Психологические защиты личности (2 часть).

13. Реактивное образование.

В этой ПЗ индивид заменяет подлинные чувства на проявления совершенно противоположных.

ПЗ работает в следующей последовательности. Сначала возникает истинное чувство. Если по каким то причинам оно оказывается совершенно неприемлемым для человека, то происходит его вытеснение в область бессознательного.
Поскольку вытесненное чувство все время требует реализации, то естественное проявление психической энергии заменяется на его противоположность, что во первых, снижает бессознательное напряжение (дает выход чувствам, пусть и с противоположным знаком), а во вторых, на сознательном уровне служит подтверждением для индивида правильности его действий, или доказательством выполнения требований социальных установок, или личностных приемлемых форм поведения.

Например, вы попали в распространенную форму отношений начальник — подчиненный.
В авторитарной форме этой модели начальник зачастую ведет себя как мини диктатор, подавляя зависимых от него людей и самоутверждаясь за их счет.
Вы терпите откровенные издевательства, но в вас возникает естественный порыв дать отпор и соответствующие этому чувства, такие как гнев, ярость, агрессия, ненависть.
Все это социально неприемлемые реакции, а если в вас еще и живет идея о том, что хорошие люди такого чувствовать не должны, то вы с большой степенью вероятности пойдете по пути ПЗ реактивное образование.
Возможно, это выразится в том, что вы станете подчеркнуто вежливы с агрессором, или даже начнете имитировать дружеские чувства.

Еще один пример. Зачастую, в нашей подростковой культуре проявления чувств между людьми — открытость, искренность, симпатия считаются чем то неприемлемым, стыдным, цинично высмеивается и понимается как признак слабости. В общем и целом это не круто.
И эта детско — подростковая модель поведения зачастую переходит во взрослый мир.

Например, молодой человек, которому нравится девушка, начинает в ее обществе вести себя совершенно «по идиотски», из него прет цинизм, вульгарность и пустая бравада.
Это классический пример реактивного образования. По той же причине молодые люди довольно часто издеваются над проявлениями чувств другого человека по отношению к ним, даже несмотря на реально существующую симпатию.

Реактивное образование весьма коварная защита. При ней вы усваиваете противоположные чувства выдавая их за свои собственные самому себе и окружающим. Возникающие при этом модели поведения зачастую совершенно деструктивны и ведут к результату прямо противоположному истинно желаемому.

Мехнизмы ретрозащиты (примитивные защитные механизмы).

Мы выделяем примитивные защиты в отдельную группу по следующему критерию — это защитные механизмы базирующиеся на базовых или примитивных формах поведения, свойственных раннему этапу развития личности, а также на возвращении на предыдущую ступень.

1. Отступление.

Это неучастие (избегание) в деятельности или событиях.
Часто, это отказ от общения или его ограничение.
А также, отказ от предыдущего действия сопровождающийся чувством вины за это действие. При этом могут возникать чувства покорности, беспокойства за то что сделал что то не так.

Черты характера, которые формирует активное использование такой защиты — покорность, безразличие, отсутствие стремлений, априорное неверие в позитивный результат деятельности.

Причины. Эта модель поведения формируется чаще всего в детстве при подавляющих и доминирующих родителях, требующих беспрекословного подчинения, когда любая инициатива ребенка активно подавляется.
Такая же модель поведения может возникнуть и в зрелом возрасте в условиях жестко тоталитарных обществ, а также тюрем, лагерей, в условиях пыток, издевательств и активного подавления личности.

Цель такого поведения — иллюзия физической и психологической безопасности ценой отказа от деятельности.

2. Дефлексия (уклонение, уход от контакта).

Уход от эмоциональных контактов как с окружением, так и самим собой.

Такой человек может общаться с вами, но при этом избегать визуального контакта, периодически говорить вещи не относящиеся к теме разговора, пускаться в долгие и ничего не значащие рассуждения, шутить и «прикалываться», постоянно «соскальзывать» с темы, также характерной чертой являются различные движения тела, в которые как бы «сливается» контакт.

Цель такого поведения уход от эмоционального или глубокого контакта, избегание острых или значимых тем и т.п.

Дефлектор может утопить в словах любой разговор и сделать его совершенно пустым и ничего не значащим.

Когда дефлектор оказывается в ситуации реально требующей эмоционального контакта и не может из нее выйти обычными своими приемами, то это может привести к появлению внутренней агрессии, направленной на собеседника, например к внутреннему желанию закричать или ударить его.

Цель этой ПЗ заключается в предохранении индивида от эмоциональных переживаний, что выражается в избегании ситуаций выбора, отказа от серьезных целей и вообще любых ситуаций, которые могут потребовать эмоциональных проявлений.

Причина такого поведения, как правило лежит а прошлом, когда излишняя, с точки зрения родителей, эмоциональная активность ребенка резко подавлялась.

3. Окаменение.

Внешне проявляется как полное видимое отсутствие всяких эмоций, при этом черты лица не расслаблены, а напряжены, лицо несет в себе как правило хмурое и недовольное выражение тело производит впечатление зажатого, жесткого, такие люди часто сутулы.

Внутренне, это состояние притупления чувств. У человека есть ощущение происходящего вокруг, но как бы отдельно от его самого.

Причина такого поведения — ощущение угрозы самоидентификации, которое возникает в детском возрасте при обстоятельствах отсутствия безопасности для личности и ее целостности.
Так бывает, когда чрезмерно жесткие родители не только требуют беспрекословного подчинения, но при этом постоянно «лезут в душу», требуя от ребенка как бы отчета о его внутреннем состоянии.

Цель использования этой ПЗ — получение чувства безопасности, демонстрируя себе и окружающим состояние эмоциональной неуязвимости.

dream

4. Уход. Виртуальная реальность (мир фантазий).

ПЗ, которую можно назвать обобщенно — «уход».
Цель этой защиты — уход от реальности в ее общепринятом понимании.
Здесь необходимо пояснение.

Психическая реальность человека («психокосм» или поле нашего сознания) устроена таким образом, что изначально не делит мир на внешний и внутренний (материальный и психический). Более того, считается, что до определенного момента развития мир вообще представляется индивиду единым и в нем не вычленяется, не только внутренняя и внешняя реальность, но и понятия Я и Другое.

Однако, со временем, происходит деление единого сознания на части, и основная, базисная модель реальности делится по следующим принципиальным признакам — Я и Весь остальной мир, а также внутренний мир (психика) и внешний мир (материальный).

Соотношения между этими важнейшими составляющими у каждого человека различны, так, для некоторых людей понятие внутренний мир ужимается до материалистических позиций, а для некоторых безгранично расширяется до проявлений крайних форм идеализма, таких как «солипсизм».

Таким образом, под психологической защитой «уход» в психологии понимается именно уход в ту часть нашего сознания, которая называется психической или внутренней реальностью.
Считается, что это предохраняет человека от фрустраций, возникающих вследствие не достижения значимых результатов в мире внешнем.

Психологическую защиту «уход» можно условно разделить на несколько разновидностей, согласно критерию — как именно этот уход осуществляется.

— Компьютерный мир (игры, интернет, виртуальное общение в том числе и в социальных сетях). Кино, сериалы, ток шоу и другая телевизионная реальность.
Мир искусства и литературы, мир науки и т.п.

— Вымысел и фантазийные образы нашего сознания — воображаемые миры, создаваемые нами самими, сновидения, мечты.

— Использование психоделических (галюциногенных) препаратов изменяющих и расширяющих сознание.

Общим здесь является та или иная степень самоизоляции от явлений материального мира.
Цели и причины такого поведения, могут быть самыми разными и их выявление требует работы с психологом.

5. Оглушение и экранирование.

Эти психологические защиты означают временный уход от фрустрирующей реальности при помощи алкоголя, наркотиков (опиаты, кокаин) или же транквилизаторов и снотворных препаратов (экранирование).

Цель приема данных препаратов искусственное изменение эмоционального состояния, которое позволяет на время отвлечься от фрустрирующих факторов. Огромным побочным эффектом этой ПЗ является возникновение зависимости, а при постоянном употреблении появление тяжелых форм алкоголизма и наркомании.

В случае экранирования, специальные психотропные препараты прописывает психотерапевт.
Эти препараты смягчают депрессивные и тревожные состояния. Однако, вне всякого сомнения, такая терапия не устраняет главное — причину появления психологической проблемы.

6. Регрессия.

В общем смысле регрессия, это возвращение к ранее привычной модели поведения после достижения нового уровня сознания, предполагающего совершенно другой способ бытия.

Причины такого поведения совершенно естественны — недоверие или страх перед достигнутыми новыми способами существования, стремление оказаться в знакомой и привычной психологической обстановке.

Разница в способах возврата в более ранние состояния сознания, это, по сути, разница в степени этого возврата.

Например, во время длительной психотерапии вы совершили прорыв и испытали катарсис. Это новое состояние требует от вас совершенно другой степени ответственности за свои поступки и других же моделей поведения более высокого уровня, чем до этого.
Однако, опыт вашего пребывания на новом уровне еще слишком мал и вы автоматически возвращаетесь к более привычной жизни.
Как правило, в таком случае, как приведенный пример этот возврат носит временный характер и представляет из себя лишь естественный шаг назад на пути вперед.

Но есть и другие способы регрессии, в классическом понимании эта ПЗ означает возврат в инфантильное и примитивное состояние, когда человек становится большим ребенком и требует заботы и участия, всячески демонстрируя свою беспомощность.
Рассмотренные ранее механизмы ретрозащиты все так или иначе связаны с регрессией, когда индивид идет по пути явного упрощения поведенческих стратегий.


В заключение хотелось бы обратить внимание на несколько моментов, которые представляются важными для понимания.

Перечисленные механизмы не всегда реализуются именно как защита.

Например, факт агрессии не означает, что вы обязательно защищайте свое психологическое благополучие, ввергая себя в иллюзию.
Если человек встречается с реальной угрозой, то факт появления агрессии — это совершенно адекватная реакция на обстоятельства.

Если вы любите кино и чтение книг это также далеко не обязательно означает, что вы выстраивайте неосознанную защитную стратегию.

Большинство перечисленных вариантов могут быть защитными реакциями, но могут и не быть таковыми.
Это всегда важно понимать психологу, когда он встречается с проявлениями поведения, которые внешне выглядят как защитная статегия.

Так, далеко не каждую оговорку человека надо рассматривать с позиций психоанализа.
Каждый случай индивидуален.

Классификация ПЗ, приведенная здесь носит условный характер и приведена для удобства изложения материала. ПЗ редко встречаются в идеальном чистом виде, чаще всего это довольно сложное и очень не очевидное сочетание разных защит. Также, в психологической среде такая классификация (если она вообще есть), иногда выглядит весьма по разному.
Происходит это потому, что в психологии нет единого понимания механизма возникновения и работы защит.

Психологические защиты являются совершенно естественной реакцией личности на фрустрацию.
В период тяжелых испытаний они выполняют для человека важнейшую роль предохранительного клапана, без которого душевная боль могла бы быть невыносимой.

Тем не менее, надо всегда понимать, что их работа основана на самообмане, а это значит, что для достижений высокого качества жизни человека они не подходят.
Для этих целей необходимы осознанные стратегии поведения, а выявление психологических защит и работа с ними один из этапов на пути к этим стратегиям.

Чтобы измениться, чтобы достичь качественно нового состояния бытия человеку необходимо осознание работы защитных механизмов и постепенный отказ от них, для более полного контроля над собой.

Поэтому, работа с защитными механизмами является одной из важных задач психотерапии.

Комментировать через Facebook

Comment

Добавить комментарий