В силу известных всем обстоятельств, психотерапия уходит в онлайн, а психологи и их клиенты потихоньку перестраиваются на новый формат работы. Надолго ли это, никто не знает. Некоторые считают, что карантин лишь проявил и ускорил уже и так существующую тенденцию. И я согласен с этим полностью, более того, совершенно уверен, что пройдет не так много времени, и большинство людей во всем мире перейдет на формат удаленной работы, и наверняка найдется немало людей, которым это пойдет на пользу. Не нужно арендовать лишние площади, не нужно тратить кучу времени на то, чтобы доехать до офиса, можно существенно сократить коррупционную нагрузку – откаты надзирающим организациям и т.д. Сплошные плюсы.
С другой стороны, существует немало видов деятельности основа которых – живое общение в реальном мире. И психотерапия, как я думаю, как раз из таких. Тем не менее, наша работа имеет ту же тенденцию — ухода в онлайн и возникла она задолго до коронавируса. Возникает вопрос – насколько эффективна такая терапия?
До карантина я считал терапию по интернету в лучшем случае вынужденным злом на которое стоит идти, в крайнем случае, когда нет возможности для очной встречи. Такая позиция привела к тому, что мой опыт в онлайн консультациях был ограниченным. В ходе карантина появилось пара новых клиентов, которых я консультировал по скайп, естественно туда же перешли и некоторые из тех, с кем очная работа не была завершена. Так мой опыт дистанционной работы за последние 2 месяца обогащался, а вместе с этим росла и уверенность в том, что такая терапия может быть благом лишь на начальном этапе работы, да и то, не от хорошей жизни.
И вот мое мнение, с которым вы, разумеется, можете не соглашаться — интернет терапия, совсем не то, что нужно для полноценной работы.
Приведу несколько тезисов в пользу своей точки зрения:
— Это расслабляет клиента и делает его (ее) работу гораздо менее ответственной.
Например.
В варианте OFFline чтобы попасть на консультацию нужно потратить некоторое время на следующие действия — доехать до места встречи с психологом, а перед этим принять решение о том, что в назначенный день и час, вы прибудете в заданную точку пространства и времени чтобы заняться, как правило, не слишком легкой и приятной работой. Перечисленные действия только на неискушенный взгляд могут показаться проблемой и напрасной тратой ресурсов и времени, в реальности, они играют важнейшую роль в деле формирования намерения, настроя на терапию и, что важно, все перечисленное имеет прямое отношение к принятию клиентом личной ответственности.
В варианте ONline , все, что нужно сделать клиенту — дойти до ноутбука и подключить наушники. При этом принимать терапию можно в любой позиции, сидя, лежа, за чашечкой чая. Не является неожиданным, что при этом, некоторые клиенты просят выключать видео и оставлять только звук.
Конечно, клиент, остается доволен таким актом гедеонизма, людям вообще нравится приятно расслабляться. Но имеет ли это отношение к реальной работе?
Я думаю, что в данных условиях, получить полноценный настрой на практику сложно, если не невозможно вовсе.
— Тезис номер два: что уж там скрывать, это расслабляет психолога. В ходе Online консультации, особенно когда из средств коммуникации подключен только звук, вы вкладываете внимание только в один из оставшихся каналов контакта – слуховой. В результате, ваша концентрация на образе клиента теряется, ваше состояние становится менее ресурсным, вы расслабляетесь.
— Происходит неизбежная потеря обоюдного контакта, по крайней мере, снижается его качество. В обычных условиях вы поддерживаете свою концентрацию и эмпатическое внимание, поддерживая контакт, который, процентов на 50, как минимум, иррационален. Я имею ввиду, сочетание внимания и интуиции, когда вы, не только слышите и видите человека, но считываете его, как бы «между строк», видите его скрытые послания, через выражение лица и глаз, положения тела, едва заметные движения, которые, порой, передают гораздо больше информации, чем просто слова. Все это в совокупности (хороший контакт) и составляет суть психотерапии, приводя, в случае удачи к тому, что называют терапевтическим отношениями между клиентом и психологом.
— Клиент не видит то же самое в вас. Психолог тоже может играть выражениями лиц, движением тела, посылать скрытые и двусмысленные сообщения, раскрывая в этой игре желание и любопытство клиента, а значит, провоцируя его на появление искреннего желания понять, что же происходит в его собственной психологической реальности на самом деле.
— Практические упражнения. В варианте Online вы можете просить клиента делать упражнения, например на визуализации, моделирования ситуаций, но при этом, не можете в них полноценно участвовать по причинам, изложенным в предыдущих абзацах, а живой контакт во время выполнения упражнений необходим.
Что же остается? Всего лишь звуковой и визуальный контакт, что явно недостаточно для полноценной терапии.
Конечно, когда нет другого выхода, онлайн работа лучше, чем ее отсутствие, здесь нет сомнения. К той же ситуации относится, когда некоторые клиенты просто не готовы к очному контакту с психологом, а вот – Online, пожалуйста. Но в обычных условиях ONLine консультации неизбежно превращаются в профанацию психотерапии.
Плохо здесь то, что Online работа по многим параметрам, скрытно или явно, выгодна, как клиенту, так и психологу. Перечислю их еще раз – экономится время, деньги на аренду (что означает снижение стоимости консультаций) и, что самое главное, вариант Online психологически слишком комфортен для обеих сторон, чтобы от него отказываться.
Автор — Sergey Shu Ho. Безопасные психологические консультации.