Психология Вильгельма Райха. Телесно ориентированная терапия.

Нет ни малейшего сомнения, что прошедший и бурный 20 век, помимо всего прочего, с полным на то основанием можно назвать и веком психологии, именно на протяжении этого столетия психология родилась, прошла становление в качестве научной дисциплины, пусть и не всеми признанной, а к концу века прочно закрепилась в массовом сознании многих стран, еще и как средство помощи многим и многим людям.

И это означало еще более важную вещь, помимо психологии, как науки о сознании, появилось множество разных методов психологической помощи для людей, которые в этом испытывали нужду, то есть появилась психотерапия.

Наиболее известные авторы этих методов всем известны, они же стояли у истоков и целых направлений в психотерапии, а также были источниками и оригинальных научных теорий о природе человеческого сознания.

Это такие люди как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Фриц Перлз, Роберто Ассаджиоли и многие другие.

Но даже среди этой плеяды выдающихся ученых Вильгельм Райх выделяется и, вероятно, стоит несколько особняком. Возможно причина этого в том, что именно Райх впервые в полной мере использовал витающую на кончике пера идею о непосредственной связи человеческого тела, его потребностей, импульсов и, собственно, текущего физического состояния с тем, что являлось осознаваемым, но неуловимым, очевидно существующим и в то же время неизмеримым и вечно избегающим объективной эмпирической меры всех вещей — человеческим сознанием. Тем, что до того момента когда к нему прикоснулся гений Фрейда, оставалось прерогативой лишь мистики и философии.

Вильгельм Райх не ограничился, открытием непосредственной связи состояния тела (панцирь характера) и психического мира личности. Он создал из этой связи целую систему терапии, которая впоследствии и была названа телесно — ориентированной.

Но начнем с биографии этого удивительного человека.

Биография Вильгельма Райха (1897 — 1957).

Вильгельм Райх родился в Австро — Венгрии, теперь это территория западной Украины в семье управляющего небольшим поместьем, где и прошло все его детство. Отец Райха, хоть и был еврейского происхождения, считал себя немцем, в доме царили немецкий язык и немецкий же порядок. Мать Райха отец обожал, она была красавицей, однако именно с этим связана огромная трагедия самого Райха и его семьи.

Однажды, узнав об измене матери с учителем, Райх легкомысленно поведал о случившемся отцу, а мать, не выдержав открывшегося позора вскоре покончила  собой. В тот момент Райху было четырнадцать, а три года спустя умер и его отец. Умер он от тубуркулеза, но вот заболел он им видимо потому, что случившееся оставило на нем свой мрачный след.

Можно только гадать, какой ужасный след все эти события оставили в душе совсем еще юного мальчика.

Есть многочисленные свидетельства того, что он не раз потом за свою жизнь пытался пройти психоанализ по следам той давней трагедии, но видимо травма была так глубока, что успех так и не был никогда достигнут.

После смерти родителей Райх продолжает отцовское дело и берет на себя бремя управления поместьем, однако мировая война вносит свои коррективы и Вильгельму приходится покинуть дом ради службы в армии. В 1918 году, закончив войну в звании лейтенанта, Райх поступает в Венский университет на факультет медицины, где год спустя попадает на лекцию по психоанализу и это определяет его дальнейшую жизнь. Вскоре он присоединяется к венскому психоаналитическому сообществу и начинает заниматься психологией. Упорный юноша очень скоро становится известным психоаналитиком, а в 1922 году начинает ассистировать самому Зигмунду Фрейду и становится одним из его учеников и помощников.

Вильгельм Райх в период его учебы в Венском университете.

Однако, довольно скоро между ними появляются разногласия. Неизвестно что стало тому причиной, говорят, что Фрейд как то отказал Райху в психоанализе и тот, обладая строптивым характером сам пошел на конфликт, но все это лишь версия и, возможно, причиной разрыва стали собственные взгляды Райха на психологию, отличающиеся от взглядов учителя. Известно, что именно по такой причине произошел разрыв Фрейда и с Карлом Юнгом, ведь известно, что мастер не терпел инакомыслия. Так или иначе Райх, разделяя основные идеи психоанализа, также как и некоторые ученики Фрейда видел в нем некую незавершенность. Что будет, если подавляемое либидо будет свободно? Что произойдет с таким человеком и как сложатся его отношения с обществом, если само по себе общество вовсе не готово к таким «освобожденным» индивидам? У Фрейда не было ответов на такие вопросы, да он их и не ставил, едва ли считая такое возможным. И уж конечно подобный оптимизм он считал ересью.

Что касается Райха, то его настрой был весьма оптимистичен. Если у человека есть невротические состояния и возникают они по большей части от подавленных сексуальных желаний, то, устранив причину, можно постепенно прийти и к решению проблемы такого невроза. Райх был убежден, что большинство невротических состояний было обусловлено даже не столько подавленными желаниями, сколько хроническим отсутствием естественного для человека сексуального удовлетворения. В этом то он и увидел возможный выход и на этом же построил свою теорию.

Введя понятие энергетического баланса он предположил, что его регуляторная функция возложена на оргазм. Во время пикового сексуального переживания высвобождалась застойная энергия, которая до этого копилась в виде телесного напряжения (зажима). В случае если оргазм был действительно качественным (что в случае невротического пациента случалось весьма редко), то энергетический баланс приходил в норму и при регулярном и хорошем сексе это означало психологическое здоровье.

Однако, при проблемах с оргазмом энергия высвобождалась не полностью и проблемы в теле сохранялись в виде излишнего напряжения. Стоит ли говорить, что в большинстве случаев так и было.

Однако, была и еще одна трудность. Само понимание и осознание психологической проблемы в таком контексте упиралось в общественные устои, которые в те времена были весьма консервативными в подобных вопросах.

Многие клиенты Райха испытывали существенные трудности только лишь по этой причине.

И Райх пытается решить эту проблему с воистину неимоверным размахом.

Он развивает мощную политическую активность в Германии ратуя за такие нормальные для нашего времени вещи как сексуальное образование, упрощение процедуры разводов, решение проблемы абортов (их разрешение), широкое распространение противозачаточных средств. Помимо прочего Райх высказывает и такие, крамольные даже и в наше время вещи, как психоанализ для людей совершивших преступления на почве секса, а также сексуальную свободу для детей и подростков, имея ввиду проявления естественной детской сексуальности, которая появляется у всех детей в возрасте от 3 до 6 лет и, как правило жестко пресекается родителями, а также проявления полового инстинкта у подростков (мастурбация).

Несмотря на радикальные для своего времени мысли, Райх находит немало последователей для своих идей и активно ведет их пропаганду, чему немало благоприятствует его членство в компартии Германии.

В момент пика популярности его организация насчитывает до 50 тысяч сторонников.

Примерно в это же время, а это начало 30 годов, Райх, одним из первых на эту тему, пишет известную книгу «Психология масс и фашизм», где выявляет психологические истоки фашисткой идеи, делая особый акцент на роли церкви и тоталитарных проявлений в семье.

Естественно эта книга не находит одобрения среди нацистов, активно прибирающих власть в Германии. К несчастью, также и среди коммунистов и даже среди психоаналитиков зреет неприятие идей Райха, которые, вне всякого сомнения, намного опережают свое время. Почти одновременно его изгоняют из коммунистической партии и из психоаналитической ассоциации.

В отчаянии Райх уезжает в Данию, потом в Норвегию. Однако трудности и неприятие его работ поджидают его кажется везде, и в 1939 он эмигрирует в США, где впервые находит понимание и признание, как психоаналитика, а его идеи вновь вызывают интерес.

В 1947 году он открывает институт Orgonon, в названии фигурирует введенное им новое понятие так называемой оргонной универсальной энергии, которая, по мнению ученого, является единственным видом универсальной психической энергии индивида. Надо сказать, что как раз в то время идея универсальной психической энергии, частью которой являлось и либидо, буквально носилась в воздухе и была в той или иной форме подхвачена многими известными учеными.

Однако Райх в своих изысканиях вовсе не собирался оставаться в рамках теории или идеи, на тот момент он уже много лет вел большую работы по физическому обнаружению оргонной энергии и даже организовал производство прибора, являющегося по его же утверждению ее источником. Помимо прочего этот прибор стал использоваться в качестве терапевтического средства при оказании психологической помощи, как альтернатива психоанализу.

Один из первых экспериментальных генераторов оргонной энергии.

Конечно такие исследования и открытия не могли остаться без внимания полного скепсиса научного мира, и в конце сороковых годов была организована длительная компания по дискредитации, как института Оргонон, так и всей деятельности Райха. В 1954 году Министерство питания и лекарств (FDA) подало на Райха в суд с требованием запретить производство аккумуляторов Оргонной энергии на основании того, что такой энергии не существует, идеи Райха антинаучны, а сам аппарат, если и не наносит вред, то уж точно не приносит пользы.

Кроме того звучало требование запретить все книги Райха, а также и его деятельность.

В итоге суд полностью удовлетворил иск FDA к Райху и его институту.

К несчастью Вильгельм, проигнорировав решение суда, втайне продолжил исследования своего аппарата, что послужило поводом для его ареста. В итоге он был осужден на 2 года тюрьмы. На тот момент состояние его здоровья было серьезно подорвано многолетними преследованиями и постоянными переживаниями за судьбу своего детища, и несколько месяцев спустя он умирает в тюрьме от сердечного приступа.

Так заканчивается жизнь одного из самых быть может дерзких и одиозных психологов 20 века.

Наследие Вильгельма Райха. Вегетотерапия (телесно ориентированная терапия).

После смерти ученого на его работы и исследования был наложен запрет, снятый лишь в 2007 году. Сегодня его учение имеет довольно большое число последователей среди ученых самых разных направлений.

Как и у любого настоящего ученого — психолога целью Райха было не столько доказательство правоты своей теории и открытие оргонной энергии, сколько создание реально работающей системы — терапии негативных психологических состояний.

И если большинство других психологов строили эту терапию на психологических техниках, подразумевающих в основном процесс общения, пусть и построенный на совершенно различных принципах, то Вильгельм Райх изначально обращался к нечто реально существующему и осязаемому — телу клиента.

Именно на идее неразрывной и естественной связи тело — психика, плюс связывающая их оргонная универсальная энергия и была построена теория Райха и его метод терапии.

Вильгельм Райх в окружении последователей.

Источник психологических проблем по Райху.

Мы уже упоминали в статье, что исток проблем Райх видел в блокировании нормальной и свободной циркуляции универсальной оргонной психической энергии.

Эта блокировка возникала еще на стадии раннего развития, вследствие нахождения ребенка в изначально неблагоприятной внешней среде. Вне всякого сомнения такая среда возникает в жизни большинства людей и такое положение дел является скорее правилом, чем исключением. Психологам хорошо известно, что естественные проявления детской активности часто решительно пресекаются родителями, которым нужно, чтобы поведение ребенка больше соответствовало их собственным представлениям, а вовсе не было следствием выражения его естественных потребностей.

И дело касается вовсе не только упомянутого ранее блокирования ранних сексуальных проявлений. К примеру, все дети склонны проявлять гиперактивность, которая изрядно донимает даже весьма либеральных родителей, но и они они в какой то момент склонны принимать меры по ограничению естественных проявлений своего отпрыска. Что же говорить про семьи авторитарные, где жизнь маленького активного человека легко может превратиться в настоящий ад.

Почти любые родители накладывают решительное табу и на такие естественные проявления ребенка, как гнев, агрессия, громкие крики, часто даже чрезмерно бурные и громкие проявления радости также подлежат запрету. Стандартное родительское послание, которое в явном или неявном виде активно транслируется отпрыску известно всем — будь спокойным, приветливым, не гневайся, не злись, не кричи, не дерись и т.д. Таким образом блокируется значительная часть естественных порывов, которая по той или иной причине не устраивает родителей.

Однако любое живое существо предрасположено к выживанию и дети прекрасно адаптируются к условиям своего роста. Для этого у ребенка вырабатываются адекватные ситуации модели поведения, призванные получить свое в неблагоприятных условиях. Однако беда заключается в том, что такие модели поведения всегда основаны на включении особых механизмов психологических защит работа которых основана, во-первых на устранении травмирующей информации или ее искажении, а значит в подсознании копилось напряжение, приводящее к неврозам, а во-вторых, согласно Райху подавление естественных порывов параллельно приводило к застою жизненной энергии, что в свою очередь находило отпечаток в виде зажимов и проблемных зон в человеческом теле.

Надо сказать, что причина то была одна — вытесненные в подсознание подавленные стремления и порывы и были той самой застойной энергией, которая лишь находила свое выражение на телесном уровне в виде того, что Райх назвал «телесным панцирем», или защитой.

Каждый человек растет в совершенно уникальных условиях и за эти долгие годы роста у каждого складываются свои собственные защитные (адаптивные) модели поведения, которые естественным образом находят отражение в теле. Эти проявления совершенно индивидуальны и составляют характер человека или уникальную для каждого внутреннюю психическую реальность, которая полностью определяет модели поведения индивида в социуме. Эта внутренняя реальность за годы своего формирования находит естественное отражение в теле человека, а поскольку формируется она не в идеальных условиях, то в нашем теле появляются проблемные места (зажимы), а в целом формируется то, что Райх называл «телесным панцирем» или «броней характера», подразумевая скрывающиеся за всем этим механизмы психологических защит.

«Броня характера» каждого человека проявляет себя по своему, это видно через уникальные аспекты поведения человека — манера разговора, мимика, позы, жестикуляция, автоматических телесных реакциях и т.д. Однако, это же означает, что через эти внешние физические и поведенческие проявления всегда можно определить локализацию возможных проблем, а затем, воздействуя на эти проблемные области тела особым образом попытаться решить и психологические проблемы человека, которые и привели к конкретному зажиму.

Обычно, для того чтобы решить психологическую проблему пациента психологи используют особые техники общения, позволяющие вспомнить обстоятельства возникновения защитных моделей поведения или же осознать причины такого поведения. Через подобное осознание и достигается терапевтический эффект, однако подлинный прорыв может произойти лишь в случае катарсиса, то есть когда осознание приходит в условиях эмоционального аффекта, здесь Райх, вероятно сказал бы о мощном высвобождении застоявшейся оргонной энергии. Подобная терапия в любой психологической парадигме занимает немало времени и требует от психолога и клиента немалого упорства.

Вильгельм Райх же подходил к проблеме совершенно с другой стороны, со стороны тела. Используя специальные физические упражнения, дыхательные упражнения, массаж, работу со звуками для высвобождения эмоций Райх во многих случаях успешно добивался снятия телесных зажимов, а вместе с ними, и это было потрясающе, уходили и психологические проблемы. Свой подход он назвал вегетотерапией и разумеется она радикально отличалась от психоанализа, хотя была возможно более эффективной и быстрой.

Метод Райха подразумевал последовательное выполнение программы действий в основе которой лежала теория оргонной энергии. В общем и целом эта программа подразумевала работу с самыми различными частями тела и состояла из определения наиболее проблемных участков (диагностка) и последующего воздействия на них посредством особых упражнений. Согласно Райху зажимы в определенных областях тела более или менее соответствовали совершенно определенным психологическим проблемам.

Так например, зажимы в области глаз возникали от блокирования чувств агрессии и страха. Симптомы проблемы следующие — неподвижные мышцы лица, лба, «отсутствующее выражения глаз» (диагностика). Решение — различные специальные упражнения предусматривающие движения глазного яблока.

За проявления гнева, печали отвечала область рта. Решение проблемы — симуляция плача, крика.

За грусть и бурную радость отвечала область грудной клетки. Решением были различные дыхательные упражнения, а также особые движения руками.

Также свои функции были у области диафрагмы, таза, живота, ног.

Вегетотерапия использовалась Вильгельмом Райхом в психотерапии много лет и он добивался весьма впечатляющих результатов. В настоящее время вегетотерапия превратилась в направление, которое более известно как телесно — ориентированная терапия, которая имеет массу последователей. Тренинги и семинары по системе Райха активно проводятся по всему миру и этот метод считается одним из весьма эффективных.

Справедливости ради надо упомянуть тот факт, что результативность терапии самого Райха частенько довольно сильно превосходила результаты большинства его учеников. Конечно это лишний раз может свидетельствовать о том, что психология все же в значительной степени искусство и ее результат зависит от личности психолога быть может куда сильнее, чем хотелось бы многим.

Что же такое оргонная энергия?

Сам Райх утверждал, что оргон это универсальная жизненная энергия, которая при этом отлична от электромагнитной, но которая, тем не менее, реально существует и подлежит обнаружению специальными приборами, а значит ее возможно исследовать. Также ученый утверждал, что ему в ходе многолетних исследований удалось не только реально обнаружить и измерить оргон, но и создать прибор — генератор этой энергии. Именно эти приборы изготавливались в институте Райха и использовались в терапии психологических проблем его пациентов, многие из которых разумеется утверждали, что успешно решили свои проблемы. Тем не менее, на счет оргонной энергии, возможности ее обнаружения и использования есть и другие, куда более скептические мнения.

И конечно многие ученые считают Райха шарлатаном, по крайней мере в той части, которая касается его приборов — генераторов.

Но неверно огульно обвинять Райха в антинаучной деятельности. Его идея связи психологических проблем и проблемных телесных проявлений является абсолютно здравой и научно обоснованной, а техника разработанная им же на ее основе помогла и продолжает успешно помогать людям прекрасно работая в качестве альтернативы или дополнения к традиционным методам психотерапии.

Что же касается оргонной энергии, то здесь многие психологи, использующие метод Райха пришли к компромиссу, используя древние восточные термины, сравнивая оргонную энергию с Ки (в японской традиции), Ци (китай) или прана (Индия).

Таким элегантным способом на сегодняшний день последователи Райха соединили Восток и Запад, а также решили проблему попыток физического обнаружения оргона, ведь надо признаться, что идея поймать энергию ЦИ приходит на ум совсем немногим.

Комментировать через Facebook

Comment