Краткая история психологии

  • Древние представления о душе.
  • Христианская психология в средневековье.
  • Психология возрождения.
  • Декарт, Спиноза и Лейбниц.
  • Томас Гиббс и Джон Локк.
  • Доктрины позднего буддизма Махаяны.
  • Психология 20 столетия.
  • Бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология, трансперсональная психология.

Нет никакого сомнения, что попытки человека понять кто он такой или что он такое, восходят в глубокую древность. Ясным доказательством этого можно считать появление представлений о высших силах, других мирах, а также божествах, олицетворяющих различные стороны человеческой натуры, а также силы природы.

Само по себе появление идеи высших сил, тесным образом связано с развитием такой важной особенности человеческой психики, как абстрактное мышление.

*Абстрактное мышление появляется, когда сознание, становится способным производить и воспринимать чистый смысл, без образа и предметного воплощения. Примером такого смысла является, например число и абстрактный счет, не привязанный к предметам, а также идея, не имеющая конкретного воплощения, например, понятие божества, высших сил или человеческой души.

С другой стороны, появление идей об устройстве окружающего нас мира, само по себе, означает то, что можно назвать неким духовным поиском или поисками смысла, истоки которых лежат, вне всякого сомнения, в поисках человеком смыслов собственного существования.

Первые представления о душе

Нам неизвестно, когда появились идеи о том, что существует нечто, отличное от физического тела, имеющее, тем не менее, к нему непосредственное отношение. Лучше всего нам известна древнегреческая мифология, и кстати, именно ей мы обязаны появлением самого названия психология. Это название восходит к греческому мифу о Эроте и Психее.

эрот и психея

Эрот — бессмертное божество, символизирующее эрос, влюбился в обычную смертную девушку Психею, и, чтобы сохранить эту любовь навсегда, попросил владыку — Зевса сделать Психею бессмертной превратив ее в божество — символ человеческой души.

Так влюбленные соединились навечно, а мы получили легенду, в которой, помимо мифологической составляющей, можно усмотреть и целую вереницу смыслов, начиная от самого очевидного, о роли любви в наделении человеческой души бессмертием, и заканчивая тантрическим символизмом, когда душа (личность), соединяясь с сексуальной энергией в гармонии любви, получает невероятное могущество, испытывая чудесную трансформацию и реализуя свою божественную природу.

Под человеческой душой древние греки понимали связь сознания (разума) с физическим телом, при этом, душа обладала достаточной автономией, например, могла путешествовать и продолжать жить своей жизнью во время сна, а после смерти, навсегда покидала тело, сохраняя, при этом, свое существование. К подобным представлениям восходит и учение о реинкарнации — странствиях души от тела к телу, которое было присуще, как часто думают, не только индуизму и буддизму, но и находит свои следы и в греческой философии, например у Платона. А воззрения о продолжении существования души после смерти, о ее странствиях, мы встречаем практически во всех известных нам древних верованиях.

платон

Платон

Такие воззрения происходили не от невежества древних и не только лишь из стремления продлить свое собственное существование после смерти тела, приняв идею о вечной душе, но и из понимания связи и очевидной разницы между физическим телом и, собственно сознанием человека, загадка которого, не менее чем Платона, занимает и современную философию и психологию.

Идея о существовании души (разума) автономно, то есть отдельно от физического тела, берет начало, не только в религии, но и в античной философии. Интересно то, что античная философия начинаясь, по сути, как естественная наука, еще со времен пифагорейских общин, очень быстро пришла к воззрениям о тесной связи души с физическим миром, где душа являлась сущностной основной всякого физического явления живой природы и фактической первопричиной жизни.

Революционные философские идеи Платона и Аристотеля рассматривали душу человека (психическую реальность), как довольно многоплановую сущность, обладающую определенными характеристиками, а по сути, в их работах мы видим первые попытки настоящего исследования мира психики человека.

Так у Платона, душа обретает сложность и многоплановость — ей приписывается иерархия начал — разум, воля и чувства, именно в таком порядке, по степени важности.

Интересным наблюдением Платона можно считать, например идеи, об изначальном контроле разумной части души над волей и чувствами, а также, роль разума в разрешении конфликтов, между низшими составляющими сознания.

аристотель

Аристотель

Развитие идей Платона мы находим у его ученика Аристотеля, разумная составляющая души у него, явно апеллирует к божественному разуму и является его частью. Не правда ли, что в этом можно усмотреть истоки монотеистических представлений о мире?

Примерно в то же самое время, взгляды на природу человеческого сознания  развивались и на востоке. Но, в отличие от философов античного мира, законодателями философской мысли востока были религиозные деятели буддизма и индуизма в Индии и даосизма в Китае.

В индуизме мы находим сходную идею о душе, как части божественного сознания, при этом, неразрывно связанную с перерождениями (реинкарнацией). Однако, в восточных учениях концепция души обретает совершенно другой смысл, где ее коловращения (мытарства) в практически бесконечном круге перерождений, связаны с идеей эволюции ее сознания (совершенствованию кармы), когда от жизни к жизни, совершая правильные действия, душа, накапливает благие заслуги и обретает шанс окончательного воссоединения с божественным разумом — приходя к мокше (просветлению).

Несколько по другому обстоят дела в философских концепциях буддизма, где также присутствует идея реинкарнации, представленная в довольно специфическом контексте, когда отрицается, само существование души, а перерождается лишь ее иллюзия, и эта иллюзия существования чего — то личного (отдельного от мира), и есть одна из причин бесконечных перерождений и страданий. Буддизм обладает весьма развитыми представлениями о личности, где весьма подробно говорится о ее составных частях скангхах и дхармах, при этом последние, представляют из себя, по сути, элементарные частицы внутреннего «психокосма» человека.

Христианская психология в средневековье

франциск азисский

Святой Франциск Азисский

Конечно психологии в средние века, как и в античное время, не существовало, а представления о человеке в этот период, полностью отражали воззрения христианской церкви, которые целиком и полностью базировались на религиозных догматах о сотворении мира божеством.

Для такой картины мира совершенно естественными были представления о человеке и его душе, как о создании божьем, причем, в ряду таких творений, человек играл роль высшего звена или венца творения.

Считалось, что в любом человеке изначально присутствует тварное (животное) начало, а также, разумное (божественное). Чувства (страсти) относились к тварному, как и само физическое тело (обитель греха), а над всем этим сияла «искра божия» — та часть божественного начала, присущая каждому, а именно разум.

экхарт мейстнер

Средневековый мистик Экхарт Мейстер (1260-1328).

Естественно, в такой системе разум стал играть роль важнейшего инструмента познания, а во главу угла ставилось рациональное познание человеком своей природы, при этом, высшие ступени познания открывались лишь таинственной, мистической части человеческого сознания, полностью реализовать которую могли лишь католические святые, нередко уходящие для этого в крайние формы аскезы. В это мрачное время нерушимых догматов и религиозного мракобесия, духовное подвижничество тех немногих мистиков, было, одной из редких форм прогресса в познании сущности сознания. Подобные цели (стяжание духа святого) ставило перед собой монашество и отшельники, священники же занимались тем, что отчаянно пытались удержать в узде тварные порывы своей паствы, которые выжигались (впрочем почти безуспешно) огнем и мечом святой инквизиции.
И так продолжалось до 15 века, когда в Италии незаметно зародилось новое движение, получившее впоследствии название «Возрождение».

Развитие психологии в период 15 — 18 веков (Возрождение и Новое Время)

Возрождение ознаменовало переход от мрачного средневековья к новому времени, эти несколько сот лет ознаменовались расцветом искусств, архитектуры и появлением новых научных воззрений, многие из которых были, воистину революционными. Вместе с толчком, который получили естественные науки — медицина, биология, физика, астрономия произошел всплеск интереса к почти забытой античной философии, ученые вновь принялись штудировать труды великих философов Платона, Сенеки, Аристотеля, Плотина, Сократа.

Этот интерес закономерно породил и новые течения в философии и естествознании. Характерной чертой тех времен является тот факт, что тогда, еще не было четкого разделения на научные направления, как не было и, собственно, самой науки в нашем понимании. Поэтому, философские системы могли запросто создавать люди, параллельно занимающиеся механикой, математикой, биологией. Зарождение физики, а точнее открытие первых законов механики, породило волну соответствующих воззрений на окружающий мир, в рамках которых пытались объяснить и физиологию человеческого тела, когда оно представлялось неким искусным самоуправляемым механизмом. Тем не менее, такие, наивные в общем то воззрения, привели к тому, что человека понемногу стали рассматривать с точки зрения более научной, постепенно отказавшись от доминирующей идеи тварной оболочки, управляемой душой, наделенной божественным началом.

Рене Декарт (1596 — 1650)

декарт рене

Одним из основоположников новых воззрений стал Рене Декарт, который первым подходит к изучению человека с позиций, уже близких к тому, что мы называем научным походом.

Так, он вводит важнейшее и, по сути, революционное для того времени понятие рефлекса, являющегося ни чем иным, как причинно-следственной связью воздействие — реакция, например, когда на внешний возбудитель человек реагирует сокращением мышц.

Известно, что при резком воздействии укола иглой, человек рефлекторно отдергивает руку, и в этом действии, совершенно очевидно, не принимает участие рассуждение, мы не думаем — вот меня укололи иглой, поэтому мне нужно отдернуть руку, все происходит гораздо быстрее или автоматически.

То же самое происходит, когда под воздействием света у нас сжимается зрачок. И если в предыдущем действии человек хотя бы осознает воздействие, посредством болевых ощущений, то в данном случае, мы имеем дело с полностью автоматической реакцией. Естественно, открытие таких цепочек весьма воодушевило ученого, поэтому понятно, почему на основании этих новых знаний возник соблазн объяснить человеческий организм как механизм, реагирующий на внешние воздействия посредством заложенных в нем автоматических реакций.

Возникла надежда, что со временем и новыми исследованиями, удастся выявить связь и более сложных поведенческих форм с рефлексами. И совершенно логично, что в рамках такого подхода, возникла необходимость пересмотреть роль души в функционировании тела.

Понятно, что отказаться полностью от концепции души в те времена не было никакой возможности, но, то что предположил Декарт было в своем роде революцией. В его воззрениях душа перестала быть тем, чем была до этого, а именно важнейшей сущностной частью человека, дарованной божеством. Теперь, душа принимает уже черты того, что впоследствии назовут сознанием, а точнее, в системе декартовских воззрений, душа, становится некой автономной субстанцией, роль которой состояла в знании человека о своих собственных состояниях. И, это осознание было доступно лишь самому человеку — хозяину этой сущности.

В это же время, возникает вполне резонный вопрос — каким же образом (посредством чего) происходит взаимодействие тела и души (сознания).

Эта проблема, сравнимая по масштабам и важности с поисками философского камня, начала волновать Декарта и его последователей и будоражит умы ученых и по сей день.

Бенедикт Спиноза (1632 — 1677)

спиноза

С несколько иной стороны подошел к тем же вопросам еще один великий ученый и философ возрождения, голландец Спиноза. С его точки зрения, основным побудительным мотивом деятельности человека был внутренний мир, а не внешний как у Декарта.

Как и Декарт, Спиноза руководствовался научным подходом, где в основе любого следствия (действия) должна была лежать причина. Именно этому подходу мы обязаны появлению еще одной маленькой революции возрождения — принципу детерминизма.

Согласно этому принципу, все явления нашего мира были обусловлены своими причинами, но самое важное было то, что этот, всеобщий причинно-следственный принцип, распространялся и на сознание человека. Фактически, говорилось о том, что взаимосвязь мыслей, человеческих идей, эмоций и т.п., подчиняется тем же принципам, что и естественный порядок и взаимосвязь явлений материального мира.

Новизна подходов Декарта и Спинозы заключалась, еще и во впечатляющем отходе от религиозных догматов того времени — их теории сознания потеснили господствующий принцип того, что в основе всех живых существ лежала душа, данная богом.

Готфрид Лейбниц (1646 — 1716)

лейбниц готфрид

Еще один серьезный шаг на пути зарождения психологии как науки совершил Лейбниц — германский математик и философ, который, в своих воззрениях на сознание, не отказывался от идеи божественного вмешательства. На вопрос о связи тела и сознания он отвечал, что они существуют совершенно независимо друг от друга, тем не менее, связь между ними осуществляется, посредством вмешательства божественного сознания, в виде некой, изначально предустановленной гармонии. Лейбниц создал весьма интересную теорию бытия — монадологию, согласно которой, вся вселенная состоит из огромного числа, так называемых монад, или неделимых частей, каждая из которых по своей сути, но в разной степени, способна к восприятию, и каждая из них, в разной степени, взаимодействует с другими, формируя, все пространство физического мира. Каждая монада несет в себе исчерпывающие характеристики всего бытия целиком (единое начало), но эти характеристики, представлены в разной степени ясности, в зависимости от уровня самой монады, которые значительно различаются между собой. Есть высшая монада, которая и есть Бог и поэтому, каждая из монад несет в себе его подобие — универсальный принцип бытия.

По — настоящему важным вкладом Лейбница в деле формирования идей будущей психологии, стало появление в его рассуждениях понятия бессознательного. Согласно его же теории монад, душа представляла из себя особую монаду весьма высокого уровня, обладающую тремя важными характеристиками — перцепцией (способностью к восприятию), памятью и аперцепцией (ясным и развитым самосознанием). В свою очередь, в человеческой душе, по Лейбницу, есть три типа знания — ясное, смутное и бессознательное. При этом, он не заостряет внимание на  бессознательном, считая его связанным, с уже осознанными ранее идеями.
Тем не менее, значение этой догадки трудно переоценить, ведь сама по себе, идея существования бессознательного, как части психики человека, легла в основу основополагающих воззрений современной психологии.

Томас Гоббс и Джон Локк

Еще два мыслителя, внесшие свой вклад в развитие представлений о человеческом сознании посредством ввода таких важных понятий как ассоциация, рефлексия и интроспекция.

Томас Гоббс, в отличие от большинства своих современников, совершенно отрицал наличие души, как некой сущности или отдельного сознания, руководящего телом или связанного с ним. В полном соответствии с новыми научными течениями, он считал тело исключительно материальным объектом, подчиняющимся законам механики, а возникающие ощущения внутри тела, в свете его теории, представлялись лишь результатом воздействия внешних механических факторов. Важно было то, что Гоббс выдвинул идею, что эти воздействия и порождают внутренние ощущения, а те, в свою очередь, мысли, которые сменяются в сознании, по мере смены ощущений. Данная причинная связь получила название ассоциативной. Из подобных представлений, совершенно логично, вытекал непосредственный чувственный опыт, в качестве основы познания. Таким образом, Гоббс стал фактическим родоначальником нового психологического учения Эмпиризм (происхождение от слова «опыт»), из которого, впоследствии, возникло целое направление — эмпирическая психология.

Джон Локк, рассуждая о самом чувственном опыте человека, выделил две важных его составляющих — ощущение и рефлексия. Логическая цепочка рассуждений здесь была такова: восприятие порождает ощущения, которые, в свою очередь, порождают в сознании внутреннюю деятельность. Работа ума по Локку, могла быть независимой от внешних воздействий и работать автономно. Таким образом, появлялось два источника (причины) деятельности сознания — внешнее воздействие и внутренняя работа сознания, которая точно также могла порождать мыслительный процесс, без воздействия извне. Так возникло понятие рефлексии, термин, который является частью современной психологии.

Локк стал отцом еще одного важного термина, непосредственно связанного с идеей внутренней деятельности ума, это интроспекция (самоисследование сознанием самого себя или самонаблюдения сознания за процессами, происходящими внутри него самого).
Так было открыто два фундаментальных типа опыта внешний, имеющий своим источником органы восприятия и внутренний, источником которого являлся, собственно разум.

Доктрины позднего Буддизма Махаяны (8-12 век)

будда

Говоря о развитии психологии, можно провести интересную параллель с буддисткой доктриной, а именно, в той ее части, где говориться о скангхах — элементах физического и умственного мира, которые являются моделью сознания личности человека.

Скангхи в буддизме, фактически, аналог каналов восприятия личностью, как феноменального внешнего физического мира, так и внутренней реальности, которая, впрочем, согласно буддисткой доктрине, является точно такой же частью мира или «психокосма» — сознания человека, как и физический мир.

Согласно воззрениям буддизма, количество основных каналов (скангх) пять.
Различаются они следующим образом.

Рупа — это та скангха, которая отвечает за восприятие внешнего мира и формы, именно она связана с органами чувств физического тела.
Ведана — или скангха, отвечающая за чувства (ощущения), которые порождаются взаимодействием сознания с внешним миром (перцепция). Их различают — приятные, неприятные и нейтральные.
Санджня — скангха, отвечающая за детализацию чувственного восприятия, а именно, за различение вкуса, запаха, зрения, осязания, обоняния, а также восприятие идей.
Самскара — скангха, отвечающая за деятельность ума, а именно, за мысли, решения, мнения, а также, за осознанные действия, принятые на основе этой деятельности (аперцепция). Импульс, лежащий в основе действия, или воля, также находится внутри этой скангхи.
Виджняна — собственно разум (сознание), как вместилище всего, в том числе сюда входит и память и накопленные знания, а фактически, результаты всей деятельности ума. Интересно, что частью этой скангхи является особая дхарма или (в буддизме) элементарная и неделимая часть психокосма, так называемая Алая Виджняна, которую также называют вместилищем — сокровищницей. Именно эта часть представляет собой то, что можно, условно, сравнить с коллективным бессознательным.
Учение о дхармах и скангхах окончательно оформилось в восточной Индии в период между 8 и 12 веками в рамках Буддизма Махаяны. То есть, за 500 лет до Декарта.

Остается лишь фантазировать о том, какова была бы философия возрождения, имей европейские мыслители непосредственный доступ к доктринальным основам индийского Буддизма.

Оформление психологии как науки

К началу 19 века в науке, помимо физики, математики и биологии, начинает формироваться учение о строении и работе человеческого тела — физиология. Таким образом, организм человека, его тело, стало предметом пристального изучения и, в отличие от прошлого, когда тело изучалось в основном с умозрительных позиций, начался процесс активных экспериментов, когда появилась возможность исследования и выявления связи, сознания (психики), и функций внутренних органов.

Ученые изучали воздействие раздражителей на нервные окончания и выявляли очевидные связи этих раздражителей с рефлекторной реакцией тела на их воздействие. Так был сделан вывод о физиологической природе телесных функций, в том числе и собственно сознания, которое, отныне, переставало быть функцией нематериальной души и приобретало совершенно новую для себя роль.

К середине 19 века появилась новая наука психофизика, которая изучала зависимости реакций тела на различные раздражители, а собственно психология или наука о сознании, медленно, но верно перемещалась из сферы философской в сферу физиологическую.

Фактическим зачинателем этой новой науки, равноудаленной как от физиологии, так и от философии стал
физиолог Вильгельм Вундт (1832 — 1920)

вильгельм вундт

Вильгельм Вундт

Вначале Вундта интересовала структура сознания, и он попытался выделить его простейшие элемент, такие как ощущения, образы, эмоции и т.п. Естественно, основным методом изучения структур психики человека, могла быть только интроспекция — самонаблюдение за сознанием.

К данному методу с самого начала было довольно много вопросов, а основной претензией стала, конечно же, его полная субъективность и, в связи с этим, частое несовпадение результатов со стороны разных испытуемых.  Также присутствовал и такой фактор —  сознание находилось в постоянном движении, то есть менялось и очень затруднительно было выявить в потоке этих изменений какие — либо постоянные структуры. В итоге, методики Вундта были признаны неудачными и ненаучными.

Проблема заключалась в том, что предметами изучения новой науки были два разных предмета, а именно: само сознание, как таковое и связь сознания с физическим телом. В то же самое время, с точки научного подхода, непосредственному экспериментальному изучению поддавалась, да и то с трудом, лишь взаимосвязь тела и сознания, чем собственно и занималась психофизиология. Но что есть само сознание?

Все это привело к тому, что к концу 19 века была выдвинута концепция двух наук о сознании — первая, претендовала на звание естественной науки, подвластной экспериментальному изучению, вторая, изучающая закономерности психических процессов, склонялась более к философии и наукой, в общепринятом смысле, считаться не могла.

Психология 20 столетия

Двадцатый век, вне всякого сомнения, можно назвать веком рождения психологии. Именно на протяжении этого столетия, были основаны все известные на сегодня направления психологии и сделаны, фактически все, выдающиеся открытия в этой области.

Психологию 20 столетия можно разделить на четыре основных направления.

Поведенческая психология (или бихевиоризм), Психоанализ, Гуманистическую психологию и Трансперсональную психологию.

Бихевиоризм (происходит от английского слова behavior, что значит поведение)

Это самое первое направление психологии, возникшее в истории. Основателем поведенческой психологии является американский психолог Джордж Ватсон (1878 — 1958).

Еще в 1913 году Ватсон опубликовал статью, в которой призвал ученых создать новую психологию, которую можно было бы, наконец то, назвать полноценной естественной наукой. Причины, по которой такое направление так и не было к тому времени создано, в общем то, очевидны, если мы принимаем за объект исследования психологии, сознание человека, то мы, неминуемо, приходим к тому, что основной метод исследования, который мы могли бы использовать для этого, есть то самое самонаблюдение (интроспекция).

Но, еще во время Вундта, ученые пришли к выводу о том, что данный метод, никак не может претендовать на научность. Ватсон же предложил просто изменить предмет исследования, заменив сознание человека на его поведение. В отличие от сознания, поведение, вполне поддавалось исследованию объективными научными методами, ибо представляло собой цепочку стимул — реакция, закономерности которой можно было изучать экспериментально. Буквально через десяток лет, бихевиоризм полностью занял главенствующие позиции в психологии, по крайней мере в Америке, решительно двигаясь в сторону социально — поведенческой психологии.
Причина была очевидна — на эту разновидность психологии был непосредственный запрос со стороны экономики, ведь изучая закономерности поведенческих реакций людей под воздействием определенных стимулов, например средств массовой информации, можно было вырабатывать методы контроля за поведением (сегодня эти методы вовсю используются в маркетинге, когда психологи изучают особенности формирования потребительских предпочтений людей, а также, как инструмент контроля за политическим сознанием людей через СМИ).
Основной идеей бихевиоризма, в то время, была идея о формировании условных рефлексов под воздействием, в виде стимула, со стороны общества или социального окружения, в котором существовал индивид. Через некоторое время, эта идея претерпела изменения, когда между стимулом и реакцией были введены дополнительные промежуточные элементы, такие как, цели личности, система ее прогнозов по отношению к окружающему миру, ее ожидания и т.п. Тем не менее, усовершенствование системы не изменило подход к человеку, как разновидности мыслящего животного.

Психоанализ

Основоположником психоанализа стал Зигмунд Фрейд (1856 — 1939).

зигмунд фрейд
В отличие от бихевиоризма, это направление психологии отталкивалось непосредственно от сознания человека.
Изначально Фрейд исходил из несколько иных задач, чем бихевиористы.
Работая в основном с людьми, испытывающими психологические проблемы, задачей Фрейда было найти истоки и причины этих проблем.
В результате, была создана умозрительная, но стройная теория, в основу которой легло предположение о том, что в основе невротического поведения, лежит внутренний конфликт между основными частями личности, которых, по мнению Фрейда было три, это сфера бессознательного (ИД), сознательного (ЭГО) и сверх сознательного (СУПЕР ЭГО), где бессознательное стало центральным (базовым) компонентом психики, вокруг которого выстраивалась сама личность.
В данной триаде, бессознательное толковалось, как животное начало человека, вотчина влечений и инстинктов, основным из которых, был инстинкт сексуальный (продолжения рода).
Сверх сознательное (Супер Эго) отвечало за оценку действий и стремлений личности с точки зрения социальных и нравственных норм и, по сути, их контролировало, пропуская через свой фильтр истинные желания бессознательного, переводя эти устремления в социально приемлемое русло.

С точки зрения этой теории, истоком внутренних конфликтов и, как следствие, неврозов и психологических проблем личности, как раз и был неизбежный конфликт между инстинктивными желаниями ИД и этическими потребностями Супер Эго, что приводило, естественно, к невозможности прямой реализации этих стремлений.

Более того, по предположению Фрейда, негативные переживания, травмирующий опыт, фрустации от не реализованных инстинктов активно вытеснялись из сферы сознательного в подсознание, где вели собственную автономную жизнь, активно воздействуя на сознание человека, в виде многочисленных невротических симптомов, которые, собственно, и приводили к личностным проблемам (страданию).

Сегодня психоанализ остается одним из важнейших направлений современной психологии и успешно используется во всем мире, для решения психологических проблем людей.

Более подробно о психоанализе как научном направлении и методе, написано в статье ему посвященной.

Гуманистическая психология

Наиболее яркие представители этого направления Маслоу Абрахам (1908-1970), Рождерс Карл (1902-1987), Франкл (1905).

маслоу абрахам

Маслоу Абрахам

Краеугольным камнем гуманистической психологии является сама человеческая личность, а также, идея о том, что в число ее безусловных потребностей входят такие вещи, как творчество, любовь, сострадание, смысл жизни, нравственность.
В число основных задач этого направления входило создание психологических методов работы с людьми, которые ставили бы целью — помощь человеку в реализации, перечисленных потребностей.

роджерс карл

Роджерс Карл

Один из главных практических методов гуманистической психологии — подведение человека к непосредственному глубокому переживанию — катарсиса, или трансформирующего личность опыта, в результате которого происходило бы осознание человеком своих настоящих стремлений и ценностей, а также, самого себя, как свободной личности, достойной уважения, любви, внимания, творчества, имеющей изначальное право на счастливую и полноценную жизнь, на свободу выбора, не боящуюся брать ответственность за себя. Разумеется, при таком подходе, большое внимание уделялось повышению самооценки человека, которое, также было залогом успешной психологической работы. Важные методы гуманистической психологии — клиент центрированная терапия, арт. терапия и т.п.

Трансперсональная психология

Сформулировать основную идею этой психологии можно всего в трех словах — переход к новому сознанию.
Среди других разновидностей психологии, трансперсональная, пожалуй, наиболее близка к тому, что можно назвать духовностью. По сути дела, в рамках этого направления, провозглашается определенный возврат (или, скорее, обращение на новом уровне) к религиозным практикам, смысл которых в глубокой трансформации личности, с целью переживания трансцендентного (мистического) опыта, приводящего к появлению нового типа сознания. Или, делая реверанс в сторону психологии, как науки, можно выразится и не столь радикально, а назвать это более мягко — переходом к новой парадигме мышления.

Основоположником этого направления стал ученик Зигмунда Фрейда, разочаровавшийся в психоанализе и создавший свое собственное, не менее революционное, направление в психологии, Карл Карл Густав Юнг (1875 — 1961). Вообще говоря, сам Юнг не называл свой метод трансперсональным, он считал, что создал аналитическую психологию. Да и термин, трансперсональная психология, появился значительно позже.

карл густав юнг

Юнг

Началось все в 1913 году, когда Юнг написал статью критикующую методы своего учителя. Претензии ученика сводились к тому, что в своем методе Фрейд, опирался лишь на одно важное стремление человеческого сознания, ЛИБИДО — сексуальный инстинкт, игнорируя другие важные факторы его деятельности.

Фактически, Юнг не стал разрушать систему Фрейда, а лишь дополнил ее идей о том, что человек имеет не только животную природу, которая всецело над ним властвует, но и, собственно человеческую, которой свойственен глубокий символизм и стремление к трансформации, для перехода на другой уровень сознания, являющий из себя мост к сверхличным переживаниям, коллективному бессознательному, глубокой связи с природой и космосом и, как следствие, переходу к более совершенному уровню сознания. Такая психология, с одной стороны, была очень близка психоанализу, а с другой, претендовала на очередной революционный прорыв. Завершилось же все созданием психологической школы, работающей на совершенно иных принципах, нежели психоанализ.

Настоящим основоположником, именно трансперсональной психологии, стал чехословацкий психолог Станислав Гроф.

станислав гроф

Станислав Гроф

С самого начала считающий, что научный подход совершенно не применим к исследованию человеческого сознания, Гроф, через довольно таки спорные, но несомненно революционные, эксперименты с сознанием, пришел к совершенно новому принципу работы с психологическими проблемами людей. Это был метод, уходящий корнями в трансцендентальные медитации восточных учений, который позволял трансформировать сознание человека, сделав доступными, хотя бы частично, мистические озарения, о которых говориться в этих учениях.

Практики Грофа, по его собственной идее, должны были привести человека к осознанию себя, как духовного существа, находящегося во взаимной связи со всем человечеством и вселенной, и, как следствие, к совершенно новому типу сознания, ориентированного на гуманистические ценности.

Изначальный подход Грофа снискал себе скандальную славу по причине того, что на ранних этапах, для трансформации сознания он активно использовал, на тот момент недавно открытое, средство ЛСД, которое, несколько позже, было запрещено во многих странах мира, как психоделический наркотик.

После этого запрета Гроф стал использовать другие методы для изменения сознания, один из которых, весьма популярный, гипервентиляция легких, еще называемая холотропным дыханием или рибёфингом. Данный метод с успехом приводил людей его практикующих, к весьма серьезным переменам в сознании и впечатляющим результатам.

Надо сказать, что гипервентиляцию легких активно используют уже много тысяч лет в своих медитациях индийские йоги, используют с той же целью — достижения мистических состояний сознания. Этот метод называется пранаяма.

Психологи, использующие более традиционные методы, нередко относятся критически к подобным методикам и считают их опасными и ненаучными.

Между тем, метод трансцендентальной медитации много старше самой психологии да и античной философии тоже, и используется в религиозных практиках тысячи лет, в том числе и в традиционных религиях, таких как буддизм и индуизм.

Еще одно интереснейшее направление трансперсональной психологии это психосинтез итальянского психолога Роберто Ассоджиоли.

роберто ассаджиоли

Ассаджиоли Роберто

В основе его метода лежит работа с субличностями человека. Идея Ассоджиоли заключается в том, что личность человека можно рассмотреть, как состоящую из более — менее элементарных образований, ответственных за определенные черты самой личности. Так например, можно представить себе субличность страха, гнева, любви, субличность художника и даже продавца в супермаркете.

Идея заключается в том, что при определенных обстоятельствах, человек ведет себя так, как если бы он представлял из себя эту субличность. Иначе говоря, в соответствии с обстоятельствами нашей жизни, мы используем различные маски. Например в отношениях, это маска (субличность) любви, в работе субличность работника в какой-либо сфере, в дружбе субличность друга, в семье субличность родителя, на войне субличность солдата и так далее. Используя подобные модели, мы, как бы трансформируем себя в нужную субличность. Практика заключается в медитативной работе с различными субличностями по самостоятельному выбору человека. Критерии выбора — осознание человеком проблем, связанных с именно этой субличностью.

По идее Ассаджиоли, такие практики постепенно приводят к осознанию своего истинного единства и, как следствие, к катарсису, позволяющему подняться на более высокий уровень сознания.
Помимо практики, у Ассаджиоли своя, довольно необычная, теория личности, рассмотрение которой выходит за рамки данной статьи.

Обилие методов и теорий в современной психологии, с одной стороны, вполне естественно, а с другой, приводит к пониманию того, что и по сей день психологии, как единой науки и метода не существует.

И это легко понять, учитывая тот факт, с которым столкнулись ученые еще в конце 19 века, ведь в основе исследования сознания не может быть других путей, нежели умозрительные. Этот факт, по всей вероятности, всегда будет домокловым мечом висеть над психологией, как научным методом.

Следует смирится с тем, что, так называемый научный поход, не может быть всеведущим и универсальным. А факт существования сознания человека всегда будет вызовом для ученых, вызывая сомнения, споры, различные подходы и различные трактовки. Тем не менее, у нас нет другого выхода, как делать все возможное в этом направлении, слишком важен это вопрос — что же такое человек и его сознание. Для практической же психологии другой вопрос выходит на первый план, как сделать так чтобы люди жили в состоянии счастья, без страданий. Этот же вопрос всегда занимал и все религии мира.

Автор — Сергей СюХо.

Комментировать через Facebook

Comment

Добавить комментарий