Я на всю жизнь запомню, как мне было тяжело и плохо в школе. Не проходило и дня, чтобы я не чувствовала своей ущербности и никчемности. Единственное, чего мне тогда хотелось, так это того, чтобы школа поскорее закончилась, и это был самый ужасный кошмар моей жизни. Будущее не сулило мне ничего хорошего — впереди маячило еще несколько лет мучений. Надежды не было, и я сдалась. В какой-то момент я заперлась у себя в комнате и, кажется, вообще перестала вставать с постели. Но ничего не закончилось. Демоны не ушли, а приняли другую форму, продолжая терзать меня изнутри. Однажды я не выдержала и написала свою последнюю записку моим родителям. А потом порезала вены. Вернее попыталась. Сегодня я уже не помню, было ли у меня в планах покончить с собой. Но я выжила. Меня положили в больницу, со мной работал психиатр. И я вернулась в школу.
Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что моя депрессия каким-то непостижимым образом оказала мне помощь. Когда я попала в больницу с забинтованными руками, это подействовало на меня, как холодный душ, и я сказала себе: «Остановись, так дальше нельзя!» Значит ли это, что, не случись в моей жизни это депрессии, я не стала бы тем, кем я стала? У меня нет ответа на этот вопрос, лишь есть ощущение, что это было необходимо.
Из воспоминаний Джессики Нортон, психотерапевта.
По статистике каждый шестой американец в какой-то момент жизни страдает от депрессии. И это огромное и впечатляющее количество людей. Обычно, когда говорят о депрессии, подразумевают некую проблему или изъян, который и заставляет человека чувствовать себя определенным образом.
Но некоторые психологи думают по-другому. Они говорят, что депрессия совсем не изъян и не дисфункция психики, а часть механизма эволюции, которая предназначена для получения преимуществ индивида в развитии. И если они хотя бы немного правы, то нам следует в корне пересмотреть свои взгляды на свое отношение к депрессии.
Идеи о том, что депрессия играет важную роль в процессе адаптации не редкость в мире психологии. Андерсон Томсон, психиатр из университета Вирджиния, отмечает, что физические и психологические симптомы депрессии не просто связаны между собой, но и образуют единую, организованную особым образом систему.
На фоне известных симптомов заболевания, таких как отсутствие интереса к жизни, равнодушие к общепринятым удовольствиям, невозможность заниматься какой-либо деятельностью, фиксации на страдании, в депрессии часто происходят очень интересные вещи, например, улучшаются аналитические способности, а во время фазы быстрого сна наблюдается необычная активность мозга, которая нетипична для обычных состояний.
Депрессия, эволюция и самоубийства
Как же может быть связана эволюция и депрессия?
Ответ может крыться в том, что это непростое состояние, которое часто принято считать тяжелым и деструктивным, отвечает за то, чтобы отвлечь нас от привычных занятий и переключить внимание на решение главной проблемы, той, которая и вызвала саму депрессию, например, неудачные отношения с партнером или неэффективное поведение, которое привело к психологическим трудностям.
Вряд ли кто-то усомнится, что, когда в нашей жизни что-то идет не так, нужно это исправить. Но в ходе повседневной жизни мы зачастую склонны игнорировать и не замечать своих проблем, ведь меняться по доброй воле никто не хочет. Вот тогда и приходит к нам неумолимый эволюционный инструмент в виде депрессии, которая не оставляет нам другого выбора, как изменить свою жизнь.
В процессе изучения 61 человека с симптомами депрессии четверо из пяти отмечали, что в их тяжелом состоянии был определенный смысл в виде инсайтов (внутренних озарений), появившегося четкого видения выхода из трудных жизненных ситуаций, а также видения своих собственных ошибок, что послужило бы уроком на будущее.
В большинстве случаев депрессия проходит сама по себе, психологи это называют спонтанной ремиссией, но специалисты также отмечают позитивную роль психотерапии, поскольку в результате исследований было выяснено, что в случае стороннего вмешательства специалиста симптомы проходят за несколько недель, хотя обычно на это уходит несколько месяцев.
Суицид и депрессии
Даже в случаях суицидального поведения некоторые ученые усматривают работу эволюционных механизмов, смысл которых, как ни странно, выживание.
Дело в том, что на многие случаи суицидальных попыток можно посмотреть не как на реальную попытку убить себя, но как на мощный сигнал окружающим людям, который фактически означает очень громкий крик с просьбой о помощи.
И в этом есть свой смысл, ведь подобное демонстративное поведение часто привлекает куда больше внимания, чем тихое депрессивное страдание в одиночестве. Это предположение косвенно подтверждает тот факт, что подавляющее количество попыток самоубийства не приводят к смерти, то есть в той или иной степени являются следствием демонстративного поведения.
Конечно, в некоторых случаях подобного рода поведение может быть инструментом манипулирования социальным окружением. Однако даже тогда такое поведение может играть свою роль в выживании, если в результате индивид получает от своего окружения необходимое.
Сюрпризы эволюции
Если посмотреть на эволюцию с точки зрения наших современных реалий, то может оказаться, что некоторые из развивающихся на протяжении всей истории человечества механизмов на сегодняшний день отчасти утратили свою актуальность.
Так, например, у человека за многие тысячелетия жизни в трудных условиях дикой природы выработались некоторые особенности пищевого поведения, которые сегодня, с учетом изобилия продуктов в развитых странах, приводят к настоящей эпидемии ожирения. Причина в том, что люди, повинуясь эволюционной целесообразности, едят порой в несколько раз больше, чем это необходимо в новых условиях. С подобной же точки зрения можно посмотреть и на депрессию.
Действительно, если депрессия и даже демонстративное суицидальное поведение является средством для привлечения внимания развившееся в процессе эволюции, то не утратил ли этот механизм своего смысла в наше время?
Дело в том, что смысл такого поведения совершенно оправдан, если вы окружены значимыми людьми, от которых напрямую зависит ваша жизнь и благополучие. Но если это не так, то смысла в подобном демонстративном поведении немного. В наше время многие люди куда более независимы, чем в прежние времена, и окружение немногое может для них сделать, если, конечно, речь не идет о простой моральной поддержке.
Исходя из такой логики получается, что депрессивное поведение также в значительной степени утратило свою целесообразность. Но тогда это означает, что, впадая в депрессивное состояние, люди бессознательно ждут помощи от окружения, но не получают ее. Если принять это за истину, то получится, что эволюционный механизм депрессии может привести нас к проблемам, подобно ожирению. Не в этом ли причина того, что депрессия в последние годы становится все большей проблемой для общества?
Косвенным подтверждением такой гипотезы мог бы послужить тот факт, что в более традиционных сообществах услуги психологов куда менее востребованы, чем в развитых странах. Обычно такое положение дел объясняют бедностью и отсутствием соответствующей традиции. Однако, если посмотреть на проблему именно с точки зрения эволюционной целесообразности депрессивного поведения, то получится, что в более неблагополучных странах, где люди в гораздо большей степени зависят от своего окружения, они имеют и намного больше шансов на спонтанную психологическую помощь со стороны своего близкого окружения.
Как лечить депрессию?
И еще один хороший вопрос заслуживает внимания. Если депрессия все же имеет свой смысл как эволюционный инструмент выхода из кризисных состояний, то стоит ли психотерапевтам прописывать пациентам препараты, облегчающие эти переживания?
Известно, что назначение антидепрессантов во многих случаях приводит к улучшению состояния пациентов, но вместе с этим у них может пропасть и шанс решить проблему, которая привела к депрессии. Депрессия не возникает из ничего, она всегда есть следствие каких-либо событий в жизни человека. Как правило, это естественная реакция на жизненные несчастья, доказано, что смерть близкого человека повышает риск появления тяжелой депрессии в 20 раз, хотя нельзя сбрасывать со счетов и те многочисленные случаи, когда у депрессии нет очевидной видимой причины. Более того, именно эти случаи как раз требуют куда большего внимания, ведь нерешенные проблемы из прошлого, о которых вы даже не знаете, могут стать скрытой причиной для постоянных рецидивов заболевания.
Так или иначе, но именно скрытые причины депрессии существенно затрудняют исследования причинно-следственных связей, которые могли бы привести к заболеванию. Ведь эпизодов, которые могли бы послужить причиной, можно найти множество, и за этим всегда возникает вопрос — а та ли это причина? Все это приводит к тому, что вполне логичную гипотезу о том, что депрессия является эволюционным ответом на стрессовую ситуацию, фактически очень сложно доказать экспериментально.
На сегодняшний день эволюционный подход к депрессии существует лишь в качестве теории и не является общепринятым в психологическом сообществе. Однако у ученых до сих пор нет и реального ответа на вопрос о том, каковы же истинные причины депрессии. Можно лишь сказать, что в западной психиатрии к депрессии подходят, в основном, как к заболеванию, которое необходимо лечить, и лечат его чаще всего с помощью антидепрессантов. Именно к такому способу склоняются врачи, и такое положение дел возникло не в последнюю очередь из-за широкого использования медицинского страхования, которое требует четких диагнозов и сроков терапии, чего в принципе не может быть в случае обычной немедикаментозной психотерапии.
Конечно, медикаменты дают очень быстрый и реальный результат, но если причины депрессии носят не органический, а психологический характер, то от подобного способа лечения необходимо отказываться, ведь он не затрагивает истинных причин проблемы, а снимает лишь симптомы.
К сожалению, в условиях, когда научные доказательства той или иной теории депрессии отсутствуют, трудно ждать чего-то другого, кроме традиционного медицинского подхода.
В наше время уже почти никто не подвергает сомнению действенность традиционных методов психотерапии, однако, когда речь идет о реальном выборе между длительными походами к психологу и медикаментами, быстро избавляющими от симптомов, люди чаще всего выбирают именно их. И этот выбор нетрудно понять, ведь депрессия порой настолько тяжела, что не вызывает другого желания, чем избавится от этой душевной боли немедленно.
Каковы перспективы лечения депрессии в будущем? Ответ на этот вопрос мы получим не ранее, чем ученые ответят на другой — каковы на самом деле истинные причины депрессий.