О ЧЕМ ЭТО ВИДЕО
Друзья, это видео размещено здесь — https://www.youtube.com/@meditation108
В этом видео представлена проблема, которая в словах может быть выражена следующим образом — в современном буддизме медитации Шамадха (Самадхи), уделяется слишком мало внимания, тогда как на деле — это ключевая практика буддизма. В то же время современное изучение буддизма, по мнению автора видео, фактически (не во всем, но во многом) сводится к аналитическим рассуждениям о Дхарме.
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ОПИСАННАЯ В ВИДЕО ПРОБЛЕМА?
Не могу сказать, что прямо согласен с авторами видео в той части, где они это преподносят, как глобальную проблему всего буддизма в целом. Конечно, здесь в основном, говорится о тибетском буддизме, а что именно там на самом деле происходит на уровне практик, мне известно не так уж много. Тем не менее, буддизм вовсе не ограничен ВАДЖРАЯНОЙ.
В ДЗЭН БУДДИЗМЕ, который мы практикуем, главной практикой с самого начала его зарождения в 6 веке н.э. в Китае, как раз и является ДЗАДЗЭН, который, суть — и есть медитация САМАДХИ (Шаматха).
Означает ли сказанное, что в Дзэн нет подобной проблемы? Я думаю, вовсе нет. Такая проблема есть и она была всегда. Достаточно вспомнить многочисленные попытки реформировать, как Дзэн, так и другие виды буддизма, которые предпринимались на протяжении всей истории развития этой религии. Все эти попытки были связаны, как раз, по примерно одинаковым причинам, когда по мнению реформаторов учение в той или иной мере утрачивало свою основу.
Являются ли такие утраты естественными и неизбежными? Я также думаю что да, единственное что можно тут сказать, что едва ли в подобных случаях можно было, хоть когда то, говорить о глобальной утрате учения, как такового, во все времена в буддизме всегда оставалось немало людей, которые практиковали именно Учение Будды, как оно есть, а иначе, откуда бы им взяться, этим реформаторам?
С другой стороны пару слов следует сказать о проблеме, а также о том, почему она возникает и будет возникать в дальнейшем.
По моему мнению, это неизбежно, из-за соприкосновения Учения с социумом.
Социум влияет на Учение, а оно, в свою очередь, влияет на социальную жизнь. И это очень важная для Учения коммуникация и вовсе не потому, что в конечном счете именно социум материально оплачивает Учение, а потому, что именно социум источник людей, которые, осознав 1 Благородную Истину приходят практиковать медитацию.
Однако, одно из следствий этой коммуникации — приход в Учение людей, которые, не понимая сути, пытаются приспособить буддизм под свои социальные нужды. Таких людей неизбежно очень много, их большинство. Естественно, они не готовы сидеть медитацию Самадхи, которая очень трудна, даже для тех, кто имеет намерение практиковать. Имеет распространение идея, что практиковать Дзадзэн вовсе не обязательно.
Естественно, они пытаются истолковать учение с интеллектуальной точки зрения и использовать лишь формальные, внешние формы его практик, необременительных по времени и усилиям, прикольных и потому, весьма привлекательных для ЭГО.
Отдельной темой является мистический флер буддизма — различные сверхспособности, учение о реинкарнации и т.п., как правило именно на этих темах происходит «застревание» людей, пытающихся что-то практиковать. В конечном итоге истинная цель таких практиков исполняется — буддизм становится ценным украшением на одной из важных полок их социальной жизни. Вероятно, это не слишком имеет отношение к практике, тем не менее, это все равно лучше, чем если бы эти люди просто жили только социальными потребностями и идеями. Поскольку даже через формальный подход, но все равно есть шанс начать практиковать самадхи и настоящую Дхарму.
Теперь пару слов о видео ролике. На самом деле он хорош. Чем же именно? В нем превосходно объясняется насколько и беспрецедентно важна Шаматха (Самадхи), а также и тот факт, что без этого вида медитации, взятого как основы, любая буддийская практика превращается в профанацию. За это авторам ролика большая благодарность.
Сергей Сю Хо
Регулярные практики Дзэн в Москве. Российская группа в Телеграм — https://t.me/ODZAZEN