Перейти к содержимому

Дауншифтинг, благо или самообман?

Постиндустриальная эпоха сделала мир глобальным, небывало прогрессивным, располагающим бесчисленным количеством возможностей для каждого из нас. Для достижения своих целей, а сейчас речь прежде всего о материальном достатке и карьерном росте, сегодня нужно истратить изрядное количество нервных клеток, сил физических и моральных, а также, возможно, пожертвовать некоторыми собственными увлечениями и процентом свободы (но было ли когда-то по-другому?). Тем не менее, существуют люди, считающие, что такая жизнь — сущий ад на Земле, состоящий из рутины и монотонности, и сходят с «дистанции» этой сумбурной, навязанной обществом «погони» за материальными благами. Встречайте — дауншифтеры, о них мы и поговорим.


Итак, дауншифтинг — термин XX-XXI века, западный феномен, очень часто встречающийся в зарубежных СМИ и литературе, обозначает философию жизни ради своего душевного спокойствия и психологического благополучия. А помогает этому отказ от «навязанных», как считают дауншифтеры, целей — то есть от ежедневной работы, которая может приносить большой доход, но связана со стрессом и не приносит счастья, и переход в ту жизнь, где всё время посвящается собственным увлечениям и только тому, что греет душу и не тревожит её. Своеобразный протест против идеи потребления.

Истоки философии дауншифтинга

Противоречивое отношение к этому явлению диктуется уже самим словом, его обозначающим. «Downshift» в переводе с английского языка имеет несколько значений, которые объединяет понятие «понижение». Либо понижение скорости, переключение на более низкую передачу, либо переход на регистр строчных букв (уменьшение), либо просто смещение книзу. Но положительный ли окрас у слова понизить, если рассматривать его метафорически, или нет, является ли «понижение скорости» мудростью или регрессом — мнение сформируется у каждого своё.

Несмотря на то, что термин появился несколько лет назад, в философии и сути дауншифтинга решительно нет ничего нового. Первые черты этой философии, как и корни большинства явлений на Земле, мы увидим ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Философию эпикурейцев можно назвать античным предком рассматриваемого нами явления современности.

Начало сегодняшнего дауншифтинга мы видим в нескольких тезисах философии Эпикура: он считал наслаждение жизнью высшим благом, а удовольствие — одной из основных ценностей. Достичь этого можно было при условии освобождения человека от общественной деятельности. Говорить о корнях дауншифтинга в эпикуреизме возможно, но о фактическом сходстве этих явлений — едва ли, даже если попытаться сравнить отказ эпикурейца от участия в политической деятельности и увольнение дауншифтера с ненавистной работы.

Безмятежность, которая представляется целью жизни дауншифтера, для эпикурейца являлась всего лишь одним условием счастья; в учении Эпикура она — синоним сосредоточенности в процессе познания, сопряжённой со спокойствием, и именно она помогала достичь истинного знания. К тому же понятие удовольствия и счастья в эпикуреизме прочнейшими нитями было связано с благоразумием, которое ценилось Эпикуром даже больше, чем философия. Если дауншифтеры намерены забыть о стрессе и достичь полного удовлетворения, изменив место и образ жизни, то эпикурейцы считали, что именно благоразумие избавляет их от вздора и страхов (что сегодня мы стрессом и называем). Здесь и кроется основное различие двух явлений, которые друг с другом потенциально связаны, — дауншифтинг предполагает изменение мира вокруг себя для постижения счастья, а эпикуреизм — приспособление к нему.

То, что для дауншифтеров является конечным результатом и высшим счастьем, для последователей Эпикура виделось лишь условием, помогающим абстрагироваться от «лишнего» и достичь ещё более высоких целей — истинного познания.

Диоклетиан, великий римский император, время правления которого именовалось «золотым веком», сам лично опробовал античный дауншифтинг. Последние 8 лет своей жизни он прожил уединённо в провинции, отказавшись от возвращения на престол. Посланникам, которые хотели его вернуть, он резонно заметил, что у него выросла настолько изумительная капуста, увидев которую они бы перестали донимать его своими предложениями об императорстве.

Идеология и психология дауншифтинга очевидно прочно связана с философией «опрощения». Создателем её, а вместе с тем и основных принципов дауншифтинга, был Лев Толстой (хотя термин упоминался и ранее). Философия заключалась в отказе от подавляющего большинства благ современной цивилизации. Писатель уехал в Ясную поляну и восхвалял в своих дневниках жизнь крестьянина, земледельца, которая не отравлена господством материальных благ. Также Поль Гоген оставил в своё время прибыльную работу ради живописи.

Философия дауншифтинга имеет некоторые параллели также с представлениями «хиппи» американских 1960-х. Сходство видится в основном во взглядах на человеческую свободу, которая, по убеждениям хиппи, была связана с внутренней гармонией, к которой стремятся и дауншифтеры. Но если хиппи имели определённые позиции — борьба против некоторых постулатов протестантской церкви и приоритеты — пацифизм, то у приверженцев дауншифтинга формируется только лишь один, весьма сомнительный, принцип — отказ от работы во имя себя.

Дауншифтинг, как протест против общества потребления.

Понятие «дауншифтинг» можно прямо противопоставить понятию «яппи», возникшему в США практически на рубеже XX-XXI веков и обозначающему состоятельных людей, добившихся успеха в карьере, следящих за трендами во многих областях — людей делового стиля.

Самое большое распространение явление дауншифтинга получило в Австралии и в США. Авторы исследовательского сайта «The Australia Institute» Клайв Гамильтон и Элизабет Мэйл в своей статье «Downshifting in Australia» (2003 год) приводят статистику — почти 30% людей в возрасте от 30 до 59 лет последние 10 лет занимались дауншифтингом (статистика в США и Великобритании идентична). Основные причины решения этих людей бросить свои профессии и переехать, а иногда просто начать заниматься тем, к чему лежит душа (словом, пуститься в дауншифтинг) — неудовлетворение от работы, желание самому контролировать свою жизнь и не подчиняться кому-либо, вести более сбалансированную жизнь, а также большое количество стрессогенных факторов.

В России дауншифтинг находится в зачаточной стадии, и у этого есть свои причины, важнейшая из которых — экономическая. Но, тем не менее, дауншифтеры в России есть, и, как правило, бросив работу, они уезжают в другие, развивающиеся страны — Индию или Индонезию. Такой вид дауншифтинга, впрочем, тоже имеет корни в других веках. Здесь мы вспоминаем девятнадцатый, когда в европейском искусстве господствовал романтизм. Для романтической литературы одной из самых характерных черт был так называемый принцип «двоемирия», в основе которого — бегство от реального прозаичного мира в мир мечты. Но писатели того времени придерживались данной концепции не только в отношении своих героев. Так, романтики бежали из мира серых будней, чего желают и дауншифтеры, в экзотические страны, прежде всего страны Востока. Например, Братья Шлегели первыми начинают изучать индийскую культуру, санскрит, и находить именно там прекрасный мир чужих.

Благо или самообман?

Мнения психологов располагаются на двух противоположных берегах, как это часто бывает. Первые считают, что дауншифтинг — это с психологической точки зрения правильный выбор. Ведь удовлетворение от жизни не наступит, если человек работает без всякого удовольствия, каждый рабочий день для него — пытка, а перспектив — нет. И если дауншифтинг даст человеку счастье и спокойствие — а статистика показывает, что 90% дауншифтеров довольны своим выбором — то это прекрасная перемена. К тому же этот выбор даст толчок к самопознанию, самоанализу, изучению в себе творческих способностей, наличие времени для саморазвития, а также для семьи. Примерно так считает Софья Макеева, написавшая вполне вдохновляющую книгу «Дауншифтинг, или как работать в удовольствие, не зависеть от пробок и заниматься тем, чем хочется», которая является итогом беседы с людьми, вставшими на путь дауншифтинга и дышащими полной грудью, при этом не имеющими финансовых трудностей.

Другие уверены, дауншифтинг — это усталость или даже лень, эгоизм и самообман. Приверженцы этой точки зрения считают, что дауншифтерами становятся люди, испытывающие временные трудности и присущие абсолютно всем людям стрессовые состояния, пессимистичное настроение. Выбирая дауншифтинг, они бегут от временных проблем и ответственности, доходя до крайних мер — отказа от работы и значительного понижения заработка «ради себя». А люди, которые отрывают детей от привычной городской среды, едут, например, на Бали, сидят дома и не приносят деньги в семью под предлогом того, что хорошая школа или ВУЗ — это навязанные обществом ценности, — и вовсе преступники.

Автор книги «Дауншифтинг без экстрима. Кризис на пике карьеры», практикующий психолог и бизнес-тренер, специалист по разного рода зависимостям Андрей Котляров пишет о необходимости просто остановиться и немного отдохнуть, а не переворачивать свою жизнь с ног на голову. Он рекомендует потенциальным дауншифтерам как раз использовать работу для своих собственных целей и развития своих способностей.

Дауншифтинг, как выясняется, — очень сложное и многогранное явление, содержащее в себе множество оттенков, противоречий и особенностей. Неверно думать, что это глобальный шаг в нищету и сиюминутный переезд в глухую деревню. Если считать себя дауншифтером, но при этом иметь достаточное количество денег, никто не помешает купить Роллс-Ройс или замок, только если это то, что является искренним желанием, то, что приносит истинное удовольствие, а не тренд и ценность, продиктованная потребляющим обществом. Но думать, что дауншифтинг — это идеал жизни свободного, избавленного от любого стресса человека — тоже заблуждение. Ведь никто из нас не застрахован от стрессов и переживаний, в Москве ли мы живём или на Бали.

Источник — MONOKLER

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика