Перейти к содержимому

Психология Вильгельма Райха. Телесно ориентированная терапия.

Нет сомнений, что прошедший и бурный 20 век, помимо прочего, с полным основанием можно назвать и веком психологии, в 20 веке психология родилась, прошла становление в качестве научной дисциплины, а к его окончанию прочно закрепилась в массовом сознании большинства стран, еще и как средство помощи людям. Помимо психологии, как науки о сознании, в 20 веке появилось множество методов психологической помощи для людей, которые в этом испытывали нужду, то есть появилась психотерапия.

Наиболее известные авторы этих методов всем известны, они же стояли у истоков и целых направлений в психотерапии, а также были источниками оригинальных научных теорий о природе человеческого сознания.

Это такие люди как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Фриц Перлз, Роберто Ассаджиоли и многие другие. Среди этой плеяды выдающихся ученых Вильгельм Райх стоит несколько особняком и возможно, причина этого кроется в том, что именно он впервые в полной мере выразил и использовал идею о непосредственной связи человеческого тела, его потребностей, импульсов и текущего физического состояния с тем, что являлось осознаваемым, но неуловимым, очевидно существующим и в то же время неизмеримым и вечно ускользающим от исследователей — человеческим сознанием. Тем, что до того момента, когда к нему прикоснулся гений Фрейда, оставалось прерогативой лишь мистики и философии.

Вильгельм Райх не ограничился, открытием непосредственной связи состояния тела (панцирь характера) и психического мира личности. Он создал из этой связи целую систему терапии, которая впоследствии и была названа телесно — ориентированной.

Начнем с биографии этого удивительного человека.

Биография Вильгельма Райха (1897 — 1957)

Вильгельм Райх родился в Австро — Венгрии, на территории сегодняшней западной Украины в семье управляющего небольшим поместьем, где и прошло все его детство. Отец Райха, хоть и был еврейского происхождения, считал себя немцем, в доме царили немецкий язык, и немецкий же порядок. Мать Райха отец обожал, она была красавицей, именно с этим и связана огромная трагедия самого Райха и его семьи.

Однажды, узнав об измене матери с учителем, Райх легкомысленно поведал о случившемся отцу, а мать, не выдержав открывшегося позора покончила  собой. В тот момент Райху было четырнадцать, а три года спустя умер и его отец. И хотя умер он от тубуркулеза, заболел он вскоре после трагедии, что не могло не навести мальчика на определенные выводы. Сегодня можно только гадать, какой мрачный след все эти события оставили в душе юного Райха. Есть многочисленные свидетельства того, что он не раз за свою жизнь пытался пройти психоанализ по следам той трагедии, но видимо травма была так глубока, что успех так никогда и не был достигнут.

После смерти родителей Райх продолжил отцовское дело и взял на себя бремя управления поместьем, однако начавшаяся мировая война внесла свои коррективы, Вильгельму пришлось покинуть дом ради службы в армии. В 1918 году, закончив войну в звании лейтенанта, Райх поступает в Венский университет на факультет медицины, где год спустя попадает на лекцию по психоанализу что и определяет его дальнейшую жизнь. Вскоре он присоединяется к венскому психоаналитическому сообществу и начинает заниматься психологией. Упорный юноша довольно скоро становится популярным психоаналитиком, а в 1922 году начинает ассистировать самому Зигмунду Фрейду и становится одним из его учеников и помощников.

Вильгельм Райх в период его учебы в Венском университете

Однако довольно скоро, между ними появляются разногласия. Неизвестно что стало тому причиной, говорят, что Фрейд как то отказал Райху в психоанализе и тот, обладая строптивым характером сам пошел на конфликт, но все это лишь версия и, возможно, причиной разрыва стали собственные взгляды Райха на психологию, отличающиеся от взглядов учителя. Известно, что именно по такой причине произошел разрыв Фрейда и с Карлом Юнгом, также известно, что мастер никогда не терпел инакомыслия. Так или иначе Райх, принимая основные идеи психоанализа, как и некоторые другие ученики Фрейда, видел в нем некую незавершенность. Что будет, если подавляемое либидо вдруг станет свободным? Что произойдет с таким человеком, как сложатся его отношения с обществом, когда само общество вовсе не готово к таким «освобожденным» индивидам? У Фрейда не было ответов на такие вопросы, да он их и не ставил, едва ли считая такое возможным. И уж конечно подобный оптимизм он считал ересью. Что касается Райха, то его настрой был весьма оптимистичен, а взгляды прогрессивными. Идея лежала на поверхности — если у человека есть невротические состояния и возникают они, по большей части, от подавленных сексуальных желаний, то устранив причину можно постепенно прийти и к решению проблемы и самого невроза. Райх был убежден, что большинство невротических состояний было обусловлено даже не столько подавленными желаниями, сколько хроническим отсутствием естественного для человека сексуального удовлетворения. В этом он увидел возможный выход и на этом же построил свою теорию.

Введя понятие энергетического баланса, он предположил, что его регуляторная функция возложена на оргазм. Во время пикового сексуального переживания высвобождалась застойная энергия, которая до этого копилась в виде телесного напряжения (зажима), и, если оргазм был действительно качественным (что в случае невротического пациента случалось весьма редко), то энергетический баланс приходил в норму и при регулярном и хорошем сексе это означало психологическое здоровье. Однако, при проблемах с оргазмом энергия высвобождалась не полностью и проблемы в теле сохранялись в виде излишнего напряжения. Стоит ли говорить, что в большинстве случаев у сексуально закрепощенных людей того времени так и случалось.

Была и еще одна трудность. Само понимание и осознание психологической проблемы в таком контексте упиралось в общественные устои, которые в те времена в вопросах секса были весьма консервативными. И многие клиенты Райха испытывали существенные трудности, только лишь по этой причине.

И Райх пытается решить эту проблему с неимоверным размахом.

Он развивает мощную политическую активность в Германии, ратуя за такие естественные для нашего времени вещи как сексуальное образование, упрощение процедуры разводов, решение проблемы абортов (их разрешение), широкое распространение противозачаточных средств. Помимо прочего Райх высказывает и такие, крамольные даже и в наше время вещи, как обязательный психоанализ для людей совершивших преступления на почве секса, сексуальную свободу для детей и подростков, имея ввиду проявления естественной детской сексуальности, которая появляется у всех детей в возрасте от 3 до 6 лет и, как правило, жестко пресекается родителями, а также проявления полового инстинкта у подростков (мастурбация). Несмотря на радикальные для своего времени мысли, Райх находит немало последователей для своих идей и активно ведет их пропаганду, чему немало благоприятствует его членство в компартии Германии. В момент пика популярности его организация насчитывает до 50 тысяч сторонников.

Примерно в это же время (начало 30 годов), Райх, одним из первых на эту тему, пишет книгу «Психология масс и фашизм», где выявляет психологические истоки фашисткой идеи, делая особый акцент на роли церкви и тоталитарных проявлений в семье.

Естественно, эта книга не находит одобрения среди нацистов, активно пробивающихся к власти в Германии. К несчастью, также и среди коммунистов и даже среди психоаналитиков, зреет неприятие идей Райха, которые совершенно явно критически опережают свое время. Почти одновременно его изгоняют из коммунистической партии и из психоаналитической ассоциации.

Райх уезжает в Данию, потом в Норвегию. Однако, трудности и неприятие его работ поджидают его и там, и в 1939 он эмигрирует в США, где находит понимание и признание как психоаналитика, а его идеи вызывают неподдельный интерес.

В 1947 году он открывает институт Orgonon, в названии фигурирует введенное им новое понятие так называемой оргонной универсальной энергии, которая по мнению ученого, является единственным видом универсальной психической энергии индивида. Надо сказать, что как раз в то время идея универсальной психической энергии, частью которой являлось и либидо, буквально носилась в воздухе и была в той или иной форме подхвачена многими учеными в области психологии.

Однако Райх в своих изысканиях вовсе не собирался оставаться в рамках теории или идеи, на тот момент он уже много лет вел большую работы по физическому обнаружению оргонной энергии и даже организовал производство прибора, являющегося, по его же утверждению, ее источником. Очень скоро этот прибор стал использоваться в качестве терапевтического средства при оказании психологической помощи, как альтернатива психоанализу.

Один из первых экспериментальных генераторов оргонной энергии

Вполне ожидаемо такие исследования и выводы не могли остаться без скептического внимания ученого мира, и в конце сороковых годов была организована длительная компания по дискредитации, как института Оргонон, так и всей деятельности Райха. В 1954 году Министерство питания и лекарств (FDA) подало на Райха в суд с требованием запретить производство аккумуляторов Оргонной энергии на основании того, что такой энергии не существует, идеи Райха антинаучны, а сам аппарат, если и не наносит вред, то уж точно не приносит пользы.Помимо этого звучало требование запретить все книги Райха, а также и его деятельность. В итоге суд полностью удовлетворил иск FDA к Райху и его институту.

Вильгельм Райх, проигнорировав решение суда, втайне продолжил исследования своего аппарата, что в дальнейшем послужило поводом для его ареста и осуждения на 2 года тюрьмы. На тот момент состояние его здоровья было серьезно подорвано многолетними преследованиями и постоянными переживаниями за судьбу своего детища, несколько месяцев спустя он умирает в тюрьме от сердечного приступа.

Так заканчивается жизнь одного из самых дерзких и одиозных психологов 20 века.

Наследие Вильгельма Райха. Вегетотерапия (телесно ориентированная терапия)

После смерти ученого на его работы и исследования был наложен запрет, снятый лишь в 2007 году. Сегодня его учение имеет довольно большое число последователей среди ученых самых разных направлений.

Как и у любого ученого — психолога целью Райха было, не столько доказательство правоты своей теории и открытие оргонной энергии, сколько создание реально работающей системы, как терапии негативных психологических состояний.

И если большинство других психологов строили эту терапию на психологических техниках подразумевающих в основном процесс общения, пусть и построенный на совершенно различных принципах, то Вильгельм Райх изначально обращался к субстанции материальной — телу клиента.

Именно на идее неразрывной и естественной связи тела и  психики, посредством связующей их оргонной энергии была построена теория Райха и его метод терапии.

Вильгельм Райх в окружении последователей

Источник психологических проблем по Райху

Уже было упомянуто, что исток проблем Райх видел в блокировании нормальной и свободной циркуляции универсальной оргонной психической энергии.

Эта блокировка возникала еще на стадии раннего развития, вследствие нахождения ребенка в изначально неблагоприятной внешней среде. Вне всякого сомнения, такая среда возникает в жизни большинства людей и такое положение дел является скорее правилом, чем исключением. Психологам хорошо известно, что естественные проявления детской активности часто решительно пресекаются родителями, которым нужно, чтобы поведение ребенка больше соответствовало их собственным представлениям, а вовсе не было следствием выражения его естественных потребностей.

Дело касается вовсе не только упомянутого ранее блокирования ранних сексуальных проявлений. К примеру, все дети склонны проявлять гиперактивность, которая изрядно донимает даже весьма либеральных родителей, но и они они в какой то момент склонны принимать меры по ограничению естественных проявлений своего отпрыска. Что же говорить про семьи авторитарные, где жизнь маленького активного человека может легко и быстро превратиться в настоящий психологический ад.

Почти любые родители накладывают решительное табу и на такие естественные проявления ребенка, как гнев, агрессия, громкие крики, нередко, даже чрезмерно бурные и громкие проявления радости, также подлежат запрету. Стандартное родительское послание, которое в явном или неявном виде активно транслируется отпрыску известно всем — будь спокойным, приветливым, не гневайся, не злись, не кричи, не дерись и т.д. Таким образом блокируется значительная часть естественных порывов, которая по той или иной причине не устраивает родителей. Но любое живое существо предрасположено к выживанию и дети прекрасно адаптируются к условиям своего роста. Для этого у ребенка вырабатываются адекватные ситуации модели поведения, призванные получить свое, пусть и в неблагоприятных условиях. Беда заключается в том, что такие модели поведения всегда основаны на включении особых механизмов психологических защит, работа которых основана во-первых, на устранении травмирующей информации или ее искажении (в подсознании копится напряжение, приводящее к неврозам), во-вторых, согласно Райху, подавление естественных порывов параллельно приводит к застою жизненной энергии, что в свою очередь, оставляет след в виде зажимов и проблемных зон в человеческом теле.

В целом по Райху причина была всего одна: вытесненные в подсознание подавленные стремления и порывы, были той самой застойной энергией, которая оставляла след на телесном уровне в виде того, что Райх назвал «телесным панцирем», или защитой.

Каждый человек растет в совершенно уникальных условиях и за эти долгие годы роста у каждого складываются свои собственные защитные (адаптивные) модели поведения, которые находят отражение в теле. Эти проявления совершенно индивидуальны и составляют характер человека или уникальную для каждого внутреннюю психическую реальность, которая полностью определяет модели поведения индивида в социуме. Эта внутренняя реальность за годы своего формирования находит отражение в теле человека, а поскольку формируется она не в идеальных условиях, то в нашем теле появляются проблемные места (зажимы), а в целом формируется то, что Райх называл «телесным панцирем» или «броней характера», подразумевая скрывающиеся за всем этим механизмы психологических защит.

«Броня характера» каждого человека проявляет себя по своему, это видно через уникальные аспекты поведения человека — манеру разговора, мимику, позы, жестикуляцию, автоматические телесные реакции и т.д. С другой стороны, естественно напрашивается вывод, что через внешние физические и поведенческие проявления человека можно определить локализацию его возможных проблем, а затем, воздействуя на эти проблемные области тела, попытаться смягчить и психологические проблемы, которые привели к данному конкретному зажиму.

Обычно для того чтобы решить психологическую проблему пациента, психологи используют особые техники общения, позволяющие вспомнить обстоятельства возникновения защитных моделей поведения, осознать причины этого поведения. Через осознание достигается терапевтический эффект, но подлинный прорыв может произойти лишь в случае катарсиса, когда осознание происходит в условиях эмоционального аффекта, здесь Райх, вероятно сказал бы, о мощном высвобождении застоявшейся оргонной энергии. Подобная терапия в любой психологической парадигме занимает немало времени и требует от психолога и клиента немалого упорства. Вильгельм Райх же подходил к проблеме совершенно с другой стороны, со стороны тела. Используя специальные физические упражнения, дыхательные упражнения, массаж, работу со звуками для высвобождения эмоций Райх, во многих случаях успешно, добивался снятия телесных зажимов, а вместе с ними, затрагивались и сопутствующие психологические проблемы. Свой подход он назвал вегетотерапией.

Метод Райха подразумевал последовательное выполнение программы действий в основе которой лежала теория оргонной энергии. В целом эта программа подразумевала работу с самыми различными частями тела и состояла из определения наиболее проблемных участков (диагностка) и последующего воздействия на них посредством особых упражнений. Согласно Райху, зажимы в определенных областях тела более или менее соответствовали определенным психологическим проблемам.

Например, зажимы в области глаз возникали от блокирования чувств агрессии и страха. Симптомы проблемы — неподвижные мышцы лица, лба, «отсутствующее выражения глаз» (диагностика). Решение — упражнения предусматривающие разнообразные движения глазного яблока.

За проявления гнева, печали отвечала область рта. Решение проблемы — симуляция плача, крика.

За грусть и бурную радость отвечала область грудной клетки. Решением были дыхательные упражнения и особые движения руками.

Свои функции были у области диафрагмы, таза, живота, ног.

Вегетотерапия использовалась Вильгельмом Райхом в психотерапии много лет, и он добивался весьма впечатляющих результатов. В настоящее время вегетотерапия превратилась в направление, которое более известно как телесно — ориентированная терапия, и оно имеет массу последователей. Тренинги и семинары по системе Райха активно проводятся по всему миру, его последователи считают свой метод одним из самых эффективных.

*Справедливости ради надо упомянуть тот факт, что результативность терапии при участии самого Райха частенько довольно сильно превосходила результаты большинства его учеников. Это лишний раз может свидетельствовать о том, что результат зависит от личности психолога, быть может куда сильнее, чем хотелось бы многим.

Что же такое оргонная энергия?

Райх утверждал, что оргон это универсальная жизненная энергия, которая отлична от электромагнитной, но, тем не менее, реально существует и может быть обраружена специальными приборами, а значит, ее возможно исследовать. Ученый утверждал, что ему в ходе многолетних исследований ему удалось не только реально обнаружить и измерить оргон, но и создать прибор — генератор этой энергии. Именно эти приборы изготавливались в институте Райха и использовались в терапии психологических проблем его пациентов, многие из которых разумеется утверждали, что успешно решили свои проблемы. Тем не менее насчет оргонной энергии, возможности ее обнаружения и использования есть и другие, куда более скептические мнения. И конечно многие ученые считают Райха шарлатаном, по крайней мере в той части, которая касается его приборов — генераторов оргона.

Но неверно огульно обвинять Райха в антинаучной деятельности. Его идея связи психологических проблем и проблемных телесных проявлений является абсолютно здравой и научно обоснованной, а техники, разработанные им же на ее основе, помогли и продолжают успешно помогать людям, прекрасно работая в качестве альтернативы или дополнения к традиционным методам психотерапии.

Что же касается оргонной энергии, то психологи, использующие метод Райха, пришли к внутреннему компромиссу сравнивая оргонную энергию с Ки (в японской традиции), Ци (китай) или праной (Индия). Разумеется, такая теминология весьма далека, как от науки, так и от воззрений самого Райха. Но, как бы там ни было, таким элегантным способом адепты телесного метода соединили Восток и Запад, а также, решили проблему попыток физического обнаружения оргона, ведь идея поймать энергию ЦИ приходит на ум совсем немногим.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика