Рационально-эмоциональная терапия Эллиса

Пример из практики психологического консультирования.

Лучше всего объяснить идею Эллиса на примере, который всем довольно хорошо знаком.

В условиях кризиса и перемен в экономике, типовой проблемой, возникающей в жизни многих людей, является потеря работы и история нашего реального персонажа, как раз такой случай.

no-job

Артем более 5 лет проработал в компании, которая занималась разработкой программного обеспечения для больших корпораций и считал себя довольно значимым и ценным сотрудником. В какой то момент компания проиграла тендер на крупный контракт, а оставшихся сотрудников оказалось слишком много для выполнения текущих задач компании. Встал вопрос о том, чтобы уволить часть персонала, и одной из жертв этого сокращения и стал наш персонаж. Артем получал хорошую плату за свой труд и поэтому, на кредитные деньги был куплен автомобиль, а недалеко от города строился небольшой загородный дом, также на средства банка. Естественно увольнение грозило как минимум срывом планов на будущее, а как максимум, проблемами с кредитом и потерей существенных сумм. Ситуация была неприятной, но не катастрофичной. Однако, поиски работы в кризис ни к чему не привели, и нашему герою сначала пришлось отказаться от дома, а потом встал вопрос и об автомобиле. Более того, резюме, разосланные разным адресатам не возымели никакого действия, а ситуацию усугубило посещение нескольких потенциальных работодателей и последующий отказ, который они не дали себе труда объяснить. Через полгода безуспешных поисков работы возникла ситуация, когда Артем фактически перестал пытаться ее найти, он засел дома, забросил писать резюме и погрузился в самую настоящую депрессию. Еще через несколько месяцев, поняв, что так больше продолжаться не может, он решил обратиться к психологу. Артем был весьма неплохим специалистом и, кроме того прекрасно об этом знал. Тем не менее, на первой психологической консультации была заявлена следующая проблема, клиент жаловался на постоянную тревогу, которая приводила к состоянию в котором невозможно было что-либо делать, кроме того он немедленно озвучил психологу вопрос-утверждение по поводу ситуации в которой оказался, «возможно я плохой специалист, никому не нужен и ничего не стою». Это было сказано таким образом, что было понятно, что его рационально мыслящая часть прекрасно знает, что как работник, он весьма неплох, однако, эти слова и то состояние в котором он находился говорило о том, что отнюдь не она играла главную роль в его сознании. Артем, создавая сам свое эмоциональное расстройство, руководствовался иррациональными идеями 1, 2 и 4, а его автоматическая привычка неосознанно использовать эти установки и привела к тому, весьма дискомфортному психологически и с рациональной точки зрения совершенно не ресурсному психологическому состоянию.

Наш персонаж хороший пример того, как вполне рациональный человек легко сам себя делает жертвой своих привычных моделей поведения, основанных на верованиях в вещи, которые не соответствуют реальности. Давайте рассмотрим ситуацию с точки зрения того, что конкретно повлияло на описанное состояние клиента.

Совершенно очевидно, что клиент осознавал ситуацию рационально. В ходе последующей терапии было понятно, что он разумно и трезво оценивал себя, как специалиста и вполне мог рассчитывать довольно быстро найти новую работу даже без ущерба своим материальным интересам. Изначально, его реакция на ситуацию была совершенно адекватной и то ресурсное состояние в котором он пребывал позволяло добиться ее решения.

Какова же была его здоровая реакция на событие? Оценка ситуации на основе рациональных фактов изначально породила следующие эмоциональные реакции. После объявления об увольнении, по словам Артема, от ситуации он испытал удивление, сожаление, неудовольствие, раздражение и даже небольшой гнев. Однако, он довольно быстро пришел в себя и отдохнув несколько дней с энтузиазмом принялся за рассылку резюме и поиски новой работы.

Проблемы начались после нескольких отказов, и по его собственным словам, наибольшее негативное влияние оказали следующие факторы — на собеседовании он столкнулся с равнодушием и даже легким презрительным высокомерием сотрудника, оценивающего резюме, что повлияло на Артема весьма негативно, породив, как он сказал, чувство неполноценности, Через некоторое время, сам себе сказал, что очевидно вошел в черную полосу невезения. А после пятой или шестой неудачи Артем испытал уже чувство сильного разочарования, которое усугубилось чувством вины перед своей женой, которой теперь приходилось работать за двоих.

no-job1

В ходе терапии стало ясно, что наибольшее влияние на развитие ситуации оказали его иррациональные убеждения, а именно, наивные ожидания, что все люди должны с пониманием и участием относится к его ситуации, что прогнозируемые им события по быстрому поиску работы непременно должны были случится, а также, тот факт, что его компетентность и правильное поведение непременно должны быть вознаграждены ожидаемыми результатами — материальным благополучием (машина и дом) и отсутствием проблем в жизни (все должно идти по накатанной) и т.п.

Эта история яркий пример того, насколько большое влияние оказывают иррациональные убеждения даже на вполне рационально мыслящих людей.

 

Психологические проблемы с точки зрения метода. Концепция А-В-С.

С точки зрения РЭТ в основе любой ситуации лежит схема трех событий или цепочка А-В-С.

Этап А — это собственно событие, действие или объект, то, что вызывает последствия. В нашем случае это событие — увольнение с работы.

На этапе В возникает оценка события индивидом и этот этап самый важный, поскольку именно здесь просто событие приобретает новую версию, а именно, трансформируясь через призму наших установок и убеждений, реальное событие превращается в свою интерпретацию.

Иррациональные и рациональные оценки.

На этот процесс влияет два типа оценок рациональные и иррациональные.

В ситуации с Артемом рациональные оценки выглядят так — то что меня уволили это плохо, эту проблему нужно будет решать и теперь мне придется искать новую работу. Нетрудно заметить, что с точки зрения рациональной оценки ситуация представляется затруднительной, но отнюдь не катастрофичной и ее прогноз, с учетом рациональных данных, профессиональных возможностей клиента, весьма благоприятен.

Однако, в дело вмешивается и иррациональная оценка ситуации, а иррациональна она по причине того, что лежащие в ее основе убеждения не подлежат эмпирической проверке, то есть не могут быть доказаны или очевидно неверны. Иначе говоря, иррациональные верования это данные некритично принятые в область сознания в силу прошлых обстоятельств.
В нашем случае это предположение клиента о своей профессиональной несостоятельности, а также о том, что он непременно должен в кратчайшие сроки найти работу и что запланированные события непременно обязаны произойти. Несовпадение этих ожиданий (в случае с иррациональными убеждениями) также приводит к эмоциональной реакции, в нашем случае это чувство вины, чувство неполноценности и, возникшее, как следствие, чувство постоянной тревоги. Здесь вполне очевидно, что именно чувства, возникшие вследствие иррациональной оценки ситуации играли деструктивную роль в ее развитии.

Этап С, это ни что иное, как последствия предыдущих.
И эти последствия также могут быть рациональными и иррациональными.

Рациональные последствия, это результат рациональной оценки события.
Как мы уже рассуждали, в нашем случае это понимание того, что ситуация очевидно несет в себе проблему, клиент испытывает по ее поводу беспокойство и это приводит к тому, что он планирует свои дальнейшие действия — пишет резюме, делает рассылки, ходит на собеседования, то есть выполняет разумные действия по решению проблемы. В случае если он не получает работу в результате этих действий, он испытывает расстройство и неудовольствие, однако, все описанные чувства, вполне адекватны ситуации и даже способствуют ее разрешению.

Иррациональные последствия. Иррациональная оценка вносит свой вклад в психологическую ситуацию, но в отличие от предыдущей, она основана на неверных установках. С точки зрения убеждения, что все непременно должно идти «как надо» она легко приобретает катастрофы. Например, в этом случае, реакция на неудачное собеседование может быть такой — это ужасно, что меня не приняли, я ни на что не гожусь, вероятно я плохой профессионал, я ни на что не годен, в моей жизни наступила черная полоса, а значит работу найти не получится. Такая оценка естественным образом порождает соответствующую эмоциональную реакцию, это чувства неполноценности, вины, тревоги за будущее, которое с этой точки зрения представляется в самом черном свете.
Нетрудно предположить, к чему может привести такая оценка события, это тревожные или депрессивные состояния, самоосуждение, жалость к себе, а в общем и целом это полностью не адекватная оценка ситуации и себя в ней.

Иррациональные последствия имеют склонность притягивать все новые и новые иррациональные убеждения, а деструктивное эмоциональное состояние вполне этому способствует. К сожалению, если ничего с этим не делать, то возникает своеобразный замкнутый круг, выйти из которого самостоятельно клиент как правило не в состоянии.

Комментировать через Facebook

Comment