Перейти к содержимому

Теория личности Карла Роджерса.

  • Феноменология, как источник подхода.
  • Мотивы личности.
  • Теория личности Роджерса.
  • Развитие личности.
  • Истоки психологических проблем.

Карл Рэнсом Роджерс (1902 — 1987) американский психолог, создатель клиент-центрированного направления в психотерапии и один из отцов гуманистической психологии.

Феноменологическая психология — направление психологии понимающее личность с точки зрения подхода феноменологии, философского направления начала 20 века.

роджерс карл


В основе идей Карла Роджерса по поводу теории личности и психотерапевтического подхода, лежит феноменология, которая, стараниями ее отца-основателя Эдмунда Гуссерля (1859-1938) и его последователей, стала, одним из самых заметных направлений философской мысли 20 века. Поэтому, чтобы понять основные идеи Роджерса по поводу человеческой личности, необходимо, хотя бы в двух словах, ознакомиться с основными положениями этого философского направления.

Феноменология и теория личности Роджерса

эдмунд гуссерль

Эдмунд Гуссерль

Немного информации о том, что такое феноменология.
Моментом рождения учения можно считать публикацию книги Э. Гуссерля «Логические исследования», где центральной идеей выступает понятие ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ.

Под этим термином понималось свойство человеческого сознания (как имманентно ему присущее) быть всегда направленным на определенный объект. Это с неоспоримостью доказывает сам факт восприятия сознанием чего бы ни было, как существующего (то есть очевидный факт нашего постоянного мгновенного внимания к объекту). Под определенным объектом здесь понималось все что угодно, от фиксации на определенной идее или мыслях в сознании, до физического объекта, существующего во «внешнем» мире. Нетрудно понять, что понятие «внешний» в феноменологии было весьма и весьма субъективным, ибо очевидно, что каждый индивид  самостоятельно проводит границу между субъектами и объектами.

Феноменология предполагала интенциональность, как единственно возможную основу для меры всех вещей (физических и психических феноменов), это означало, что такой мерой способно быть лишь человеческое сознание.

Интенциональность становится в каждый момент бытия непосредственным опытом, и это стало основной для феноменологической идеи, утверждающей идею тождества бытия и чистого сознания в состоянии его мгновенной интенциональности. В рамках такой системы координат сознание человека не могло быть предметом эмпирического изучения, но лишь непосредственным опытом самого познающего субъекта, что утверждалось, как чистый смысл или трансцендентальное Я.

Такая точка зрения на сознание человека, последовательно доведенная до логического завершения, означала, что и наша материальная (или, так называемая, объективная реальность) и внутренний мир (психическая реальность) есть ни что иное, как результат субъективной интерпретации индивидуальным сознанием человека в конкретный момент времени (здесь и сейчас).

А раз дело обстоит именно так, то из всего этого вытекает логичный вывод, что человек вполне свободен определять свою судьбу и оказывать влияние на свою жизнь, в полной мере используя свои врожденные возможности и способности, и эти возможности по определению заложены в нем самой природой.

Эти рассуждения и легли в основу личностного подхода Роджерса.

Помимо этого, принципиальной позицией Роджерса было то, что человек в своей основе несет позитивный заряд и стремится к совершенству, а конкретно — к все большей самостоятельности, зрелости и актуализации своих возможностей, что же касается деструктивного поведения, которое демонстрирует довольно много людей, то оно возникает вследствие игнорирования этими индивидами своей настоящей внутренней природы.

Такой взгляд, мог бы показаться весьма наивным, если бы не основывался на более чем 30 летнем опыте Роджерса в психологической работе с клиентами, а наибольшая ценность его теории и состоит именно в том, что как и в случае с Зигмундом Фрейдом, она основана на непосредственном опыте его работы как психотерапевта, то есть на наблюдениях за конкретными людьми.

Карл Роджерс, как и Маслоу, является одним из зачинателей направления гуманистическая психология, поэтому было бы уместно сказать, что вышеизложенное вполне согласуется с позицией последнего. Тем не менее, во взглядах ученых было по крайней мере три существенных различия.

Принято считать, что они заключаются в следующем.

маслоу абрахам

Абрахам Маслоу

Различия во взглядах Маслоу и Роджерса

— Первое: разница в интерпретации причин, результатом которых являлось поведение человека (его действия).

Поскольку Роджерс был сторонником феноменологического подхода, он считал, что истоки поведения лежат во внутреннем опыте индивида, который (условно) включал в себя интегрированное сочетание восприятий внешнего и внутреннего мира. По другому, субъективная интерпретация человеком внутренних и внешних событий приводила к намерению (мотиву), которое заканчивалось действием (поведением).

Что касается Абрахама Маслоу, то он был сторонником своей иерархической мотивационной теории, которая говорила о том, что исток поведения человека это его потребность.

— Второе: как и в случае с Фрейдом, теория Роджерса была создана, как результат его психологической работы с клиентами, а значит, все выводы были сделаны на основе изучения материала связанного с людьми, имеющими те или иные психологические проблемы.

Что касается Маслоу, который в отличие от Роджерса и Фрейда не занимался психологической помощью клиентам, то он всегда говорил о предвзятости их подхода в связи с акцентом на психологические аномалии, он настаивал на том, что в психологической теории личности должно ориентироваться именно на здорового индивида.

— Третье: Маслоу фактически игнорировал период развития личности и его влияние на способность человека к последующей самоактуализации, хотя и упоминал о том, что существуют критические моменты развития, когда личность наиболее подвержена фрустрациям со стороны внешних условий.
Карл Роджерс также не делил развитие личности на какие то особые этапы, как это делал Фрейд. Вместо этого, он делал акцент на том, что каждый ребенок в процессе роста в наибольшей степени зависит от наличия или отсутствия позитивного внимания со стороны окружения и, в зависимости от этих условий вырастал либо в полноценно функционирующую личность, либо в личность обусловленную психопатологиями.

В главном же их взгляды ровно совпадали, и это было убеждение, что человек по факту рождения обладает стремлением к самоактуализации и при наступлении подходящих условий немедленно начинает реализовывать программу позитивного саморазвития.

Главный мотив личности по Роджерсу

Как и в случае с Маслоу, Роджерсу для своей теории требовалась доказательная основа, ему нужно было обосновать, что именно является движущим мотивом индивида в его стремлении к саморазвитию. Таким мотивом для Роджерса стало то, что он назвал тенденцией к самоактуализации. Этот мотив представлялся Роджерсу неотъемлемо присущим человеку с рождения, то есть имел биологическую природу. Эта тенденция организма к развитию способностей и новых навыков несомненно имела смысл в контексте эволюционного развития организма.

Возможно, более понятно этот мотив смогут объяснить слова самого Роджерса, определившего свою тенденцию как «один центральный источник энергии в организме человека».

У этого источника было несколько отличительных особенностей.

Как уже было упомянуто, он брал свое начало в биологических процессах тела, это означало, что причина стремления к самоактуализации, лежала не в личной истории индивида и не была связана с его воспитанием, а имела биологическое происхождение, то есть была врожденной. Этот источник имел и очевидное биологическое предназначение, потому, что он напрямую влиял на сохранность организма. Во-первых, он был связан с удовлетворением дефицитарных потребностней, но кроме этого, имел и функцию развития его психических способностей, что и было той самой тенденцией к самоактуализации, которая, между прочим, обеспечивала эволюционную составляющую процесса развития организма, то есть была биологически целесообразной.
Роджерс пошел еще дальше и объявил эту тенденцию присущей не только человеку, но и вообще, любому живому существу на планете.

Чтобы показать насколько очевиден такой подход, он приводил примеры, иллюстрирующие стремление человека к самоактуализации. Например ребенок, который только учится ходить постоянно падает, но несмотря на это, упорно продолжает этот процесс до тех пор, пока не встанет на ноги, спортсмен постоянно проводит время в тяжелых тренировках, чтобы улучшить свое время в беге на доли секунды, альпинист, невзирая на холод и опасности упорно идет к вершине. И это движение к саморазвитию часто бывает связано с борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько силен, что позволяет человеку проходить через все эти препятствия и достигать своей цели.

восхождение

Таким образом для Роджерса главный мотив человека на протяжении всей его жизни, это  стремление к самоактуализации с целью становления полноценной личности и, если человек действительно пытается достичь этого в своей жизни, то он живет, глубоко чувствуя свое существование и наслаждаясь каждым его моментом. И такой жизненный путь и есть истинное предназначение каждого человека и, только целеустремленно идя по нему, индивид может достичь того, что называют счастьем полной жизни. Однако, самоактуализация для Роджерса не была некой единственной и окончательной целью или конечным состоянием совершенства, достигнув которого можно было бы остановиться. Он считал, что это непрерывный процесс развития, в котором всегда остается то, куда можно и нужно стремиться.

Концепция личности Карла Роджерса

В рамках этой статьи мы уже говорили о том, что в основе его воззрений на человеческую личность лежал феноменологический поход, который утверждал господство субъективного опыта индивида. Это и стало главной основной для личностной концепции Роджерса, а в дальнейшем и для психологического метода работы с клиентами, который назывался клиент-центрированной терапией.

Главная идея, которая естественным образом легла в основу личностного подхода Роджерса, это связь субъективного опыта человека и его поведения. Это означало, что действия любого человека целиком и полностью определяются его же собственной интегральной интерпретацией событий внешнего (материального) и внутреннего (психического) мира, которые были ни чем иным, как единым полем сознания человека (психокосмом).

Здесь важнейшее значение имеет восприятие явлений и их интерпретация. Например, я сижу за столом, смотрю на море и пью кофе со сливками, при этом, внутри меня существует целая гамма чувств и мыслей, присущая только мне одному. Никто кроме меня, не может утверждать, что чувствует реальность лучше меня или противопоставлять свое чувство реальности моему.
Это значит, что все истоки моего поведения, внутреннего эмоционального состояния и интенций находятся прямо здесь и сейчас. Здесь же находятся и весь мой опыт, и именно поэтому, значение имеет не он сам, как совокупный результат произошедших в прошлом событий, а то, как я интерпретирую это событие сейчас.

Так мы могли получить психологическую травму в детстве по причине того, что родители подавляли нашу физическую и эмоциональную активность, заставляя вести себя в соответствии с их собственными представлениями. Но со временем, эта травма претерпевает значительную трансформацию и во взрослом возрасте проявляется, например так — человек испытывает недоверие к окружающему миру и уже по этой причине избегает эмоционального контакта. По Роджерсу, именно сегодняшний опыт имеет подлинное значение, именно его и надо осознать и пережить, а вовсе не первоначальное событие, которое к нему привело и давно утратило свою актуальность.

Конечно же он не отрицал значение травматических событий прошлого, но считал их второстепенными в сравнении с актуальным опытом «здесь и сейчас».

И еще одна вещь для Роджерса имела огромное значение, он был уверен, что важнейшей бессознательной интенцией человека было стремление прогнозировать будущее. Например, истинной проблемой уже упомянутого нами выше индивида, являются вовсе не прошлые события его жизни, а тот факт, что он опасаетсся эмоциональных проявлений в будущем, так как автоматически просчитывает их возможные последствия, и именно эти будущие события для него важны. Поэтому, целесообразным будет изменение его отношения к миру, а именно, устранение страха эмоциональных реакций, через осознание того факта, что сегодняшний мир не несет для него угрозы.

Итак, с точки зрения Роджерса личность было целесообразно рассматривать в контексте связки «настоящее-будущее».

Я-концепция

Из того, что уже было сказано, легко сделать вывод, что концепция «Я» в подходе Роджерса была центральным элементом. И вот какое определение «Я» давал он сам.


«Организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств Я, или «меня» и восприятий взаимоотношений Я, или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен сознаванию, хотя и не обязательно осознаваемый» (К.Роджерс 1959 год).


Эти слова можно представить и несколько по-другому, например вот так — Я это часть феноменального поля сознания (или восприятия) человека, которая им же самим определяется как Я. Другими словами Я, это представления самого человека о том, чем он является.

Но «Я» это не только то, что воспринимается мной как «Я» сегодня, это включает в себя также и мои представления о том, каким бы я хотел стать, то есть отражает те черты, которые я хотел бы иметь, но пока не имею. Поэтому, важная часть концепции личности  Я — идеал. В теории Роджерса, это очень важная часть личности, поскольку именно Я-идеал определяет интенцию к ее развитию, а, как мы помним, самоактуализация (или развитие Я) является важнейшим мотивом для поведения человека.

Концепция Я находится постоянно в процессе перемен, но при этом, оно всегда сохраняется как целостная система. В качестве примера можно привести такой факт-с точки зрения личности, я-маленький ребенок много лет назад и я взрослый человек сегодня, одна и та же персона, несмотря на то, что со стороны это выглядит как две совершенно разных личности.

Развитие личности во времени

В отличие от своих предшественников, Роджерс не выделял в процессе взросления личности каких то особых стадий. Он говорил о важности личной истории и ее влиянии на взрослого человека, особенно он выделял то, как в результате развития личность относится к самой себе, насколько это отношение позитивно или негативно.

Можно рассмотреть развитие концепции «Я» Роджерса через призму феноменологии.

Изначально ребенок видит мир единым, не разделенным на части, для него это один «психокосм» или поле его сознания, в котором отсутствует элемент Я.  Взаимодействие с окружающим миром приводит к появлению дифференциации, разделению поля сознания, где со временем начинает формироваться Я-концепт.

Согласно Роджерсу, в процессе формирования Я на индивида оказывает влияние, организмический оценочный процесс. Это значит, что ребенок оценивает свой внутренний опыт с позиций следующей целесообразности — насколько события способствуют или наоборот препятствуют его врожденному стремлению к самоактуализации.

Было высказано предположение, что пищевая депривация оценивается как негативное явление, поскольку препятствует развитию организма, в то время как питание, наоборот ему способствует и поэтому оценивается с точки зрения позитивного явления. Ребенок оценивает этот биологический процесс с позиций своих ощущений (по принципу нравится — не нравится) и эта оценка — его спонтанная реакция на непосредственные стимулы, то есть на окружающий мир — родителей, родственников, условия питания, температуру и т.п. В процессе этих взаимодействий и его реакции (хорошо-плохо) формируется его Я-концепция, частью которой является оценочное отношение к окружающему миру и своих отношений с ним (кто Я, какой Я по отношению к миру).
Поэтому Я-концепция в большей степени является следствием отношений с социумом. И из этого же вытекают уже упомянутые важные различия в будущей самооценке себя.

На эту самооценку наибольшее влияние оказывали следующие факторы.

Потребность личности в позитивном внимании

Наиболее важным фактором считалось, насколько позитивно личность оценивает сама себя. Но что формирует эту оценку в процессе роста? Роджерс говорил, что основным для личности в процессе роста является то, насколько ее любят и принимают другие люди. Обобщенно это и есть то, что он называл позитивным вниманием. Одобрение приводит к позитивному внутреннему состоянию, а недовольство к фрустрации. Роджерс считал, что одобрение или неодобрение действий ребенка оказывает огромное влияние на формирование личности, ее будущих поведенческих стратегий и понимания идеального Я.

Это очень важный для понимания момент, на котором следует остановится подробнее. Например, почти любой ребенок гиперактивен и порой его активность, эмоциональные проявления и последующее поведение является раздражающим фактором для родителей. Такое поведение почти всегда не одобряется и подавляется. Это означает, что для того, чтобы получить одобрение значимого окружения ребенку необходимо подавить свои естественные порывы, что приводит к тому, что переживаемый им опыт идет в разрез с естественным состоянием Я. С точки зрения Роджерса, такие события в жизни ребенка представляли из себя самое существенное препятствие для формирования личности, оценивающей себя с позитивной стороны, а значит, никак не способствовали появлению психологически зрелого взрослого.

Условия позитивного внимания

Получается, что если ребенок ведет себя так, как желают того родители, то он получает так необходимое ему одобрение, если же нет, то происходит обратное.

И вот появляется фактор, который Роджерс назвал обусловленным позитивным вниманием, девиз которого — ты будешь любимым, принимаемым и уважаемым только при условии, что будешь таким каким я хочу тебя видеть.

Такой фактор является весьма важным в выработке поведенческих стратегий личности, и если он в изобилии присутствовал в период вашего роста, то с большой степенью вероятности во взрослом возрасте вы будете «обменивать» одобрение окружающих на нужное им поведение. Нетрудно понять, что в этом случае человек рассматривает свою ценность лишь с точки зрения других людей.

Конечно, постановка ряда условий, при выполнении которых человеку гарантируется внимание, приводит к тому, что ребенок будет стараться соответствовать стандартам других людей, а вовсе не становится тем, кем он реально хотел бы быть.

Кроме того, это приводит к деформации ценностной оценки самого себя, поскольку в такой системе координат ценностью становятся лишь те мысли, чувства и поступки, которые имеют шанс на одобрение и поддержку, а это приводит к появлению я-концепции, находящейся в НЕ соответствии с личными склонностями и порывами. Люди, воспитанные в подобных обстоятельствах, с высокой вероятностью будут ограничивать свое поведение и искажать внутреннюю реальность, потому, что даже мысли о неприемлемом поведении для них будут представлять угрозу их я-концепции.

Позитивное внимание без условий

Сложно себе представить ситуацию при которой происходит развитие личности, получающей позитивное внимание без всяких условий. Однако Роджерс считал, что такое вполне возможно, если человек, воспитывающий ребенка, по крайней мере, старается принимать и уважать его просто за то, что он такой, какой есть, без всяких «но» и «если».
Он считал, что единственный способ не препятствовать тенденции к самоактуализации человека в будущем, это дать ему безусловное позитивное внимание, любить его без всяких оговорок и условий.
В этом походе важно понять, что позитивное внимание без условий не значит, что родителю необходимо одобрять и поддерживать любое поведение ребенка, это и не представляется возможным, хотя бы потому, что дети часто делают вещи, угрожающие им самим и в этом они должны быть ограничены. Но это означает отсутствие «торга» и условий в отношениях с ребенком и безусловное принятие его поведения, которое следует ограничивать, не обставляя эти ограничения условиями.

О причинах психологических проблем личности

Итак, у любой личности существует я-концепция, включающая в себя и я-идеал. И если вам так повезло и ваша концепция личности развивалась в поле безусловного позитивного внимания, то возможно, что ваши внутренние переживания и мотивы будут находится где то близко к вашей я-концепции. Например, вы молодой мужчина, вам нравится женщина и вы испытываете к ней сексуальное чувство.
При условии, что ваше окружение с уважением относилось к вашим эмоциональным проявлениям и ваши порывы не подавлялись, то с большой вероятностью ваше чувство находится в пределах вашей я-концепции и вы вряд ли будете испытывать чувство вины за свой порыв. Вы посчитаете это естественным. Это означает, что такая ситуация будет полностью находится в вашем сознании, то есть вы будете осознавать появление своих желаний и воспринимать их, так как есть.

Однако, если в период вашего взросления ваши желания подвергались родительской и общественной цензуре и вам постоянно приходилось увязывать ваши естественные эмоциональные порывы (переживания) с позицией окружения, то описанная ситуация будет, в той или иной степени, находится ВНЕ вашей я-концепции. А значит вам придется что-то делать с естественно возникшим в вас порывом (переживанием). Скорее всего в вас возникнет переживание страха или тревоги, связанное с угрозой вашей я-концепции и, если диссонанс вашего чувства с ней достаточно велик, то истинный смысл переживания, как он есть, не будет допущен к осознанию и точной оценке. Тот факт насколько велико расхождение между я-концептом и переживанием определит, насколько сильно будет искажаться информация и какими методами психологической защиты от негативного переживания угрозы вы воспользуйтесь.

Таким образом, согласно концепции Роджерса, психологические проблемы возникают вследствие конфликта я-концепта (и связанных с ним ценностных установок) и фактического переживания. То есть я-концепт выступает оценочным критерием и вследствие несоответствия переживание либо отрицается, либо искажается. В зависимости от степени недопущения в сознание нежелательной информации, возникают негативные эмоциональные ощущения разной степени, например, внутреннее напряжение, замешательство, чувство вины, тревога.

Роджерс говорил, что в определенных случаях вероятна ситуация, в которой человек не осознает несоответствия переживания и я-концепта на уровне сознания и это приводит к потенциально опасному для психики положению дел, когда человек может долгое время находится в состоянии смутной тревоги или страха, не понимая их причины.
Такое состояние, как правило, говорит об угрозе целостности я-концепции при условии осознания недопустимого переживания. Естественная реакция психики на угрозу это защитная реакция, цель которой в описанном случае сохранение целостности я-структуры (уход от личностных перемен). Как уже было сказано выше, эта цель может быть достигнута двумя способами, искажением смысла переживания или же вовсе его отрицанием.

Именно эти два основных механизма были предложены Роджерсом для понимания психологических защит.

Искажение восприятия имеет целью его преобразование в приемлемую для я-концепции форму (например рационализация, агрессия, проекция и т.п.). В этих случаях переживание в той или иной степени воспринимается сознанием, но его смысл искажается в угоду я-концепции.
В случае отрицания человек полностью уходит от осознания переживания в его истинном значении.

Пока защиты человека эффективно работают, он может длительное время находится в относительно комфортном состоянии и уровень тревожности находится на вполне допустимом уровне. Но когда расхождения между актуальным переживанием и концепцией Я оказываются весьма значительными, могут возникать очень сильные и длительные тревожные состояния, которые нарушают привычное психологическое благополучие человека.

Такой человек начинает нуждаться в психологической помощи, а его поведение становится невротическим. Но даже если человек в таком состоянии игнорирует помощь психолога, его защита может долгое время оставаться достаточно сильной и не допускать экспансию угрожающего содержимого в сознание, при этом, он остается в группе риска и в какой то момент защита может стать неэффективной.

В этом случае вытесненные или искаженные переживания появляются в сознании, что может привести к разрушению я-концепции и последующим проблемам, которые могут выражаться в виде алогичного, странного поведения, психологической дезадаптации, сильных панических атак, беспричинной агрессии и т.п.
Роджерс полагал, что такое состояние может возникнуть, как постепенно, так и в течении довольно короткого времени и их тяжесть зависит от уровня несоответствия я-концепта актуальному переживанию. Так возникают психопатологии разной степени тяжести.

Продолжение — КЛИЕНТ ЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ РОДЖЕРСА

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика