Психологические защиты личности (2 часть).

Механизмы защиты, преобразующие информацию.

Если в первом случае нежелательная информация не оценивалась, а отправлялась в бессознательное или в предсознание, то в случае этой группы информация проходит предварительную обработку в основном на бессознательном уровне. В результате искажения и трансформации информации индивид начинает жить в совершенно нереальном мире иллюзий о себе и окружающем мире.

aggression

1. Агрессия.

Это естественная реакция на угрозы жизни и безопасности.
Однако, в случае когда агрессия выполняет роль психологической защиты речь обычно идет о другом.
Посредством агрессивного поведения человек защищает свои внутренние убеждения, ценности от влияния, как правило иллюзорной угрозы.
В основе такой реакции лежит неосознанный страх потери самоидентификации, или угрозы внутреннему миру — психологическому благополучию агрессора.

Непосредственная (прямая) агрессия обращена на фрустрирующий объект.
Чаще всего это связано с агрессивным, вызывающим поведением против лица, которое вам не нравится. Такие явления как гомофобия, расизм, ксенофобия яркие примеры психологической защиты такого рода.

Косвенная агрессия может быть направлена на любой другой объект, имеющий отношение к фрустратору или же нет.
Главное здесь в том, чтобы этот объект не представлял угрозы, то есть был беззащитен. Косвенная агрессия основана на механизме Вымещения, когда снятие напряжения достигается направлением агрессии на человека, возможно не имеющего отношения к травмирующей ситуации или же даже просто на предмет. Например, человек в сердцах разбивает чашку и на этом успокаивается.

2. Десакрализация (Обесценивание).

Эта защита появляется вследствие разочарования в неких базовых ценностях.
Из за этого возникает автоматическое отвержение или обесценивание. То есть в этом случае мы имеем ситуацию, когда личные негативные травмирующие факторы неосознанно или полу осознанно переносятся на всю систему значимых ценностей.
Например из за лицемерия части общества, утверждающего одни ценности, а на деле исповедующем совсем другое, в молодых людях возникает чувство протеста против всей системы в целом.

Чаще всего обесценивается религия, мораль, высокие идеалы.
Проблема десакрализации в том, что человек начинает агрессивно — скептически относится ко всему, что так или иначе связано с обесцениваемым объектом, перестает верить в какие либо идеалы, начинает видеть во всем лишь эгоистичные и низменные мотивы.
Приводит это к тому, что обесцениванию в итоге подвергается и сама личность, что снижает возможности для самоактуализации.

ideal-world

3. Идеализация.

Еще одна ПЗ, призванная защитить нас от реального положения дел.
В данном случае речь идет о ценном объекте. Например это может быть любимый человек или группа к которой вы себя причисляете — церковь, социальная система, социальная прослойка и т.п.

Ценным объектом может выступать и сам индивид.
Идеализируемый объект в этом случае наделяется несуществующими добродетелями.
Причина идеализации в нежелании видеть негативные стороны жизни, а также, негативные черты себя.
Идеализация — разновидность проекции, только в этом случае на окружающий мир или на себя самого проецируется позитивное содержание.

Проблема идеализации в неизбежно приходящих разочарованиях и чем выше вы вознесли достоинства почитаемого объекта, тем сильнее и болезненнее будет потеря благополучия, связанного с синдромом розовых очков.

4. Проекция.

Изначально механизм проекции был изучен в психоанализе Фрейда, и в его прочтении, эта ПЗ означала перенос своих собственных (негативных) черт на других людей.
Целесообразность этой ПЗ в том, что наделяя других отвергаемыми собственными чертами, человек на фоне окружающего негатива выглядит в собственных глазах более выигрышно. В другом варианте, происходит оправдание этих негативных черт в себе (весь мир так же плох, как и я).

Еще одна роль проекции — оправдание в себе неприязни к другим людям или группам людей. Ксенофобия, гомофобия также основаны на механизме проекции.

Один из феноменов проекции в том, что человек иногда весьма точно отслеживает свои собственные качества в других людях.

Конечно механизм проекции гораздо более широк, чем простое перенесение на окружающих своих отторгаемых качеств.
В общем смысле проекция, это наделение окружающего мира (не только людей) содержимым своего собственного сознания.
Так идеализация, это проекция, творчество это также проекция.
В этом смысле содержание этого защитного механизма можно трактовать намного шире.
А именно, проекция как стремление распространить свое сознание наиболее широко.

Суть этого стремления, по всей видимости, максимальное расширения сферы контроля.
Однако, можно объяснить действие этого механизма и по — другому, а именно — мы не можем наделить окружающий мир тем, чего у нас нет.
Это означает, что любая интерпретация мира с точки зрения личности в любом случае содержит ее часть и чем более значима для личности эта часть, тем с большей вероятностью мы ее найдем и будем интерпретировать реальность с точки зрения значимого качества.

Это объясняет тот факт, что мы часто наделяем мир чертами, которые прячем от себя, считая их негативными и неприемлемыми. Эти происходит по причине того, что именно эти черты значимы для нас, ведь очевидно, что то что беспокоит нас более всего и является наиболее значимым.

Проблема проективного защитного механизма в том, что человек совершенно не замечает в себе собственные вытесняемые черты, которые приписывает другим, а это приводит к тому, что информация о себе значительно фальсифицируется, в особенности в отношении черт от которых сам человек возможно хотел бы избавится.

Именно эти черты и подлежат обнаружению, осознанию и проживанию в рамках психотерапии, в случае наличия у индивида именно этого механизма защиты.

Характерные черты характера возникающие вследствие действия механизма проекции — ханжество, лицемерие, чрезмерное морализаторство, завышенные требования к другим по вопросам морали, постоянное осуждение других, поиск в них нагатива, поиски внешнего врага и т.п.

5. Идентификация.

Стремление во всем походить на человека, который является для личности значимым (любимым, уважаемым, боготворимым).

Истоки этой защиты лежат в детстве, когда ребенок стремится походить на взрослых (родителей, преподавателей, воспитателей, иногда на персонажей из книг, фильмов и т.п.).

Эта защита является одной из разновидностей интроекции, когда часть внешнего мира включается во внутренний, в качестве его неотъемлемой части. Считается, что у идентификации несколько причин.

— Это получение одобрения (награды) от значимого окружения (или же себя самого) вследствие определенного поведения, которое одобряется окружающими или же самим индивидом.

— В обстоятельствах угрозы, когда индивид идентифицирует себя с угрозой и тем самым снимает страх, например идентификация с агрессором.

— Играние роли (иногда рассматривается как отдельная защита), в этом случае человек пытается установить контроль над окружающим миром, используя определенные игровые манипуляции, а именно, отождествляя себя с определенной функцией или функциями.

Например, человек, который работает полицейским, полностью отождествляется с этой ролью и следует ей и в обычной жизни. Такие люди часто доставляют немало хлопот своему близкому окружению. Цель такого поведения — установление контроля над людьми.
Причина — страх быть таким какой ты есть из за иллюзии уязвимости.

Теория ролевых игр хорошо описана у Эрика Бёрна, который считает, что в нашем обществе у каждого есть набор поведенческих штампов (ролей), каждый из которых так или иначе соотносится с психологическими состояниями взрослого, ребенка и родителя.
Истинные цели ролевых игр чаще всего не осознаются игроком, ровно как и факт самой игры.

6. Юмор.

Важная функция защиты, являющаяся средством трансформации негативных чувств в позитивные. Часто позволяет сохранить контроль за собой и за ситуацией в экстремальных обстоятельствах. Иначе говоря, юмор это некий автоматический преобразователь чувств. По словам Фрейда — юмор это высшая из защитных функций.

Цель юмора, как и любой другой защиты сохранение или восстановление психологического благополучия субъекта. Юмор, как защита, часто применяется вполне осознанно, но, тем не менее, он является защитой так или иначе искажающей реальное положение дел.

7. Эмоциональное выгорание.

Чаще всего люди вынуждены заниматься вещами, которые, их мягко говоря не радуют.
Это может быть необходимая для индивида деятельность, связанная с добыванием средств к существованию, которая при этом является вынужденным занятием.

Трудности возникают тогда, когда этот труд превращается в тягостную рутину или же, является постоянным источником стресса, например, такое часто встречается у врачей.
В этом случае происходит эмоциональное отстранение человека от выполняемых им обязанностей.

Цель — экономия собственных психологических ресурсов, предохранение от стресса.
Проблемы связанные с этой защитой — отстраненность от деятельности, приводит к снижению качества работы, плохо влияет на отношения в коллективе.
Кроме того, так или иначе, общая неудовлетворенность своим положением на протяжении долгого времени рано или поздно обязательно приведет к психологическим проблемам, решение которых и является целью данной защиты.

Но к самым большим проблемам ЭВ приводит тогда, когда работа индивида априори связана с людьми, к которым необходимо участие, например, это работа школьного учителя, врача, психолога.
В этом случае качество работы при симптоме ЭВ может обернуться весьма негативными последствиями для результата.

8. Обесценивание (не путать с десакрализацией).

Когда человек стремится к цели, а она, либо недостижима, либо очень трудно достижима, возникает соблазн отказаться от нее совсем или заменить на другую, более реальную.

Во избежание фрустрации вследствие отказа происходит обесценивание цели, к которой человек стремился.
Например, вы мечтаете о путешествии на далекие экзотические острова французской Полинезии, но денег нет, и вы решаете поехать в Египет. Чтобы смягчить ситуацию вы рассчитывайте стоимость поездки исходя не из ваших эмоциональных предпочтений, а из соотношения цена — качество.
Полинезия быстро терпит сокрушительное поражение, а вы наслаждаетесь мудрым и рациональным решением.
По сути, обесценивание ни что иное как разновидность рационализации.

9. Рационализация.

Эта защита служит для оправдания своего поведения или (и) сокрытия истинной цели поступка путем придания им рациональной основы.

Например вы начальник и вы ведете себя неадекватно агрессивно по отношению к своему сотруднику реализуя психологическую защиту вымещение, поскольку утром вы поругались с женой. Через некоторое время вам становится стыдно, но вы объясняете свое поведение сочетанием непреодолимых фактором, таких как нерадивость сотрудника и ваша крайняя усталость возникшая вследствие вашего неистребимого трудолюбия.

Или же например, вы покупаете излишне дорогой внедорожник, который явно не нужен вам в городских условиях. Настоящая причина покупки ваш бессознательный страх и неуверенность в себе, из чего следует желание произвести на окружающих впечатление крутого парня. Однако вы, не в силах признаться в своей истинной мотивации, придумываете другую причину, например, что такая машина необходима вам потому, что у вас большая семья и раз в полгода вам нужно возить еще двух человек в аэропорт, что дороги в вашем городе неважные, что приехать на деловую встречу вам нужно именно на этой модели и т.п.

10. Интеллектуализация.

На первый взгляд интеллектуализация практически то же самое, что и рационализация, однако, это совершенно разные ПЗ.

По своей функции интеллектуализация больше схожа с эмоциональным выгоранием и нужна она изначально для сдерживания эмоциональных реакций.

Причины по которым возникает необходимость в такой защите могут быть разными.
Например, в детстве ваше экспрессивное поведение подавлялось родителями (что происходит на самом деле почти всегда), и вы постепенно приучались сдерживать свои эмоции, а впоследствии перевели их полностью в интеллектуальное русло.

По сути, это замена эмоциональной реакции на интеллектуальную.

В пределе это приводит вот к чему.
Например, вы смотрите на прекрасный закат и, сидя на берегу моря, рассказываете своему собеседнику в возвышенных выражениях о том, как красиво то, что вы видите… но при этом ничего не чувствуйте, а умом точно понимаете, какие эмоции это должно вызывать.

При интеллектуализации происходит перевод эмоциональных процессов в русло абстрактного мышления.

Например, если вы психолог и работаете с таким клиентом, то с высокой степенью вероятности он будет излагать свои проблемы исключительно в рациональных категориях, даже если речь идет об очень эмоционально нагруженных событиях.
С одной стороны, это может быть реализацией идущей из детства стратегии поведения о причинах которой мы упомянули выше, с другой таким способом происходит защита от возможного вторжения бессознательных процессов.

11. Компенсация.

Компенсация возникает при необходимости защиты от фрустрации, связанной с потерей, отсутствием или неполноценностью какого то качества человека.
А в основе лежит комплекс неполноценности, основанный на наличии действительных или мнимых недостатков.

Компенсация может работать в двух направлениях.

— Гиперкомпенсация, когда индивид развивает то, что либо отсутствует, либо слабо развито.

Хороший пример гиперкомпенсации известный греческий оратор Демосфен.
Имея от природы серьезные проблемы с дикцией, он усиленными тренировками добился впечатляющих результатов.
Так например, одним из его известных упражнений было произнесение речей на берегу моря со ртом, набитым камешками.

— Компенсация как таковая означает развитие другого признака, которым человек и так обладает в избытке.
Например, физически неразвитый, болезненный подросток достигает больших успехов в физике и математике, а обделенный интеллектом человек наоборот, не вылезает из спортзала и всячески демонстрирует свои физические успехи и себе и окружающим.

Одной из разновидностей компенсации является пришедшее из психоанализа понятие сублимации, что чаще всего означает перенаправление неприемлемых импульсов в совершенно другое русло. Так например, агрессию или сексуальное желание можно компенсировать другими, не всегда связанными с этим видами деятельности.
Это может быть любая деятельность, которая приносит вдохновение — рисование, спорт, увлечения, хобби, приверженность идеям и т.п.

12. Интроекция.

Интроекция означает принятие человеком внешнего в свой внутренний мир, как своего собственного.

Это могут быть идеи, взгляды, мнения, модели поведения, верования, установки других людей. Это ПЗ, считается примитивной и инфантильной формой защиты идентификации, которая, в отличие от последней является неосознаваемой.

Исток этой модели поведения находится в детстве, когда от ребенка в той или иной форме требовали безусловного повиновения, или иначе, некритичного принятия мнений и моделей поведения взрослых людей.

Данная склонность связана с автоматической оценкой таких вещей, как социальные установки, нормы поведения, как изначально правильных и не требующих критического похода.

Также можно рассмотреть интроекцию с точки зрения контроля, а именно, вы принимаете часть внешнего мира, как свою собственную для появления иллюзии того, что вы эту часть контролируйте.
Логика здесь такова — то что является частью меня я контролирую, а значит это безопасно. Как нетрудно предположить, исходным позывом к такому поведению является страх и стремление от него избавится.

Фактически интроекция, это почти всегда сочетание проекции и собственно того, что и называют интроекцией.
Без предшествующей проекции сама интроекция невозможна, поскольку невозможно принять то, чего нет в нас самих.
Это означает, что для того чтобы принятие чужих аспектов мира стало возможным, необходимо чтобы эти аспекты существовали в нашем сознании и нами же одобрялись, осознанно или нет.

Это верно за исключением случаев, когда принятие содержимого происходит, только исходя из факта значимости источника.
Например, мы некритично принимаем какую то неизвестную нам идею по причине авторитета человека (или системы) ее носителя, содержание же самой идеи (информации) нам при этом не столь важно (но, так или иначе, идея значимости источника все равно наша собственная).

Комментировать через Facebook

Comment

Добавить комментарий