Что такое жадность и зависть.
Прежде чем говорить об этих вечных явлениях человеческого бытия, давайте определим, что это такое. Ведь жадность и зависть вовсе не так самоочевидны, как кажется.
Итак.
Жадность — неумеренное желание все новых и новых приобретений в виде материальных и эмоциональных ресурсов, а также нежелание делиться этими ресурсами.
Зависть — негативное переживание по поводу того, что у другого есть нечто, что хотелось бы иметь и вам.
Уже даже исходя из определений становится понятно, что эти два явления тесно связаны, а точнее, зависть является одной из форм жадности.
В основе жадности лежит желание приобретения и страх потери приобретенного. В основе же зависти лежит разочарование оттого, что нечто вам еще (уже) не принадлежит. Таким образом, зависть всегда лежит в основе жадности и является одной из ее движущих сил.
Психология жадности — основана на получении позитивных переживаний в результате приобретения (получения, достижения).
А теперь давайте постараемся понять психологическую природу этих явлений.
Итак, жадность — это жажда обладания определенным ресурсом, материальным, или, например, эмоциональным. Причем первичным здесь является именно эмоциональный ресурс, поскольку в основе желания обладания чем-либо всегда лежит эмоция. Например, вы купили себе одежду и испытали приятные ощущения, через некоторое время приятные ощущения себя исчерпывают, но вам хочется повторить этот эмоциональный опыт, в этом случае вы можете пойти и приобрести себе еще что-то, или получить удовольствие по-другому: например, пообедать или пообщаться с друзьями, посмотреть хороший фильм и т.п.
Вы делаете разные вещи, но настоящая цель у вас одна — позитивное переживание.
Но не только позитивные эмоции стоят в основе жадности. Это явление частенько идет от обратного. К примеру, в вас живет опасение остаться без средств к существованию. В данном случае проблема на эмоциональном уровне состоит в том, что вы опасается потерять позитивное ощущение надежности и материальных гарантий того, что и в будущем у вас будет все ОК.
В данном случае в основе жадности лежит страх. Причем вполне рациональный страх остаться в будущем без достаточных средств на деле имеет более глубокую и иррациональную причину — ожидание некоего неконтролируемого события, что означает чувство неопределенности. В ранее данном примере это материальная неопределенность, но это может быть все что угодно, что вы не можете контролировать, и причина этого страха всегда лежит в неопределенности будущего.
Кстати, именно из этого страха рождается катастрофическое мышление — постоянное ожидание, что с вами произойдет что-то плохое.
Итак, желание обладания чем-либо (жадность) происходит от двух разных эмоций — удовольствия и страха. В сущности, это часть одного и того же стремления к удовольствию и страха это удовольствие потерять.
В основе жадности лежит не только стремление к позитивной эмоции, но и ментальная составляющая. «Хороший» повод для жадности — это наши представления о себе. Когда я точно знаю, каким я должен быть, я знаю также и то, чего мне не хватает. Однако в основе представлений о себе лежит тот же принцип удовольствия и избавления от неприятного. Когда я знаю, что я таков, каким я должен быть, я получаю удовольствие (приятное переживание), когда же я не таков (мне чего-то не хватает), то я желаю это получить и завидую тем, кто этим в отличие от меня обладает. Так, например, если у меня есть идея того, что я должен быть успешным в обществе, то я жажду успеха (жадность) и завидую тем, кто этим качеством (успешность) уже обладает.
Конечно мы рассматриваем жадность в несколько непривычном контексте, говоря о ней как о желании приобретения чего-либо вообще, и в таком ракурсе жадность становится синонимом любого желания (жажды). Но что же получается, если мы просто хотим удовлетворить свою естественную потребность, например, поесть или попить воды, просто потому, что мы просто голодны и страдаем от жажды? Неужели это также означает жадность?
Жадность, как социальное понятие.
Давайте рассмотрим жадность в более привычном всем ракурсе, а именно, с точки зрения социума. Понятие «жадность» всегда субъективно и зависит от воззрений индивида или группы индивидов (социума). Мы сами определяем ту границу, где заканчивается бережливость и начинается скаредность, причем каждый делает это по-своему.
В этом нет ничего удивительного, ведь понимание этих границ у многих людей отличается. Так, для одного человека простая возможность поесть и иметь крышу над головой для защиты от непогоды означает разумную достаточность, а для кого-то это синоним нищеты, а разумным и достаточным является иметь автомобиль за несколько миллионов. В разных социальных группах, разных культурах и в разные времена понимание, где кончается норма и начинается жадность, будет существенно различаться.
Жадность, как социальное понятие, это когда какая-либо группа людей задает свои собственные границы, перейдя которые человек и начинает слыть жадиной.
Говоря о природе жадности, мы должны всегда отдавать себе отчет, что она лежит в желании удовольствия (или нежелании его обратной стороны — страхе потери), именно это и толкает человека на приобретение материальных и нематериальных ресурсов, а вот момент, когда в этом стремлении нужно остановиться, определяет каждый для себя сам, переход же этой границы в социальном понимании и есть жадность.
Конечно понятия жадность и зависть необходимо оценивать именно с точки зрения социальных границ и правил, а в рамках этих норм стремление к приобретениям и процветанию не является чем-то предосудительным, главное — не выходить за границы социально допустимого, которые, впрочем, четко нигде не прописаны и оценивается каждый раз «на глаз» и опять-таки субъективно.
Так в чем же заключается проблема жадности, существует ли она сама по себе или же это всего лишь очередной социальный предрассудок, придерживаться которого научило нас общество и родители?
Конечно же, жадность существует, но ее мерой являются установки того социума, в котором мы рассматриваем это качество. И ее бессмысленно оценивать и говорить о ней вне привязки к определенной социальной группе. Но если жадность является осуждаемым качеством, то вопрос заключается в том, почему так происходит, в чем заключается целесообразность социального осуждения жадности и зависти?
Жадность — препятствие к благополучию.
И здесь мы касаемся важнейшего качества, которое напрямую зависит от того, насколько мы счастливы или довольны своей жизнью.
Назовем это качество психологическое благополучие человека, ибо оно может охватывать все диапазоны наших ощущений, от простого удовлетворения, до счастья и экстаза, в любом из этих состояний человек может субъективно оценивать свое состояние как благополучие.
Является ли жадность и зависть деструктивными чувствами с точки зрения ощущения психологического благополучия человека?
На этот вопрос многие люди дадут утвердительный ответ. Но причины этого ответа в большинстве случаев будут носить социальный характер, мы часто осуждаем жадность, просто потому что так принято.
Каковы же настоящие причины, которые делают это неумеренное желание пагубным? Дело в том, что в основе этого желания лежит иллюзия, что можно достигнуть состояния удовлетворенности или даже счастья через приобретение определенного ресурса. И в рамках такой порочной логики постоянная и неумеренная погоня за впечатлениями является совершенно естественным ее продолжением и составляет основу любого общества.
Жадность — основа общества потребления.
Многие люди на вопрос о том, что же является главным в жизни, вряд ли скажут, что это деньги или желание приобрести как можно больше чувственных впечатлений. Но понять, что для человека на самом деле является самым главным, легко — достаточно просто посмотреть, как он живет и на что тратит свое время. А посмотрев на это, легко прийти к выводу о том, что подавляющая часть нашего общества, к большому сожалению, одержима именно жадностью.
И так можно сказать про весь современный мир, который в значительной степени является обществом, ориентированным вовсе не на принцип разумной достаточности, но на безграничное потребление материальных и эмоциональных ресурсов.
Но здесь естественно опять встает вопрос — а что же является нормой и где та граница, за которой начинается мир неумеренного потребления? Мы уже сделали ранее вывод, что границы жадности задает само общество. Но как быть, если само общество построено на принципе потребления?
Истинные причины жадности.
Увы, границ жадности просто не существует, ведь желание потребления эмоционального и материального ресурса лежит в изначальном свойстве нашего ума, который постоянно находится в поисках чувственных впечатлений, поэтому любые границы для жадности, проведенные в общественном сознании, всегда будут профанацией, а осуждение жадности — лишь актом лицемерия и самообмана. Так в основе распространенного коллективного осуждения жадности богачей часто лежит обычная зависть, и такие осуждающие часто просто желают оказаться на месте богатого человека и потреблять так же неумеренно.
Вообще, на поставленный ранее вопрос о норме можно дать лишь один ответ: норма всегда находится за пределами принципа потребления. Она в уме каждого из нас, а определяется тем, на каких именно базовых этических принципах строится наше сознание. И от этого зависит насколько сильным и стабильным может быть наше психологическое благополучие.
Что лежит в основе подлинного благополучия.
Вопрос о жадности привел нас к вопросу о том, что же делает нас на самом деле счастливыми. И если это точно не материальные ценности и не впечатления, то что?
В 1938 году ученые из университета Гарварда начали эксперимент, который продлился более 75 лет. На протяжении этого времени они изучали жизни семисот добровольцев и их семей. Спустя десятилетия, в результате оценки результатов эксперимента, ученые поняли, что самую счастливую и долгую жизнь прожили те люди, у кого были полноценные и любящие отношения с другими людьми — с близкими и друзьями. В отличие от тех, кто строил свою жизнь, исходя из соображений финансового достатка и карьеры. Этот эксперимент отвечает на вопрос о том, к чему приводит путь потребления и каким на самом деле принципом лучше руководствоваться, если вы хотите провести свою жизнь в настоящем благополучии.
Это очень важный вопрос целесообразности нашего образа жизни. Жадность и зависть плохи не тем, что они не отвечает этическим требованиям какого-то общества. Они плохи, потому что неэффективны, они не могут дать нам счастье, как не может его дать никакая иллюзия.
Как определить целесообразность, которая несет в себе истинный смысл? На этот вопрос дают ответы многие религии: это жизнь в любви и приятии к окружающему миру, в идеале это жизнь, которая строится не на принципах эгоцентризма, а на принципе служения. К сожалению, лишь немногие люди стремятся к такой жизни, и еще меньше тех, кто такую жизнь ведет. В нашем социуме, основанном на потреблении, даже сама идея подобной жизни часто вызывает недоумение и скепсис.
Так можно ли найти средство от жадности?
Для начала нам нужно перестать жить так, как если бы мы верили в то, что постоянная погоня за впечатлениями может сделать нас счастливыми. Уничтожить эту веру означает лишить жадность смысла, которым она постоянно питается. Ведь иллюзия существует до тех пор, пока в нее верят.
Вторым шагом может быть то, что мы начнем делать первые шаги в сторону интересов других, а говоря иначе, начнем делиться. Начать можно с самых простых вещей. Поделиться деньгами с бабушкой в переходе. Помочь детскому дому. Отдать вещи из шкафа, которые давно уже не нужны, но которые всегда жалко. В отношениях с близкими постараться сделать для них что-то, что не в ваших интересах, но нужно только им. Еще очень хороший способ — проанализировать свою жизнь: составить хронологию из нескольких дней и постараться понять, сколько именно времени нами тратится на реализацию принципа потребления и сколько времени мы тратим для других людей. В результате этих немногих и простых действий можно понять очень многое про свою жизнь и про то на каких принципах она построена. И, возможно, это понимание приведет к чему-то большему. Ведь в нашем мире так мало людей, делающих хоть что-то для других по-настоящему бескорыстно, что для каждого, наверняка, найдется там место.
Автор — Sergey Shu Ho