Перейти к содержимому

​​Три Великих составляющих практики Дзэн

Заставка —  Байцзэ или Хакутаку (Химера из китайского фольклора). Рисунок Хакуина Экаку (Hakuin Ekaku, 白隠 慧鶴)

В практике дзэн, чтобы достичь полного пробуждения, нужно пробудить и развить три великих составляющих — Великий Корень Веры (яп. дайсинкон 大信根), Великий Шар Сомнения (яп. дайгидан 大疑団) и Великую Всепревосходящую Волю (яп. дайфунси 大憤志). Эти термины наиболее сильно ассоциируются с именем Хакуина Экаку дзэндзи, но впервые в этой совокупности появляются еще в 1599 году, в тексте Кохо Осё дзэнъё, почти за сто лет до рождения Хакуина дзэндзи. А связь между Великим Сомнением и пробуждением акцентировалась еще китайские наставником Тахуэй Цункао (1089-1163): “Под Великим Сомнением всегда есть Великое Пробуждение”.

Обычно вера и сомнения стоят в оппозиции, чем выше сомнение, тем меньше вера, но в практике дзэн, чем больше сомнение, тем глубже вера. Великая Вера и Великое Сомнение есть два аспекта одного и того же ума пробуждения (яп. бодайсин). И здесь коан выступает в качестве инструмента, помогающего породить Великое Сомнение, это искусственная проблема, данная учителем ученику, с тем, чтобы спровоцировать глубокий истинный религиозный кризис, который вовлечет все человеческие ресурсы — интеллект, эмоции, волю. Сначала невозможность найти решения порождает обычное сомнение, которое со временем трансформируется в Великое Сомнение, где оно направлено не наружу (на коан или учителя), а на самого себя. И для того, чтобы дать этому Сомнению развиваться и жить в нем, нужна Великая Вера. Великая Воля нужна чтобы пройти все препятствия на пути.

Развивая эти три составляющих, практикующий переживает момент, который в традиции дзэн зовется Великой смертью (яп. дайси), когда “я” исчезает, и Великое Сомнение трансформируется в Великое Пробуждение.

5 Ноября. Лекция. Коаны в школе Риндзай: мифы и реальность

Приглашаем на лекцию, посвященную самому необычному инструменту религиозной буддийской практики в школе Риндзай. Вы услышите краткую историю этой практики, более подробно поговорим о том, как она использовалась именно в Японии, рассмотрим, как коаны используются в современных японских монастырях. Основной акцент сделаем на том, как же именно устроена работа с коанами, какие этапы в себя включает, попробуем разобраться, где стоит верить исследователям этого вопроса, а к каким мнениям и подходам стоит относиться осторожно.

Приглашаем всех желающих, всех, кто интересуется практикой и теорией дзэн, культурой и историей Японии.

Лекция состоится 5 ноября, начало в 17-00

адрес: “Открытый мир”, буддийский зал, м. Тульская, ул. Павловская 18.

Контактные телефоны (whatsapp):
+7 (930)178-64-48 или +7 (916) 337-43-93 Сэй Син Аня
+7 (962) 981-48-15 Сю Хо Сергей

email: onedropzendorussia@gmail.com

Яндекс.Метрика