Недавно наткнулся на пост женщины, позиционирующей себя, как практикующую буддистку и психолога, где было высказано мнение о людях занимающихся духовными практиками. Хотя в целом статья была демонстративно упакована в спокойно взвешенную оболочку, ее сутью было довольно странное обобщающее утверждение о том, что среди практикующих немало людей с пограничными расстройствами и неплохо бы им, время от времени, читать лекции по психиатрии (!).
Услышать такое утверждение от обычного психолога мне вряд ли было бы странно, но от психолога практикующего буддизм — это как то слишком. Поскольку я тоже психолог практикующий буддизм, то хочу на эту тему высказаться.
Подобное мнение среди психологов существует, оно возникло отнюдь не на пустом месте. Так почему же некоторые психологи склонны считать, что среди практикующих количество людей с психологическими проблемами больше, чем среди людей, «так называемых нормальных»?
Для начала давайте порассуждаем на тему — что такое
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НОРМА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИУМА
Собственно, это главный вопрос на который стоит ответить, прежде чем мы перейдем к сути. И он довольно очевиден, несмотря на то, что определение «психологическая норма» в психологии до сих пор никто не дал. Но давайте рассмотрим его с точки зрения биологической задачи любого живого существа. Она с очевидностью одна — передача своих генов следующему поколению. Для ее эффективного выполнения нужно всего две основные вещи — стремление к сексу и доминированию. Именно эти два стремления заложены в большинстве живых существ на уровне инстинктов, а в человеке на уровне врожденных стремлений. Именно об этом говорил великий основатель психологии Зигмунд Фрейд, когда говорил о Либидо — универсальной психической энергии, определяющей (по его мнению фактически полностью) поведение всех людей, без исключения.
Здесь, если мы сделаем очевидное предположение о том, что именно эти стремления формируют в основном социум, можем вывести, довольно общее, определение психологической нормы для вообще любого общества. Давайте сделаем это по принципу блага или общепринятого понимания того, что хорошо и что плохо. И пусть благом будет все то, что приводит к выполнению биологической задачи, а плохим все то, что этому мешает.
Конечно тут есть что возразить, люди, в подавляющем большинстве свою жизнь с биологией вообще никак не связывают. Поведение человека в социуме вообще выглядит нередко абсолютно иррациональным и кажется, что биология тут, вообще не при чем. Я думаю, что если спросить людей о смысле их бытия, то большинство вообще ничего не скажет, ни про доминирование, ни про биологическую задачу, ни, даже про секс. Скорее мы услышим об абсолютно других вещах — об отношениях, о семье, о работе, карьере, деньгах, о достижениях, о здоровье, об условиях жизни и т.п. Значит ли это, что человечество, обретя разум, решительно вырвались из смыслов животного мира? Многие люди, выдвигая вышеперечисленные тезисы, скажут вам, что биология тут вообще не при чем.
Но давайте посмотрим на эти смыслы и ценности, декларируемые большинством людей внимательно и соотнесем с той самой пресловутой биологической задачей и происходящих из нее стремлениях. И мы тут же обнаружим, что все то важное, о чем люди будут говорить, связано, либо с семьей (отношениями), либо с социальными достижениями (положением в обществе). Это все то, что представляет для людей ЦЕННОСТЬ. Не надо быть излишне проницательным, чтобы сделать вывод лежащий на поверхности — все это самым непосредственным образом относится к упомянутым ранее стремлениям.
И вот вам определение нормы для всех социумов мира — все то ваше поведение и отношение к миру в совокупности ведущее к упомянутым выше социальным базовым ценностям, И ЕСТЬ НОРМА. По меньшей мере, для абсолютного большинства, о чем немного ниже.
ОЩУЩЕНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ, КАК АБСОЛЮТНАЯ ЦЕННОСТЬ
Но на самом деле не все так однозначно. Люди ассоциируют с ценностями перечисленные выше вещи, но это не значит, что они, сами по себе и есть ценность.
В реальности в конечном приближении есть только одна истинная ценность — психоэмоциональное состояние благополучия. И это верно для абсолютного большинства людей. Именно дуальная пара удовольствие — страдание и есть истинный природный механизм цель которого выполнение биологической задачи человека.
Это интегральное психоэмоциональное состояние ощущается индивидом как Благополучие или НЕ Благополучие. В отличие от эмоций, время жизни которых довольно коротко (в психологии базовых, элементарных эмоций всего шесть, а статья об этом здесь), субъективное ощущение Психологического Благополучия является сложным и продленным во времени состоянием сознания, находящимся в процессе постоянного изменения.
Давайте повторим важную, одновременно очевидную и все же скрытую от людей истину — именно ощущение от обладания отношениями, властью, деньгами, достижениями и есть истинная ценность, а вот отношения, власть и т.д., само по себе, отдельно, представляют из себя ценность лишь как источник ощущений.
ПОЧЕМУ ПСИХОЛОГИ ТАК ОТНОСЯТСЯ К ТЕМ, КТО МЕДИТИРУЕТ
Но вернемся к тому, о чем начали — почему психологи думают, что у практикующих медитацию есть проблемы, которых нет у большинства, так называемых, «нормальных» людей. Да по той простой причине, что уходя в путь медитации человек отклоняется от своей первоначальной биологической (она же социальная) задачи, а значит, с социальной точки зрения его никак нельзя назвать нормальным. А для большинства психологов (исключим отсюда особое трансперсональное направление) именно традиционные социальные стремления и есть норма.
Но, если человек отклоняется от того, что является нормой для большинства в сторону девиантного поведения, то тому очевидно есть причины. И в интерпретации этих причин и их возможных последствий и зарыта та самая собака, о которой мы ведем тут речь.
Большинство психологов считают и совсем не безосновательно, что именно невротические особенности людей толкают их на путь медитации.
НЕВРОЗ
Что такое навроз с точки зрения психологии? Четкого и приемлемого для всех школ психологии определения нет. Помимо этого и сейчас под неврозом в психиатрии понимают одно, в школах психологии другое и, при этом, зачастую разное. Тем не менее я буду руководствоваться его первоначальным смыслом, как невроз понимается в психоанализе. А именно, как конфликт между ИД И СУПЕР ЭГО, говоря иначе, между природными инстинктивными стремлениями человека и ограничениями, которые любой социум на эти стремления накладывает.
Если отнестись к ситуации подобным образом, то можно сделать законный вывод, что невроз, это свойство имманентно присущее вообще любой личности, избежать невроза нельзя, он есть у всех вообще, только в разной степени.
Отсюда же можно вывести и еще один тезис — чем более невротичен индивид, тем больше у него склонностей искать выход из психологически дискомфортной ситуации. А значит, он с большей вероятностью будет пытаться найти в жизни что то новое, нежели человек у кого и так все нормально. Например путь медитации или что-то похожее. Парадоксально, но чем труднее вам по жизни, тем больше у вас шансов на психологическое развитие.
Разумеется, в этом есть известная погрешность в рассуждениях, тут нет никакой линейной зависимости. Есть куча людей, которые нашли из невроза выход в наркоманию, алкоголизм, бесконечную депрессию, асоциальное поведение, насилие и т.п. И, скажем прямо, таких людей куда больше, чем тех, кто пошел к психологу или стал медитировать.
Тем не менее, если у вас все гладко по жизни — хорошие отношения, семья, карьера, деньги, здоровье, то вы вряд ли будете искать выход — от добра добра не ищут.
Итак, именно невротические тенденции толкают людей к медитации и тут психологи абсолютно правы утверждая, что если человек начал серьезно практиковать, то велики шансы на то, что у него психологических проблем, выше крыши. Конечно, нет правил без исключений, но все же, в основном, это так.
ТАК НУЖЕН ЛИ БУДДИСТУ ПСИХОЛОГ?
Казалось бы пару абзацев назад, мы сделали очевидный вывод — люди практикуют по причине психологических проблем, а значит, им прямая дорога в психотерапию. Но мы не должны недооценивать психотерапевтические свойства медитации. Особенно для тех, кто начал на самом деле серьезную практику, например, уехал в монастырь на пару лет. В этом случае сочетание действий трех драгоценностей буддизма — Будды, Дхармы и Сангхи может косвенно проработать конфликт. Тем не менее и здесь все не так просто.
Для тех, кто медитирует, но при этом остается в социуме не все так радужно, медитируют эти люди не так много, поддержки в виде общины у них нет, при этом их проблемы никуда не уходят и, чего уж там греха таить, мешают, как социальной жизни, так и медитации.
Тех, кто практикует много и даже делает это в монастыре, ждут другие проблемы, по правде говоря, тоже очень серьезные. Все дело в том, что обычный социальный человек живет в иллюзиях (неведении) по отношению к реальности. Он, как броней обложен тем, что называется «психологические защиты», они предохраняют его, с одной стороны от проблем, с другой, не дают посмотреть на себя и свои отношения с миром реально. Всю глубину этой реальности, а также, насколько мы не готовы к жизни без психологических защит мы можем осознать лишь тогда, когда они по каким то причинам уходят. А они неизбежно будут сломаны, если вы практикуете по настоящему серьезно. И вот тогда мы можем оказаться один на один с подавленными потребностями ИД. А это, поверьте, может быть очень страшно и тяжело, это примерно как пробудить в себе стадо демонов и не знать, что делать с ними дальше. Особенно, когда вы четко сознаете, что эти демоны — вы сами. Хорошо, если рядом есть единомышленники (сангха), которые вас поддержат в этот непростой и возможно очень долгий период. Но, если вы практикуете один, то вас точно ждут проблемы.
По описанным выше причинам я думаю, что психолог нужен практикующему никак не меньше, чем «обычному» человеку. Так же думает практикующий буддизм психолог Джон Уэлвуд, статью которого я настоятельно рекомендую к прочтению, она здесь.
Конечно психотерапия не является абсолютно необходимым условием практики медитаций, как например дзадзэн или бодхичитта. Но, используя психотерапию совместно с медитациями вы очевидно повышаете шансы, что ваши усилия приведут к результату быстрее и безопаснее. Также, работая с мотивацией, вы будете более явно видеть, что на самом деле хотите получить от духовного пути и не является ли для вас практика лишь средством убежать от мира от которого, в силу невротических причин, вы просто не смогли получить желаемого.
Я хочу чтобы меня поняли правильно, в неврозах нет ничего плохого, это неизбежность в которой мы все пребываем, но это также и огромный ресурс зачастую формирующий в нас самое мощное намерение, которого не получить, руководствуясь лишь идеями.
ПОЧЕМУ ЕЩЕ ПСИХОТЕРПИЯ ЭФФЕКТИВНА?
— потому, что одна из ее первичных и главных задач, понимание того, что на самом деле происходит в нашем сознании. И, если мы садимся в медитацию руководствуясь подсознательной целью просто создать более совершенную психологическую защиту, то наша практика с неизбежностью превратится в профанацию. Когда наша цель обмануть себя с целью убежать от страданий, наш ум будет искать не покоя, а убежища от страхов, а еще, приятных иллюзий. И он это убежище найдет обязательно и будет убеждать себя, что это и есть практика.
Сергей СюХо.
Группа Ринзай Дзэн в Телеграм — https://t.me/ODZAZEN