Перейти к содержимому

Дипломная работа по практической психологии

психотерапия?

ГЛАВА 15. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Здесь, наконец, мы можем перейти к методам, непосредственно используемым автором этой работы в психологическом консультировании и попытаемся их обосновать с точки зрения представления о ментальных моделях человека.

  1. Начало работы с клиентом.

На начальном этапе работы с клиентом, нам необходимо прояснить запрос, причину по которой человек решил обратиться за помощью. Надо сказать, что заявленная клиентом первоначальная причина прихода, на первом сеансе, с большой степенью вероятности, может оказаться достаточно поверхностной и представлять из себя собственно ментальную конструкцию, которую клиент создал в ответ на ситуацию дискомфорта возникшую в жизни клиента, которую он попытался объяснить с позиций собственной ментальной модели.

Это интерпретационная матрица, которая создается, исходя из конфигурации ИММ , которая и привела к невротическому состоянию, собственно по этой самой причине, причинно-следственные связи, возникающие в этой матрице не могут изначально привести человека к ответу на свои вопросы.

Задача психолога на данном этапе — не пытаться разбить эту матрицу с помощью каких-либо аргументов, а путем различных вопросов подвести клиента к самостоятельному осознанию круга возможных причин его проблем. На этапе прояснения проблемы особенно важно удержаться от каких-либо интерпретаций, как направленных в адрес клиента, так и адресованных психологом самому себе.

Необходимо выявить эмоционально значимую систему матриц, вступивших в конфликт, таких групп может быть несколько, наша задача выяснить, какая из них наиболее близко стоит к собственно заявленной проблеме. Это можно выяснить только путем использования самых разных вопросов, в том числе и не относящихся прямо к проблеме. Признаком выявления значимых матриц может быть эмоциональный отклик клиента на вопрос. Мы задаем вопросы, которые требуют не односложных, а достаточно развернутых ответов.

Темы для вопросов достаточно очевидны: это профессиональная деятельность, личные отношения, область детства, возможные травматические ситуации, которые могли иметь место в жизни, область интересов человека ( как он видит себя в смысле собственной реализации). Нужно осторожно выяснить его отношения к различным эзотерическим учениям, начать можно с вопросов о религиозной принадлежности и развить эту тему в случае получения отклика.

Итак, наша задача на первом этапе работы — выяснить, что собственно с человеком происходит, а говоря иначе, найти группы значимых матриц, в том числе и тех, которые могли спровоцировать конфликтную ситуацию. Здесь мы можем дать себе первую интерпретацию, исключительно с целью выяснить, в какую область мы будем задавать дальнейшие вопросы. Этот этап заканчивается, разумеется, достаточно условно, на моменте выявления одной или нескольких групп значимых ментальных матриц, с которыми мы будем работать на втором этапе процесса.

Это может быть группа как наиболее близко подходящая к заявленной проблеме клиента, так и та, на которую в процессе расспросов пришелся самый сильный эмоциональный отклик. Не следует забывать о том, что в системе ИММ так или иначе взаимосвязано все, поэтому любые, изначально кажущиеся незначительными детали, могут в итоге оказаться весьма сильно влияющими на ситуацию. Необходимо также выяснить в каком направлении мы будем вести дальнейшую терапию, а для этого необходимо четко прояснить себе, что послужит для человека реальным стимулом в работе над собой.

Методы, которые мы используем на первом этапе – это беседа, которая при правильном подходе психолога сама по себе может иметь огромное терапевтическое значение, приятие к клиенту и его проблемам, очень важно, чтобы приятие было искренним а не просто методом работы, иначе, сама беседа может превратиться в чистую формальность, эмоциональная отзывчивость психолога, здесь речь идет не о сочувствии, а скорее о сопереживании клиенту в его состоянии, эмоциональном участии, без которого невозможно настоящее внимание в разговоре.

В круге методов, используемых на первоначальном этапе, могут быть и различные техники психодиагностики, такие как проективные тесты, опросники, эти методы необходимы скорее не в смысле составления интерпретационного промежуточного диагноза, а как сопутствующая терапия, а также вовлечение клиента в процесс работы, пробуждение в нем интереса к процессу. Так, рисунки «семья», «несуществующее животное», «ситуация» несут в себе помимо информации о возможных проблемах замечательный терапевтический эффект (арт-терапия).

Здесь же и с этой же целью можно использовать некоторые элементы символ-драмы, телесной терапии и даже дать домашнее задание с элементами эзотерических практик, без представления их таковыми, например, практики дыхания , замедленного движения, практики отслеживания настоящего момента.

Можно дать задание клиенту посмотреть фильм, который по мнению психолога откликается на текущую ситуацию или порекомендовать прочитать книгу и обсудить это на следующей консультации (кинотерапия, книготерапия).

2. Проведение терапевтической работы.

На этом важнейшем этапе, могут быть использованы все техники, которые по мнению психолога могут способствовать разрешению конфликта. К этому времени клиент должен уже в достаточной мере сам осознавать круг своих проблем, что является важнейшей предпосылкой его усилий в дальнейшей работе (задача 1 этапа), а также четко представлять себе то, чего он хочет достичь в процессе психотерапии, стимул должен быть сильнее, чем та боль и дискомфорт, через которые, возможно, придется пройти. Здесь следует заметить, что стимул или система стимулов, должны быть сформулированы на 1 этапе самим клиентом и осознаны им как реально очень важные.

Их можно предельно конкретизировать, составив, например, их список, но лучше всего, если они будут просто эмоционально осознаны клиентом как некие изменения, которые должны с ним произойти. Второй этап является достаточно условным, в том смысле, что конфликтные матрицы могут иметь множество связей с другими матрицами и то, что казалось изначально сутью конфликта, может перейти на совершенно другой уровень в любой момент терапии, поэтому второй этап может время от времени перетекать в первый и наоборот.

Сейчас мы подошли к тому, чтобы перечислить техники работы с клиентом и дать их описание. Здесь необходимо упомянуть о том, что ни одна техника не содержит никакого готового рецепта и в целом не должна интерпретироваться психологом, как сама техника, так и результат, во всяком случае, любая интерпретация должна подразумевать под собой, неоднозначность этой самой интерпретации. Имеется ввиду то, что мы никогда не можем точно знать, как работает тот или иной метод в смысле его воздействия на ИММ клиента.

Итак, методы.

1.Беседа-основной метод работы, который мы используем. Несмотря на кажущуюся однозначность, этот метод может принимать самые разные формы в зависимости от того, как он используется. Здесь никогда нельзя знать, к чему приведет тот или иной вопрос, поэтому не следует опасаться задавать вопросы, казалось бы не связанные с запросом клиента, мы совершенно убеждены в том, что вопросов «не в тему» не бывает. В самом неожиданном месте мы можем «натолкнуться» на эмоционально значимое место.

  1. Приятие ( автор Липец Н.В.).

Этот метод должен в первую очередь использоваться самим психологом.

Это означает безусловное приятие клиента и его проблемы такими, какими они есть.

Можно было бы сказать, что без приятия, невозможна полноценная работа с клиентом.

Описание метода можно вкратце дать следующим образом. Перед сном мы вспоминаем ситуации произошедшие в течение дня, людей, которые встретились нам и повторяем фразу «я принимаю тебя таким какой (какая) ты есть, принимаю эту ситуацию, принимаю себя в этой ситуации». В идеале, приятие должно порождать чувство безусловной любви.

Конечно же, следует сказать, что данный метод не следует использовать в случае неготовности клиента к такой практике. Пред использованием этого метода психолог должен понимать, что клиент хотя бы начинает осознавать себя как автора событий, происходящих в его жизни.

Приятие — это метод, который можно практиковать ежедневно, сам по себе он может дать потрясающий результат и решить многие проблемы клиента. Проблема заключается в том, о чем мы уже упомянули, далеко не каждый клиент готов его практиковать.

  1. Похожий метод, на наш взгляд весьма эффективный, это «гештальт-молитва» которая звучит буквально так:

«Я делаю свое дело, а ты делаешь свое, я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, а ты — не для того, чтобы соответствовать моим.

Ты есть ты, а я есть я. Если нам случится найти друг друга – это прекрасно, если нет – этому нельзя помочь.» (автор метода Перлз Фредерик)

Его безусловное преимущество, заключается в том, что его можно использовать на более ранних этапах и с менее подготовленным клиентом. Особенно он представляется эффективным в случаях семейной терапии. Вообще, этот метод можно использовать как подготовку к методу приятия.

  1. Замечательный метод, принадлежащий также к гештальт-терапии, это техника работы с противоположностями, или осознание во всем противоположных качеств.

Клиенту следует предложить описать ряд позитивных и негативных качеств, которые вызывают у него наиболее сильную эмоциональную реакцию, а затем предложить прочувствовать их в себе, то есть представить себя человеком, обладающим сначала пречисленными позитивными, а затем негативными качествами.

  1. Еще один метод гештальт-терапии — это техника работы со сновидениями и «горячий стул». Эти техники имеют один принцип, представление себя в роли различных персонажей и даже предметов, которые участвуют в какой-либо ситуации.

Нельзя не упомянуть также метод осознавания различных частей своего тела.

  1. Техника отслеживания событий.

Эта техника по сути своей медитация или может превратиться в таковую. Необходимо мысленно проговаривать все свои действия и все свои мысли и ощущения. Ключевым здесь является слово «сейчас»: Сейчас я делаю, чувствую, думаю и т.п. Эта техника, при всей ее видимой простоте, вызывает достаточно большие сложности у многих клиентов.

  1. Проективные техники.

Можно попросить клиента нарисовать его проблему, людей, с которыми эта проблема связана, или ситуацию. Техника «несуществующее животное», рисунок семьи, генограмма — все эти методы могут дать терапевтический эффект.

  1. Письма.

Этот метод означает, по сути, разговор с самим собой. Письма можно писать любому адресату, членам семьи, значимым людям, которые принимают или принимали участие в проблемной ситуации. В особо трудной ситуации, возможно, связанной с потерей близких людей, можно попросить написать письма этим людям. Человек может не только писать письма, но и сам отвечать на них от имени адресата.

  1. Автобиография.

Попросить клиента написать свою автобиографию.

Этот метод может помочь вспомнить различные забытые события и ощущения, связанные с этими событиями. Сам по себе этот метод неисчерпаем в своих возможностях, так как может помочь в осознании своей жизни, заново пережить различные значимые события и вообще, как бы посмотреть на себя со стороны. Кроме того, при последующем обсужденнии автобиографии, могут всплыть весьма значимые моменты в жизни клиента. Важно дать возможность клиенту работать с ней постоянно.

Автобиографию можно постоянно корректировать в течение терапевтического процесса, сравнивать варианты и это тоже может дать замечательный материал для работы. Как вариант, можно поросить клиента акцентировать внимание на узловых точках автобиографии (моменты принятия решений, жизненных поворотов), это может быть отличной темой для размышлений и анализа.

  1. Кинотерапия, книготерапия.

Психологу необходимо иметь готовый список книг и фильмов, которые можно рекомендовать клиенту. Обсуждая в дальнейшем посмотренное или прочитанное и обсуждая мнение клиента по этому поводу, мы можем выйти на определенные ценностные категории клиента, которые при обсуждении собственно жизненой ситуации могли и не прозвучать, по причине того, что касались непосредственно личности человека. Но когда мы обсуждаем материал, являющийся «безопасным» и вроде бы не имеющим отношения к проблеме клиента, мы всегда можем найти что-то неожиданно новое.

  1. Техника отслеживания дыхания.

Эта техника используется в классической дзен-буддисткой медитации.

Необходимо сесть прямо на стуле, глаза можно не закрывать, считать выдохи от одного до десяти и так далее. Этим методом можно воспользоваться как подготовкой к методикам, где мы используем различные визуализации – символ-драма, работа с субличностями, так и воспользоваться этим методом непосредственно как медитацией.

  1. Символ-драма.

Мы можем использовать традиционные методы, такие как луг, дом, гора и другие.

  1. Работа с субличностями (Ассаджиоли, Липец Н.В.)

Прежде чем начинать работу с методом, необходимо рассказать клиенту о теории субличностей. Созерцание субличности, восхождение на гору.

  1. Осознание.

Можно попросить клиента, представить себя своей проблемой, какой-либо эмоцией, например гневом, радостью, нетерпением, и поросить ощутить, то, что ощущает и хочет представляемое.

  1. Техника медленных движений.

Это также медитативная техника из дзен-буддизма. В качестве домашнего задания попросить клиента какое то время делать все в 2-3 раза медленнее, чем обычно. При этом, в дальнейшем, эту технику можно усложнить, например, добавив к ней технику отслеживания событий. Нужно попросить клиента быть предельно внимательным к ощущениям при выполнении данной техники.

  1. Повторение названий и имен.

Этот метод может работать как с визуализацией, так и с созерцанием.

Необходимо поставить перед собой любой предмет и созерцая его произносить вслух или про себя его название. Это также может быть человек или даже сам клиент.

Как вариант, можно делать это перед зеркалом, произнося при этом свое имя и глядя себе в глаза.

  1. Вопросы «кто я», «кто есть он (она)», «что может быть моим» (принадлежать мне), все это относится к дзенской практике парадоксальных вопросов (коанов).

В заключение этой главы стоит заметить, что применять многие из этих техник следует, реально оценивая состояние клиента, а также, исходя из того, на каком уровне находится его запрос. Очевидно, что психолог несет ответственность за клиента и он должен помнить об этом, в особенности, давая клиенту техники, так или иначе связанные с медитативной работой, предполагающей изменение обычного сознания.

3.Завершение работы с клиентом.

Этот этап, также достаточно условен, он целиком и полностью определяется желанием клиента прекратить процесс терапии.

В этой главе мы дали описание основных этапов в работе с клиентом, а также перечислили основные техники применяемые в процессе терапии. Многие из этих техник применяются в непосредственной работе с людьми, описание конкретных случаев будет дано ниже в практической части настоящей работы.

Вторая часть диплома состоит из подробного описания психологических сессий с реальными клиентами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Яндекс.Метрика