Перейти к содержимому

Психологические защиты личности (2 часть).

психологические защиты личности

  • три типа психологических защит.
  • защиты работающие на уровне восприятия.
  • защиты преобразующие информацию.
  • ретро защиты.

Классификация защитных механизмов

Можно было бы просто перечислить их и разобрать по порядку, не подвергая классификации, тем более, существующие теории по этому поводу предполагают разные варианты и критерии. Однако, можно пойти и по другому пути, который, как хочется надеяться, внесет больше ясности в вопрос.

Поэтому, давайте рассмотрим их по принципу воздействия на информацию. Ведь как мы упомянули ранее,  любая защита в той или иной степени искажает или фальсифицирует информацию, а это значит, что рассмотреть их с этой точки зрения совершенно естественно и полезно.

В соответствии с такой логикой, можно представить два типа Психологических Защит.

1. ПЗ непосредственно влияющие на входящую (перцептивную) информацию (то есть отсекающие информацию на уровне ее восприятия).
2. ПЗ искажающие (трансформирующие) уже полученную ранее информацию.

Третий вид ПЗ более связан с автоматическим поведением, нежели с искажением информации напрямую.

3. Это, так называемые, ретрозащиты, основанные на инстинктивном поведении — примитивные защиты. Как правило они означают регрессию (возврат) к первичным формам поведения.

Психологические защиты, работающие на уровне восприятия информации

1. Вытеснение.

Впервые это понятие было введено в теории психоанализа Зигмундом Фрейдом. Поэтому, давайте объясним этот механизм с тех же позиций.

Нежелательная информация вытесняется из сознания в область бессознательного, тем не менее, продолжая там свое автономное существование и обладая собственной психической энергией. Считается, что личность (эго) должна постоянно затрачивать психическую энергию для того, чтобы удерживать эту информацию в бессознательном.

Вытесненный материал постоянно стремится выйти в сознание и это свойство оборачивается для личности постоянным внутренним напряжением и возможностью действительного выхода нежелательной информации, то есть чревато дальнейшими проблемами.

Кроме того, считается, что в случае, когда вытесненная информация особо значима и особо болезненна, риску подвергается сама целостность личности. Есть мнение, что вытеснение это одна из самых эффективных защит, ввиду того, что вытесненное травмирующее содержимое наиболее надежно изолировано от сознания. Но, по указанным выше причинам, она же и самая опасная по своим возможным последствиям.

Вытеснение работает вследствие страха перед сильным психологическим дискомфортом, который могут вызвать болезненные воспоминания (травмирующий опыт), абсолютно неприемлемые желания и свойства личности.
По этой причине, перечисленное содержимое удаляется в область бессознательного напрямую из сознания, без непосредственного участия последнего.

Это содержимое удерживается в бессознательном, давая о себе знать в виде внутреннего напряжения (дискомфорта), который в крайней форме может превратится в серьезную психологическую проблему.
В определенных случаях (шок, мощное переживание) информация может вернуться в сознание, но чаще всего она может проявляться лишь в символической форме в сновидениях.

Некоторые психологи считают, что вытеснение работает в тех случаях, когда другие защиты оказываются неэффективными.
То есть это в своем роде последний бастион защиты, именно поэтому вытеснению подлежит, чаще всего, только очень значимая неприемлемая и травмирующая информация. Обычно это информация об истинных свойствах нашей личности, существование которых не принимается, например жестокость, злоба, зависть, подлость или же не принимаемые нами стремления — агрессия, сексуальные желания.

Возможные последствия психологической защиты — вытеснение

Вытеснение чревато серьезными психологическими проблемами, кроме того, вытеснению подвергаются наиболее значимые свойства личности, информация и важные воспоминания.
Все это означает, что человек по сути дела, не обладает знаниями о себе и находится по поводу себя в иллюзиях.
Чем больше вытеснено информации, тем больше проблема и тем сильнее усугубляется ситуация со временем.

Работа с вытеснением основана на вспоминании, осознании, осмыслении и проживании вытесненной информации.

подавление

2. Подавление.

Механизм очень похожий функционально на вытеснение, но, в отличие от последнего, происходит на более сознательном уровне, это, как бы, более легкая форма вытеснения.
Материал вытесняется не в бессознательное, а в предсознание и может быть периодически доступен для осознания.

При подавлении вы намеренно сдерживаете неприемлемое желание или стремление.
Например, вы говорите с начальником, а он при разговоре ведет себя оскорбительно для вас. В вас поднимается волна негодования и даже гнева. Возможно, в какой то момент, вы чувствуйте порыв сильно ударить его. Однако, сознавая последствия этого поступка, а возможно даже испытывая за это стыд (ведь вы привыкли считать себя мирным и позитивным человеком), вы сознательно подавляете в себе этот порыв. Вы уже не чувствуйте гнев, вы успокоились, но зато, в вас остается внутреннее напряжение, которое, скорее всего, пройдет еще не скоро. Если подобные ситуации в вашей жизни случаются регулярно, то это напряжение будет только расти, а в какой то момент, прорвется наружу, в какой именно форме — большой вопрос.

Механизмы защиты, преобразующие информацию

Если в первом случае нежелательная информация не оценивалась, а напрямую отправлялась в бессознательное или в предсознание, то в случае этой группы, информация проходит предварительную обработку, в основном на бессознательном уровне. В результате искажения и трансформации информации индивид начинает жить в совершенно нереальном мире иллюзий о себе и окружающем мире.

aggression

1. Агрессия.

Агрессия — естественная и психологически здоровая реакция на угрозы жизни и безопасности.
Однако, в случае когда агрессия выполняет роль психологической защиты, речь обычно идет о другом и, посредством агрессивного поведения такой человек защищает свои внутренние убеждения и ценности от влияния, как правило, совершенно иллюзорной угрозы.

В основе такой реакции лежит неосознанный страх потери своей самоидентификации, ощущение угрозы внутреннему миру — на чем и основано психологическое благополучие агрессора.

Непосредственная (прямая) агрессия обращена на фрустрирующий объект.
Чаще всего это явление связано с агрессивным, вызывающим поведением против лица, которое вам, по разным причинам, просто не нравится. Такие явления — как гомофобия, расизм, ксенофобия яркие примеры психологических защит такого рода.

Косвенная агрессия может быть направлена на любой другой объект, имеющий отношение к фрустратору или же вовсе, не имеющий такого отношения.

Главное здесь в том, чтобы этот объект не представлял угрозы, то есть был беззащитен. Косвенная агрессия основана на механизме Вымещения, когда снятие напряжения достигается направлением агрессии на человека, возможно не имеющего отношения к травмирующей ситуации или же даже просто на предмет. Например, человек в сердцах разбивает чашку и на этом успокаивается.

2. Десакрализация (Обесценивание).

Эта защита появляется вследствие разочарования в неких базовых ценностях.
Из за этого возникает автоматическое отвержение или обесценивание. То есть, в этом случае, мы имеем ситуацию, когда личные негативные травмирующие факторы, неосознанно или частично осознанно, переносятся на всю систему значимых ценностей.
Например, из за лицемерия части общества, утверждающего одни ценности, а на деле исповедующем совсем другое, в молодых людях возникает чувство протеста против всей системы в целом, без разбора деталей.

Чаще всего обесценивается религия, мораль, высокие идеалы.
Проблема десакрализации в том, что человек начинает агрессивно — скептически относится ко всему, что, так или иначе, связано с обесцениваемым объектом, перестает верить в какие либо идеалы, начинает видеть во всем лишь эгоистичные и низменные мотивы и т.д.
Приводит это к тому, что обесцениванию в итоге подвергается и сама личность, что снижает возможности для самоактуализации.

ideal-world

3. Идеализация..

В данном случае речь идет о некоем субъекте, группах субъектов, идеях, объектах и др., приобретающих для вас повышенную ценность.

Например, это может быть любимый человек или группа к которой вы себя причисляете — церковь, социальная система, социальная прослойка, идея и т.п.

Ценным субъектом может выступать и сам индивид.

Идеализируемое, в таких случаях, наделяется несуществующими добродетелями.

Причина идеализации заключается в нежелании видеть негативные стороны жизни, а также, негативные черты самого себя.
Идеализация, это разновидность проекции (см. ниже), только в этом случае, на окружающий мир или на себя, самого проецируется позитивное содержание.

Проблема идеализации в неизбежно приходящих разочарованиях, чем выше вы вознесли достоинства почитаемого объекта, тем сильнее и болезненнее будет потеря благополучия, связанного с синдромом розовых очков.

4. Проекция.

Изначально, механизм проекции был изучен в психоанализе Фрейда, и в его прочтении, эта ПЗ означала перенос своих собственных (негативных) черт на других людей.

Целесообразность этой ПЗ в том, что наделяя других отвергаемыми собственными чертами, человек на фоне окружающего негатива выглядит в собственных глазах более выигрышно. В другом варианте, происходит оправдание этих негативных черт в себе (весь мир так же плох, как и я).

Еще одна роль проекции — оправдание в себе неприязни к другим людям или группам людей. Ксенофобия, гомофобия, также основаны на механизме проекции.

Один из феноменов проекции в том, что человек, иногда, весьма точно отслеживает свои собственные качества в других людях.

Конечно, механизм проекции гораздо более широк, чем простое перенесение на окружающих своих отторгаемых качеств.
В общем смысле проекция, это наделение окружающего мира (не только людей) содержимым своего собственного сознания.
Так идеализация, это проекция, творчество это также проекция и т.п.

*В этом смысле, содержание проекции можно трактовать намного шире, нежели как психологической защиты.
А именно, проекция как стремление распространить свое сознание в мир наиболее широко. Суть этого стремления, по всей видимости, максимальное расширения сферы контроля (власть).

**Можно объяснить действие этого механизма и по — другому, а именно — мы не можем наделить окружающий мир тем, чего у нас нет.
Это означает, что любая интерпретация мира с точки зрения личности в любом случае содержит ее часть и чем более значима для личности эта часть, тем с большей вероятностью мы ее найдем и будем интерпретировать реальность с точки зрения значимого качества.

Все сказанное, легко объясняет тот факт, что мы часто наделяем мир чертами, которые прячем от себя сами, считая их негативными и неприемлемыми. Эти происходит по причине того, что именно эти черты значимы для нас, ведь очевидно, что то, что беспокоит нас более всего и является наиболее значимым.

Проблема проективного защитного механизма в том, что человек совершенно не замечает в себе собственные вытесняемые черты, которые приписывает другим, а это приводит к тому, что информация о себе значительно фальсифицируется, в особенности в отношении черт, от которых сам человек, возможно, хотел бы избавится.

Именно эти отвергаемые черты и подлежат обнаружению, осознанию и проживанию в рамках психотерапии, в случае выявления у индивида именно этого механизма защиты (впрочем, как и других ПЗ).

Характерные черты характера возникающие вследствие действия механизма проекции — ханжество, лицемерие, чрезмерное морализаторство, завышенные требования к другим по вопросам морали, постоянное осуждение других, поиск в них нагатива, поиски внешнего врага и т.п.

5. Идентификация.

Стремление во всем походить на человека, который является для личности значимым (любимым, уважаемым, боготворимым).

Истоки этой защиты лежат в детстве, когда ребенок стремится походить на взрослых (родителей, преподавателей, воспитателей, иногда на персонажей из книг, фильмов и т.п.).

Эта защита является одной из разновидностей интроекции, когда часть внешнего мира включается во внутренний, в качестве его неотъемлемой части.

Считается, что у идентификации несколько причин.

— Это получение одобрения (награды) от значимого окружения (или же себя самого) вследствие определенного поведения, которое одобряется окружающими или же самим индивидом.

— В обстоятельствах угрозы, когда индивид идентифицирует себя с угрозой и тем самым снимает страх, например, идентификация с агрессором (стокгольмский синдром).

— Проигрывание роли (иногда рассматривается как отдельная защита), в этом случае человек пытается установить контроль над окружающим миром, используя определенные игровые манипуляции, а именно, отождествляя себя с определенной функцией или функциями.

Например, человек, который работает полицейским, полностью отождествляется с этой ролью и следует ей и в обычной жизни, вне работы. Такие люди часто доставляют немало хлопот своему близкому окружению. Цель такого поведения — установление контроля над людьми.

*Теория ролевых игр хорошо описана у Эрика Бёрна, который считает, что в нашем обществе у каждого есть набор поведенческих штампов (ролей), каждый из которых, так или иначе, соотносится с тремя психологическими состояниями — взрослого, ребенка и родителя.
Истинные цели ролевых игр, чаще всего, не осознаются игроком, ровно как и факт самой игры.

6. Юмор.

Важная функция защиты, являющаяся средством трансформации негативных чувств в позитивные. Часто позволяет сохранить контроль за собой и за ситуацией в экстремальных обстоятельствах. Иначе говоря, юмор это некий автоматический преобразователь чувств. По словам Фрейда — юмор, это высшая из защитных функций.

Цель юмора, как и любой другой защиты, является сохранение или восстановление психологического благополучия субъекта. Юмор, как защита, часто применяется вполне осознанно, но, тем не менее, он является защитой все же искажающей реальное положение дел.

7. Эмоциональное выгорание.

Чаще всего люди вынуждены заниматься вещами, которые, их, мягко говоря, не радуют.
Это может быть необходимая для индивида деятельность, связанная с добыванием средств к существованию, которая, при этом, является вынужденным занятием.

*Иногда, занятие не является вынужденным, но, даже любимая работа, будучи связанной с постоянным стрессом, доводит до подобного явления.

Трудности возникают тогда, когда этот труд превращается в тягостную рутину или же, является постоянным источником стресса, например, такое часто встречается у врачей.
В этом случае происходит эмоциональное отстранение человека от выполняемых им обязанностей.

Цель — экономия собственных психологических ресурсов, защита от стресса.

Проблемы связанные с этой защитой — отстраненность от деятельности, приводит к снижению качества работы, плохо влияет на отношения в коллективе.
Кроме того, общая неудовлетворенность своим положением на протяжении долгого времени рано или поздно обязательно приведет к психологическим проблемам, решение которых и является целью данной защиты.

К самым же серьезным проблемам ЭВ приводит тогда, когда работа индивида априори связана с людьми, к которым совершенно необходимо проявлять участие, например, это работа школьного учителя, врача, психолога и т.п.
В перечисленных случаях качество работы при симптоме ЭВ может обернуться весьма негативными последствиями для результата.

8. Обесценивание (не путать с десакрализацией).

Когда человек стремится к цели, а она, либо недостижима, либо очень трудно достижима, возникает соблазн отказаться от нее совсем или заменить на другую, более реальную.

Во избежание фрустрации вследствие отказа происходит обесценивание цели, к которой человек стремился.
Например, вы мечтаете о путешествии на далекие экзотические острова французской Полинезии, но денег нет, и вы решаете поехать в Египет. Чтобы смягчить ситуацию вы рассчитывайте стоимость поездки исходя не из ваших эмоциональных предпочтений, а из соотношения цена — качество.
Полинезия быстро терпит сокрушительное поражение, а вы наслаждаетесь мудрым и рациональным решением.
По сути, обесценивание ни что иное как разновидность рационализации.

9. Рационализация.

Эта защита служит для оправдания своего поведения или (и) сокрытия истинной цели поступка путем придания им рациональной основы.

Например, вы начальник и вы ведете себя неадекватно агрессивно по отношению к своему сотруднику, реализуя психологическую защиту вымещение, поскольку утром, вы поругались с женой. Через некоторое время, вам становится стыдно, но вы объясняете свое поведение сочетанием непреодолимых фактором, таких как нерадивость сотрудника и ваша крайняя усталость, возникшая вследствие вашего неистребимого трудолюбия.

Или же например, вы покупаете огромный внедорожник, который явно не нужен вам в городских условиях. Настоящая причина покупки — ваш бессознательный страх и неуверенность в себе, из чего следует желание произвести на окружающих впечатление крутого парня или же чувствовать защищенность, попадая под магию внедорожных качеств и размера автомобиля. Однако, вы, не в силах признаться в своей истинной мотивации, придумываете другую причину, например, что такая машина необходима вам потому, что у вас большая семья и раз в полгода вам нужно возить еще двух человек в аэропорт, что дороги в вашем городе неважные, что приехать на деловую встречу вам нужно именно на этой модели и т.п.

10. Интеллектуализация.

На первый взгляд, интеллектуализация, практически то же самое, что и рационализация, однако, это совершенно разные ПЗ.

По своей функции интеллектуализация больше схожа с эмоциональным выгоранием и нужна она для сдерживания неприятных эмоциональных реакций.

Причины по которым возникает необходимость в такой защите могут быть разными.
Например в детстве, ваше экспрессивное поведение подавлялось родителями (что происходит на самом деле почти всегда), и вы постепенно приучались сдерживать свои эмоции, а впоследствии перевели их полностью в интеллектуальное русло.

По сути, происходит замена эмоциональной реакции на интеллектуальную.

В пределе это приводит вот к чему.
Например, вы смотрите на прекрасный закат и, сидя на берегу моря, рассказываете своему собеседнику в возвышенных выражениях о том, как красиво то, что вы видите… но, при этом, совершенно ничего не чувствуйте, а умом точно понимаете, какие эмоции это должно вызывать.

При интеллектуализации происходит имитация эмоциональных процессов в русле абстрактного мышления.

Например, если вы психолог и работаете с таким клиентом, то с высокой степенью вероятности он будет излагать свои проблемы исключительно в рациональных категориях, даже если речь идет об очень эмоционально нагруженных событиях.
С одной стороны, это может быть реализацией идущей из детства стратегии поведения о причинах которой мы упомянули выше, с другой, таким способом может происходить защита от возможного вторжения неприемлемого предсознательного содержимого.

11. Компенсация.

Компенсация возникает при необходимости защиты от фрустраций, связанных с потерей, отсутствием или неполноценностью какого то качества человека.
В основе лежит комплекс неполноценности, основанный на наличии действительных или мнимых недостатков.

Компенсация может работать в двух направлениях.

— Гиперкомпенсация, когда индивид развивает то, что либо отсутствует, либо слабо развито.

Хороший пример гиперкомпенсации известный греческий оратор Демосфен.
Имея от природы серьезные проблемы с дикцией, он усиленными тренировками добился впечатляющих результатов.
Так например, одним из его известных упражнений было произнесение речей на берегу моря со ртом, набитым камешками.

— Компенсация: как таковая, означает развитие другого признака, которым человек и так обладает в избытке.
Например, физически неразвитый, болезненный подросток достигает больших успехов в физике и математике, а обделенный интеллектом человек наоборот, не вылезает из спортзала и всячески демонстрирует свои физические успехи и себе и окружающим.

Одной из разновидностей компенсации является пришедшее из психоанализа понятие сублимации, что чаще всего означает перенаправление неприемлемых импульсов в совершенно другое русло. Так например, агрессию или сексуальное желание можно компенсировать другими, не всегда связанными с этим, видами деятельности.
Это может быть любая деятельность, которая приносит вдохновение — рисование, спорт, увлечения, хобби, приверженность идеям и т.п.

12. Интроекция.

Интроекция означает принятие человеком внешнего в свой внутренний мир, как своего собственного.

Это могут быть идеи, взгляды, мнения, модели поведения, верования, установки других людей. Это ПЗ, считается примитивной и инфантильной формой защиты идентификации, которая, в отличие от последней, является неосознаваемой.

Исток этой модели поведения находится в детстве, когда от ребенка, в той или иной форме, требовали безусловного повиновения, или иначе, некритичного принятия мнений и моделей поведения взрослых людей.

Данная склонность связана с автоматической оценкой таких вещей, как социальные установки, нормы поведения, как изначально правильных и не требующих критического похода.

Также можно рассмотреть интроекцию с точки зрения контроля, а именно, вы принимаете часть внешнего мира, как свою собственную для появления иллюзии того, что вы эту часть контролируйте.
Логика здесь такова — то что является частью меня я контролирую, а значит это безопасно. Как нетрудно предположить, исходным позывом к такому поведению является страх и стремление от него избавится.

Фактически интроекция, это почти всегда сочетание проекции и, собственно того, что и называют интроекцией.
Без предшествующей проекции сама интроекция невозможна, поскольку невозможно принять то, чего нет в нас самих.
Это означает, что для того чтобы принятие чужих аспектов мира стало возможным, необходимо чтобы эти аспекты существовали в нашем сознании и нами же одобрялись, осознанно или нет.

Это верно, за исключением случаев, когда принятие содержимого происходит, только исходя из факта значимости источника.
Например, мы некритично принимаем какую то неизвестную нам идею по причине авторитета человека (или системы) ее носителя, содержание же самой идеи (информации) нам при этом не столь важно (но, так или иначе, идея значимости источника все равно наша собственная).

13. Реактивное образование.

В этой ПЗ индивид заменяет подлинные чувства на проявления совершенно противоположных.

ПЗ работает в следующей последовательности. Сначала возникает истинное чувство. Если по каким то причинам оно оказывается совершенно неприемлемым для человека, то происходит его вытеснение в область бессознательного.
Поскольку вытесненное чувство все время требует реализации, то естественное проявление психической энергии заменяется на его противоположность, что, во первых, снижает бессознательное напряжение (дает выход чувствам, пусть и с противоположным знаком), а во вторых, на сознательном уровне служит подтверждением для индивида правильности его действий, или доказательством выполнения требований социальных установок, или личностных приемлемых форм поведения.

Например, вы попали в распространенную форму отношений начальник — подчиненный.
В авторитарной форме этой модели начальник, зачастую, ведет себя как мини диктатор, подавляя зависимых от него людей и самоутверждаясь за их счет.
Вы терпите откровенные издевательства, но в вас возникает естественный порыв дать отпор и соответствующие этому чувства, такие как гнев, ярость, агрессия, ненависть.
Все это социально неприемлемые реакции, а если в вас еще и живет идея о том, что хорошие люди такого чувствовать не должны, то вы с большой степенью вероятности пойдете по пути ПЗ реактивное образование.
Возможно, это выразится в том, что вы станете подчеркнуто вежливы с агрессором, или даже начнете имитировать дружеские чувства.

Еще один пример. Зачастую, в нашей подростковой культуре, проявления чувств между людьми — открытость, искренность, симпатия считаются чем то неприемлемым, стыдным, цинично высмеивается и понимается как признак слабости. В общем и целом, как говорят подростки — это не круто.
И вот, эта детско — подростковая модель поведения переходит во взрослый мир.

Например, молодой человек, которому нравится девушка, начинает в ее обществе вести себя совершенно «по идиотски», из него прет цинизм, вульгарность и пустая бравада.
Это классический пример реактивного образования. По той же причине молодые люди довольно часто издеваются над проявлениями чувств другого человека по отношению к ним, даже несмотря на реально существующую симпатию.

Реактивное образование весьма коварная защита. При ней вы усваиваете противоположные чувства, выдавая их за свои собственные, самому себе и окружающим. Возникающие при этом модели поведения, зачастую, совершенно деструктивны и ведут к результату прямо противоположному истинно желаемому.

Мехнизмы ретрозащиты (примитивные защитные механизмы)

Мы выделяем примитивные защиты в отдельную группу по следующему критерию — это защитные механизмы базирующиеся на базовых или примитивных формах поведения, свойственных раннему этапу развития личности, а также на возвращении на предыдущую ступень ее развития.

1. Отступление.

Это неучастие (избегание) в деятельности или событиях.
Часто, это отказ от общения или его ограничение.
А также, отказ от предыдущего действия, сопровождающийся чувством вины за это действие. При этом могут возникать чувства покорности, беспокойства за то, что сделал что то не так.

Черты характера, которые формирует активное использование такой защиты — покорность, безразличие, отсутствие стремлений, априорное неверие в позитивный результат деятельности.

Причины. Эта модель поведения формируется, при подавляющих и доминирующих родителях, требующих беспрекословного подчинения, когда любая инициатива ребенка активно подавляется.
Такая же модель поведения может возникнуть и в зрелом возрасте в условиях жестко тоталитарных обществ, а также тюрем, лагерей, в условиях пыток, издевательств и активного подавления личности.

Цель такого поведения — иллюзия физической и психологической безопасности, ценой отказа от деятельности.

2. Дефлексия (уклонение, уход от контакта).

Уход от эмоциональных контактов как с окружением, так и самим собой.

Такой человек может общаться с вами, но при этом избегать визуального контакта, периодически говорить вещи не относящиеся к теме разговора, пускаться в долгие и ничего не значащие рассуждения, шутить, «прикалываться», постоянно «соскальзывать» с темы, также характерной чертой являются различные движения тела, в которые как бы «сливается» контакт.

Цель такого поведения — уход от эмоционального или глубокого контакта, избегание острых или значимых тем и т.п.

Дефлектор может утопить в словах любой разговор и сделать его совершенно пустым и ничего не значащим.

Когда дефлектор оказывается в ситуации реально требующей эмоционального контакта и не может из нее выйти обычными своими приемами, то это может привести к появлению внутренней агрессии, направленной на собеседника, например к внутреннему желанию закричать или ударить его.

Цель этой ПЗ заключается в предохранении индивида от эмоциональных переживаний, что выражается в избегании ситуаций выбора, отказа от серьезных целей и вообще любых ситуаций, которые могут потребовать эмоциональных проявлений.

Причина такого поведения, как правило, лежит а прошлом, когда излишняя, с точки зрения родителей, эмоциональная активность ребенка резко подавлялась.

3. Окаменение.

Внешне проявляется как полное видимое отсутствие всяких эмоций, при этом черты лица не расслаблены, а напряжены, лицо несет в себе как правило хмурое и недовольное выражение тело производит впечатление зажатого, жесткого, такие люди часто сутулы.

Внутренне, это состояние притупления чувств. У человека есть ощущение происходящего вокруг, но как бы отдельно от его самого.

Причина такого поведения — ощущение угрозы самоидентификации, которое возникает в детском возрасте при обстоятельствах отсутствия безопасности для личности и ее целостности.
Так бывает, когда чрезмерно жесткие родители не только требуют беспрекословного подчинения, но при этом постоянно «лезут в душу», требуя от ребенка, как бы отчета о его внутреннем состоянии.

Цель использования этой ПЗ — получение чувства безопасности, демонстрируя себе и окружающим состояние эмоциональной неуязвимости.

dream

4. Уход. Виртуальная реальность (мир фантазий).

ПЗ, которую можно назвать обобщенно — «уход».
Цель этой защиты — уход от реальности в ее общепринятом понимании.

Здесь необходимо пояснение.

Психическая реальность человека («психокосм» или поле нашего сознания) устроена таким образом, что изначально не делит мир на внешний и внутренний (материальный и психический). Более того, считается, что до определенного момента развития мир вообще представляется индивиду единым и в нем не вычленяется, не только внутренняя и внешняя реальность, но и понятия Я и Другое.

Однако, со временем, происходит деление единого сознания на части, и основная, базисная модель реальности делится по следующим принципиальным признакам — Я и Весь остальной мир, а также внутренний мир (психика) и внешний мир (материальный).

Соотношения между этими важнейшими составляющими у каждого человека различны, так, для некоторых людей, понятие внутренний мир ужимается до материалистических позиций, а для некоторых безгранично расширяется до проявлений крайних форм идеализма, таких как «солипсизм».

Таким образом, под психологической защитой «уход» в психологии понимается именно уход в ту часть нашего сознания, которая называется психической или внутренней реальностью.
Считается, что это предохраняет человека от фрустраций, возникающих вследствие не достижения значимых результатов в мире внешнем.

Психологическую защиту «уход» можно условно разделить на несколько разновидностей, согласно критерию — как именно этот уход осуществляется.

— Компьютерный мир (игры, интернет, виртуальное общение в том числе и в социальных сетях). Кино, сериалы, ток шоу и другая телевизионная реальность.
Мир искусства и литературы, мир науки и т.п.

— Вымысел и фантазийные образы нашего сознания — воображаемые миры, создаваемые нами самими, сновидения, мечты.

— Использование психоделических (галюциногенных) препаратов изменяющих и расширяющих сознание.

Общим здесь является та или иная степень самоизоляции от явлений материального мира.
Цели и причины такого поведения, могут быть самыми разными и их выявление требует работы с психологом.

5. Оглушение и экранирование.

Эти психологические защиты означают временный уход от фрустрирующей реальности при помощи алкоголя, наркотиков (опиаты, кокаин) или же транквилизаторов и снотворных препаратов (экранирование).

Цель приема данных препаратов искусственное изменение эмоционального состояния, которое позволяет на время отвлечься от фрустрирующих факторов. Огромным побочным эффектом этой ПЗ является возникновение зависимости, а при постоянном употреблении появление тяжелых форм алкоголизма и наркомании.

В случае экранирования, специальные психотропные препараты прописывает психотерапевт.
Эти препараты смягчают депрессивные и тревожные состояния. Однако, вне всякого сомнения, такая терапия не устраняет главное — причину появления психологической проблемы.

6. Регрессия.

В общем смысле регрессия, это возвращение к ранее привычной модели поведения после достижения нового уровня сознания, предполагающего совершенно другой способ бытия.

Причины такого поведения совершенно естественны — недоверие или страх перед достигнутыми новыми способами существования, стремление оказаться в знакомой и привычной психологической обстановке.

Разница в способах возврата в более ранние состояния сознания, это, по сути, разница в степени этого возврата.

Например, во время длительной психотерапии вы совершили прорыв и испытали катарсис. Это новое состояние требует от вас совершенно другой степени ответственности за свои поступки и других же моделей поведения, более высокого уровня, чем до этого.
Однако, опыт вашего пребывания на новом уровне еще слишком мал и вы автоматически возвращаетесь к более привычной жизни.
Как правило, в таком случае, как приведенный пример, этот возврат носит временный характер и представляет из себя лишь естественный шаг назад на пути вперед.

Но есть и другие способы регрессии, в классическом понимании эта ПЗ означает возврат в инфантильное и примитивное состояние, когда человек становится большим ребенком и требует заботы и участия, всячески демонстрируя свою беспомощность.
Рассмотренные ранее механизмы ретрозащиты все так или иначе связаны с регрессией, когда индивид идет по пути явного упрощения поведенческих стратегий.


В заключение, хотелось бы обратить внимание на несколько моментов, которые представляются важными для понимания.

Перечисленные механизмы не всегда реализуются именно как защита.

Например, факт агрессии не означает, что вы обязательно защищайте свое психологическое благополучие, ввергая себя в иллюзию.
Если человек встречается с реальной угрозой, то факт появления агрессии — это совершенно адекватная реакция на обстоятельства.

Если вы любите кино и чтение книг это также далеко не обязательно означает, что вы выстраивайте неосознанную защитную стратегию.

Большинство перечисленных вариантов могут быть защитными реакциями, но могут и не быть таковыми.
Это всегда важно понимать психологу, когда он встречается с проявлениями поведения, которые внешне выглядят как защитная стратегия.

Например, далеко не каждую оговорку человека надо рассматривать с позиций психоанализа.
Каждый случай индивидуален.

Классификация Психологических Защит, приведенная здесь носит условный характер и приведена для удобства изложения материала. ПЗ редко встречаются в идеально чистом виде, чаще всего, это довольно сложное и очень не очевидное сочетание разных защит. Также, в психологической среде, такая классификация (если она вообще есть), иногда выглядит весьма по разному.
Происходит это потому, что в психологии нет единого понимания механизма возникновения и работы защит.

Психологические защиты являются совершенно естественной реакцией личности на фрустрацию.
В период тяжелых испытаний они выполняют для человека важнейшую роль предохранительного клапана, без которого душевная боль могла бы быть невыносимой.

Тем не менее, надо всегда понимать, что их работа основана на самообмане, а это значит, что для достижений высокого качества жизни человека они не подходят.
Для этих целей необходимы осознанные стратегии поведения, а выявление психологических защит и работа с ними один из этапов на пути к этим стратегиям.

Чтобы измениться, чтобы достичь качественно нового состояния бытия, человеку необходимо осознание работы защитных механизмов и постепенный отказ от них, для более полного контроля над собой.

Поэтому, работа с защитными механизмами является одной из важных задач психотерапии.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика