Перейти к содержимому

Дипломная работа по практической психологии

будда

ГЛАВА 14. МЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ, ПСИХОЛОГИЯ И ВОСТОЧНЫЕ УЧЕНИЯ — ДАОСИЗМ И БУДДИЗМ.

В предыдущей главе было написано об эзотерических методах, применяемых в работе психолога. При этом необходимо сказать, что большинство авторов этих методик взяли за основу практики, применяемые в восточных учениях, таких как, например, буддизм, а также элементы философии даосизма. Прежде чем приступить к описанию этих методов необходимо хотя бы вкратце упомянуть об их истоках.

ДАОСИЗМ.

Даосизм возник на территории древнего Китая, и точного времени возникновения этой филосовско-религиозной системы не знает никто. Существует две книги, считающихся основными трактатами по даосизму. Это И-цзин (или книга перемен) и Дао-де-цзин (5 век до н.э.).

Автора Дао-де-цзин Лао-цзы считают иногда основателем даосизма, однако, некоторые исторические факты свидетельствуют о том, что даосизм был распространен на территории Китая задолго до написания этой книги. Так, первые упоминания о И-цзин-книге перемен относятся к середине 2 тысячелетия до нашей эры.

Это учение весьма плодотворно используется в наше время, все китайские боевые искусства построены на философии даосизма, в особенности, такие величайшие сисемы, как Тайзи-Цюань и Ци-гун, многие знают и о таких вещах, как искусство Фэн-шуй и различных системах гаданий на книге перемен. Одной из основ даосизма можно назвать концепцию Тай-цзи, которую мы можем постараться описать с точки зрения представлений о ментальных матрицах «Я» и «ТО».

Древнекитайское описание концепции достаточно наглядно иллюстрирует возникновение и дальнейший процесс разделения мира.

Согласно И-ЦЗИН, есть ТАЙ-ЦЗИ — великий предел, порождающий две формы, или ЛЯН. Эти две формы порождают четыре символа, или СЫ СЯН, а они, в свою очередь, создают восемь триграмм или БА-ГУА.

Однако возникает вопрос об изначальном источнике самого ТАЙ-ЦЗИ, и китайские тексты дают ответ на этот вопрос, называя изначальное или источник – У-ЦЗИ. Это означает то, что было до появления проявленной вселенной.

Основой всего в этой концепции выступают перемены. Когда нет перемен, из У-ЦЗИ ничего не проистекает, и нет ничего проявленного. Когда начинаются перемены, или возникает хотя бы их возможность, то возникает ТАЙ-ЦЗИ, или великий предел.

Здесь можно связать концепцию тай-цзи с феноменом времени, который является, по сути, иллюзией разума. Получается, что У-ЦЗИ описывает изначально единственное реальное состояние без времени или вечное настоящее, в котором перемены отсутствуют в силу его изначальной природы.

Ведь если нет времени, то нет и перемен. И одновременно перемены существуют, как существует и все сущее, но лишь в силу наличия оценочного восприятия разума, разделяющего мир на то и это, вследствие самой своей природы. Таким образом, разум порождает перадоксы, не имеющие решения в рамках собственной природы разума.

Так можно представить разбитую чашку, которая, существуя в рамках вечного настоящего на самом деле никогда не была целой. Это У-ЦЗИ. Когда возникает

изначальный разум, возникает и разделение. Возникает время, и появляется возможность для возникновения перемен. Так появляется ТАЙ-ЦЗИ, или бесконечное перетекание противоположностей одной в другую. ИНЬ и ЯН представляют две противоположности. ЯН-изменения, ИНЬ-отсутствие перемен.

Таким образом можно сказать, что разум порождает перемены, изначально разделяя мир на Я и ТО. Так разум впервые осознает себя и свое существование. Возможно, в определенном смысле здесь можно сказать, что так разум одухотворяет материю, делая ее живой и подверженной изменениям. Понятие существования порождает понятие НЕ-существования.

Таким образом, возникает выбор в пользу существования, а, следовательно, концепция объясняющая мироздание. Или ИММ. ИММ изначально в силу своей природы отрицает единство, потому что единство, в свою очередь, в силу своей природы, означает отсутствие понятий как существования, так и не существования. А следовательно является угрозой для самого принципа существования ИММ.

С другой стороны, ментальная модель — единственное, что делает возможным существование и нормальное функционирование в социуме. Именно поэтому все человеческое существование основывается на функционированни ИММ и других ментальных моделей.

Буддизм и Дзен Буддизм.

Буддизм возник в 6 веке до н.э., на территории Индии. Основатель буддизма — Будда Шакьямуни, практикуя изначально индуисткие аскетические практики, достиг освобождения, или иначе пробуждения (бодхи), после чего ему открылся «срединный путь», который мог привести человека к освобождению от страданий.

В основе буддизма лежит учение о Четырех Благородных Истинах — о страдании, о происхождении и причинах страдания, о прекращении страдания и о путях, ведущих к прекращению страдания, и о реинкарнации-перерождении. Формально буддизм разделяется на три пути (колесницы)-Махаяна (большая колесница), Хинаяна (малая колесница) и Ваджраяна (алмазная колесница-тибетский буддизм).

Махаяна исповедует путь Бодхисаттвы, или человека, поклявшегося не входить в Нирвану, пока не будут освобождены все живые существа, таким образом, учение Махаяны говорит о невозможности полного личного освобождения, без освобождения всех живых существ.

Учение Хинаяны, напротив, утверждает, что индивидуальное освобождение возможно (путь Архата). Ваджраяна представляет из себя особую разновидность Махаяны, или Тантрический буддизм, который нам известен под названием «Тибетского буддизма». Особое направление буддизма — японский Дзен-буддизм, который зародился в Китае под названием Чань и вобрал в себя черты собственно индийского направления буддизма-дхьяна и китайского даосского учения. В дзен буддизме применяются особые методы и практики, такие как практика сидячей медитации и уникальная, не имеющая аналогов, практика Коанов, или парадоксальных вопросов.

В основе методов как любого направления буддизма, так и даосизма лежат различные практики медитаций.

Это произнесение мантр, практика медитации в движении, это классическая сидячая медитация и множество ее разновидностей, йога, массаж, различные телесно оринтированные практики и многое другое. Целью всех этих практик является достижение особого состояния — самадхи, о котором говорят, что оно не может быть описано словами, и последующее достижение просветления, или сатори.

В середине 20 века произошло активное проникновение вышеописанных учений на запад, где они использовались как в своем классическом, первоначальном виде, так и в переработанном, адаптированном для западного менталитета. Именно по причинам распространения этих учений на западе, некоторые элементы этих практик стали использоваться в психологических школах, о которых мы уже говорили. Авторы этих новых методик самостоятельно практиковали буддизм и приходили к выводу о возможностях использования этих практик в психотерапии. Появлялись и собственные разработки, собственные методики, такие как методы Гештальт-терапии Перлза, психосинтез Ассаджиоли и другие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Яндекс.Метрика