Гуманистическая психология

гуманистическая психология

  • Предпосылки.
  • 5 принципов гуманистического направления.

Предпосылки гуманистической психологии.

В середине 20 века в Америке возникло новое направление психологии, в основу которого легли идеи экзистенциализма провозглашающего изначальную иррациональность человеческого сознания, а также отрицание принципа лежащего в основе познания, а именно рационального мышления, как единственно возможного.
Поскольку такая система базировалась на понимании единства объекта и субъекта, как априори присущего любому сознанию, из нее естественным образом вытекала идея о первостепенном значении именно субъективного опыта личности. А это автоматически означало совершенно другой поход к изучению личности и пониманию основ ее существования.

Чтобы понять насколько существенной, если не революционной, эта идея была в психологии того времени достаточно вспомнить, что в 30 — 40 годах 20 века в мире торжествовали психоаналитическое направление и бихевеоризм, которые базировались на принципах априорно считавшихся научными, а именно, на естественнонаучном подходе, рассматривающим человека в основном с точки зрения природного животного механизма, поведение и мотивы которого во многом базировались на рефлексах и порывах по удовлетворению базовых природных потребностей.

Поскольку появление нового направления совпало также и с пиком общественных движений того времени за защиту прав и гражданских свобод личности, массовыми акциями протеста, новыми молодежными веяниями и возникновением на их базе уникальных и совершенно новых субкультур, то становится понятным и круг основных идей гуманистической психологии, которые очевидно испытали влияние этого времени.

Базовые принципы гуманистической психологии.

Итак, вот пять основных принципов на которых было основано новое направление.

— Концепция становления личности.

Человеческая личность всегда находится в движении и меняется в каждый момент времени в соответствии с также меняющимися обстоятельствами. При этом, каждая личность полностью ответственна за качество этих перемен и по настоящему полной ее жизнь может стать только при наличии у индивида намерения в дальнейшем движении, что означает появление все новых и новых целей и вызовов. Возможностями по реализации данного принципа изначально обладает любая личность, а способности к реализации этих перемен с рождения присущи каждому человеку. Концепция становления также означает, что для достижения по настоящему высокого качества бытия человеку не достаточно руководствоваться лишь принципом удовлетворения базовых потребностей.

— Уникальность каждого человека.

Каждый индивид обладает только ему присущими чертами и особенностями характера, но самое главное, это уникальность его личного опыта переживания своей собственной жизни, мыслей, эмоций. Это означает, что личный опыт человека является первостепенно важным в вопросе изучения психической реальности, а вовсе не данные, полученные экспериментальным путем, и на основании этого объясняющие поведенческие особенности личности. Этот пункт открыто бросал вызов бихевиоризму и его фактическому отрицанию метода самонаблюдения (интроспекции), как научного и достоверного.

— Холизм.

Третий принцип (принцип холизма) является развитием второго и провозглашает подход к личности не как к сумме отдельных биологических компонентов, таких как поведенческие факторы, мысли, эмоции, части организма и т.п., а как к целостному созданию, где все перечисленные факторы присутствуют, но при этом представляют из себя лишь часть более важной и единой системы. Согласно этой логики экспериментальное изучение каждого компонента в отдельности не дает основания для выводов о том, как работает система в целом. Это означает, что целое не сводится к простой сумме его частей, и также представляет из себя нечто большее не только количественно, но и качественно.

— Гуманизм.

Четвертый принцип, провозглашает примат гуманизма в человеческой природе. Имелось ввиду, что природа личности сама по себе добродетельна или по крайней мере нейтральна, а негативные проявления обусловлены неудовлетворенными базовыми потребностями, а вовсе не врожденными инстинктами и происходящими из них разрушительными импульсами, как утверждал Фрейд.

— По мнению Маслоу, все ранее имеющиеся подходы по изучению поведения человека базировались в основном на наблюдениях за людьми с теми или иными психическими проблемами и патологиями. Это послужило причиной осуждения такой практики и вывода о том, что результаты таких исследований и их перенос на всех людей в целом дают, мягко говоря, однобокие представления о личности. Считая изучение психически здоровых и стремящихся к самоактуализации людей куда более важным, Маслоу делает вывод о том, что именно на этом материале можно сделать более правильные выводы, как на самом деле функционирует человеческая психика.

Вот такие пять положений легли в основу нового направления. Естественно, первоначально эти идеи были подвергнуты критике со стороны ученых, придерживающихся сугубо научных рациональных принципов бихевиоризма и психоанализа. Гуманистическое направление обвиняли в размытости и абстрактности понятий, а также отдельно, за чрезмерный идеализм, особенно, когда дело касалось манифеста человеку, как изначально обладающим априорным гуманизмом. Несомненно, вся эта критика имела серьезные основания. И конечно же основатели новой теории, будучи учеными, прекрасно понимали все проблемы с которыми им предстояло столкнуться, чтобы провести в жизнь идеи и принципы, которым они были привержены. По этой причине Маслоу была разработана целая концепция потребностей человека и именно из этих потребностей и вытекали все те свойства личности, которые противоречили ранее существующим теориям.

Маслоу, Роджерс и Шарлотта Бюлер

В гуманистическое направление внесли свой вклад довольно много известных ученых того времени, но, пожалуй, наиболее часто упоминается особый вклад трех из них, это Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Гордон Олпорт.

На базе идей гуманистической психологии было разработано и немало революционных психотерапевтических методов, в основе которых лежали в первую очередь принципы совершенного принятия клиента, такого как он есть, безусловная эмпатия, внимание к его переживаниям и их осознанию самим клиентом, поддержка в осуществлении выбора и принятию решений.

Теориям и практикам, разработанным ими будут посвящены последующие статьи раздела…

Комментировать через Facebook

Comment