Перейти к содержимому

Рационально-эмоциональная терапия Эллиса

  • Введение.
  • Теоретическое обоснование.
  • Пример из практики.
  • Роль оценочного восприятия (иррациональное и рациональное).
  • Схема А-В-С.
  • Психологическое консультирование на базе РЭТ.
  • Концепция психологического здоровья.

albert-ellis

Одним из важных направлений гуманистической психотерапии или психологической помощи является рационально-эмоциональная психотерапия (РЭТ) Альберта Эллиса (1913-2007).

Система была разработана автором в 50-60 х. годах 20 века как смесь самых разных терапевтических методик. Сам Эллис успешно применял в своей психологической работе когнитивные, эмоциональные, поведенческие методики, а также элементы психоанализа.

Применение этих методов базировалось на принципах гуманистической психологии, а также на одном из краеугольных камней клиент-центрированной терапии Роджерса — безусловно позитивном отношении к клиенту.
Тем не менее, несмотря на очевидную принадлежность метода Эллиса к гуманистическому направлению и использование элементов психологических практик из других школ, его способы работы с клиентом были весьма оригинальны и существенно отличались как от традиционных бихевиоризма и психоанализа, так и от гуманистических.

Основные концепции РЭТ

В основе подхода лежала идея Эллиса, что источником психологических проблем людей являются, иррациональные установки-верования (идеи, убеждения, предположения), находящиеся в противоречии с реальным опытом и не подлежащие опытному подтверждению по причине своей ошибочности.
Источником таких верований была личная история человека, а именно, предшествующие события его жизни, когда в силу различных обстоятельств индивид принимал на веру различные факты, достоверность которых не была проверена и осознана им лично на практике.

Вследствие неосознанного принятия подобных идей, поведение человека, начинало в значительной степени определяться этими иррациональными убеждениями, что приводило к психологическим проблемам в виде деструктивных, травмирующих эмоциональных реакций на определенные события жизни.
Проблема была не только в том, что такие реакции порождали длительные негативные эмоциональные последствия, но и в том, что эти эмоции ни в коей мере не способствовали выходу из ситуации, а лишь усугубляли ее. Действуя вкупе с иррациональными убеждениями, они образовывали своеобразный замкнутый круг, когда ложные установки порождали деструктивное эмоциональное состояние, а оно, в свою очередь, поддерживало эти убеждения, и так далее.

Вот несколько типичных иррациональных идей, оказывающих влияние на оценку реальной ситуации — события

1. Я должен быть любим, а мое правильное поведение, хорошие идеи и личностные особенности должны одобряться людьми, которые являются для меня значимыми, отсюда же вытекает идея осуждения себя и других людей за неверное поведение.
2. Ценность меня и других людей в значительной мере определяется тем, насколько моя жизнь успешна, а критерии этого успеха — достижения в различных видах деятельности, компетентность, адекватность поведения, таким образом я, как и каждый, обязан достичь совершенства в глазах других и своих собственных.
3. Дурные люди должны быть наказаны.
4. Когда что то идет не в соответствии с нашими ожиданиями, то это ужасно и катастрофично. Я всегда должен быть совершенно уверен, что позитивные события произойдут, а негативные нет.
5. Все психологические проблемы вызываются внешними обстоятельствами.
6. Жизненных трудностей и проблем следует избегать, а не справляться с ними.

Все перечисленные установки происходят из наивной идеалистической убежденности в том, что мир должен быть именно таким, каким мы его себе представляем. Парадокс заключается в том, что хотя перечисленные ценности при рассмотрении их с точки зрения почти любого здравого смысла не выдерживают никакой критики, тем не менее, оказывают мощное влияние на то, как человек реагирует на типовую жизненную ситуацию. Таким образом эти идеи представляют из себя фактически религиозные догматы, которые, как правило, не подлежат обсуждению, и считаются само собой разумеющимися.

Пример из практики психологического консультирования

Лучше всего объяснить идею Эллиса на примере, который всем довольно хорошо знаком.

В условиях кризиса и перемен в экономике, типовой проблемой, возникающей в жизни многих людей, является потеря работы и история нашего реального персонажа, как раз такой случай.

no-job

Артем более 5 лет проработал в компании, которая занималась разработкой программного обеспечения для больших корпораций и считал себя довольно значимым и ценным сотрудником. В какой то момент компания проиграла тендер на крупный контракт, а оставшихся сотрудников оказалось слишком много для выполнения текущих задач компании. Встал вопрос о том, чтобы уволить часть персонала, и одной из жертв этого сокращения стал наш персонаж. Артем получал хорошую плату за свой труд и поэтому, на кредитные деньги был куплен автомобиль, а недалеко от города строился небольшой загородный дом, также на средства банка. Естественно увольнение грозило, как минимум, срывом планов на будущее, а как максимум, проблемами с кредитом и потерей существенных сумм. Ситуация была неприятной, но не катастрофичной. Однако, поиски работы в кризис ни к чему не привели, и нашему герою сначала пришлось отказаться от дома, а потом встал вопрос и об автомобиле. Более того, резюме, разосланные разным адресатам не возымели никакого действия, а ситуацию усугубило посещение нескольких потенциальных работодателей и последующий отказ, который они не дали себе труда объяснить. Через полгода безуспешных поисков работы возникла ситуация, когда Артем фактически перестал пытаться ее найти, он засел дома, забросил писать резюме и погрузился в деструктивное состояние. Еще через несколько месяцев, поняв, что так больше продолжаться не может, он решил обратиться к психологу. Артем был весьма неплохим специалистом и, кроме того, прекрасно об этом знал. Тем не менее, на первой психологической консультации была заявлена следующая проблема: клиент жаловался на постоянную тревогу, которая приводила к состоянию в котором невозможно было что-либо делать, кроме того, он немедленно озвучил психологу вопрос-утверждение по поводу ситуации в которой оказался, «возможно я плохой специалист, никому не нужен и ничего не стою». Это было сказано таким образом, что было понятно, что его рационально мыслящая часть прекрасно знает, что как работник, он весьма неплох, однако эти слова и то состояние в котором он находился говорило о том, что отнюдь не она играла главную роль в его сознании. Артем, создавая сам свое эмоциональное расстройство, руководствовался иррациональными идеями 1, 2 и 4, а его автоматическая привычка неосознанно использовать эти установки и привела к весьма дискомфортному психологически и с рациональной точки зрения совершенно не ресурсному психологическому состоянию.

Наш персонаж хороший пример того, как вполне рациональный человек легко сам себя делает жертвой своих привычных моделей поведения, основанных на верованиях в вещи, которые не соответствуют реальности. Давайте рассмотрим ситуацию с точки зрения того, что конкретно повлияло на описанное состояние клиента.

Совершенно очевидно, что клиент осознавал ситуацию рационально. В ходе последующей терапии было понятно, что он разумно и трезво оценивал себя, как специалиста и вполне мог рассчитывать довольно быстро найти новую работу даже без ущерба своим материальным интересам. Изначально, его реакция на ситуацию была совершенно адекватной и то ресурсное состояние в котором он пребывал позволяло добиться ее решения.

Какова же была его здоровая реакция на событие? Оценка ситуации на основе рациональных фактов изначально породила следующие эмоциональные реакции: после объявления об увольнении, по словам Артема, от ситуации он испытал удивление, сожаление, неудовольствие, раздражение и даже небольшой гнев. Однако, он довольно быстро пришел в себя и, отдохнув несколько дней, с энтузиазмом принялся за рассылку резюме и поиски новой работы.

Откуда же появились проблемы?

Они начались после нескольких отказов, и, по его собственным словам, наибольшее негативное влияние оказали следующие факторы — на собеседовании он столкнулся с равнодушием и даже легким презрительным высокомерием сотрудника, оценивающего резюме, что повлияло на Артема весьма негативно, породив гнев и раздражение (здоровая реакция) и чувство неполноценности (деструктивная), Через некоторое время он делает довольно иррациональный вывод, что у него очевидно началась полоса невезения. А после пятой или шестой неудачи Артем испытал уже чувство сильного разочарования в себе, которое усугубилось чувством вины перед своей женой, которой теперь приходилось работать за двоих.

no-job1

В ходе терапии стало ясно, что наибольшее влияние на развитие ситуации оказали его иррациональные убеждения, а именно, наивные ожидания, что все люди должны с пониманием и участием относится к его ситуации, что прогнозируемые им события по быстрому поиску работы непременно должны были случится, а также тот факт, что его компетентность и правильное поведение непременно должны быть вознаграждены ожидаемыми результатами — материальным благополучием (машина и дом) и отсутствием проблем в жизни (все должно идти по накатанной) и т.п.

Эта история яркий пример того, насколько большое влияние оказывают иррациональные убеждения даже на вполне рационально мыслящих людей.

Психологические проблемы с точки зрения метода. Концепция А-В-С

С точки зрения РЭТ в основе любой ситуации лежит схема трех событий или цепочка А-В-С.

Этап А — это собственно событие, действие или объект, то, что вызывает последствия. В нашем случае это событие — увольнение с работы.

На этапе В возникает оценка события индивидом и этот этап самый важный, поскольку именно здесь просто событие приобретает новую версию, а именно, трансформируясь через призму наших установок и убеждений, реальное событие превращается в свою интерпретацию.

Иррациональные и рациональные оценки

На этот процесс влияет два типа оценок рациональные и иррациональные.

В ситуации с Артемом рациональные оценки выглядят так — то что меня уволили это плохо, эту проблему нужно будет решать и теперь мне придется искать новую работу. Нетрудно заметить, что с точки зрения рациональной оценки ситуация представляется затруднительной, но отнюдь не катастрофичной, а ее прогноз, с учетом рациональных данных, профессиональных возможностей клиента, весьма благоприятен.

Однако, в дело вмешивается и иррациональная оценка ситуации, а иррациональна она по причине того, что лежащие в ее основе убеждения не подвергаются индивидом эмпирической проверке, а значит, не могут быть доказаны, даже если очевидно неверны. Иначе говоря, иррациональные верования это данные не критично принятые в область сознания в силу прошлых обстоятельств, то есть на веру.
В нашем случае это предположение клиента о своей профессиональной несостоятельности, а также о том, что он должен в кратчайшие сроки найти работу и что запланированные события обязаны произойти. Несовпадение этих ожиданий (в случае с иррациональными убеждениями) также приводит к эмоциональной реакции, в нашем случае это чувство вины, чувство неполноценности и, возникшее, как следствие, чувство постоянной тревоги. Здесь вполне очевидно, что именно чувства, возникшие вследствие иррациональной оценки ситуации, играли деструктивную роль в ее развитии.

Этап С, это ни что иное, как последствия предыдущих.
И эти последствия также могут быть рациональными и иррациональными.

Рациональные последствия, это результат рациональной оценки события.
Как мы уже рассуждали, в нашем случае это понимание того, что ситуация очевидно несет в себе проблему, клиент испытывает по ее поводу беспокойство и это приводит к тому, что он планирует свои дальнейшие действия — пишет резюме, делает рассылки, ходит на собеседования, то есть выполняет разумные действия по решению проблемы. В случае если он не получает работу в результате этих действий, он испытывает расстройство и неудовольствие, однако, все описанные чувства, вполне адекватны ситуации и даже способствуют ее разрешению.

Иррациональные последствия. Иррациональная оценка вносит свой вклад в психологическую ситуацию, но в отличие от предыдущей, она основана на неверных установках. С точки зрения убеждения, что все непременно должно идти «как надо» она легко приобретает катастрофы. Например в этом случае, реакция на неудачное собеседование может быть такой — это ужасно, что меня не приняли, я ни на что не гожусь, вероятно я плохой профессионал, я ни на что не годен, в моей жизни наступила черная полоса, а значит работу найти не получится. Такая оценка естественным образом порождает соответствующую эмоциональную реакцию, это чувства неполноценности, вины, тревоги за будущее, которое с этой точки зрения представляется в самом черном свете.
Нетрудно предположить, к чему может привести такая оценка события, это тревожные или депрессивные состояния, самоосуждение, жалость к себе, а в общем и целом, это полностью не адекватная оценка ситуации и себя в ней.

Иррациональные последствия имеют склонность притягивать все новые и новые иррациональные убеждения, а деструктивное эмоциональное состояние вполне этому способствует. К сожалению, если ничего с этим не делать, то возникает своеобразный замкнутый круг, выйти из которого самостоятельно клиент как правило не в состоянии.

Психологическое консультирование на основе рационально-эмоционального метода

Основная применяемая методика в РЭТ — философская конфронтация. В ходе консультации психолог постоянно демонстрирует клиенту, что психологические последствия травмирующего события зависят от самого события только косвенно, а в гораздо большей степени связаны с его интерпретациями в сознании клиента. Именно с точки зрения таких интерпретаций, событие может выглядеть совершенно по-разному: как катастрофа или как вполне возможное к разрешению. Как правило, катастрофическая версия события возникает вследствие действия именно иррациональных убеждений, коварство которых заключается в том, что они часто (не всегда) работают на бессознательном уровне. В ходе работы психотерапевт постоянно обучает клиента, как самостоятельно обнаруживать иррациональные убеждения и порочные логические цепочки, и такая работа ведется до тех пор, пока клиент не обнаруживает появление соответствующих поведенческих навыков. Как правило, их появление и закрепление означает, что скорее всего, в жизни человек будет придерживаться рациональных оценок и в дальнейшем не позволит иррациональным убеждениям безнаказанно вторгаться в мыслительный оценочный процесс, порождая деструктивные эмоциональные последствия.
Другой метод, который успешно используется в рационально — эмоциональной терапии, это групповые занятия и тренинги, цель которых та же, а именно научение клиентов моделям поведение, основанным на рациональном осмыслении событий.

Особенности метода рационально-эмоциональной терапии. Отличия от других методов психотерапии.

albert-ellis-theory

1. Личная история. Несмотря на то, что в основе иррациональных убеждений, конечно же, лежат прошлые события из жизни клиента, терапевт этого метода в большинстве случаев не придает существенного значения этой связи. В основе такого подхода лежит предположение о том, что деструктивные психологические последствия возникают не вследствие прошлого опыта, но вследствие неверной интерпретации этого опыта. В результате возникает привычка неосознанно оценивать события с точки зрения иррациональных установок, что выливается в деструктивные реакции и поведение.
По этой причине цель психологической работы лежит скорее в оценке терапевтом интерпретации события клиентом, доведения до клиента этой информации и, в дальнейшем, совместный анализ этой интерпретации.

2. Отношение к бессознательным процессам.
Чаще всего психологи, представляющие аналитические школы, немало времени уделяют истолкованию символического содержимого бессознательного, потому что верят в то, что эти символы представляют из себя неосознаваемый, или вытесненный из сознания, материал. С такой точки зрения получение этой информации и ее дальнейшее осознание клиентом является весьма важным и лежит в основе успешности психотерапии.
С точки зрения рационально-эмоциональной школы, не осознанные мысли, чувства и стремления также лежат в основе причин психологических проблем. Однако, также считается, что этот материал не является скрытым глубоко  в подсознании и может быть, в условиях терапии, легко  осознан клиентом, также, как и причинно-следственные связи, лежащие в основе психологических проблем. Пользуясь терминологией Фрейда, здесь нужно скорее говорить о нахождении этого материала в области предсознательного.

3. Явление переноса и контр-переноса.
В психоанализе огромное значение придается феномену переноса и его исследованию. Считается что его выявление и изучение представляет из себя один из залогов успешной психотерапии. Психотерапевт, использующий методики РЭТ, не придает этому такого значения, хотя вполне признает, что перенос может стать хорошей иллюстрацией психологических проблем клиента. Куда большее значение придается отношениям клиента с другими людьми, чем с психологом. Также в РЭТ терапевт занимает нередко весьма активную и даже конфронтационную, атакующую позицию по отношению к клиенту, что очень сильно отличает его от аналитических техник и клиент-центрированного метода.

4. Отношение к психологическим защитам клиента.
Многие психологи большое значение придают тому, что демонстрируют клиентам, как те осуществляют рационализацию, проекцию, интроекцию и другие защиты и выявляют причинно следственные цепочки приводящие к ним. В отличие от других направлений, терапевты РЭТ выявляют скорее связь психологических защит клиента с иррациональными установками, которые и считаются причинами защитного поведения.

5. Работа со сновидениями.
Большинство психологов придает значение работе со снами и выявлению символического значения их образов, особенно тех, кто работает на базе школ Юнга или Фрейда, по словам которого — сон, это королевская дорога в бессознательное. Психологи работающие на базе РЭТ, считают, что символизм сновидений может иметь слишком много интерпретаций, и зачастую, значения придаваемые различным символам, весьма сомнительны. Гораздо большее значение придается реальным событиям в жизни человека и анализу их интерпретаций, со стороны самой личности. Именно таким, вполне рациональным образом, происходит выявление основных иррациональных установок и постулатов, которые влияют на поведение клиента и его эмоциональное состояние, а также, дальнейшая демонстрация этой связи самому человеку.

6. Интерпретации. Терапевт РЭТ не придает большого значения интерпретациям поз, жестов клиента, а также, его типовым моделям поведения. Тем не менее, выявляется связь тех или иных убеждений с проявлениями физической активности или поведенческих паттернов, причем делается это выборочно, с учетом моментов, представляющихся особенно значимыми.

Признаки психологического здоровья с точки зрения рационально-эмоционального подхода

Выраженное отношение к психологически здоровому индивиду является важной частью любого направления гуманистической психологии, а также ее особенностью. Ведь то, что понимается под психологическим здоровьем подразумевает некую изначальную заданность вектора любой психологической работы, задает ее целесообразность, определяет то, что является критерием, а значит, в определенном смысле, ее целью.

Вот основные критерии психологически здоровой личности по Эллису.

1. Умеренный эгоизм. Понимание долженствования по отношению к кому то или чему то является одним из столпов иррационального подхода к жизни и служит источником огромного количества психологических проблем.

Слова — «я обязан», «я должен», «так должно быть», «они должны» и т.п., являются важными драйверами-стимулами для деструктивного поведения, в смысле наделения реальных событий иррациональными критериями, не имеющими отношения к действительности. Именно поэтому, один из важных критериев высокого качества психологического бытия в понимании Эллиса, это здоровый эгоизм. Эмоционально адекватный человек не жертвует собой ради иррациональных идей, а его доброе отношение и участие к другим людям основано на естественном понимании того, что его собственное психологическое благополучие неотъемлемо связано с уровнем благополучия других людей.

2. Способность к саморегуляции. Это способность самостоятельно, без необходимости в поддержке со стороны других людей находить пути для эффективной коррекции собственного психологического состояния. Под этим понимается не душевная черствость или избегание эмоционального контакта, а отсутствие инфантильной склонности к перекладыванию своих проблем на других людей, то есть ответственность за свою жизнь. Способность к саморегуляции не следует путать с излишней самоуверенностью, когда человек фактически имитирует способность обходится без поддержки — за чем часто стоит иррациональное убеждение — я должен справляться абсолютно со всем сам.

3. Толерантность, или терпимость к другим людям. Такое отношение означает, что человек принимает безусловное право других вести такой образ жизни, как им хочется и не осуждает других людей за поступки, которые ему кажутся неправильными. При этом важно понимать, что это вовсе не означает автоматического принятия всего окружающего без попыток изменить некоторые аспекты мира, например, когда совершается явная несправедливость, психологически здоровый человек находит способ вмешаться в ситуацию, повлиять на нее, при этом, он дает право на ошибку, как себе, так и другим людям.

4. Принятие неопределенности. Вы понимаете и принимаете тот факт, что вы существуете в условиях мира, который ничего вам не гарантирует и любые события могут развиваться, как благоприятно для вас, так и нет. Это не означает полного фатализма и принятия всех событий без попытки что-то изменить, но означает, что вы способны рационально воздействовать на ситуацию не слишком привязываясь к результатам.

5. Адаптивность к переменам (Гибкость). Вы понимаете, что перемены могут произойти, вы готовы меняться в соответствии с новыми обстоятельствами, вы готовы менять эти обстоятельства, если вам что — то не нравится и вы знаете, что в ваших силах их изменить. 

6. Рациональное мышление. Вы без колебаний применяете законы логики, как к себе, так и к другим людям. Вы не становитесь рабом иррациональных верований для того, чтобы искажением реальности защитить свое психологическое состояние.

7. Преданность своему пути (Самоактуализация). Это наличие интереса или дела вашей жизни, которому вы всецело преданы и неустанно развиваете себя в этом направлении. Это дело — ваш путь к самоактуализации. Естественно, это может быть что угодно, ведь такое отношение любую работу может превратить в творчество и путь для роста.

8. Способность к выходы за пределы зоны комфорта (риск). В своем стремлении к самосовершенствованию вы готовы идти на риск, вы делаете это легко и с энтузиазмом, а если обстоятельства вынуждают вас рисковать, то вы не делаете из этого трагедии.

9. Принятие себя. Вы способны радоваться существованию просто потому, что вы живы (существуете). Ваше состояние благополучия, хоть и зависит от условий, но при этом, вы не говорите себе, что я буду доволен или счастлив лишь потому, что достигну цели, заработаю денег или сделаю карьеру.

Заключение

РЭТ на сегодняшний день один из наиболее активно развивающихся методов, который находит все больше и больше своих последователей. Как уже было упомянуто, этот метод может использоваться в самых различных аспектах, самые распространенные из которых — групповая терапия (тренинги) и индивидуальные психологические консультации. Преимущества РЭТ в том, что этот способ психотерапии предполагает куда более скорый результат, чем, например, психоанализ. Однако, в этом и заключается одна из самых серьезных претензий к нему со стороны специалистов других направлений, часто считающих, что клиенту необходимо куда больше времени на перемены, другие вопросы касаются крайне выраженной директивности метода, а также, весьма прохладного отношения его последователей к личной истории клиента. Вполне возможно, что некоторые из этих претензий обоснованы, во всяком случае их несомненно стоит принимать в расчет тем, кто использует РЭТ в консультировании.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика