Рационально-эмоциональная терапия Эллиса

Психологическое консультирование на основе рационально-эмоционального метода.

Основная применяемая методика это, так называемая, философская конфронтация. В ходе консультации психолог постоянно демонстрирует клиенту, что психологические последствия травмирующего события зависят от самого события только косвенно, а в гораздо большей степени связаны с его интерпретациями в сознании клиента. Именно с точки зрения таких интерпретаций, событие может выглядеть совершенно по-разному-как катастрофа и как вполне возможное к разрешению. Как правило, катастрофическая версия события возникает вследствие действия именно иррациональных убеждений, коварство которых заключается в том, что они работают на бессознательном уровне. В ходе работы психотерапевт постоянно обучает клиента как самостоятельно обнаруживать иррациональные убеждения и порочные логические цепочки, и такая работа ведется до тех пор, пока клиент не обнаруживает появление соответствующих поведенческих навыков. Как правило, их появление и закрепление означает, что скорее всего, в жизни человек будет придерживаться рациональных оценок и в дальнейшем не позволит иррациональным убеждениям безнаказанно вторгаться в мыслительный оценочный процесс, порождая деструктивные эмоциональные последствия.
Другой метод, который успешно используется в рационально — эмоциональной терапии, это групповые занятия и тренинги, цель которых та же, а именно научение клиентов моделям поведение, основанным на рациональном осмыслении событий.

Особенности метода рационально-эмоциональной терапии. Отличия от других методов психологического консультирования.

albert-ellis-theory

1. Несмотря на то, что в основе иррациональных убеждений несомненно лежат прошлые события из жизни клиента, терапевт этого метода чаще всего не придает большого значения этой связи. В основе такого подхода лежит предположение о том, что деструктивные психологические последствия возникают не вследствие прошлого опыта, но вследствие неверной интерпретации этого опыта. В результате возникает привычка неосознанно оценивать события также и с точки зрения иррациональных установок, что часто выливается в деструктивные реакции и поведение.
По этой причине цель психологической консультации лежит скорее в оценке терапевтом интерпретации события клиентом, доведения до клиента этой информации и, в дальнейшем, совместный анализ этой интерпретации.

2. Отношение к бессознательным процессам.
Чаще всего психологи, представляющие аналитические школы, немало времени уделяют истолкованию символического содержимого бессознательного, потому что верят в то, что эти символы представляют из себя неосознаваемый, или вытесненный из сознания, материал. С такой точки зрения получение этой информации и ее дальнейшее осознание клиентом является очень важным и лежит в основе успешности психотерапии.
С точки зрения рационально-эмоциональной школы мысли и чувства, которые человеком не осознаются также часто лежат в основе причин психологических проблем. Однако, этот материал не считается скрытым в глубинах подсознания и может быть, при благоприятных условиях терапии, легко  осознан клиентом, также, как и причинно-следственные связи, лежащие в основе психологических проблем. Иначе говоря, пользуясь терминологией Фрейда, здесь нужно скорее говорить о нахождении этого материала в области предсознательного. Что касается области бессознательного и ИД, то в РЭТ этим психоаналитическим терминам не придается большого значения.

3. Явление переноса и контр-переноса.
В психоанализе огромное значение придается феномену переноса и его исследованию. Считается что его выявление и изучение представляет из себя один из залогов успешной психотерапии. Психотерапевт, использующий методики РЭТ, не придает этому такого огромного значения, хотя вполне признает, что перенос может стать хорошей иллюстрацией психологических проблем клиента. Куда большее значение придается отношениям клиента с другими людьми, чем с психологом. Также в РЭТ терапевт часто занимает весьма активную и даже «атакующую» позицию по отношению к клиенту, что очень сильно отличает его от аналитических техник и клиент-центрированного метода.

4. Отношение к психологическим защитам клиента.
Многие психологи большое значение придают тому, что демонстрируют клиентам, как те осуществляют рационализацию, проекцию, интроекцию и другие защиты и выявляют причинно следственные цепочки приводящие к ним. В отличие от других направлений, терапевты РЭТ выявляют скорее связь психологических защит клиента с иррациональными установками, которые и считаются причинами защитного поведения.

5. Работа со сновидениями.
Большинство психологов придает значение работе со снами и выявлению символического значения их образов, особенно тех, кто работает на базе школ Юнга или Фрейда, по словам которого — сон, это королевская дорога в бессознательное. Психологи работающие на базе РЭТ, считают, что символизм сновидений может иметь слишком много интерпретаций, и зачастую, значения придаваемые различным символам, весьма сомнительны. Гораздо большее значение придается реальным событиям в жизни человека и анализу их интерпретаций, со стороны самой личности. Именно таким, вполне рациональным образом, происходит выявление основных иррациональных установок и постулатов, которые влияют на поведение клиента и его эмоциональное состояние, а также, дальнейшая демонстрация этой связи самому человеку.

6. Терапевт РЭТ не придает большого значения интерпретациям поз, жестов клиента, а также его типовым моделям поведения. Тем не менее, выявляется связь тех или иных убеждений с проявлениями физической активности или поведенческих паттернов, причем делается это выборочно с учетом моментов, представляющихся особенно значимыми.

Признаки психологического здоровья с точки зрения рационально-эмоционального подхода.

Выраженное отношение к психологически здоровому индивиду является важной частью любого направления гуманистической психологии, а также ее особенностью. Ведь то, что понимается под психологическим здоровьем подразумевает некую изначальную заданность вектора любой психологической работы, задает ее целесообразность, определяет то, что является критерием, а значит, и в определенном смысле, ее целью.
Итак, вот основные критерии психологически здоровой личности по Эллису.

1. Умеренный эгоизм. Понимание долженствования по отношению к кому то, или чему то является одним из столпов иррационального подхода к жизни и является источником огромного количества психологических проблем. Слова — «я обязан», «я должен», «так должно быть», «они должны» и т.п., являются важными драйверами-стимулами для деструктивного поведения, в смысле наделения реальных событий иррациональными критериями, не имеющими отношения к действительности. Именно поэтому, один из важных критериев высокого качества психологического бытия в понимании Эллиса, это здоровый эгоизм. Эмоционально адекватный человек не жертвует собой ради иррациональных идей, а его доброе отношение и участие к другим людям основано на естественном понимании того, что его собственное психологическое благополучие неотъемлимо связано с уровнем благополучия других людей.

2. Способность к саморегуляции. Это способность самостоятельно, без необходимости в поддержке со стороны других людей находить пути для эффективной коррекции собственного психологического состояния. Под этим понимается не душевная черствость или избегание эмоционального контакта, а отсутствие инфантильной склонности к перекладыванию своих проблем на других людей, то есть ответственность за свою жизнь. Также под этим не стоит понимать излишней самоуверенности, когда человек имитирует способность обходится без поддержки-за этим часто стоит иррациональное убеждение — я должен справляться абсолютно со всем сам.

3. Толерантность, или терпимость к другим людям. Такое отношение означает, что человек принимает безусловное право других вести такой образ жизни, как им хочется и не осуждает других людей за поступки, которые ему кажутся неправильными. Такой человек не наделяет мир безусловным совершенством, при этом важно понимать, что это вовсе не означает, что вы принимаете во внешних проявлениях все что угодно и не будете вмешиваться, когда на ваших глазах происходит явная несправедливость, однако, это означает, что в вас нет понимания того, что что то должно происходить именно так и не иначе. Иными словами, эта позиция говорит о том, что вы даете право на ошибку, как себе, так и другим людям.

4. Принятие неопределенности. Вы отдаете себе отчет, что вы существуете в условиях мира, который ничего вам не гарантирует и любые события могут развиваться, как благоприятно для вас, так и нет. Это не означает полного фатализма и принятия всех событий без попытки что-то изменить, но означает, что вы способны рационально воздействовать на ситуацию не слишком привязываясь к результатам.

5. Адаптивность к переменам (Гибкость). В любое время вы открыты для перемен в вашей жизни. Вы готовы ко встрече с любыми людьми и к принятию любой ситуации.

6. Рациональное мышление. Вы без колебаний применяете законы логики, как к себе, так и к другим людям. Вы не становитесь рабом иррациональных верований для того, чтобы искажением реальности защитить свое психологическое состояние.

7. Преданность своему пути (Самоактуализация). Это наличие хотя бы одного интереса или дела вашей жизни, которому вы всецело преданы и неустанно развиваете себя в этом направлении. Это дело, ни что иное, как ваш путь к самоактуализации. Естественно, это может быть что угодно, ведь такое отношение любую работу может превратить в творчество и путь для роста.

8. Способность к выходы за пределы зоны комфорта (риск). В своем стремлении к самосовершенствованию вы готовы идти на риск и вы делаете это легко и с энтузиазмом.

9. Принятие себя. Вы способны радоваться существованию просто потому, что вы живы (существуете). Ваше понимание счастья не привязано к каким то внешним условиям, вы не говорите себе, что я буду доволен или счастлив потому, что достигну цели, заработаю денег или сделаю карьеру. Качество вашего психологического состояния по минимуму зависит от внешних условий.

Заключение.

РЭТ на сегодняшний день один из наиболее активно развивающихся методов, который находит все больше и больше своих последователей. Как уже было упомянуто, этот метод может использоваться в самых различных аспектах, самые распространенные из которых — групповая терапия (тренинги) и индивидуальные психологические консультации. Преимущества РЭТ в том, что этот способ психотерапии предполагает куда более скорый результат, чем, например, психоанализ. Однако, в этом и заключается одна из самых серьезных претензий к нему со стороны специалистов других направлений, часто считающих, что клиенту необходимо куда больше времени на перемены, другие вопросы касаются крайне выраженной директивности метода, а также, весьма прохладного отношения его последователей к личной истории клиента. Вероятно, некоторые из этих претензий вполне обоснованны, во всяком случае их несомненно стоит принимать в расчет тем, кто использует РЭТ в консультировании.

Комментировать через Facebook

Comment