Перейти к содержимому

Лекция по философии для психологов

*При подготовке материала использованы лекции Олега Михайловича Ноговицына (1955 — 2019)

**С этого материала начинается цикл статей для психологов на темы Философия, Психология, Религия, данная статья — первая часть цикла.

Конечно же я не ставил задачу, досконального представления вам этих предметов, чтобы более менее подробно изучить хотя бы один из них, понадобится не один десяток часов. Но это и не есть моя цель, донести максимально много материала. Настоящая цель познакомить вас, хотя бы, с основными принципами на которых покоятся эти предметы.

Представленная статья по основам философии длинная, время ее чтения не менее 30 минут, а внимательного чтения и того больше. Но, в контексте представленного здесь материала, это ничтожно мало. Я хорошо понимаю, что даже на короткое знакомство с таким огромным предмета, как философия, у психолога, скорее всего, не будет времени. Именно поэтому, я и решил написать эту статью, где в максимально сжатой форме и, по возможности понятным языком, постарался изложить самые базовые понятия классического идеализма, а также, дать самые общие представления о предмете философия.

Возможно, вы захотите задать вполне резонный вопрос — а зачем это психологам? Это не так уж очевидно, но я уверен, что нужно, хотя бы потому, что одна из главных задач философии изучение онтологических основ существования человека. И, я надеюсь, что другие важные ответы смогут открыться вам в процессе чтения статьи.

Что общего у философии, психологии и религий?

Одним из множества возможных ответов может быть то, что основным объектом внимания этих предметов является человеческое сознание и все они, так или иначе с разных сторон, касаются основополагающих принципов восприятия мира и взаимодействия с ним человека.

Философия занимается фундаментальными вопросами бытия (существования), и, поскольку все, что мы называем бытием разворачивается непосредственно в потоке сознания, то и философия имеет к сознанию самое непосредственное отношение.

Психология также имеет дело с сознанием человека, только рассматривает это с несколько более практической точки зрения, а именно, в основном, с точки зрения проблематики существования личности в социуме.

Религия самый древний из этих трех предметов и, пожалуй единственный, не претендующий на звание науки, тем не менее, тоже формируется вокруг сознания человека.

Несмотря на то, что все три предмета занимаются сознанием, затрагивают они его с настолько разных углов зрения, что могут показаться вам, совершенно различными вселенными. Тем интереснее их изучение.

Что такое психология

Давайте зайдем с другой стороны и зададим себе вопрос, который может показаться нам более актуальным —  о чем вообще психология и в чем ее основная проблематика? И здесь очень легко запутаться прямо в самом начале.

Давайте начнем с того, что обратимся за помощью к Википедии. Вот как она отвечает на вопрос «определение психология»:

Психоло́гия (от древне греческого. ψυχή — «дума»; λόγος — «учение») — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы.

Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную психологию изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практическую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике.

И вот определение есть, но, как и все, что касается предмета психологии звучит несколько туманно.

Психология не математика и, хотя и претендует на звание науки, с формальной точки зрения наукой не является. Что сразу обращает на себя внимание, так это этимология самого термина, которая говорит о данном определении, возможно больше, чем весь его текст.

Итак, психология — наука о душе. Не правда ли и философия и психология и религия могли бы носить такое же название? Но что такое душа?

На этот вопрос, и то  лишь отчасти, дает ответ религия.

Тем не менее, если не особо апеллировать к терминам, мы можем сказать, что имеется здесь ввиду на самом деле.

Некоторые вещи нам понятны. Очевидно, что есть  индивидуальное нечто, что имеет множество названий — Я, Самость, Личность, Эго, Сознание и т.п. Все перечисленные термины имеют весьма расплывчатые определения и, в зависимости от ракурса их рассмотрения, могут быть очень похожи друг на друга (почти синонимами), а могут и весьма сильно отличаться.

Например ЭГО, можно вполне ассоциировать с личностью, но, вот у Фрейда это, лишь только часть личности. И вот получается, что личность требует своего, отдельного определения. Но как дать определение тому, что есть мы? И это также, на проверку оказывается весьма непростым вопросом.


*Тут мы могли бы сказать (предположить, взять на себя смелость), что психология это предмет о том, что можно назвать индивидуальным сознанием,  индивидуальной психической реальностью, полем сознания и т.п. Но, точно также можно сказать и то, что психология это подход (набор методов), с помощью которого человек пытается изучать сознание (психику) — выявлять и понимать закономерности его функционирования и развития, чаще всего в контексте взаимодействия с другими индивидуальными сознаниями.

Подобный контекст весьма важен для психологии, поскольку из всех трех предметов, именно психология носит наиболее ярко выраженный социальный характер. Ведь психология, как наука, в отличие, например от философии, возникла именно вследствие попытки, не сколько объяснить законы работы человеческого сознания, сколько дать ответ на множественные личностные проблемы людей, возникающие вследствие их жизни в обществе (социуме), а также, и это самое главное, найти механизмы решения этих проблем.

Исходя из этой, весьма прикладной проблемы и возникла необходимость в понимании того, как именно работает сознание, а многочисленные теории личности, по-разному отвечающие на этот вопрос, в свою очередь, породили методы работы с людьми, с целью трансформации их психического состояния. И здесь опять возникает закономерный вопрос — зачем.

Как ни странно, психологи могут ответить на этот, в общем то достаточно краеугольный вопрос психологии, весьма по разному, в соответствии с собственным пониманием ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ деятельности психолога.

Целесообразность практической психологии

Ответов может быть множество. И здесь все зависит от индивидуального понимания психологом своей задачи.

Так, например, если это касается клиента, это может быть достижение каких то конкретных результатов в его жизни, например, устройство на работу, избавление от зависимостей, решение личностных проблем, проблем в семье, на работе и т.п.

Это может быть, также, решение проблем личностной реализации человека, выход из депрессивных и стрессовых состояний и т.п.

Это может быть решением глобальных экзистенциальных проблем клиентов, при наличии подобного запроса.

Это может быть и комбинацией всего вышеперечисленного, а также и многое, многое другое.

Но каков должен быть этот результат? И есть ли что-то, некий универсальный критерий, позволяющий обобщить задачи психологии? Конечно, результаты работы психолога (даже исходя из заявленных запросов) в их чисто прикладном аспекте могут отличаться весьма существенно.

Тем не менее, есть один важный общий критерий и вся психологическая работа, по своей сути, сводится к одной задаче — улучшение качества жизни клиента.

Что такое качество жизни и какова его мера

Возможно предположить, это то, что мы называем совокупно состоянием счастья, удовольствия и радости, получаемых человеком в процессе его существования. Но и здесь есть также своя трудность, ведь человек бывает счастлив в силу, порой весьма разных обстоятельств.

Более того, многие люди вообще не связывают качество жизни с эмоциональным состоянием счастья бытия, а с какими то другими критериями, например со своим положением в обществе или состоянием банковского счета, властью и многими другими, порой весьма неожиданными вещами.

Кроме этого, в процессе своей психологической работы вы несомненно столкнетесь с тем, что этот критерий качества  будет стремится определить ваш клиент, а не вы.

Критерии качества психолога

Как видно вопросов достаточно. Но если вы действительно хотите стать психологами и эффективно решать запросы людей, их проблемы, а попутно и свои собственные, вы должны добиться определенной степени понимания того, о чем ваш предмет, о чем ваши знания, в чем состоит критерий качества вашей будущей работы. И здесь может оказаться недостаточным простое знание неких психологических методик, пусть даже и весьма продвинутых, ведь любой метод, рано или поздно даст сбой, поскольку, ни один из них не является универсальным на все случаи жизни.

А когда не работает метод, то с необходимостью понадобится ваш личный творческий нестандартный подход, ваша интуиция, глубокое понимание предмета, умение мыслить нестандартно и делать выводы.

Но, даже и этого будет недостаточно, если у вас нет такой важной вещи, которую в психологии называют эмпатией — осознанного понимания психологических состояний клиента.

К сожалению сегодня, все больше психологов прибегает к механистичному подходу, когда наша задача создания эффективной эмпатической связки психолог — клиент, трансформируется в банальные отношения продавец — покупатель, а целью психолога становится исключительно материальная выгода.

По этой причине, процесс обучения человека психологии не может быть сведен к банальной передаче некоего объема информации или научения определенному методу, но выработке, в первую очередь творческого и нестандартного подхода, развитию интуиции, сострадания и глубины восприятия мира. 

Здесь можно сказать и по-другому — только всесторонне развитая личность, вооруженная хорошими знаниями, в комплексе с личными высокими качествами, такими как интуиция и сострадание может быть эффективной на поприще реальной психологической помощи человеку.

Давайте оценим вкратце желаемые качества такой личности. 

Итак, это хороший объем глубоко усвоенных знаний (знание основных теорий личности и их глубокое понимание, знание хотя бы нескольких методов работы с клиентом и понимание их теоретического обоснования), глубокое знание основной психологической парадигмы (метода), которая станет основой вашей работы, умение мыслить нестандартно и творчески, глубокое интуитивное понимание своей задачи в работе с людьми, а также сострадание (развитию которого способствует ваш личный духовный опыт). Не будет лишним и понимание того, что представленный список — набор максималистичных требований к психологу, фактически не достижимый, но являющийся ориентиром, к которому следует стремиться.

И теперь, с точки зрения представленного выше подхода, изучение предметов касающихся различных аспектов работы человеческого сознания (религия, философия) не покажется, таким уж неуместным.

ФИЛОСОФИЯ

Когда мы говорим о сознании человека мы все уверены, что понимаем о чем речь. Но попробуйте определить что такое сознание и вы, скорее всего, быстро поймете, что сделать это не так уж и просто.

И, говоря о сознании, мы немедленно должны будем перейти к вопросу о восприятии мира и взаимодействии с ним, ибо что такое сознание, как не взаимодействие с миром? Но что это означает? Ведь согласитесь, можно легко сказать, что это ни что иное как сама жизнь. Само существование.

Когда самый обычный человек говорит о существовании, он почти всегда рассматривает этот вопрос с точки зрения своей многолетней привычки видеть мир, как совокупности материальных вещей (сущностей), где совершенно особая роль отводится главной сущности — нас самих.

Мы с самого детства впитываем эту привычку, сживаемся с ней, и в какой то момент, настолько отождествляем себя с этим единственным взглядом на мир, что совершенно утрачиваем способность видеть его как то по-другому.

Абсолютное большинство из нас приносят свою жизнь на алтарь Его Величества Обыденного Здравого Смысла, и этот демон довлеет над нами всю жизнь, лишая человека даже маленькой возможности подойти к важным вопросам мироздания.

В реальности  дело заходит так далеко, что большинство людей даже не понимают сути вопросов, о которых идет речь в философии.

Что такое Философия

Итак, философия это наука о существовании (бытии). Но говоря о бытии, мы с совершенной неизбежностью переходим к вопросу познания (или восприятия) мира. Наука, которая в рамках философии занимается проблематикой познания мира называется гносеологией (или эпистемологией).

Значимость гносеологии в философии красноречиво подчеркивает тот факт, что до сих пор довольно много философов, да и целых школ философии считают, что в сущности, в философии нет других проблем кроме гносеологических.

Важнейшая проблема, которую пытается решить гносеология, это вопрос сущности (истинности) нашего знания по отношению к миру, который мы, в силу нашей привычки, довольно условно делим на объективный и субъективный.

Вопрос же об истинности нашего знания о мире, вытекает из довольно простого факта — наши знания точно такая же часть мира, как и сам  мир, который мы пытаемся познать. Но может ли мир познать сам себя?

Проблема познания

И вот проблема — как бы нам не хотелось, мы не можем найти, ту абсолютную точку опоры (истинное знание), в сравнении с которым нам удалось бы с уверенностью сказать: «Вот Истина!»

Иными словами, окружающий мир познается нами, как бы изнутри самих себя, и это ограничение невозможно преодолеть, а значит, любое наше знание о мире всегда будет ОТНОСИТЕЛЬНО.


*Проблема отсутствия достоверного знания, это ни что иное, как отсутствие некоего универсального критерия истины. Конечно, многие философские школы предлагают такие критерии, однако, всегда с той же самой оговоркой. Ведь о каких бы высоких авторитетах не шла здесь речь, эти критерии всегда субъективны, а именно, выведены с точки зрения феноменального опыта разных людей.

Возможно, теперь вы спросите, а в чем же смысл философии, если на вопрос о познаваемости мира дается очевидный ответ НЕТ?

Дело в том, что философия занимается вопросами, представляющими извечный интерес человека к своему месту в окружающем его мире и, какой бы ответ не давала философия на это величайший вопрос всех времен, всегда найдутся люди, пытающиеся найти ответ. Философия, это отнюдь не точная наука, в которой важен результат и только. Можно сказать, что философия, есть извечный процесс познания себя, и в рамках такого представления совершенно не важно, какие ответы мы получаем, здесь более важно, как именно мы это делаем.

И вот, мы вплотную подошли к главному вопросу, что же такое философия.

Сразу хочу сказать, что мы не ставим здесь целью изучение философии и даже не пытаемся изложить ее основы в краткой форме. Не это задача этой статьи. Задача заключается в том, чтобы с точки зрения философии рассмотреть мир, к которому мы выработали привычку, с несколько иного, непривычного нам ракурса. И даже вовсе не рассмотреть в подробностях, а хотя бы бросить беглый взгляд,  увидеть, что это возможно – посмотреть на привычное под совершенно другим углом.

Философия — одно из древнейших направлений человеческой мысли, мы умышленно не говорим наука, поскольку научность философии с точки зрения критериев научного знания, стоит под очень большим вопросом.

А сейчас, мы начнем разговор с тех нескольких важнейших понятий, которыми оперирует любая философская школа.

БЫТИЕ

Главный предмет философии это БЫТИЕ. Если попробовать определить, что это такое, мы неминуемо столкнемся с трудностью. Мы все интуитивно понимаем о чем здесь речь, но интуиция эта очень смутная и понять это можно, лишь попробовав дать определение Бытия.

Первое, что может прийти нам в голову, это попытаться противопоставить «бытие» и «не бытие», но здесь сразу возникает проблема, и она заключается в том, что «не бытия» просто не существует.

*Возможно, некоторым людям не просто будет понять этот, в сущности очевидный, тезис. Но, попробуйте поразмышлять, посмотреть на это под другим, непривычным вам углом зрения и, если у вас получится, то вы, быть может впервые, поймете, как работает философский метод восприятия мира.

Получается, что ввести ограничение (градацию) можно, лишь придумав разновидности бытия. Есть разные виды существования. Приведем простейшие примеры. Из курса физики все знают, что одно и то же вещество может иметь разные формы существования. Вода может быть паром и льдом, но природа этого всегда одна — это вода. Здесь же можно сказать и про различие аспектов существования людей в разных культурах, и это тоже очевидная разница в бытии нашего тела и сознания.

Конечно можно сказать, что бытие едино и, вероятно, вы будете совершенно правы в этом предположении. Но такой взгляд означает, что бытие есть синоним мироздания вообще. К сожалению, в едином ничего не может быть определено, в том числе и само ЕДИНОЕ. Единое не может быть ограничено, но это значит, что о нем просто нечего будет сказать, а значит не будет ни философии, ни психологии, ни религии.

Это означает, что мы просто не можем определить бытие, в его самом широком значении всеобщности. И поэтому, нам приходится определять бытие, не в самом широком его смысле (бытие — все что есть), а в смысле его разновидностей.

Важный момент заключается в том, что можно различить зависимое и независимое бытие. Так, бытие определяемое некой сущностью (например, вами самими), есть зависимое бытие. И оно таково по единственной причине — ему дано определение.

Но с этим есть проблема, и ее надо сразу обозначить. Дело в том, что определяет разновидности бытия только субъект и только он. Природа, деревья, вода, животные не знают, что они находятся в состоянии бытия и тем более, в каких то его разновидностях. Они просто есть. И это, вроде бы, очевидный факт.

Из этого вытекает нечто важное, что вам следует понять — бытие всегда задается субъектом, обладающим разумом.

СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ

Помимо бытия, в философии есть еще  два важных понятия — это сущность и существование.

Сущность это то, что из себя представляет та или иная вещь.

Вот что говорит Википедия:

Су́щность (др. грече. οὐσία, ὑπόστᾰσις; лат. essentia, substantia) — смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи.

Так например, сущность чая – чай.

Но здесь не все так просто, потому, что его сущность, определяют те качества, которые делают его чаем и если начать перечислять, мы немедленно обнаружим, что этих качеств так много, что формально перечислить их все будет затруднительно. Так как же нам понять, что такое сущность?

В латинском языке есть прекрасное слово для обозначения качеств сущности – QUIDDITAS. Его достаточно трудно корректно перевести на Русский, поскольку буквальный перевод может означать «чтойность» вещи (такого слова нет в словаре), или иначе — суть ее бытия.

Существование это вопрос – существует ли и как — в каком смысле, существует вещь.

Важно обратить внимание на то, что сущность отличается от существования. Например, чашка для чая. Ее сущность совсем не то же самое, что ее существование. И это хорошо иллюстрирует тот факт, что эти понятия отвечают на разные вопросы. Сущность чашки — ЧТО это такое, а существование — В КАКОМ СМЫСЛЕ она существует.

Именно здесь интересно сделать разграничение между тем, чем занимается философия и как это отличает ее от других наук. Дело в том, что философия занимается вопросами существования, тогда как большинство других наук занимаются изучением сущностей. В известной степени, вопросы существования ставят и религия, и психология.

Так, важнейший вопрос религии – «что есть Бог?» Люди хотят увидеть в Боге сущность или получить на этот вопрос совершенно определенный ответ. Примеры таких ответов известны – Бог это разум, Бог это справедливость, Бог это любовь, Бог это Гармония, Бог это милосердие.

Но что же отвечает Бог Иудеям? Я ЕСЬМЬ СУЩИЙ. Я ТОТ КТО ЕСТЬ.

А вот Буддизм. На вопрос что есть Будда в сутрах можно получить ответ. И он о том же.  Я ТАК ПРИШЕДШИЙ. ТАКОВЫЙ. ТАК КАК ЕСТЬ.

Любая религия дает на это ответ: БОГ — ТО ЧТО ЕСТЬ.

ИСТОКИ ФИЛОСОФИИ

Истоки Философии, как и Религии – поиски смысла в жизни, неудовлетворенность тем, что есть, поиски ответов на вопрос кто я и зачем я существую.

Что же было раньше? Конечно же религия, но в виде политеизма или язычества. Но язычество не давало ответа на поставленные вопросы в силу того, что еще не выработало концепцию единого Бога, а значит и единого смысла.

Но появление концепции Божества единого для всех, также не решало проблему бытия, ибо далеко не все люди в таких вопросах были готовы идти по пути религии, но не разума.

Возможно, именно на этой развилке и возникла философия — попытка решить вопрос смысла своего существования посредством разума.

Это не означает, что философы древности не занимались мистикой и вовсе не полагались на религиозные концепции. Но именно попытка объяснить мир словами и идеями, это и есть путь философии, что и отличает ее от религии, основанной на постижении бытия, через чувственный мистический опыт.

ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Мы начнем с Греции, поскольку именно в этой стране возникли первые школы философии, и возможно, первыми философами были Пифагорейцы.

Это были люди, которые занимались не только вопросами мироздания и смысла, среди них были и математики, и геометры. Происходило так потому, что в то время еще не произошло разделения на специализации и эти люди занимались всем, в том числе и поисками смыслов.

Попасть в такую общину можно было лишь выдержав серию жестких экзаменов (скорее испытаний). Популярны пифагорейские общины были с 6 по 4 век до нашей эры, а с 4 века учение постепенно пришло в упадок, возможно, не выдержав конкуренции с идеями школ Платона и Аристотеля.

Но мы затронули пифагорейцев, вовсе не из за желания исторического экскурса, который, будучи несомненно интересным, выходит за пределы нашей задачи. Мы затронули этот вопрос потому, что именно в рамках пифагорейской общины возникла идея АБСТРАКТНОГО ЧИСЛА.

Для того чтобы понять суть проблемы, надо постараться объяснить себе такую, простую не первый взгляд вещь, как число. Вопрос здесь в том, что объяснить смысл числа ДВА (2) можно по-разному:  с помощью предметного счета (используя например два камешка), или же с помощью числа (знака).

Принимая концепцию числа, мы делаем по-настоящему революционное открытие — существуют смыслы, не имеющие предметного воплощения. Это абстракция или чистый смысл. И это не только цифры. Такая фигура, как треугольник может быть представлен в нашем уме, как треугольник вообще, без привязки к конкретной нарисованной, например на песке, фигуре.

Для того чтобы подчеркнуть, что такие вещи, как числа, геометрические фигуры, счет без привязки к конкретным предметам, тем не менее, имеют свое смысловое воплощение, древние греки придумали новое философское понятие ЭЙДОС – что означает чистый смысл без конкретного представления.

Так дети, сначала учатся считать на основе использования предметов (счетные палочки), но в какой то момент ребенок совершает качественный прорыв, и он переходит от предметного счета, к чистым вычислениям. В этот момент число два перестает быть двумя счетными палочками, а становится абстрактным числом. И это чисто человеческое проявление, поскольку никакое животное нельзя научить считать абстрактно.

В философском смысле появление Эйдоса знаменует, воистину великий прорыв, поскольку  эта идея утверждает ни много, ни мало, а две разновидности бытия, которое может быть как абстрактным, так и предметным!

С другой стороны, Эйдос это абстрактная суть предмета или вещественная данность в мышлении. В некотором смысле, Эйдос является эквивалентом понятия ИДЕЯ.


Так чувственные впечатления (восприятие с помощью органов чувств) могут нам дать, только отпечаток материального бытия вещи. Но абстрактное видение, давало нечто большее.

Великий философ Платон воспринимал такое видение, как чудесный акт общения между эйдосом объекта и душой субъекта, в результате которого у индивида в душе появлялся чистый образ этого объекта, его эйдос. Это представлялось ему, куда более подлинным актом познания, чем чем простое чувственное восприятие вещи в ее материальном воплощении.

Итак, в греческом философском осмыслении, Эйдос, это высшая степень умопостижения предмета и высший акт познания, воплощающий чистое мышление.

платон

Платон

Эйдос может быть выражен в виде знака или другого символа — цифры, фигуры, рисунка.

Теперь, познакомившись с понятием эйдос, нам легко будет представить себе более сложное понятие — триаду, отражающую три возможных смысловых воплощения одной и той же вещи, это СМЫСЛ (общее понятие) — ВЕЩЬ (предметное воплощение) — ЗНАК (абстрактный символ).

Представим треугольник, нарисованный на песке, который представляет из себя реальную фигуру в физическом мире (это предметное воплощение), тот же треугольник, представленный в виде идеи, представляет из себя некий треугольник вообще, не обязательно связанный с нашим, но с любым другим треугольником (это абстрактный смысл, общее понятие, эйдос), треугольник нарисованный, как знак на листе бумаги и означающий треугольник вообще, представляет из себя знак — абстрактный символ треугольника, передающий идею треугольника, ЭЙДОС, его абстрактный смысл.

ОППОЗИЦИЯ ХАОС — СМЫСЛ (ФОРМА)

Еще одно понятие, через которое мы должны пройти и постараться осмыслить — это ХАОС.

Про него можно сказать, что хаос это нечто неупорядоченное, находящееся в беспорядке, то в чем отсутствуют закономерности.

Также, про хаос с определенностью можно сказать, что он не является небытием, еще раньше мы сказали, что небытия просто не существует. Но что это? Сущность? Если да, то в каком смысле это существует?

А может быть вновь обратиться к древнегреческой мудрости? Ведь понятие хаос придумали именно древние греки.

Но мы не найдем у греков четкого определения, по причине того, что понимание хаоса у разных философов отличалось.

Например Платон, представлял его, как некую праматерию из которой возникает любое бытие.

Аристотель – ученик Платона понимал хаос немного иначе, как пространство – вмещающее все формы.

аристотель

Аристотель

Но в их представлениях было и нечто общее, и это было понимание хаоса, как некоего беспорядочного потенциального состояния из которого формируется мироздание.

В философии говорят, что для того чтобы что-то понять, нужно это определить, а значит ограничить. Поэтому, чтобы понять хаос, нужно ограничить его. И то, что может ограничить ХАОС, называется «ФОРМА».

Говорят, что в хаосе изначально есть все, но оно не различимо, пока не приобретет форму. Но что ограничит хаос, что даст ему форму?

ФОРМА И КАЧЕСТВО

Чтобы понять Хаос, нам необходимо определить еще два понятия философии — ФОРМА и КАЧЕСТВО.


*Возможно, мы несколько ближе подойдем к сути проблемы, если скажем, что эта триада хаос – форма – качество, имеет самое непосредственное отношение к механизмам восприятия нами мира или его познанию. Поэтому, давайте приведем пример или модель восприятия нами мира на примере того, как мы воспринимаем простую полосатую ткань.

Вот это полосатое махровое полотенце.

Скажите пожалуйста, что вы видите? Вы видите полосатое полотенце с полосами разных цветов. Оно прямоугольной формы и немного шероховатой фактуры. Как вы думаете, полоска это форма или качество? Полоска несомненно форма, это очевидно, хотя бы потому, что все мы изучали геометрию и это первое предположение, приходящее нам на ум интуитивно. Также и само полотенце имеет форму прямоугольника и он задает границы предмета (ограничивает, определяет).  А теперь, то что касается шероховатости (его фактуры) и цвета. Шероховатость и цвет, это форма или качество? И то и другое качества. Мы не давали этих определений, но интуитивно, мы можем понять и это.

Теперь представьте, что полотенце олицетворяет хаос. Представим, что этот хаос содержит изначально все – цвета (качества), полоски (формы), фактуры (качество), форма самого полотенца (форма), запах (качество) и т.п. Но ведь все это в совокупности, лишено и форм и качеств, ровно до тех пор, пока наш разум не расставит все по своим местам, пока вы не увидите ткань и не скажете — это полотенце, оно полосатое, шероховатое и цветное. Наш разум привнес в изначальный хаос и формы, и качества. Наш разум — одухотворил ХАОС. Что же означает это одухотворение? В первую очередь оно знаменует появление ЗАВИСИМОГО БЫТИЯ в нашем сознании. Наш ум ОГРАНИЧИЛ ХАОС привнеся в него оценочное восприятие, наделив НЕЧТО границами (формой) и качествами. 

Это не так просто сразу понять и осознать, несмотря на то, что это, как это не странно, довольно очевидно. Причина заключается в нашей привычке видеть мир определенным образом, то есть, мы довольно быстро начинаем видеть хаос, уже оформленным (ограниченным понятиями). Большинство людей совершенно уверено, что мир именно таков, каким они его видят — через автоматическую и быструю совместную работу разума и органов восприятия.

Можно сказать, что наш разум постоянно творит мир и делает это постепенно, от простого к сложному. И первое что происходит это оформление пространственного мира, то есть геометрии пространства. Именно поэтому мы и начали с геометрических примеров.

Пространственные характеристики играют роль границ (задают границы создавая тем самым форму). И еще раз повторим эту истину — чтобы что-то познать, это нужно ограничить, или иначе, создать форму (или, что то же самое, внести смысл). Рассматривая полосатое полотенце мы при посредстве своего разума АВТОМАТИЧЕСКИ вносили в него форму, качества и имя, создавая на самом деле то, что мы называем полотенце. Здесь же надо сказать, что как и числа наше полотенце имеет абстрактное измерение — поскольку мы можем определить его через ЗНАК, как любое полотенце вообще. 

Таким образом, границы играют для нашего разума роль маркеров или якорей, позволяющих нам воспринимать мир — совершенно определенным образом.

Здесь важно понять, что границы задаются не только геометрическими формами, мы взяли геометрию лишь для большей наглядности. Границу вносит любое понятие, любая характеристика вещи. Так, назвав чашку для чая чашкой, мы ограничили ее, утвердили понятие, идею чашки, и таким путем отделили ее от остального мира, воссоздали из первоначального хаоса.

Например, когда мы говорим, что предмет красный, мы вносим ограничение, потому, что тем самым даем понять, что существуют и другие цвета. Это означает, что качества, как и формы, также играют роль ограничения.

Качества, формы и эйдос создают границы, создавая вещь в том виде, как мы ее привыкли воспринимать, после завершения всех актов восприятия.

Сочетания этих АТРИБУТОВ (определенностей), вещи (сущности) создает ее СМЫСЛ или то, чем она является для нас в нашей привычной жизни.

Итак, когда мы назвали чашку чашкой, мы определили ее смысл, породили ее из хаоса своим сознанием, и здесь, мы должны обратить внимание на важный момент, который говорит о том, что же произошло. А произошло следующее — сущность (чашка) была определена с помощью другой сущности (нас). Мы увидели чашку  определили ее в своем сознании тем самым переведя ее в раздел ЗАВИСИМОГО БЫТИЯ. Так мы совершили акт познания. 


Это очень важный момент, ведь мы привыкли считать, что мир именно таков, каким мы его видим, но так ли это? Подумайте об этом. Ведь исходя из вышесказанного, именно мы, как мыслящая сущность, определяем, чем этот мир является.

Но в какой степени мир зависит от нашего ума? Это очень большой вопрос философии, и разные школы философии, отвечают на него совершенно по разному.

Сейчас, в этот момент, мы рассматриваем мир с позиции философского направления, которое называется ИДЕАЛИЗМ. К слову, это, пожалуй, наиболее трудное для понимания направление. Это направление исходит из полностью непривычной нам предпосылки – сложившегося и готового для восприятия мира не существует, есть только ХАОС.

Поэтому, идеалистическая философия целиком строится на оппозиции, ХАОС-СМЫСЛ.

*У Иудеев есть интересная фраза из писания – «Адам дал всему имя и стал властвовать». Что это значит в контексте нашего разговора? Несомненно это означает, что человек (Адам) наделяет вещи существованием и происходит это через восприятие мира, через разум.

Великий Аристотель называл хаос МАТЕРИЕЙ и  БЫТИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Последние слова наиболее исчерпывающим образом иллюстрируют концепцию идеалистического представления о мире.

ВРЕМЯ

Еще один важный атрибут, который мы вносим в мир это ВРЕМЯ.

Время одно из самых удивительных и парадоксальных явлений. Дело в том, что вне нашего разума, время просто не существует. Время это абстракция, тем не менее, играющая величайшую роль в нашей жизни. Время, это неотъемлемая характеристика  феноменального мира, призванная описать удивительнейшее свойство (тенденцию) материи (хаоса) к переменам.

Таким образом, ВРЕМЯ, это субъективная мера перемен в окружающем нас мире (данное утверждение конечно же не является бесспорной истиной, например, существуют философские воззрения согласно которым время — независимая от сознания сущность). 

И это, также, довольно непросто представить,  ведь с точки зрения нашей повседневности, мы привыкли считать время реально существующим и само собой разумеющимся явлением.

С привычной нам, естественнонаучной точки зрения и время, и пространство считаются вполне объективными категориями, реально существующими, вне зависимости от сознания.

Но все может измениться, если мы представим мир, с точки зрения существования настоящего момента. Представим, что в мире существует только настоящий момент, а прошлое, будущее, а также длительность, существуют, только как функции нашего сознания. И это вечное настоящее, не предполагает времени. Оно обладает свойством перемен, которое, само по себе, является величайшей загадкой мироздания.

Для того, чтобы иметь механизм описания этого важного свойства материи в пространстве, мыслящие формы (люди) придумали способ измерения перемен, их длительности. Это и называют временем.

В рамках такого представления о времени, оно не может быть ничем иным, как СУБЪЕКТИВНЫМ атрибутом формы, а именно, субъективной мерой длительности существования форм. Таким образом, время существует, но только в сознании мыслящей себя формы.

Понимание времени относительно.

Следует понимать, что представление о времени сильно зависит от той системы координат в которой мы его рассматриваем.

Так, утверждение о не существовании времени вне сознания, сделано с точки зрения понимания мира с позиции дуальности, материя – сознания. Такая позиция характерна для материалистического взгляда на мир.

Здесь есть некая ирония, материалисты часто считают время реально существующим, хотя именно в их мире существование времени, более чем сомнительно. Что же касается мира идеалистической философии и ее разновидностей, время там существует вполне реально в нашем поле сознания, по сути являясь, одной из ее важнейших функций.

Причем, в идеалистической системе координат и будущее, и прошлое, и настоящее совершенно равнозначны, в том смысле, в каком их оценивает наше сознание и совершенно РЕАЛЬНЫ.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

Еще две важные категории – ПРИЧИНА – СЛЕДСТВИЕ.

И они, также, прерогативы нашего разума.

Вот посмотрите — то что одно событие наступило раньше другого, мы можем увидеть с помощью органов чувств. Но то, что одно является следствием (причиной) другого можно  понять, только с помощью разума.

Причинно-следственная связь является функцией времени. Это значит, что без понимания функции времени, установление причинно-следственных связей невозможно.

Сочетание атрибутов времени и причинно-следственной связи описывает процесс перемен, который разворачивается в нашем сознании. И когда качества некой сущности меняются во времени, это значит, что она обладает свойством ТЕМПОРАЛЬНОСТИ.

Темпоральность, это свойство которое описывает изменение сущности в течении определенного промежутка времени. При этом, данная сущность обладает темпоральностью отличной от нулевой, только при условии, если она может быть адекватна описана нами, лишь с точки зрения своего временного проявления.

Пример который можно привести — мелодия. Она имеет для нас смысл в качестве мелодии, только если имеет временную протяженность. Но если мы слушаем мелодию на протяжении очень короткого промежутка времени, то она, очевидно, утрачивает те свойства, которые ее делают мелодией и превращается просто в застывшую в настоящем моменте конфигурацию воздуха (колебание).


Интересно, что мы имеем ввиду изменения объекта в смысле изменения его свойств (атрибутов) – качества, формы, но при этом, сам объект в течении времени не меняет своей ЧТОЙНОСТИ, то есть остается тем же самым объектом в нашем сознании. И это также удивительная функция нашего сознания, поскольку, понимание сути вещи, как отдельного явления (сущности) происходит именно в разуме. Например, мы можем перекрасить автомобиль в другой цвет, заменить двигатель, сиденья, но он все еще останется тем же самым автомобилем. Однако критерий чтойности (то есть набор атрибутов, которые мы считаем неотъемлемым свойством данной сущности), задается сознанием и следовательно, может отличаться с точки зрения разных людей. Так например, возьмем белый свитер и перекрасим его в черный цвет. В случае, если неотъемлемым свойством свитера мы считаем материал, то свитер останется тем же самым, просто претерпевшим изменения во времени. Однако, если для нас основным атрибутом является цвет или сочетание цвет – материал, мы вполне могли бы сказать, что мы видим совершенно другой предмет. Это еще раз доказывает нам, что свойства сущностей полностью определяются нашим сознанием.

ВОЛЯ

Помимо разума, человек обладает ВОЛЕЙ. Которая, с точки зрения классического греческого идеализма, делится на две категории ПОТРЕБНОСТЬ и СТРАСТЬ.

Хотя скорее можно сказать, что это не две категории, а два истока проявления ВОЛИ.

Воля, значение которой мы можем ощутить чисто интуитивно, в основе своей имеет тот факт, что поведение человека всегда ЦЕЛЕСООБРАЗНО. Это значит, что в основе любых действий существа всегда лежит определенная цель.

Эта цель может определяться множеством причин. Например, причина чувства голода — отсутствие еды, и эта причина трансформируется в цель – насыщение. Причина приходит из прошлого, а цель лежит всегда в будущем и, как правило, проявляется в виде идеи (насыщение).

Итак, если я голоден, то во мне возникает воля найти еду. То есть, в основе моей потребности лежит нечто — конкретное (ощущение голода). И я ем, чтобы насытиться, это значит, что насыщение лежит за пределами моей потребности (голод). Что это значит? Это значит, что ощущение голода и насыщение вещи разные.

Что же касается страсти, то в основе страсти всегда лежит сама страсть, а именно — я люблю для того, чтобы любить.

И  потребность и страсть порождают идею обладания желаемым, и данная идея способствует формированию волевого усилия, необходимого для достижения цели.

С точки зрения психологии, мы можем определить волю, как внутреннее усилие (психологическое напряжение), направленное на достижение цели, определяемое желанием. Нетрудно предположить, что определение и понимание ВОЛИ в философии и психологии могут различаться. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение, хотелось бы повторить, что мы бегло рассмотрели философский взгляд на мир с точки зрения классического идеализма. В этой системе координат наш разум является источником всех смыслов, а значит принимает непосредственное участие в творении мира.

Стоит также сказать, что подобный взгляд является не столько сложным, сколько необычным, с точки зрения наших привычных представлений. Из-за этой необычности и возникает много проблем с пониманием, которые довольно быстро уходят, как только наша система взглядов начинает меняться и становится более гибкой.

Сам по себе этот сдвиг восприятия, эта гибкость мышления, которая необходима для понимания идеалистической философии и является нашей основной целью, более важной, чем изучение самого предмета. И если нам удалось достичь ее хотя бы отчасти, то можно считать, эту задачу выполненной.

Автор — Сергей Сю Хо.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика