Перейти к содержимому

КАК И ПОЧЕМУ РАБОТАЕТ МЕДИТАЦИЯ

На этот раз разговор пойдет не про психологию, а про медитацию, вернее, про то, что это вообще такое, зачем это нужно и почему это работает. Здесь оговорюсь, поскольку автор не только практикует медитацию Дзэн, но и является психологом, то изложение материала будет происходить с двояких позиций. Тем не менее я совсем не вижу в этом противоречия. Об остальном судить вам. Статья, по нынешним временам, довольно длинная, читать ее минут 10, о чем вас и предупреждаю заранее.


Я хотел бы начать эту статью не с того, что такое медитация, а для чего она нужна.

Это и вправду очень хороший вопрос — зачем нам делать что-то, помимо того что предлагает нам бесконечный в своем разнообразии социум?

В чем смысл существования?

Чтобы разобраться в нем, тут уж ничего не поделаешь, нам придется начать с величайшей экзистенциальной проблемы человечества — в чем смысл жизни. Не спешите смеяться или крутить пальцем у виска, вопрос не такой уж и трудный, конечно при условии, что мы рассмотрим его с немного неожиданной точки зрения — а именно, ответим на вопрос, в чем биологический смысл бытия человека.

Если вы спросите об этом, то большинство людей немедленно скажет вам, что биологический смысл, это выживание. Что и будет большой ошибкой, поскольку уже предполагает чисто человеческую, а вовсе не биологическую ценность. Но давайте попробуем абстрагироваться от собственно человеческого и представить природу в качестве Демиурга, а также, задать себе вопрос — каков смысл жизни отдельной человеческой особи в контексте эволюции человеческой популяции? И здесь я предположил бы, что естественная сверх задача индивида — передача наиболее эффективным образом своих генов следующим поколениям. А как здесь понимать слова «наиболее эффективным образом»? Я думаю за этим может стоять, как количественный, так и качественный аспект. Если кто-то захочет возразить, что это, якобы не так — добро пожаловать, там внизу в комментариях возможна дискуссия.

Так или иначе, в этой статье я предлагаю рассмотреть, не биологический смысл жизни а его последствия в виде программ-инстинктов (или точнее врожденных стремлений), которые формировались в нас на протяжении сотен тысяч лет эволюции (кстати, существует почти консенсусное мнение ученых — у человека нет инстинктов). 

Таковых врожденных стремлений я полагаю два — это стремление к сексу и стремление к доминированию. Эти два стремления, по сути программы, весьма и весьма взаимосвязаны. Их взаимосвязь очевидна — для того чтобы у вас было много секса и хорошие здоровые партнеры — вам нужна власть (контроль), а для этого нужно быть, как можно более доминантной особью. По сути, можно сказать, что стремление на самом деле одно, просто для удобства мы разделили его на две составляющие.

*Кстати, эксплуатируя эту идею, можно сделать побочный вывод о том — почему так часто секс, будучи освобожден от оков условностей, обретает элементы насилия.

Собственно, в таком представлении нет ничего нового, у людей и вправду есть врожденные стремления, их открыл Зигмунд Фрейд, когда впервые заговорил о либидо, как о некой универсальной психической энергии, которая направляла и определяла интенции человека, а по сути, задавала основное направление его социального бытия. Фрейд почти ничего не говорил об инстинкте власти, однако, об этом говорил его ученик и коллега Альфред Адлер, понимающий правда его исток несколько специфически, как следствие компенсации комплекса неполноценности.

В наше время идею о стремлении к доминированию в тесной связи с либидо разделяет некоторое количество психологов, а по сути, эта идея лежит в основе представлений о личности в современном психоанализе.

У вышесказанного есть важные последствия, которые, по сути, формируют социум в таком виде, как он есть. Одно из них тот механизм, который природа предусмотрела для реализации упомянутой природной задачи и механизм этот в примитивном виде можно назвать вознаграждение удовольствием за эволюционно правильные действия.

Не является секретом тот факт, что мы получаем удовольствие, как от секса, так от доминирования, но, будучи людьми, мы бесконечно усложняем эти процессы, превращая их в сложнейшие сценарии социальных игр, суть которых, тем не менее, сводится, именно к выполнению упомянутых стремлений.

Истинная цель человека — стремление к психологическому благополучию.

Со стремлениями все не так просто, как можно было бы подумать. И дело тут в том, что вознаграждение в виде акта удовольствия (субъективного ощущения психологического благополучия, счастья) не всегда предполагает прямой и очевидной связи с биологическими программами.

Мы, в большинстве своем, не осознаем мотивов своих глубинных стремлений и происходящих из них действий.

Каким же образом реализуется упомянутый механизм на деле?

Люди, по большей части, просто стремятся к субъективному ощущению устойчивого психологического благополучия (счастью?) и используют для этого все возможные средства, которые предлагает им природа и социальная реальность в которой они существуют.

Сторонники идеализма возможно поспорят со мной по поводу биологически обусловленной мотивации индивида, упоминая классические примеры вроде Махатмы Ганди или других людей, отдавших жизни и судьбы за высокие идеалы. На то есть лежащее на поверхности возражение, мотивация и действия людей, идущих к высоким целям, обусловлены ровно теми же механизмами, а именно, — стремлению к акту эмоционального вознаграждения — ощущению психологического благополучия вызванному выполнением реализации важных для них идей.

Что, конечно же и эти идеи и их деятельность нисколько не обесценивает.

Однако, здесь можно сделать важный вывод — в рамках одного и того же природного механизма стремления индивида к благополучию возможны принципиально разные пути его реализации.

Исходя из сказанного возникает логичный вопрос, а возможно ли создание состояния устойчивого благополучия в рамках заданных природой биологических задач и происходящей из них архитектуры человеческого сознания? Ведь если любое разумное (возможно, что не только) живое существо на планете живет с целью создания устойчивого состояния психологического благополучия, то сложно представить вопрос более важный.

Возможно ли вообще счастье?

Давайте посмотрим на вопрос с точки зрения психологии и биологии человека.

-Вот например, учение ПСИХОАНАЛИЗ говорит нам о неустранимом противоречии между природными стремлениями человека (ИД) и предписаниями социума (СУПЕР ЭГО).

-БИОЛОГИЯ вообще не предполагает длительности и постоянства удовольствия от достигнутых целей по очень простой причине — для выполнения биологической задачи целесообразно находится не в состоянии спокойствия ума, а в постоянной озабоченности будущим.

На эту тему есть известный эксперимент с обезьянами, которым давали апельсиновый сок, так вот, пиковое удовольствие от его употребления они получали лишь несколько первых раз, необходимых для формирования устойчивого стремления к вкусняшке, далее экстатические ощущения от употребления сока снижались.

— В качестве конечного итога, даже над нашими успешно реализованными социальными достижениями всегда висит домоклов меч возможных потерь (достижений, здоровья, близких и т.п.), и, что еще печальнее, гарантированной потери вообще всего, по очевидной причине биологии человека и конечности его существования (болезни, старость и смерть).

Примерно о том же говорят нам и доктрины Буддизма, в частности в Первой Благородной Истине есть утверждение, что любое профаническое существование создает неизбежное страдание и из этой неизбежности в социальной реальности нет никакого выхода.

Что ж, фермер выращивая индеек на мясо не предполагает, что индейки должны быть счастливы. Точно также, для демиурга в лице природы не имеет никакого значения будем ли мы счастливы или нет, главное, чтобы мы выполнили свою природную функцию.

По всему получается, что у нас есть очевидная проблема — человеческое существование (жизнь), возможно, не предполагает ни счастья, ни устойчивого благополучия. Так ли это?

Прежде чем мы продолжим размышления, пару слов необходимо сказать об отношении к этой проблеме в социуме. Нельзя сказать, что о ней совершенно не говорят и она игнорируется вовсе, но, по большей части, люди находятся к таким вещам в состоянии резкой оппозиции, прикрываемой целыми комплексами психологических защит, не дающих человеку думать о таких вещах постоянно. И это также очень целесообразно с точки зрения биологической задачи — вы не сможете ее эффективно реализовать, если будете постоянно рефлексировать на тему неизбежности страдания. С другой стороны, в какой бы степени отрицания не находился человек, подсознательно ему всегда известна истина и именно этот факт сильно ограничивает эффективность механизмов забвения.

Но, если «широко закрытые глаза» не являются панацеей, то возникает резонный вопрос — есть ли решение?

Где находится решение и есть ли оно?

Для начала давайте попробуем посмотреть максимально широко, как бы сверху. В принципе всю изложенную выше проблему невозможности психологического благополучия можно свести к одному — состоянию сознания человека. Именно в нашем сознании возникает реакция на мир в котором мы живем, сначала, в виде эмоциональной оценки, а затем и комплексной реакции, заканчивающейся определенным состоянием сознания. Получается, что человек, в конечном итоге, сам решает, как именно ему реагировать на мир, в котором он живет.

Состояние и счастья и страдания — с очевидностью, продукт деятельности нашего тела-ума.

Конечно тут возникает, как минимум, парочка проблем, дело в том, что наш ум нам совершенно не подвластен, мы можем сколь угодно долго уговаривать себя реагировать на какую-либо ситуацию желаемым нам образом и при этом не получить ровно никакого результата. Точно также нам неподвластны и большинство событий этого мира, которые являются возможными предшествующими причинами нашей реакции в виде страдания (тут оговорюсь — эти причины могут быть, как условно внешними, так и иметь источником наше собственное сознание).

И вот вам вопрос — может ли нам помочь медитация в решении проблемы? Ведь медитация работает непосредственно с сознанием.

Что такое медитация?

Для начала скажем, что под медитацией понимается, не метод, а состояние сознания, обладающее определенными признаками. Говоря иначе, система практик (про которые многие думают, что это и есть медитация) может привести к результату — особому состоянию ума — сознания, который и есть медитация.

Каковы же признаки медитативного состояния?

Для начала давайте посмотрим какими словами обычно описывают медитацию люди, которые, как они утверждают, его испытали.

Радость, экстаз, ощущение единства, безграничность, чувство свободы, покой, пустота, растворение и т.п. — примерно вот так.

Я намеренно использовал в тексте несколько синонимов, чтобы далее подчеркнуть, что при всем многообразии описаний, многое здесь можно свести к всего двум вещам:

чувству экстатического покоя и ощущению отсутствия границ.

При этом, хочу подчеркнуть, что слова «экстатический покой» не несут в себе ровно никакого противоречия, а напротив, подчеркивают принципиальное различие с базовым человеческим чувством «радость» известным многим и на самом деле, это очень разные состояния и разницу эту можно понять лишь на практике, испытав и то, и другое в сравнении.

ще один важнейший признак медитации, который упоминают реже — слова описывающие его даже близко не передают то, что вы на самом деле испытываете.

В этом состоит существенное отличие от любого чувства испытываемого человеком в социальной реальности, которым, в сущности, легко можно поделиться с другим без существенной потери достоверности.

Итак, в перечень признаков медитации, помимо слов «экстатический покой и отсутствие границ», можно добавить — невозможность достоверного описания этого чувства, помимо перечисления отдельных признаков.

Данную «невозможную» составляющую можно как раз назвать тем, что подразумевают под понятиями «мистический опыт», «трансцедентное переживание» и т.п.

Повторю — важным признаком трансцедентного опыта является то, что, как правило, его невозможно ни пережить, ни понять человеку, который не занимается медитацией. Именно этим непониманием можно объяснить скептическое отношение социального человека к медитации и вообще к религии.

Как медитация может помочь?

Для того чтобы вообще понять, сработает ли медитация, давайте разберем вопрос состояния обычного сознания, а точнее, что именно в нем работает не так, что не позволяет человеку быть счастливым.

Выше мы уже говорили о том, что природная, биологическая задача человека не предполагает благополучия, точно также, как и психологическая реальность человека в рамках социума. Причина тут одна и та же — это последствия базовых стремлений человека — к власти (контроль, доминирование) и сексу. Указанные стремления, в силу своей природы, предполагают постоянное беспокойство по поводу их не выполнения, а если у вас получилось реализовать свои стремления, то немедленно возникает другое беспокойство по поводу сохранения достигнутого. Такова природная целесообразность.

Есть такая шутка, отличная, на мой взгляд, иллюстрация сказанного — говорят, что деньги приносят проблемы только в двух случаях — когда их нет и когда они есть.

Говоря о медитации уместно вспомнить, что говорится в буддизме на ту же тему — причины страдания профанического существа — постоянно пребывающие в нем гнев, страстное желание и неведение. Как это соотносится с описанными ранее природными стремлениями?

Очень просто — стремление к сексу и доминированию-власти и есть страстное желание, а невозможность их реализации в желаемой мере или угроза потери достигнутого порождает страх, страх же, в свою очередь, порождает гнев. В то же время неведение заключается в нежелании видеть истинное положение вещей, в использовании искажающих реальность психологических защит.

Казалось бы из данной ситуации нет выхода. Но на самом деле он есть и лежит он в одном из существенных признаков медитативного состояния — отсутствии границ. Что это значит?

Отсутствие границ означает пустоту. Любой Феномен появляется лишь тогда, когда возникают его границы. Но в настоящей реальности нет никаких границ и быть не может. Данный факт можно осознать не только через медитацию, но и интеллектуально. Но только через медитацию можно получить чувственный опыт их отсутствия.

Если же в медитации устраняются все границы, то исчезает и ЭГО, но, когда нет ЭГО, то нет и необходимости в стремлениях и сохранении чего — либо. Отсутствие границ (пустота) единственное, что устраняет препятствия.

В свою очередь, реальный опыт такой медитации со временем, далеко не за один раз, но неизбежно, изменяет саму архитектуру нашего сознания, базовые принципы его работы.

Таким образом, причина по которой медитация может решить проблему страдания (благополучия) заключается именно в опыте растворения границ личности.

Многих людей страшно пугает лишь сама идея подобного. В социуме есть версия, что медитация и, в частности буддизм вообще, имеют своей целью бегство от проблем, для чего и были придуманы техники фактического самоубийства всякой индивидуальности, через медитацию и растворение эго.

Данная идея говорит о страхах перед тем, о чем обычный человек не имеет ни малейшего представления. Надо сказать, ситуация в социуме крайне часто встречающаяся.

Теперь небольшая ода Буддизму.

На мой взгляд, Буддизм одна из самых практичных и реалистичных религий мира, а медитация в буддизме, это просто практический инструмент радикального решения проблемы страдания.

Буддизм вовсе не сводится только к этому)))

И следствие медитации, в виде растворения барьеров между понятиями, вовсе не являются какой то высшей целью, это лишь один из важных побочных эффектов приводящих, в частности, к опыту «без Эго», что вовсе не означает разрушения или убийства данной структуры и последующей нематериальной жизни, вне всяких границ (иногда практикующие именно так все и представляют). Но в обычном мире вообще невозможно жить без границ, а значит и без ЭГО. Идея медитации и духовной трансформации заключается вовсе не в этом, а в том, чтобы ЭГО с его бесконечными ограничениями, иллюзиями, неосознанными стремлениями к сексу и власти перестало быть доминирующей структурой в нашем сознании, и стало тем, чем и должно быть — психическим образованием выполняющим лишь вспомогательные функции по решению практических вопросов нашей жизни.

В заключение хочу сказать, о том, что представляется мне важным, в том, что мы называем духовной практикой.

Занятия медитациями имеют множество самых разных следствий. Это необычные состояния сознания, приводящими к переменам в личности, это неизбежные перемены в образе жизни практикующего, это изменения восприятия мира, как на эмоциональном, так и на познавательном уровнях, это появление самых неожиданных идей, интерпретирующих мир по-новому и т.п.

Однако, по моему мнению, единственным достоверным признаком прогресса является переживание отсутствия границ, главный практический смысл которого — смещение роли эго с доминирующей на вспомогательную. Это очень постепенный и неизбежно болезненный процесс занимающий немало времени. Тем не менее, без этой работы и ее результатов все остальное, будет лишь попыткой имитировать движение.

Медитация работает, но работает зачастую намного медленнее, чем нам хотелось бы. Дело в том, что описанная здесь проблема носит глобально экзистенциальный характер, а ее решение полностью противоречит эволюционно сформированной архитектуре нашего сознания. В то же самое время, речь идет, ни много ни мало, а о попытке через медитацию изменить основополагающие принципы на которых работает сознание. Именно по этой причине с медитацией все так не просто.

Насколько же все не просто с медитацией, а главное, как нам обходить естественные препятствия мы обсудим в следующих статьях.

Сю Хо Сергей — безопасные психологические консультации очно и онлайн.

Регулярные практики Дзэн в Москве. Российская группа в Телеграм — https://t.me/ODZAZEN

Яндекс.Метрика