Психосинтез Ассаджиоли

психосинтез

  • Психосинтез и его цель.
  • Стадии психосинтеза.
  • Теория субличностей.
  • Работа с субличностями.

Цели психотерапии в психосинтезе.

Предыдущая статья, посвященная теории личности Ассаджиоли, была закончена обсуждением целей психотерапии, которые естественным образом вытекали из представлений автора теории о структуре человеческой психики.

Главную цель (программу максимум) можно было бы сформулировать, как реализацию индивидом своего высшего «Я» и последующую радикальную трансформацию структуры личности по отношению к этому центру.

По мнению Ассаджиоли, только такой вариант мог исчерпывающим образом гарантировать психическое здоровье личности, а именно, ее внутреннюю непротиворечивость (целостность), что означало способность человека жить в гармонии с собой и окружающим миром. Говоря иначе, такая трансформация давала индивиду высокое качество жизни, как и возможность обеспечивать движение к той же цели других людей. Именно это и означало жить в с миром в гармонии.

Однако возникает закономерный вопрос, если даже традиционные формы психотерапии, не ставящие таких амбициозных задач доставляют клиенту немало трудностей, то можно ли рассчитывать на то, что метод предполагающий радикальную перестройку личности сработает?

И еще одно, даже если можно было бы допустить, что психосинтез достаточно хороший метод для тех немногих, кто готов пуститься во все тяжкие ради достижения пусть и светлой, но такой далекой и туманной цели, то будет ли он пригоден для сколь-нибудь заметно большей аудитории? Можно ли в контексте такого метода говорить о какой то его универсальности, или же он обречен был стать методом только «для избранных»?

Вот что о психосинтезе говорил сам Ассаджиоли — «Это великое и, разумеется, долгое и трудное дело, и не каждый готов к нему».

Ясно, что любая психологическая работа трудна по определению. Причина в том, что фактически любой метод, если он предполагает действительно работу, а не ее имитацию, связан с необходимостью перемен в личности клиента. И перемены эти пропорциональны масштабу решаемой психологической задачи.

Поэтому, понимая все невероятные трудности реализации задаваемого психосинтезом результата, даже в случае очень целеустремленной и талантливой личности, Ассаджиоли всегда говорил о, том, что это работа сколь же сложна, столь и постепенна. И действительно, психосинтез, был задуман им, как дело фактически всей жизни человека, и именно поэтому он был разбит на принципиально различные по уровню и своим задачам стадии, которые, тем не менее, сливались в единую и гармоничную систему.

Итак, психосинтез это сложный и поступенчатый процесс.

Стадии психосинтеза.

«Вместе с тем между исходной точкой пути, который начинается в долинах нашего обычного сознания, и сверкающим пиком Самопостижения есть промежуточные фазы, разновысокие плато, где человек может отдохнуть и даже поселиться, если он не может или не хочет продолжать восхождение» (Ассаджиоли Р. Психосинтез).

Всего система психотерапии Ассаджиоли насчитывает четыре основные стадии, которые, впрочем, в процессе работы часто пересекаются и меняют свою последовательность. Вот эти четыре этапа.

1. Стадия познания себя.
2. Контроль над элементами своей личности.
3. Работа по постижению своего реального (высшего) Я. Нахождение объединяющего центра для создания новой структуры личности или же его создание.
4. Собственно сам процесс психосинтеза, который обозначает создание новой личности на базе объединяющего центра истинного Я.

Таким образом, мы рассматриваем этот метод с точки зрения его применения в контексте постепенного воздействия на личность.

Но для лучшего понимания, следует упомянуть и о том, что сам Ассаджиоли выделял изначально в своем методе только две основные стадии.

Первая, это формирование полноценной личности, или иначе, личностная стадия психосинтеза.
Вторым этапом был уровень духовного преображения или духовный психосинтез, окончание которого и знаменовало формирование совершенно новой личностной структуры.
Через эти две стадии, мы можем посмотреть на метод в несколько ином ракурсе, с точки зрения достижения промежуточной и конечной цели. И здесь, логика психосинтеза представляется нам совершенно ясной — сначала мы «разбираемся» с личностью и ее проблемами и только затем приступаем к тому, что и является истинной целью — осознание истинного «Я» и последующая духовная трансформация индивида.


В настоящее время последователи метода Ассаджиоли предпочитают говорить о трех стадиях — личностный, трансперсональный и духовный.

Модель личности Ассаджиоли

Схема личности по Ассаджиоли

А теперь рассмотрим каждую стадию более подробно.

 

1. Познание себя.

Согласно идее Ассаджиоли, самый первый этап включает в себя сочетание психоанализа с элементами аналитической психологии. Это означает глубинную работу по исследованию своего бессознательного, как низшего, так и высших его слоев.

Исследуя область низшего бессознательного, мы выявляем свои прошлые подавленные травмирующие переживания, анализируем их влияние на наше поведение и состояние психики и через осознание этих связей мы учимся понимать природу своих невротических состояний.

Помимо самого факта такого понимания, сам по себе процесс исследования и знакомства с невротическим содержимым бессознательного и его осознание через эмоциональное проживание прошлых событий, является глубоко благотворным и несет в себе немалый терапевтический эффект.

В общем то, на этом и построен метод психоанализа, однако, Ассаджиоли находил его недостаток и ограниченность в том, что с точки зрения этого метода, психотерапия на этом и заканчивалась, и это было совершенно недостаточным в контексте задач психосинтеза.

Ассаджиоли считал, что на первой стадии исследования себя, надо, помимо прочего, исследовать области, как среднего, так и высшего бессознательного, ибо они таили в себе величайший потенциал в познании своих возможностей, задавали новые ориентиры, а также стимулировали появление у клиента потребностей высшего уровня, или, как говорил Маслоу, метапотребностей.

Кроме того, метапотребности играли огромную роль в формировании энергии индивида для дальнейшего движения вперед и служили гарантией того, что человек не остановится на половине пути. Говоря иначе, высшее бессознательное должно было стать источником воли к переменам или внутреннего намерения.

2. Контроль над элементами личности.

Конечно же простого знания себя и осознания причин невротических процессов было бы совершенно недостаточно. Необходимо было научится управлять тем, что было осознано.

И именно с контроля над собственной личностью в понимании Ассаджиоли начиналось то, что можно было бы назвать полноценным индивидом и, только начиная с этой стадии, возможно было говорить о том, что потенциально личность может быть готова к дальнейшему движению по познанию своих трансперсональных (вне личностных) аспектов.

Таким образом, задача второй стадии (контроля) заключалась в том, чтобы интегрировать, осознанные на предыдущем этапе различные части личности, вокруг осознаваемого Я (личного Я).

Цель этого этапа состояла в формировании личности полностью, или хотя бы частично, решившей проблему внутренних противоречий, которые лежали в основе невротического поведения и могли стать серьезным препятствием на стадии трансперсональной работы.

В такой личности все ее составляющие находились, если и не в гармонии, то по крайней мере были относительно согласованы друг с другом, а значит, индивид имел возможность самостоятельно справляться со своими невротическими тенденциями, а также намного более эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Для второго этапа предполагалось использовать два основных метода — разотождествление и работу с субличностями.

Основным девизом и одновременно обоснованием этого метода, можно было бы считать следующие слова Ассаджиоли:

Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем.
 Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили.

Комментировать через Facebook

Comment

Добавить комментарий