Краткая история психологии

  • Древние представления о душе.
  • Христианская психология в средневековье.
  • Психология возрождения.
  • Декарт, Спиноза и Лейбниц.
  • Томас Гиббс и Джон Локк.
  • Доктрины позднего буддизма Махаяны.
  • Психология 20 столетия.
  • Бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология, трансперсональная психология.

Нет никакого сомнения, что попытки человека понять кто он такой или что он такое восходят в глубокую древность. Ясным доказательством этого можно считать появление представлений о высших силах, других мирах, а также божествах, олицетворяющих различные стороны человеческой натуры, а также силы природы.

Само по себе появление идеи высших сил тесным образом связано со такой важной особенностью человеческой психики как абстрактное мышление.
Абстрактное мышление появляется тогда, когда человеческое сознание становится способным производить и воспринимать чистый смысл без образа и предметного воплощения. Примером такого смысла является например число и абстрактный счет, не привязанный к предметам, а также идея, не имеющая конкретного воплощения, например понятие божества, высших сил или человеческой души.
С другой стороны появление идей об устройстве окружающего нас мира уже само по себе означает то, что можно назвать неким духовным поиском или поисками смысла, истоки которых лежат вне всякого сомнения в поисках человеком смысла собственного существования.

Первые представления о душе

Нам неизвестно, когда появились идеи о том, что существует нечто, отличное от физического тела и, тем не менее, имеющего к нему непосредственное отношение. Несомненно, лучше всего нам известна древнегреческая мифология, и кстати, именно ей мы обязаны появлением самого названия психология. Это название восходит к греческому мифу о Эроте и Психее.

эрот и психея
Эрот — бессмертное божество, символизирующее эрос, влюбился в обычную смертную девушку Психею, и, чтобы сохранить эту любовь навсегда, попросил владыку — Зевса сделать Психею бессмертной превратив ее в божество — символ человеческой души.
Так влюбленные соединились навечно, а мы получили легенду, в которой помимо собственно мифологической составляющей можно усмотреть и целую вереницу смыслов, начиная от самого очевидного, о роли любви в наделении человеческой души бессмертием, и заканчивая фактически тантрическим символизмом, когда душа (личность) соединяясь с сексуальной энергией в гармонии любви получает невероятное могущество, испытывая чудесную трансформацию, реализуя свою божественную природу.
Под человеческой душой древние греки понимали связь сознания (разума) с физическим телом, при этом душа обладала достаточной автономией, например могла путешествовать и продолжать жить своей жизнью во время сна, а после смерти, навсегда покидала тело, сохраняя при этом свое существование. К подобным представлениям восходит и учение о реинкарнации — странствиях души от тела к телу, которое было присуще, как часто думают, не только индуизму и буддизму, но и находит свои следы и в греческой философии, например у Платона. А воззрения о продолжении существования души после смерти, о ее странствиях, мы встречаем практически во всех известных нам древних верованиях.

платон

Платон

Несомненно такие воззрения происходили вовсе не от невежества древних и вовсе не только из стремления продлить свое собственное существование после смерти тела приняв идею о вечной душе, но и из понимания связи и очевидной разницы между физическим телом и собственно сознанием человека, загадка которого, не менее чем Платона, занимает и современную философию и психологию.
Идея о существовании души (разума) автономно, то есть отдельно от физического тела берет начало не только в религии но и в античной философии. Интересно то, что античная философия начинаясь по сути как естественная наука, еще со времен пифагорейских общин, очень быстро пришла к воззрениям о тесной связи души с физическим миром, где душа являлась по сути сущностной основной всякого физического явления живой природы и фактической первопричиной жизни.
Революционные философские идеи Платона и Аристотеля рассматривали душу человека (психическую реальность) как довольно многоплановую сущность обладающую определенными характеристиками, а по сути мы видим первые попытки настоящего исследования мира психики человека.
Так у Платона душа обретает сложность и многоплановость — ей приписывается иерархия начал — разум, воля и чувства, именно в таком порядке, по степени важности.
Интересным наблюдением Платона можно считать, например идеи, об изначальном контроле разумной части души над волей и чувствами, а также роль разума в разрешении конфликтов между низшими составляющими сознания.

аристотель

Аристотель

Развитие идей Платона мы находим у его ученика Аристотеля, разумная составляющая души у него по сути своей имеет отношение к божественному разуму и является его частью. Не правда ли в этом можно уже усмотреть истоки монотеистических представлений о мире?

Разумеется взгляды на природу человеческого сознания параллельно развивались и на востоке. Но в отличие от философов античного мира, законодателями философской мысли востока были религиозные деятели буддизма, индуизма и даосизма в Китае.
В индуизме мы находим сходную идею о душе, как части божественного сознания и при этом неразрывно связанную с перерождениями (реинкарнацией). Однако, в восточных учениях концепция души обретает совершенно другой смысл, где ее коловращения (мытарства) в практически бесконечном круге перерождений, связаны с идеей эволюцией ее сознания (совершенствованию кармы), когда от жизни к жизни, совершая правильные действия, душа, накапливая благие заслуги, обретает шанс окончательного воссоединения с божественным разумом — прихода к мокше (просветлению). Несколько по другому дела обстоят в философских концепциях буддизма, где присутствует та же идея реинкарнации, однако в довольно специфическом контексте, когда отрицается само существование души, а перерождается лишь ее иллюзия, где иллюзия существования личного, и есть одна из причин бесконечных перерождений и страданий. Буддизм обладает весьма развитыми представлениями о личности, где весьма подробно говорится о ее составных частях скангках и дхармах, при этом последние представляют из себя по сути элементарные частицы внутреннего «психокосма» человека.

Комментировать через Facebook

Comment

Добавить комментарий