Перейти к содержимому

Дипломная работа по практической психологии

сон

ГЛАВА 9. БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИКИ.

В конце 19 века австрийский психиатр З. Фрейд впервые ввел понятие безсознательного в психологии. Фрейд утверждал, что мысли, чувства и поведение человека определяется, в основном, беcсознательными процессами. Вместилище безсознательного «ид» (оно), содержит базовую (жизненную) энергию-либидо, которая всецело управляет жизнью человеческого существа. По сути, «ид» — то, с чем люди рождаются, а именно, совокупность жизненных инстинктов, детерминированных наследственными факторами человеческого существа, в его животном проявлении, а именно, две основные составляющие жизненных инстинктов — инстинкт продолжения рода и инстинкт самосохранения, который представляет из себя врожденную агрессию и определяет агрессивность человека (по Фрейду, инстинкт смерти — Танатос).

С точки зрения нашего представления о ментальных матрицах, можно сказать следующее.

По нашему мнению существует несколько источников безсознательных процессов. Рассмотрим тот, который рассматривается как «основной» с точки зрения психоаналитической теории.

Безусловно, человеческое существо в определенном смысле несет в себе животное начало. Это изначальное условие всецело определяется условиями рождения в физическом теле, которое, уже в силу факта своего рождения и последующих возможных условий существования, несет в себе врожденные же механизмы, требующиеся для выживания в физическом мире, а также для продолжения рода.

Можно также сказать, что для животного, это, вероятно, является основным смыслом существования. Следует упомянуть о том, какими основными характеристиками должен обладать этот механизм, если рассматривать его в силу изначальной природной целесообразности.

Безусловно, любое живое существо должно нести этот механизм в себе уже при рождении, поскольку, рождаясь, существо вступает в мир непредсказуемый и полный опасностей, и здесь необходимо иметь полный спектр тех защитных механизмов, которые обеспечат в дальнейшем возможность существования тела, его базовые потребности, такие как питье, еда, безопасность и продолжение рода.

Безусловно, в силу все той же природной целесообразности, этот механизм должен быть в высшей степени автоматичен и обеспечить существу возможность автоматически (быстро) реагировать на неблагоприятные изменения окружающей среды. С нашей точки зрения, несомненным представляется то, что механизмы инстинктов изначально должны нести в себе некоторые ограничения с точки зрения возможности их последующего осознания, поскольку при осозновании любого автоматического процесса возможно его последующее замедление (неэффективность).

Таким образом, изначальные механизмы выживания должны обладать следующими характеристиками: быть неосознанными, быть автоматическими, даваться существам при их рождении, а также нести в себе достаточно мощный энергетический ресурс. Здесь мы могли бы воспользоваться термином «виталический» из Интегральной йоги Ауробиндо, данное слово происходит от латинского слова Vita, что означает жизнь и подходит для описания данного механизма. Можно попробовать дать определение.

Виталические механизмы — врожденные механизмы живого существа, обеспечивающие автоматическое поведение, необходимое для выживания организма и для воспроизведения потомства. Они изначально несут в себе виталический энергетический ресурс (виталическую энергию), необходимую для приведения в действие вышеупомянутых механизмов.

Можно сказать, что, с точки зрения психоаналитической теории, виталическая энергия и представляет из себя понятие либидо. Если рассуждать, руководствуясь принципом подобия, можно высказать предположение, что виталический механизм также может представлять из себя матричный механизм, где основные инстинкты задаются в виде матриц, определяющих автоматичекие реакции организма, матриц поведения или реагирования. Здесь возможно пойти дальше и предположить, что одной из возможных причин возникновения матричной структуры, опять же руководствуясь принципом подобия, является изначально виталическая структура, животная природа которой определяет и природу человеческих механизмов восприятия, и мышления в виде блоков-матриц и образов.

Ранее мы упомянули о том, что область безсознательного не ограничивается только той областью, где действуют виталические процессы. По нашему мнению, человек осознает, опять-таки в силу целесообразности, лишь небольшую часть ИММ, которая является значимой на настоящий момент. Это определенная конфигурация ментальных матриц, которая подвергается интерпретации сознанием. Дадим определение.

Интерпретация — процесс понимания (узнавания и классификации) определенной конфигурации образов, значимой на текущий момент времени.

Здесь мы еще раз напомним себе, что за каждым образом стоит определенная ментальная матрица. Интерпретация — процесс чисто ситуативный и во многих случаях автоматический, даже неосознанный, но данная неосознанность может перестать быть таковой в любой момент. В этом случае интерпретация принимает другую форму-формально-логического анализа через осознанную манипуляцию с понятиями, то, что мы привыкли называть формально-логическим мышлением, то, что очень близко к тому, что можно было бы назвать вербализацией интерпретации.

Это можно пояснить на следующем примере. Так, если мы находимся в определенной, знакомой нам ситуации, ее интерпретация может и не переходить на уровень формально-логической (здесь — объяснительной), но тем не менее происходит неосознанная интерпретация, которая на безсознательном уровне создает определенную сопутствующую конфигурацию ментальных матриц, которая идентифицирует ситуацию как привычную (знакомую). Именно эта интерпретация, если того требует ситуация, например, общение или же определенная причина, по которой нам нужно «обдумать» этот момент, может в любой момент принять осознанную форму формально-логического процесса мышления либо речи.

В этом случае можно говорить о той части бессознательного процесса, который относительно легко ситуативно может перейти в осознанный.

Но вернемся к той части ИММ, которая на момент вышеописанной ситуации не осознается и не интерпретируется. Пользуясь терминологией гештальт-подхода, можно сказать, что это «фоновая» часть, которую можно идентифицировать как то, что на момент данной ситуации не осознается как значимая конфигурация образов («фигура»).

Это также можно назвать частью бессознательного, часть из которого может быть осознанно в достаточно короткий промежуток времени, а часть может быть осознано лишь только при определенных условиях, ситуативно. Другое дело, что круг этих ситуаций может быть совершенно различен.

Так, определенные конфигурации могут быть переведены в фигуру легко, так как ситуации, при которых это целесообразно (востребовано системой ИММ) создаются в жизни человека относительно часто. Но есть ситуации, которые встречаются в нашей жизни редко, а может быть не встречаются вообще, таким образом, конфигурации матриц, востребованные в этих ситуациях, могут вообще не появится, таким образом, можно сказать, что эти конфигурации, в силу естественных причин пребывающие постоянно в виде фона, также относятся к области бессознательного.

Отдельно следует поговорить об особых, «травмирующих» конфигурациях, либо о тех, которые представляют из себя определенную «угрозу» для ИММ, которые пребывают в фоне в силу опять-таки естественных причин. Некоторые из этих конфигураций никогда не актуализируются, так как их актуализация может повлечь за собой необратимую реорганизацию ИММ. Некоторые не актуализируются по причине того, что сами были в определенный момент вытеснены в фон, так как представляли угрозу для ИММ, либо входили в конфликт с более значимой для ИММ на тот момент конфигурацией.

Таким образом, мы рассмотрели второй аспект бессознательного в контексте ИММ.

Третий аспект бессознательного вряд ли можно отнести к котегории личного бессознательного. Также остается открытым вопрос о принадлежности данного аспекта к Индивидуальной Модели Мира (ИММ) и о взаимодействии данного аспекта с ИММ. Мы можем воспользоваться терминологией Карла Юнга и сказать, что это Коллективное Бессознательное. Однако этот аспект, очевидно, совершенно выходит за рамки сколь-нибудь научного подхода и не подлежит объяснению с точки зрения формально-логических умозаключений, поскольку лежит исключительно в сфере индивидуального опыта людей, в основном тех, кто занимается различными видами эзотерических практик.

Тем не менее, учитывая сугубо умозрительный характер большинства психологических теорий, мы не слишком отклонимся от данного подхода, если не обойдем эту важнейшую тему стороной. Итак, коллективное бессознательное -«нечто», что невозможно облечь в сколь-либо приемлемую для формального мышления форму, результат индивидуального опыта каждого человека, кто хоть в какой-то мере познал «это» в результате собственного опыта медитаций, измененных состояний сознания, врожденного «видения», веры, сновидений и многих других вещей, приводящих к ощущениям, которые фактически невозможно передать словами.

Можно, однако, сказать, что нечто все же доступно для нашего восприятия: то, что может приходить в виде образов или знания, то, что, очевидно, не связано с каким-либо предыдущим осознаванием в виде опыта, хоть сколь-нибудь поддающемуся интерпретации. Наличие огромного количества «эзотерической» литературы, священных книг мировых религий, захватывающих миллиарды живых существ на планете, говорит о том, что невозможно обойти молчанием явления, которые лишь по причине якобы ненаучности и недоказанности, становятся доступны только сознанию, да и то, далеко не каждому, а лишь сознанию практикующего.

Все, что можно сказать на эту тему, можно почерпнуть из многочисленных практик, существующих не одну тысячу лет. Лишь на основании опыта занимающихся «духовными» практиками людей, можно сделать вывод о благотворном и целительном воздействии «нечто» на сознание, можно также сказать, что только осознание этого воздействия, говоря точнее взаимодействия с этим видом бессознательного. может стать источником настоящего внутреннего благополучия и счастья для человеческого существа. Тем не менее нам необходимо сделать некие выводы о третьем виде бессознательного, сделать попытку интерпретировать то, что изначально, как нам кажется, не подлежит интерпретации.

Итак факты. Существует нечто, доступное нам в виде различных образов (визуальных, слуховых, ощущений, эмоциональных состояний), что не подлежит объяснению и интерпретации с точки зрения обыденного опыта, с точки зрения науки, то, что не поддается логической интерпретации, то, что нарушает привычные нам причинно-следственные связи. Это нечто становится доступно в результате практик медитаций, молитв, в результате сильных жизненных потрясений и даже, якобы, совершенно безпричинно. Это «нечто» может оказать сильнейшее воздействие на человеческое существо в целом, вплоть до полной реорганизации его ментальной системы, вызывая соответствующие изменения в жизни, в поведении, в системе ценностей.

Это может сделать человеческое существо счастливым, либо, говоря научным языком, привести к полной индивидуации или актуализации человеческого существования.

Это может прийти как знание, не имеющее никакой предыдущей истории и не связанное логически с предыдущими действиями и формально-логическим мышлением. Иначе говоря, внезапно возникшая конфигурация матриц приходит к нам как бы беспричинно и из ниоткуда, в виде вполне завершенной фигуры, знания, источником которого некоторые называют интуицию, озарение. Все эти факты делают взаимодействие с Коллективным бессознательным неоценимым потенциалом человеческого развития.

Итак, мы описали три разновидности бессознательного.

  1. Виталическая часть (то, что отражено в психоаналитической теории).
  2. Бессознательное, представленное в виде «фона», личное (индивидуальное) бессознательное, то, что, при определенных условиях, может перейти в область «фона» или, говоря иначе, может быть осознано.
  3. Коллективное бессознательное. Источник универсальной жизненной энергии, который преобразовывается ментальными матрицами, источник интуитивных знаний, приходящих в виде образов.

Отдельные элементы всех трех видов бессознательного могут быть, при определенных условиях, быть осознаны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Яндекс.Метрика