В этой статье представлены одни из первых фотографий Тибета, сделанные нашими соотечественниками Цыбиковым и Норзуновым, а также немного более поздние — времен британского вторжения.
Карта Тибета и Азии (середина 19 века).
Россия — часть истории Тибета.
Долгие столетия Тибет оставался таинственной «страной снегов», а проникновение в него было уделом одиночек, которые изредка оставляли свои послания цивилизованному миру, а чаще оставались в безвестности, растворяясь в глубинах забвения. Их деяния забыты, а прах давно рассеян по ветру. Имена же тех, кого мы знаем — тех ранних миссионеров иезуита Антонио де Андрада, Жоао Кабрала и Эстебана Каселло, Ипполито Дезидери — звучат как имена сказочных героев, о деяниях которых кто-то, не менее древний, сложил красивую легенду.
Еще в конце 19 века Тибет оставался закрытым для иноземцев, а попытки проникнуть в «святая святых» официально карались смертью. Потрясающей является история француженки Александры Ноэль, под видом местной паломницы достигшей Лхасы. Но случилось это уже в 1924 году. Ее история изложена в биографической книге «Путешествие парижанки в Лхасу«.
Фотографии, которые представлены здесь, более давние. Вероятно, это одни из первых наглядных свидетельств жизни этой загадочной страны. Этим свидетельствам мы обязаны нашим соотечественникам — буряту Гамбожабу Цыбикову и калмыку Овше Норзунову, которым не только удалось попасть в Тибет, но и прожить там долгие три года, удостоившись встречи с самим живым буддой, Далай Ламой 13. Неудивительно, что в то время эти фотографии, привезенные после возвращения наших героев на родину, в Санкт-Петербург, а позже в Париж, произвели сенсацию.
История Гамбожаба Цыбикова.
Цыбиков родился в 1873 году в селе Агинское Забайкальской области в семье бурят. Его отец самостоятельно выучил монгольский и тибетский языки, был убежденным буддистом и прочил отпрыска в монахи, но позднее передумал и отправил в приходское училище, а потом и в гимназию в Читу. Учебу молодой Гамбожаб триумфально завершил серебряной медалью. Говорят, золотую не получил лишь по причине бурятского происхождения.
Сначала он мечтает стать врачом и едет в Томск, где поступает на медицинский факультет, но судьба его складывается иначе. В Томске случается встреча с известным врачом и востоковедом Петром Бадмаевым, и тот уговаривает студента заняться востоковедением. В результате Цыбиков едет в Ургу, где в школе Бадмаева изучает языки — манчжурский, китайский и монгольский.
В 1895 Цыбиков прибывает в Санкт-Петербург и поступает на восточный факультет императорского университета, а в 1899 году успешно его заканчивает с золотой медалью.
Политика России и Британии.
В то время государственная политика Российской Империи простирается далеко на Восток, и именно там на рубеже веков политические интересы России и Британии драматично сходятся, а предметом торга становится влияние стран на Китай и прилегающие территории. Сам же Тибет постепенно становится местом, которое с одной стороны почти граничит с Россией, недавно расширившей свое влияние на восточный Туркестан, а с другой объектом торговых претензий со стороны Британской Империи, частью влияния которой становятся прилегающие страны — Сикким, Непал и Бутан.
Ситуация разворачивается так, что создается угроза британского вторжения в Тибет. Далай Лама 13 начинает поиски покровителя, и взгляды его устремляются в сторону России.
Именно тогда подающий надежды талантливый студент попадает под прицел российских спецслужб. Еще раньше, в 1898 году, столицу удостаивает своим визитом посол и учитель Далай Ламы известный бурятский ученый Агван Дорджиев, и цель его приезда — ни что иное, как прощупать почву на предмет политического покровительства России над Тибетом.
Его приезд имеет свои плоды. Вероятно, именно тогда и принимается решение отправить в Лхасу засланца под видом бурятского паломника, которым и становится Цыбиков.
Идея была более чем удачна, ведь у российских буддистов-бурятов издавна была традиция духовных путешествий в Тибет.
Река Ярлунг Тсампо (Брахмапутра) — 1900 год.
Мы не знаем, и, по всей видимости, никогда и не узнаем, чьей была идея взять с собой в Тибет разобранную фотокамеру (по некоторым данным это было Русское Географическое Общество), но результат этого поступка мы, к счастью, можем лицезреть и по сей день. Так или иначе, Цыбиков смог благополучно добраться до страны и пересечь границу с фотоаппаратом. Уже в Лхасе он встретился со вторым «шпионом» — участником свиты Агвана Дорджиева калмыком Овше Норзуновым, который прибыл туда несколько позднее. Так случилось, что на последнего была возложена та же миссия.
Яки пасущиеся в долине Гьянце (1900).
К слову сказать, дорога Норзунова в Тибет была не столь безоблачной. В начале 1900 года, получив точно такую же камеру, как и у Цыбикова, и набор фотопластин братьев Люмьер, он пароходом отправился в Индию, где и был задержан по подозрению в шпионаже. Осенью того же года он был выслан в Россию из Дарджилинга и в Тибет попал лишь несколько месяцев спустя.
Лхаса. Потала. (1900).
Интересным является то, что факт фотографирования оба исследователя скрывали друг от друга, что неудивительно, ведь такое дело каралось в Тибете смертью. Теперь, когда говорят о тех фотографиях, то упоминают фото Цыбикова-Норзунова.
Овше Норзунов
Те старые снимки — одни из первых фотографий Тибета, до нас дошедших, ибо предыдущие экспедиции Пржевальского и Козлова в Тибет проникнуть так и не смогли.
Потала (1900).
Интересен факт, что фотографии фактически спасли совсем молодой в то время журнал «National Geographic». Находясь в 1905 году на грани разорения, он бесплатно публикует фотографии Цыбикова и Норзунова и репортаж о Тибете, которые внезапно приобретает немалый успех. Можно сказать, что именно с этого репортажа и начинается история журнала как серьезного научного издания.
Обложка того самого журнала National Geographic за 1905 год.
Британское вторжение в Тибет.
История Тибета начала 20 столетия полна драматизма, именно тогда мир, ранее затерянный, поневоле оказался в фокусе большой политической игры, к которой привело политическое соперничество России и Британии на Востоке.
Полковник Янгхазбенд
В 1904 году в ответ на фактический отказ тибетцев в торговом соглашении британские войска под руководством полковника Янгхазбанда начали вторжение. После нескольких разгромных для тибетской армии столкновений к весне английские войска заняли Гьянце — важный город на пересечении торговых дорог, а в начале августа вплотную подошли к Лхасе.
Ступа в Гьянце (Кхумбум) 1900 год.
Поскольку еще раньше Далай Лама 13 покинул двор и бежал в Ургу (Монголия), переговоры были проведены при участии манчжурского представителя Амбан, и 7 сентября был подписан унизительный для Тибета мирный договор, предоставляющий британцам полную свободу торговли, согласование границы с Сиккимом и выплату тибетцами огромной контрибуции. По этому договору британские войска временно занимали принадлежащую Тибету долину Чумби.
13 Далай Лама.
Далай Лама 13 со времен тех событий продолжал находиться в бегах и в Лхасу вернулся окончательно лишь в 1913 году, когда получил наконец возможность провозгласить независимость Тибета. Об этом периоде его жизни написана отличная книга Инессы Ломакиной «Великий Беглец«.
Россия так и не стала покровителем Тибета, как не стала им и Британия. К сожалению, именно Китай стал тем самым сюзереном, который полстолетия спустя совершил вторжение на тибетское плато, что привело к геноциду местного населения и разрушению уникальной теократической системы правления буддистских лам. Так и закончилась многовековая история Тибета как страны, независимой от всего остального мира.
Фотографии Норзунова и Цыбикова.
Гьянце Дзонг.
Тибетские паломники.
Мост недалеко от Лхасы.
Монастырское строение.
Лхаса. Вид на Поталу из района Баркор.
Фотографии миссии Янгхазбенда.
Камбо Дзонг.
Монахини в женском монастыре провинция Тсанг. 1903 год.
Чиновники 13 Далай Ламы, уполномоченные к переговорам с британцами.
Чаепитие в Кампа Дзонге. Чиновник из Лхасы и важный Лама из монастыря Ташилхумпо в Шигатсе.
Фотография Поталы 1904 год.