происходит получение энергии из внешнего мира и ее ассимиляция через пищеварение. Этот процесс имеет как физические, так и психические проявления, когда вместо материального объекта (еда) может выступать информация или объекты. Однако, согласно концепции Перлза, в истоке обоих процессов лежит именно инстинкт голода.

Таким образом, именно с нарушением удовлетворения потребностей Перлз связывал появление психологических проблем.

Цепочка удовлетворения потребности в норме (завершенный гештальт) и при наличии психологической проблемы

В идеальном случае дело обстоит следующим образом:

Первый этап, осознание потребности и появление импульса к ее реализации, что означает нарушение психологического равновесия и появление стимула.

Второй этап, агрессивный контакт с окружающей средой.

Третий этап, получение желаемого, ассимиляция и устранение напряжения, то есть появление состояния равновесия.

После реализации этой цепочки возникает новая потребность и так далее, без конца.

Однако, так бывает далеко не всегда и здесь есть несколько возможных проблем.

Первая проблема — естественное препятствие на пути к удовлетворению потребности. Например, мы хотим поесть манго, но сейчас не сезон, и нам предстоит подождать некоторое время, пока плоды не появятся в продаже. Здесь мы естественным образом ждем, пока обстоятельства не позволят нам удовлетворить потребность. Контакт откладывается.

Вторая проблема — препятствие, в виде уже существующей у нас психологической проблемы. Например, чувство постоянной тревожности порождает неуверенность в собственных силах, ощущение угрозы, и вы просто боитесь пойти на рынок и купить манго, при этом вы выдумываете объяснение своему иррациональному поведению (пользуетесь механизмом психологической защиты) и на этом успокаиваетесь.

В двух перечисленных случаях мы имеем нарушенный контакт и, как следствие, отсутствие удовлетворения потребности. То есть незавершенный гештальт. Такое положение вещей может привести к следующему.

В первом случае вы можете получить желаемое просто подождав благоприятного момента. Если же эта потребность по каким то причинам все же не удовлетворяется и так происходит раз за разом, а вы жить не можете без манго, то это может привести к психологической проблеме, которая будет мешать вам и дальше удовлетворять эту и, скорее всего и другие потребности. То есть ситуация постепенно скатится к постоянно нарушенному контакту, как в варианте 2.

Перлз выделял насколько способов того, как может происходить нарушение контакта при наличии психологических проблем и, как следствие, неудовлетворение потребности (эти же нарушения одновременно могут выступать и как психологические защитные механизмы, когда через осознанное или неосознанное нами нарушение контакта с миром мы не получаем того, что нам необходимо, а получаем временное снижение напряжения, не связанное с истинным получением желаемого).

Интроекция. Очевидно, что для полноценного удовлетворения потребности должна произойти ассимиляция (усвоение объекта, будь то еда или информация). В случае интроекции происходит поглощение но не происходит сама ассимиляция. Это означает, что желаемый объект остается в сознании в виде чужеродного образования. Перлз связывал такую проблему с нарушениями на этапе развития личности. Такая ситуация очевидно нормальна на этапе сосания, когда ассимиляция пищи происходит автоматически, но на последующем этапе, когда ребенок ест твердую пищу, становится проблемой. При интроекции личность реагирует на объект, информацию или ситуацию, как на еду и проглатывает, не пережевывая, то есть процесс ассимиляции не работает. Перлз связывал появление этой проблемы с нарушением развития на этапе кусания и жевания. Если рассматривать интроекцию только с психологической точки зрения, то это означает, что человек не критично, без собственного осознания принимает информацию, идею, концепцию или модель поведения из внешнего мира, но при этом не делает это своим. Такая ситуация приводит к тому, что собственная личность испытывает проблемы с развитием, поскольку нормальное развитие всегда связано с ассимиляцией, что означает усвоение внешней информации или объектов (их осознание и принятие), как своего собственного. Нередко случается, что при нарушениях процесса ассимиляции, человек без разбора принимает несколько противоречивых концепций, что может приводить к частичной или даже полной дезинтеграции личности. По описанным причинам интроекция, настоящая фабрика по производству психологических проблем, а постоянная привычка к интроекции делает личность крайне зависимой от проявлений внешней среды.

Проекция.  В случае проблем с ассимиляцией своего внутреннего мира не принятые (не ассимилированные) части собственной личности переносятся во внешний мир. Признак этого — наделение внешнего мира своими собственными характеристиками, в основном теми, которые не приняты самой личностью. Так например, не принимаемое индивидом чувство вины переносится на внешний мир — на другого человека. Проекция несет в себе следующие психологические нарушения — человек отчасти теряет чувство разграничения внутреннего и внешнего, и эта граница размывается настолько, насколько сильно человек использует проекцию. Естественно, что проекция препятствует главной задаче — полноценному удовлетворению потребности, которое всегда связано с принятием ответственности за свой внутренний мир, с полноценным контактом с внешним миром и с осознанием себя.

Слияние (Конфлюэнция). Это отсутствие осознания четкой границы между собой и остальным миром. Такое состояние, когда осознание себя, как личности отсутствует частично или полностью, в норме присуще младенцам, а иногда и взрослым людям, когда они испытывают мощные экстатические или религиозные переживания, а также чувство любви друг к другу. В патологической форме это состояние представляет из себя крайнее проявление интроекции, когда в сознание принимается значительная часть внешнего мира или же он весь, что приводит, в различной степени, к потере САМОИДЕНТИЧНОСТИ. Человеку в состоянии слияния может казаться, что ему известны мысли и чувства других, что он может переживать состояние других людей, как свои собственные, полноценный межличностный контакт, как бы «размывается» или становится вовсе невозможен, человек начинает считать, что все люди должны мыслить одинаково и при этом совершенно не переносит обратного, собственные цели им не осознаются, как нечто отдельное от целей, например значимой группы, с которой происходит слияние.
Цель слияния, как психологической защиты — уход от неприятных переживаний, связанных с неприятием значительной части либо внутреннего, либо внешнего мира, именно этим его патологическая форма отличается от состояния слияния в норме. По Перлзу слияние имеет параллель со стадией внутриутробного развития человека.

Ретрофлексия. Фактически инверсия проекции, когда то, что вы хотели бы сделать с внешним миром вы переадресуете себе. Человек использующий ретрофлексию, пытается удовлетворить свою потребность во внешнем мире, перенося этот акт в сферу своего сознания. Крайней формой ретрофлексии считается самоубийство, когда в попытке уничтожить внешнюю причину своих страданий, человек делает это с собой. Проблема ретрофлексии в патологической форме:  вследствие невозможности удовлетворения желания во внешнем мире, индивид переносит стремление по его удовлетворению в мир внутренний, что приводит к тому, что энергия, направленная на удовлетворения желания, как бы разделяется на две части, одна часть по-прежнему направлена вовне к достижению цели, другая часть ретрофлексируется или сдерживается внутри. Цель этого сдерживания — иллюзия контроля над желанием, которое воспринимается, как опасное, поскольку уже привело однажды к фрустрации. Таким образом, образуется внутренний конфликт, в основе которого действие двух противоположно направленных стремлений. Так, то что было конфликтом между личностью и препятствующей к осуществлению желания средой, становится внутренним конфликтом личности.

Перлз говорил, что ретрофлексия становится патологией, когда она утрачивает свой временный характер (ее нормальная цель — снять напряжение на то время, пока не появится возможности к удовлетворению желания), и человек забывает о ее наличии. Происходит вытеснение проблемы (конфликта) и, рано или поздно, это выливается в невроз.

К невротическим проявлениям может привести любая из перечисленных патологий, при условии, что они действуют на постоянной основе. Перлз считал, что любое нарушение контакта полезно, лишь при наличии целесообразности его применения, то есть сообразно неким временным обстоятельствам.

Здесь нужно отметить, что в контексте гештальт теории, перечисленные проблемы рассматриваются, в первую очередь, как нарушения контакта с миром (как внешним, так внутренним) и лишь во вторую, они рассматриваются, как психологические защиты личности. Нарушенный контакт всегда возникает вследствие уже имеющихся ранее проблем, в свою очередь появившихся из-за неудовлетворения еще более ранних потребностей. 

Невроз. Это психологическое состояние возникает вследствие развития внутреннего конфликта, когда удовлетворению потребностей постоянно препятствует окружающая среда. Одной из наиболее частых причин невроза является конфликт между стремлениями индивида и обществом, которое эти стремления не одобряет и препятствует их реализации. Нередко бывает так, что законы общества, его этика препятствуют реализации естественных биологических потребностей. В таких случаях у человека возникает два выхода из ситуации — удовлетворение потребности любой ценой, либо откладывание потребности на некоторое или неопределенное время, следствием чего является использование психологических защит, а при длительном их использовании возникает невроз — состояние постоянного психологического напряжения. Первый путь часто приводит к открытому социальному конфликту личности и общества, следствием чего является появление отщепенца или даже преступника. Второй путь, это путь постоянного внутреннего конфликта (вечного компромисса), который препятствует нормальному развитию личности и ее самоактуализации. К сожалению, оба пути могут легко привести к нарушению внутреннего равновесия, к не удовлетворению потребностей личности, а также и к проблемам с ее дальнейшим развитием.

Одним из типичных симптомов невроза является тревога. Характерной особенностью невротической тревоги является ее постоянные проявления, которые могут, либо не иметь видимых внешних причин, либо же иметь такие причины, которые при нормальных обстоятельствах никак не могли бы послужить источником тревожного состояния. Причина же в том, что истоком невротического состояния является постоянный внутренний конфликт, когда личность подавляет в себе естественное стремление к осуществлению потребности, или иначе, к завершению актуальной ситуации — гештальту.

Почему гештальт терапия?

Само название гештальт (немецкое — gestalt, что означает форма или образ) восходит к популярному в начале ХХ века одноименному направлению в психологии, основателями которого были Макс Вертгеймер, Курт Коффке и Вольфганг Кёлер, занимавшихся исследованием принципом восприятия психикой окружающего мира. Основная идея гештальт подхода заключалась в утверждении свойства психики воспринимать окружающую действительность целостными образами, которые не сводились к простой сумме составляющих их элементов, то есть с точки зрения сознания, смысл имела фигура в ее целостности, в то время как ее составляющие, были лишь суммой элементов, не определяющих смысла этого целого.
Что касается гештальт терапии Перлза, как одного из методов психотерапии, то это совершенно самостоятельное направление в психологии, не имеющее прямого отношения к гештальт психологии, кроме ряда идей, заимствованных из нее и, собственно, названия самой системы.

Гештальт подход Пёрлза, как психотерапия

Как уже упоминалось в самом начале, систематического описания самого метода, так и его теоретического обоснования не существует. Метод Перлза описан в его трудах «Эго, голод и агрессия» и «Гештальт терапия». Это набор практических техник, которые позволяют клиенту развивать осознание себя как организма и как личности, а также, выявлять нарушения нормального функционирования этой системы, которые и приводят к психологическим проблемам и блокированию развития.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика