Станислав Гроф. Перинатальные матрицы. Холотропное дыхание.

У истоков трансперсональной психологии стояло довольно много известных психологов. Имена Роберто Ассаджиоли, Абрахама Маслоу, Станислава Грофа, Карла Юнга, Кена Уилбера и многих других хорошо известны, все эти люди  разработали свои собственные, по сути революционные методы психотерапии, а иногда и целые новые направления в психологии, и каждый из них, в той или иной мере, способствовал развитию нового направления.

И все же, именно с именем чешского ученого Станислава Грофа чаще всего связывают трансперсональную психологию (ТП). Причина возможно в том, что стоя у самых истоков, именно он проявил наибольшую последовательность в продвижении тех самых идей и озарений шестидесятых годов 20 века, которые легли в основу нового направления. ТП не является ни отдельным методом, ни даже направлением, это сочетание самых разных психотерапевтических методик, порожденных новыми, а по сути революционными для психологии, идеями о человеческом сознании. Само же направление объединяет лишь сходство некоторых базовых принципов, которые основаны на идее реальности надличностных (трансперсональных) переживаний, а также их безусловной терапевтической ценности.

Краткая биография Станислава Грофа

Гроф родился в Праге в 1931 году. Еще в период обучения в пражском медицинском колледже он работает ассистентом у профессора Георга Роубичека, который был известен своими экспериментами с психоделическими веществами и изучением их воздействия на сознание. Молодой ученый получает возможность участвовать в многих экспериментах связанных с этой темой. Кроме того, именно тогда происходит и его собственное знакомство с новым препаратом ЛСД, и приходит тот психоделический опыт, который, как сам Гроф впоследствии говорил, изменил все его представления о сознании.

В 1956 Гроф заканчивает Карлов университет, получает высшее образование (степень доктора) и начинает свою собственную практику психиатра, а заодно продолжает начатые ранее эксперименты с психоделиками. Следующие двадцать лет жизни проходят под знаком исследования воздействия ЛСД-25 на человека, а также разработке соответствующих психологических практик.

В 1967 году по политическим причинам Станислав Гроф получает убежище в США, где продолжает свою работу.
До 1973 года, когда психоделики оказываются под запретом, Гроф проводит буквально тысячи сеансов с ЛСД в ходе которых изучает его воздействие на сознание, как клиентов, так и свое собственное. В 1973 Гроф переезжает в Биг Сюр (Калифорния) и остается там вплоть до 1987 года.

В 1975-1976 году Станислав вместе с женой Кристиной Гроф разрабатывают новый метод, который был призван заменить запрещенное ЛСД, и воздействие которого на сознание кажется похожим — это, так называемое холотропное дыхание, основанное на гипервентиляции легких за счет сильно учащенного дыхания. Метод оказывается весьма действенным и начинает широко использоваться Грофом в психотерапии. В период с 1987 по 1994 год сеансы проводятся для десятков тысяч человек, а сама методика ложится в основу холотропной психотерапии, которая на протяжении этих лет доказывает свою эффективность в качестве терапевтического метода.

Сейчас Станислав Гроф продолжает жить и работать в Америке. За годы своей работы он написал сотни статей и множество книг, которые считаются классикой ТП, а его метод холотропного дыхания широко используется в мире как элемент психотерапии.

Карта сознания Станислава Грофа

В ходе исследований сознания психологи зачастую используют метод самонаблюдения, как единственный, предполагающий непосредственное наблюдение происходящих в нашем уме процессов. Комбинация метода самонаблюдения (интроспекции) и изучения поведенческих особенностей пациентов всегда служила источником основных психологических теорий, описывающих структуру сознания. Утверждение касается большинства теорий личности и методов психотерапии на них основанных. Это в полной мере относится к таким психологическим направлениям как психоанализ, аналитическая психология, психосинтез к идеям гуманистического направления и конечно же к трансперсональной психологии.

Естественно, подобный метод вызывал и по сей день вызывает серьезные претензии со стороны ученых, которые не считают метод интроспекции научным. Безусловно, эти претензии являются обоснованными, ведь интроспекция, как и изучение сознания других людей с точки зрения их свидетельств, предоставляет нам весьма субъективные данные. По этой причине уже на протяжении более чем ста лет многие популярные психологические направления находятся под огнем критики и существуют в научном мире в той или иной степени «на птичьих правах».

С точки зрения такого подхода единственным направлением, в известной мере претендующем на научность, являлся бихевиоризм, который предполагал исследование не сознания, как такового, но поведения, то есть внешних и объективно наблюдаемых событий. Однако очевидно также и то, что непосредственное изучение сознания, его особенностей и закономерностей его работы, в полной мере возможно лишь сомнительным с точки зрения научного подхода методам интроспекции. Именно в силу понимания ситуации многими учеными, эти направления все же допускаются в научный мир и считаются официально признанными.

Тем не менее несмотря на то, что популярные и принятые в научном мире психологические теории (например психоанализ), вполне равны по легитимности другим направлениям психологии, в психологической среде существует критическое отношение к вновь возникающим теориям и методам, и трансперсональные идеи всегда были лидерами по части критического к ним отношения.

Такое отношение вызвано несколькими факторами.

Отношение к трансперсональной психологии в научном мире

Во-первых, трансперсональная психология нередко опирается на непосредственный внутренний опыт индивида без учета принятых в научном мире ограничений, предписывающих достоверно проверять полученную информацию, прежде чем делать далеко идущие выводы.

Так в теории Грофа появляются утверждения о том, что индивид, вследствие испытанного трансперсонального опыта, получал информацию о своем пребывании в утробе матери (перинатальные вспоминания), более того, по аналогии с психоаналитическим факторами развития ребенка, утверждалось, что существует несколько этапов внутриутробного развития, которые оказывают непосредственное и существенное влияние на формирование будущей личности.

*Некоторые трансперсональные психологи идут гораздо дальше, утверждая полную реальность, воспоминаний о прошлых жизнях (метемпсихоз), генетической памяти предков (рода), связи с высшими существами, телепатию и т.п.

Во-вторых, выводы которые делались в процессе оценки опыта индивида и касались мотивов, движущих его поведением, нередко лежали вне концепции понимания человека, исключительно как биологического существа, озабоченного лишь выживанием и получением удовольствия (психологический гедеонизм), что было довольно очевидно с точки зрения научной логики.

Все это приводило к тому, что среди предполагаемых мотивов поведения человека возникали такие, как стремление к самоактуализации, состраданию, альтруистическому поведению, трансформациям, высшему Я и т.п.
Это были мотивы, объяснялись трансперсональными психологами как вне личностные, и более того, как имманентно присущие любой личности.

В-третьих, из подобной позиции вытекали весьма экзотические с научной точки зрения личностные теории, а также и методы психологической работы, зачастую лежащие в области уже больше религиозной, нежели психологической. Масла в огонь подливали известные факты регулярного употребления основателями ТП психоактивных веществ, впоследствии запрещенных в большинстве стран и заклейменных политиками и ретроградной частью социума, как очевидное зло.

Учитывая вышесказанное, уже сам факт относительно широкого признания методов Станислава Грофа представляется как невероятный.

В результате длительного исследования необычных состояний сознания, получаемых вследствие приема психоделиков, а впоследствии и в результате медитативной работы, у Станислава Грофа возникают идеи о необходимости принятия во внимание тех аспектов личности, которые совершенно игнорировались в традиционной психологии, поскольку, по мнению людей не имеющих указанного опыта, не могли существовать в принципе.

Так в психоанализе делался огромный акцент на личной истории индивида, в особенности на тех событиях, которые считались ключевыми и поэтому, оказывали определяющее влияние на дальнейшие модели поведения личности.

Упомянутый аспект развития личности можно назвать «биографическим», и точки зрения традиционных походов, биографический этап начинался с «чистого листа», то есть история ребенка начиналась с момента его рождения, а до этого момента влияние оказывали лишь наследственные признаки. До Грофа период развития ребенка до момента рождения не учитывался по причине того, что как считалось, мозг ребенка в этот период был недостаточно сформирован, чтобы сохранить в памяти такие события, как момент рождения и тем более, внутриутробный период.

Однако, в результате многочисленных и систематизированных исследований (опросов пациентов) измененных состояний сознания (ИСС), Станислав Гроф пришел к выводу, что многие люди испытывали похожие ощущения и переживания, которые можно было объяснить только воспоминаниями различных этапов, не только рождения, но и пребывания во внутриутробном состоянии.

Все это означало, что карта сознания индивида расширялась еще на один период, который был впоследствии назван «перинатальным».

Согласно представлениям Грофа этот период состоял из четырех стадий внутриутробного развития, он назвал их базовыми перинатальными матрицами. И эти матрицы, определяли очень многие особенности поведения ребенка и его роста.

Четыре перинатальные матрицы Станислава Грофа

Первая матрица охватывает период от зачатия до момента первых родовых схваток. Это время характеризуется ощущениями совершенно безмятежного и экстатического состояния покоя, счастья и единства с окружающим миром.

Вторая матрица характеризуется периодом схваток, когда спокойное и безмятежное состояние резко нарушается, матка сокращается сжимая плод, но еще не раскрывается. Этот период несет в себе состояние безвыходности и безнадежности, а для плода наступает настоящий ад. Ситуация радикально изменилась, с блаженной безмятежности, до резко дискомфортной и при этом, не имеющей выхода.

Третья матрица, это время рождения. Этот период характеризуется раскрытием шейки матки и началом движения по родовому каналу. Сложившаяся ситуация двояка, с одной стороны появляется надежда на освобождение из ловушки, а с другой, быстрые перемены означают неизвестность и происходящий из нее страх и ужас. Общий девиз третьей матрицы — борьба за выживание, когда мощные аффективные переживания мобилизуют все скрытые до сего времени резервы психики.

Четвертая перинатальная матрица, это момент рождения, когда плод выходит наружу и пуповина, связывающая его с прошлым перерезается.

Предыдущая жизнь закончилась новым состоянием, символически это означает смерть и новое рождение.

Появившийся младенец чувствует освобождение и последующее экстатическое единение с матерью — источником нового наслаждения, пищи. Поэтому переживание четвертой матрицы сопровождается чувствами открытого пространства, свободы, полета, любви.

Итак если предположить, что идея Грофа имеет право на существование, то очевидно следует, что обстоятельства перинатального периода должны оказывать по крайней мере не меньшее влияние на последующее развитие личности и формирование моделей поведения, чем более позднее развитие, особенности которого имеют такое большое значение в психоанализе. Получалось, что перинатальный период это, ни что иное, как источник самого первого опыта взаимодействия индивида с миром, и обстоятельства этого взаимодействия могли быть весьма драматичными.

По этим причинам Гроф считал перенатальный период особенно важным, а глубокое переживание его стадий во взрослом состоянии несло в себе глубочайший психотерапевтический эффект (на чем и строится во многом терапия Грофа).

Роль перинатального периода в развитии личности

Гроф считал, что пережитый опыт внутриутробного развития, как и самого рождения, хранится в бессознательном человека и оказывает огромное влияние на его психологическое состояние и модели поведения. Кроме того он предполагал, что четыре базовые перинатальные матрицы являются своеобразным связующим звеном между сознанием человека и глубинным бессознательным. Как мы уже упомянули ранее, обстоятельства при которых происходило внутриутробное развитие плода могли быть самыми разными, как благоприятными, так и не очень. По мнению Грофа в эти периоды происходило формирование задатков определенных склонностей и черт будущего характера человека.

Например в период первой матрицы, если беременность была нежелательной, мать употребляла алкоголь или наркотики, находилась в состоянии стресса или депрессии, эти факторы очевидно были негативными и отражались на последующем психологическом состоянии личности, такой человек также был подвержен в дальнейшем подобным состояниям и был куда менее психологически устойчив, чем индивид, первый перинатальный период которого проходил в благоприятной обстановке.

Во время протекания второго перинатального периода вырабатывались условия для настойчивости, терпения, способности к эффективной мобилизации к выживанию, стойкости к жизненным неудобствам и трудностям. Поэтому, в случае, когда этот период был слишком коротким (преждевременные роды), эти качества вырабатывались не достаточно или не вырабатывались вовсе. В противоположном случае, когда этот период слишком затягивался, вырабатывалась склонность к комплексу жертвы, пассивной жизненной позиции, зависимости от других людей и отсутствию самостоятельности.

В третий перинатальный период (период борьбы за рождение) происходила выработка предпосылок к активной жизненной позиции, к достижению цели, храбрости, решительности. В этот период, как и в предыдущий, нарушения развития означают либо задержку во времени, либо чрезмерное затягивание процесса. Если роды происходят слишком быстро, то способности к борьбе и достижению цели не вырабатываются, в противоположном же случае, человек приобретает склонность к постоянному противостоянию с окружающим миром и часто находит для этого веские причины. Поскольку именно эта матрица связана с процессом выживания, то она, по мнению Грофа, была в дальнейшем ответственна за агрессию, склонность к жестокости и подавлению других людей.

В силу перечисленных причин Гроф считал роды исключительно важным периодом, во многом определяющим дальнейшее развитие личности. Отсюда же исходили и его рекомендации — по мере возможности сделать их безопасными, легкими и комфортными. Он считал исключительно важными факторами безусловно позитивное отношение к матери в период беременности со стороны других людей и особенно будущего отца, присутствие которого при родах считалось весьма желательным. Исключительно важным фактором было хорошее психологическое состояние матери как непосредственно при родах, так и в период беременности. Фактически, именно Гроф оказал большое влияние на революцию во взглядах тогдашнего общества на беременность и роды.

Трансперсональный уровень сознания

Огромный опыт Грофа в исследованиях измененных состояний сознания привел его к открытию еще одной области человеческого сознания — трансперсональной.

Эта область означала ВНЕ личностный аспект переживаний человека, в процессе которых были зафиксированы такие явления, как выход за пределы телесной оболочки, ясный взгляд на сознание, когда индивид осознавал себя, как нечто большее, чем просто сумма эго и физического тела, состояния единства и тождественности со всем миром, видение архетипических сущностей, слияние с единым сознанием. По мнению ученого такие состояния означали выход за пределы личного бессознательного в сферу коллективного бессознательного о котором говорил еще Карл Юнг.

Карта сознания Грофа

Попытки объяснить все перечисленные явления привели Грофа к новой концепции сознания, состоящей из четырех основных уровней.

Справедливости ради необходимо упомянуть о том, что Гроф придерживался убеждения, что сознание фактически едино и не имеет каких-либо границ. Тем не менее, если индивид ставил себе задачей исследование собственного сознания (Гроф придавал подобному исследованию огромное терапевтическое значение), то неизменно сталкивался с трудностями о которых говорили еще во времена Юнга и Фрейда. Дело было в том, что огромная часть сознания представляла из себя неосознанные пласты информации или бессознательное, которое вовсе не спешило делиться своим содержимым.

В любом методе психотерапии, связанном с осознанием скрытого материала, известно, насколько сложно получить бессознательный материал, а затем еще и перевести его значение, с языка образов, на понятный человеку язык. Такой процесс всегда связан с тем, что содержимое нашего сознания раскрывается медленно, неохотно, как бы пласт за пластом. Поэтому, все те ученые, которые предлагали свои концепции сознания, неизменно говорили, что сознание состоит из различных уровней: некоторые осознаются сравнительно легко, а некоторые, практически недоступны. Станислав Гроф,считая сознание единым, также признавал его неоднородность и делил на четыре уровня. 

Четыре уровня сознания Грофа

1. Сенсорный. Этот уровень является индикатором того, что происходит в сознании и любые наши переживания, на каком бы уровне психики они не происходили,, актуализируются в виде сенсорной активности. Это целый спектр наших ощущений, который условно можно разделить на каналы. Обычно мы ощущаем целую гамму сенсорных переживаний — это эмоции, телесные ощущения, зрительные и звуковые образы и т.п.

2. Биографический. Содержит информацию (воспоминания) с момента рождения и до настоящего момента. Эта информация может находиться, как в области сознания, так и в области личного бессознательного. Условно можно сказать, что биографическое бессознательное это и есть то, что понимается под бессознательным в психоанализе Фрейда.

3. Перинатальный. Уровень, связанный с переживаниями внутриутробных состояний и рождения.

4.Трансперсональный. Основывается на переживаниях измененных состояний сознания и представляет из себя связующее звено между, собственно личностью, и космическими аспектами бытия.

Чисто теоретически большинству людей доступны все четыре уровня сознания, но фактически дело обстоит далеко не так просто. Проблема в том, что начиная уже с биографического уровня, часть информации большинством людей не осознается (находится в бессознательном), а для того, чтобы сделать это осознание возможным, необходимы специальные техники и методики, которые впрочем, также не дают никаких гарантий.

Многие психологические направления подразумевают использование разных техник для того, чтобы сделать содержимое бессознательного доступным. Делается это потому, что в рамках психологических методик, по крайней мере тех, которые заявляют о бессознательных частях психики, считается, что опыт исследования бессознательного имеет важное терапевтическое значение. Речь идет о том, что сама по себе терапия психологических проблем тесно связана с личным опытом индивида по исследованию бессознательной части собственной психики. Для сторонников психоанализа это личное бессознательное, а представители трансперсональных направлений настаивают на обязательном исследовании более глубоких уровней сознания.

По мнению Грофа, как убежденного сторонника трансперсональных методов, глубокая работа с бессознательным является обязательным условием успешной психотерапии. Вопрос лишь в том, какие методы использовать для того, чтобы сделать мир бессознательного доступным.

Холотропное дыхание

медитация

Психотерапевтическая идея Станислава Грофа заключалась в том, что активизация содержимого бессознательного приводила к переживанию проблемных и травматичных событий, как биографического, так и перинатального периодов. По мнению ученого, терапевтический эффект достигался уже самим фактом таких переживаний, однако такие методы должны были сопровождаться и обычной психологической работой с клиентом. Конечно не всякому клиенту может быть показана такая терапия, к трансперсональным методам нужно быть готовым, по крайней мере, делать это следует в сопровождении опытного терапевта.

Техника холотропного дыхания была придумана Грофом вместе с его женой Кристиной Гроф после того, как эксперименты с ЛСД были повсеместно запрещены властями. В основе лежал метод гипервентиляции легких за счет принудительного сильно учащенного дыхания, что и приводило к измененному состоянию сознания в ходе которого могли возникать состояния сильной эйфории, галлюцинации, активизироваться воспоминания о важных событиях жизни, как считал Гроф, о периоде до и во время рождения.

Дыхательные техники для достижения ИСС использовались уже очень давно, в восточных учениях, таких как индуизм, буддизм и йога. Примером использования интенсивного дыхания и гипервентиляции легких является йоговский метод пранаяма.

холотропное дыхание

Вот как обычно проходит сеанс холотропного дыхания. Под наблюдением ведущего участники располагаются лежа на полу лицом к верху и под медитативную музыку начинают интенсивно дышать в течении примерно 10 минут. Дыхание должно быть намного более частым чем обычное, однако желаемую частоту и глубину выбирает сам участник. После того, как практик решает что дышать уже достаточно, начинается вторая фаза — глубокое расслабление. Интенсивное дыхание на некоторое время прекращается, и при удачном стечении обстоятельств, участник погружается в состояние измененного сознания. Далее, процесс гипервентиляции повторяется. Такая практика продолжается обычно от полутора до трех часов, иногда проводится в паре, когда один из участников дышит и медитирует, а второй поддерживает его, контролируя процесс со стороны и оказывая напарнику поддержку. Задача такой терапии — достижение глубокого расслабления ума с целью получения особого состояния сознания, в ходе которого могут активизироваться многие вещи, такие как детские воспоминания, воспоминания перинатального периода и даже трансперсональный (мистический) опыт.

Сеанс холотропного дыхания может заканчиваться дополнительной групповой или индивидуальной терапией, могут быть использованы различные арт терапевтические методики, например рисование мандал и т.п.

Критика холотропного дыхания

Холотропное дыхание как психотерапевтический метод, регулярно подвергается критике со стороны представителей других психологических школ. Сомнению подвергается как терапевтический эффект, так и выводы, которые делаются в результате полученного опыта. В особенности ставится под сомнение, связь определенных переживаний с реальной ситуацией рождения и тем более, предшествующего рождению периода.

Конечно, объективно доказать связь переживаний участника семинара с перинатальными событиями невозможно, хотя такая возможность и существует чисто теоретически, вопрос здесь лишь в том, когда ученые откроют такую связь или же напротив уверенно заявят, что есть доказательства ее невозможности.

В случае же переживаний мистического характера, таких как воспоминания предыдущих рождений, свидетельства событий других времен или мест, где индивид явно не был и быть не мог, получение опыта нахождения в теле других людей, животных или даже неодушевленных предметов, то есть всего того, чем обычно так богаты семинары по холотропному дыханию, то можно с уверенностью сказать, что даже упоминание подобных явлений в научной среде не вызовет ничего, кроме сарказма и кручения пальцем у виска. Здесь даже убежденным сторонникам трансперсонального направления, прекрасно ясно, что такие вещи никогда не будут приняты всерьез наукой, по крайней мере без убедительного эмпирического доказательства подобных связей. Но здесь можно задать вполне закономерный вопрос, так ли уж важно знать, как именно интерпретировал свой опыт человек, если он привел его к выраженному терапевтическому эффекту? Ведь вся практическая психология, а трансперсональные методики относятся именно к сфере практического применения, существует в первую очередь вокруг клиента, которому необходима психологическая помощь и психотерапевтический результат. Доказательств же полезности холотропного метода для людей за годы его существования собрано предостаточно. А действенность метода, его практичность, всегда будет самым важным звеном в любой, даже самой экзотической психологической теории.

Так или иначе, холотропное дыхание и сходные с ним методики продолжают свое существование под прицелом скептиков, которые в большинстве далеко еще не определились с отношением к таким способам психологической работы. Ясно одно, метод не является на сто процентов безопасным и некоторые ученые выдвигают мнение, что такая практика ведет к ухудшению работы мозга и к деградации нервных клеток, а вовсе не к его развитию. Тем не менее, о серьезных научных исследованиях посвященных безопасности или наоборот вреду холотропного дыхания неизвестно.

Безопасность при проведении семинара по холотропному дыхания

При проведении подобных тренингов необходимо соблюдать определенные правили безопасности.

Категорически не рекомендуется допускать к участию несовершеннолетних. Дело здесь вовсе не в том, что холотропное дыхание особо опасно для подростков или детей, а скорее в возможных преследованиях со стороны проверяющих организаций.

При проведении тренинга следует позаботится о физической безопасности участников. Поскольку предсказать поведение человека во время сеанса невозможно, следует убрать из помещения все предметы о которые человек может травмировать себя в случае спонтанной и неосознанной двигательной активности. Пол в помещении должен быть мягким, а если этого нет, то нужно застелить поверхность мягкими материалами. В помещении должно быть достаточно места для того чтобы избежать контакта между участниками (по этим причинам работа в паре является весьма целесообразной).

Помещение должно быть хорошо проветрено и иметь возможность для вентиляции.
В период сеанса участникам из за интенсивного дыхания часто бывает холодно, а руки сводит судорога, поэтому в идеале, могут быть необходимы индивидуальные спальные мешки или хотя бы одеяла.

Необходимо, подробно опросить участников на предмет хронических заболеваний и ни в коем случае не допускать участия людей с психическими отклонениями и сердечно сосудистыми заболеваниями.

В идеале, очень хорошо если на семинаре присутствует врач.

Так или иначе, все участники должны четко понимать, что абсолютной безопасности не существует, особенно тогда, когда речь идет о таком потенциально мощном воздействии на психику как ХД, об этих возможных рисках они должны быть проинформированы организаторами.

Заключение

Станислав Гроф является одним из отцов основателей трансперсонального направления, вне всякого сомнения, это один из самых революционных психологов своей эпохи. Его работы уникальны тем, что основаны на реальном опыте работы с измененными состояниями сознания, которого нет, вероятно ни у кого в мире, и, учитывая факт почти повсеместного запрета ЛСД, такой опыт вряд ли появится в ближайшее время. Будучи ученым-исследователем, Гроф изучал уникальный опыт людей именно с точки зрения ученого, а не дилетанта, и этот факт придает этим исследованиям особую ценность и значимость.

Все это означает, что несмотря на понятную критику его методов и теорий, они, как минимум, стоят внимания практикующих психологов.

Реальность сегодняшнего дня состоит в том, что холотропное дыхание является одним из самых популярны тренингов среди последователей трансперсональной психологии. Тот факт, что его использует все больше и больше людей косвенно подтверждает его практичность и целесообразность в психотерапии.

Комментировать через Facebook

Comment