Дипломная работа по практической психологии

Это дипломная работа (Сергей — руководитель проекта психология108.рф) от 2008 года.

Читая это сегодня, мне самому некоторые вещи кажутся смешными. Но не обессудьте, те, кому вдруг придет в голову это прочесть, я старался и от начала до последней строчки написал все это сам (хотя многое сегодня мне здесь кажется спорным). 

ВВЕДЕНИЕ

 Основная цель данной работы заключается в попытке обоснования использования методов различных «эзотерических направлений», в частности, практик буддизма и дзен-буддизма, в психотерапии как дополнения к « классическим» психотерапевтическим методикам, а также изложение собственных теоретических взглядов автора дипломной работы на природу психологических проблем и вытекающие из этих представлений методов работы с клиентом. В работе представлены примеры использования этих методов в практической работе с людьми и приведен анализ их результатов.

Работа состоит из двух частей:

– теоретической части, где представлены рассуждения автора диплома по вопросам экзистенциальных проблем человеческой жизни, а также проблем существующих психотерапевтических методов, объясняется, почему, по мнению автора, необходимо использовать дополнительные методики, приводятся примеры использования подобных методик на примере существующих психотерапевтических методов. Автором вводится понятие «ментальной модели» как основной матрицы, посредством которой осуществляется взаимодействие человеческого существа с окружающим миром, а также дается ряд базовых определений, на основании которых и выводится понятие «ментальной модели» вообще как системы и основной (базовой) ментальной модели человека ИММ (индивидуальной модели мира).

— практической части, где на примере психотерапевтической работы с конкретными клиентами представлены примеры и результаты использования «эзотерических» и «обычных» методов, а также проводится анализ использования этих методов.

В заключительной части сделаны выводы о целесообразности использования тех или иных терапевтических методик в контексте результатов практической работы и в зависимости от типа собственной проблематики клиента.

Определения и цитаты в дипломной работе выделены курсивом, либо подчеркнуты.

разум без границ

ЧАСТЬ 1. ГЛАВА 1. МЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ.

Введение самого понятия ментальной модели невозможно без понимания самой необходимости ее возникновения и ее определяющей роли в жизни человеческого существа. Поэтому мы сделаем попытку рассмотреть, возможно, с несколько «философских» позиции, то, как вообще возникает человеческий разум и что из себя представляет процесс его развития и возникновения, что само по себе представляет достаточно глобальный экзистенциальный и извечный вопрос человеческого бытия,

однако, не имея представлений об этом вопросе, хоть сколько-нибудь умозрительных и, возможно, наивных, мы не сможем двинутся дальше в своих рассуждениях ни на шаг.

Итак, что же все-таки может представлять из себя феномен разума человека?

Разум — это метод восприятия мира. Впервые возникший разум никак не идентифицирует себя, существует лишь восприятие, которое, в силу первоначального неразделения мира на Я и То, представляет из себя единый и нераздельный мир. Возможно, это можно назвать изначальным состояние бытия в Самости.

Многие «эзотерические» учения дают определение Самости как восприятия мира с точки зрения единства всего существующего, восприятие мира целостным и нераздельным. В психологии также некоторыми авторами вводится понятие Самости.

Так по определению Карла Юнга-

Самость — архетип целостности, наиполнейшего человеческого потенциала и единства личности, регулирующий центр человеческой психики.

С точки зрения Юнга, Самость включает в себя понятие Эго, самость и эго нераздельны и взаимодополняют друг друга.

Можно дать следующее определение Самости, как формы сознания.

Сознание как Самость — это ТО, что воспринимает мир как целое одно, но при этом не осознается ни как свое собственное существование, ни как существование вообще.

Безусловно, любое определение Самости не может не быть чисто умозрительным и с точки зрения науки может быть принято не более как рабочая гипотеза. Однако эта гипотеза может стать отправной точкой для наших рассуждений о природе сознания.

Итак, до возникновения разделения мы можем предположить, что сознание едино.

Ясно, что в какой то момент сознание начинает осознавать самое себя и возникает разделение, возможно до того, как появляется «Я», возникает «ТО» И «ЭТО».

Мы не можем знать, почему происходит разделение. Ясно, что оно все таки происходит, по-видимому, это первоначальное разделение сознания и порождает в итоге самоидентификацию. Разделение постепенно порождает возникновение взаимозависимых элементов восприятия, которые организуются в различную по сложности, а потом и по значимости иерархию этих элементов, которые образуют систему восприятия.

Введем определение системы в контексте восприятия.

Система – относительно стабильная иерархия взаимозависимых элементов, воспринимаемых как составляющие единое целое.

Вводя понятие относительной стабильности, мы тем самым подчеркиваем такую

важную часть любой системы восприятия, как способность, разумеется, в той или иной степени, к изменениям.

Комментировать через Facebook

Comment