Перейти к содержимому

О БУДДИЗМЕ И АГРЕССИИ

Что такое агрессия. Почему она в нас возникает и зачем?

— В чем биологический смысл человеческой жизни

Я уже писал ранее в других статьях о том, что у человека, как и у любого другого живого существа, есть одна единственная биологическая задача — передать свои гены следующим поколениям, причем, в как можно большем количестве. Из этой задачи проистекают и другие, например, такие, как просто выживание, нам нужно выжить, но не для того, чтобы просто жить, а именно в силу упомянутого выше.

Тем не менее, ни один человек, а тем более, ни одно другое существо не обладающее человеческим типом сознания, не осознает этой задачи напрямую. Данная задача поставлена нам природой (разумеется это метафорическое представление, природа не является каким то там осознанным демиургом-создателем) не как задача для интеллекта, а в виде особых, заложенных в живых существах механизмов.

— Есть ли у человека инстинкты?

В случае любого животного, этот механизм называется инстинктом. Инстинктом считается врожденная программа удовлетворения биологической потребности, которая актуализируется в биологически значимое поведение. Живое существо не осознает факта своего инстинктивного поведения, оно просто следует предустановленной программе и делает это неосознанно. Другой характеристикой инстинкта является невозможность его контролировать. Животное не может отказаться от инстинктивного поведения, как и контролировать его в процессе.

Изначально психологи считали, что человек, как и животное, обладает инстинктами. Однако, очевидный факт того, что человек может контролировать фактически все аспекты своего поведения, исключая безусловные рефлексы, заставил пересмотреть изначальную концепцию в пользу утверждения, что инстинктов у человека нет. Тем не менее сделанный вывод не является ни окончательным, ни общепринятым в научной среде. Причина в том, что факт наличия у человека природных стремлений является также не подлежащим сомнению, да и сам по себе факт наличия разума по умолчанию не предполагает, что человек перестал быть биологическим существом, то есть, по сути, животным. А раз так, то наиболее естественно выглядит предположение, что врожденные программы у человека никуда не делись, а просто трансформировались в нечто другое, по причине наличия у человека такой специфической в биологическом мире вещи, как разум.

-Врожденные стремления человека

Давайте попробуем ответить на вопрос — во что именно могли трансформироваться врожденные инстинкты, данные нам природой?

Зигмунд Фрейд — родоначальник психоанализа и фактический основатель психологии считал, что у человека есть врожденные стремления (инстинкты) и таковых он полагал два — «инстинкт жизни» и «инстинкт смерти».

Поведение же человека в комплексе (его конкретные действия), с точки зрения Фрейда, регулировалось, с одной стороны разумом, с другой, неосознанными стремлениями — к удовольствию и к снижению психологического напряжения, возникающего вследствие изначального конфликта между желаемым и возможностью его достижения, то есть, фактически, к тому же удовольствию, только немного с другой стороны. Надо сказать, что точка зрения Фрейда неоднократно оспаривалась представителями разных психологических школ. Тем не менее, его концепция личности прочно заняла свое место в психологии и, так или иначе, разделяется очень многими психологами.

Но давайте порассуждаем, какие именно выводы нам нужно сделать в рамках обсуждения поставленной задачи об агрессии.

Я полагаю, что нам следует выделить два явных факта, уже озвученных выше — у человека есть природная задача (это очевидно, ведь мы животные) и у человека есть некий потенциал к ее выполнению.

Теперь давайте немного похулиганим и предположим, что изначальные инстинкты человека, взаимодействуя с разумом, превратились в нечто иное, назовем это иное — «врожденное стремление».  А также подумаем, какими именно должны быть эти стремления, чтобы упомянутая биологическая задача все же была исполнена?

Понятно, что мы должны стремиться к сексу, ведь именно в результате него происходит передача генов. С другой стороны, что нужно, чтобы у человека (да и любого животного) секса было много? Все очень просто — нужно быть доминантной особью, что означает власть (контроль).

Итак для того, чтобы выполнить природную задачу максимально эффективно нам нужно два базовых стремления — к сексу и доминированию (власти, контролю).

Обычный человек изначально не осознает, ни своей биологической задачи, ни факта наличия у себя стремлений. Ему просто нравится секс и поэтому он к нему стремится и ему также нравится власть (доминирование) и поэтому он также к этому стремится.

Иначе говоря, механизмы стремлений у человека реализуются через дуальную пару «удовольствие и НЕ удовольствие» (тут возможно более точно будет использовать концепции Фрейда и назвать эту пару немного по-другому — «удовольствие — психологическое напряжение». Но не будем слишком уж углубляться в детали, статья, все же, не психологическая, кому надо изучить психологию более подробно, полный цикл статей — здесь.

*Предвижу возражение — что не все люди стремятся к власти и сексу, некоторые, демонстративно отказываются и от того и от другого. Тем не менее все подобные «перверсии» или искажения изначальных стремлений, возникают вовсе не вопреки, а благодаря им. Или по-другому, представляют тот самый результат взаимодействия инстинкта с разумом, когда инстинкт может контролироваться человеком, что вовсе не означает его отсутствия. И чаще всего самоограничение означает вовсе не отсутствие такого стремления, а стремление, как бы с обратным знаком, ну например, человеку не удается реализоваться (нет секса, нет власти или их недостаточно) и потому он придумывает комплекс причин по которым стремиться к этому не следует ( классическая психологическая защита).

— Биологическая задача и агрессия

Как нетрудно догадаться, чтобы реализовать стремление к сексу и власти нужно быть доминантной особью, что означает довольно жесткую конкуренцию среди себе подобных. И хотя человеческий социум обладает дополнительными ограничениями (этика, законы), которые к тому же, находят свое отражение в личных этических императивах (СУПЕР ЭГО), тем не менее природные стремления (ИД) берут свое и находят пути для реализации.

Реализуются природные стремления (секс + доминирование), именно через агрессивное поведение. И это понятно, добровольно территорию влияния и ресурсов вам никто не отдаст.

Вывод — агрессия, это биологически значимое поведение, абсолютно необходимое для реализации природной задачи человека, как животного. В человеке заложен важный механизм, успешная реализация агрессивного поведения, приводит к доминированию (власти) и это доставляет человеку удовольствие и ощущение смысла жизни.

Просто оглянитесь вокруг, социально успешные люди часто весьма деятельны и агрессивны и когда они достигают своего, то испытывают, так называемый «драйв» —  удовольствие от собственной значимости (в моей жизни есть смысл, я успешен на этом пути). Ради этого драйва (а фактически биологического стремления) они готовы устранять препятствия буквально шагая по головам и степень их успешности в этом процессе пропорциональна степени свободы от условностей, когда соотношение Супер Эго / ИД меняется в сторону последнего.

Давайте сделаем промежуточный вывод —поскольку стремление к доминированию и удовольствие от него заложено в человеке биологически, то агрессивное поведение (основная эмоция «гнев»), это результат сотен тысяч лет эволюции. Агрессия — часть биологической программы которую можно контролировать, лишь отказавшись от естественных требований ИД (источник биологически значимых интенцией), а такой отказ неизбежно порождает в психике человека крайнюю степень психологического напряжения (страдания). 

-Внутренний конфликт (невроз)

Итак, обычный человек постоянно вынужден балансировать между естественными природными порывами (ИД) и требованиями социума (закон, этика — Супер ЭГО), а также и личными требованиями (личная этика — Супер ЭГО). Когда баланс смещается в стороны этики, то это приводит к внутреннему психологическому напряжению (неврозу), другая крайность — антисоциальное поведение, например психопатия или макиавеллизм (и многие социально успешные люди имеют такие особенности).

Из описанной ситуации фактически нет выхода, мы, как социальные животные, должны всегда делать выбор, в сторону либо той, либо другой стороны, достичь баланса здесь крайне сложно, если вообще возможно.

В психоанализе данную ситуацию описывает конфликт между Супер Эго и ИД, к слову, данный конфликт в психоанализе считается принципиально НЕ устранимым.

Что также означает неизбежность сильного или, что чаще, вялотекущего страдания (примерно то, что в буддизме именуют «дукха»).

Медитация, как выход из неустранимой проблемы

В предыдущей статье я уже описывал, как проблему, так и ее возможное решение, утверждая, что медитация работает и объясняя, как именно она работает и почему. По этой причине я здесь лишь скажу, что идея состоит в использовании системы упражнений для входа в особое состояние сознания, которое, как считается и как верят буддисты, способно, в целом решить проблему страдания. Именно об этом методе решения говорится в Сутре Первого Поворота Колеса Учения и 4 Благородных Истинах буддизма. Таким образом дальнейшее повествование об агрессии и методах работы с ним предполагает вашу уверенность в том, что медитация и вправду работает, а также то, что вы ее практикуете и можете это утверждение проверить на собственном опыте.

С какими проблемами сталкивается практикующий

Резюмируя сказанное еще раз напомню, что агрессия (и сопровождающий ее гнев) — естественное следствие природной задачи человека, это есть в каждом и удалить это свойство из своего сознания невозможно, это данность. 

Однако проблема существует и вот как она выглядит. На самом деле проблем, связанных с агрессией две, это имитация результатов практики медитации и появление агрессии в результате реальной практики.

— Первая проблема

Это чисто социальная черта человека идти на поводу у Супер Эго, которое всегда услужливо нам подсказывает — «как все должно быть».

По-другому, это встроенная в наше сознание совокупность этических императивов, возникшая в результате воспитания (родители) и взаимодействия с социумом на этапе взросления (детский сад, школа). И в эту копилку буддизм делает свой дополнительный вклад — провозглашая в своей доктрине Гнев, Неведение и Страстное желание, как причины страданий, он четко задает практикующему дальнейшее отношение к агрессии и гневу.

Фактически большинство практикующих медитацию, относясь к ним, как к абсолютному злу, пытаются устранить их из своего сознания. Устранить то, что в силу его биологической природы устранить невозможно. При этом, практикующие нередко выдают это бессмысленное насилие над собой, как замечательный результат практики и даже гордятся своей правильностью и следованию обетам, что сильно усугубляет проблему.

А происходит вот что — медитирующий пытается соответствовать этическому императиву об «абсолютном зле» и подавляет в себе все то, что считает не приемлемым (и это далеко не только агрессия и гнев). Фактически используется система психологических защит (подавление, отрицание, замещение, сублимация — система самообманов), ровно то, на чем основан весь социум. Так, пытаясь избавиться от «неправильных эмоций», практикующий взращивает в себе «неведение», то, что в той же буддийской доктрине является изначальным, первичным ядом.

Так мы пытаемся избавиться от якобы дурного, при этом, создавая проблему еще большую.

-Вторая проблема

Каждый человек, начиная с очень раннего возраста, пытается избавиться от якобы отрицательных, плохих эмоций просто потому, что нам с детства дают понять родители, школа и социум, что это плохо, что неправильно их испытывать.

Как правило это те эмоции, которые в обществе считаются негативными — гнев и последующее агрессивное поведение (предписание — не испытывай это, не гневайся), печаль, уныние (предписание — не унывай, уныние это плохо — радуйся), страх (тут нечего боятся, не будь трусом) и т. п.

Некоторые родители, в случае гиперактивности ребенка запрещают даже общепринято позитивные эмоции (не радуйся так бурно), в этом случае запрет идет не на эмоцию а на форму ее проявления.

Как ребенок реагирует на запрос социума (запрет)? Он приспосабливается к ситуации, ведь он хочет быть хорошим, правильным (это выгодно) и начинает использовать психологические защиты. При этом, оттого что он перестает демонстрировать негативные эмоции сами эмоции конечно никуда не деваются. Они уходят в подсознание и живут там, фактически своей независимой жизнью. Так возникает внутреннее психологическое напряжение — невроз. Как нетрудно догадаться, какими бы замечательными и продвинутыми не были ваши родители и ваша школа, вам в любом случае будут запрещать «проявлять негатив». Невроз неизбежен. 

Но что происходит, когда вы начинаете медитировать?

Весь вытесненный ранее в подсознание материал, в результате практики высвобождается, выходит на поверхность. Медитация, успокаивает и освобождает ум, но вместе с тем, снимает и ограничения. И вот, все ваши подавленные страхи, гнев, ненависть, печаль, все это, переходит из бессознательного в сознание. Зачатую, это происходит гораздо более интенсивно и бурно, чем возможно в результате психотерапии или, тем более, в реальной жизни.

Интересно, что среди практикующих медитацию распространена наивная идея, что медитация сама по себе «растворяет» весь негатив. Но, как только человек начинает на самом деле реально практиковать, а не заниматься имитацией практики, происходит ровно обратное — все накопленное и вытесненное в подсознание, выплывает на поверхность. Так у реально практикующего человека очень неожиданно для окружающих и для него самого может внезапно «испортиться характер», он начинает проявлять резкие вспышки раздражения и гнева, нетерпимость к окружающим, может стать агрессивным, несдержанным и т. п. Видя такое, люди начинают говорить, что он «домедитировался до чертиков», а сам практикующий может начать думать, что он практикует как-то неправильно.

Но на самом деле ситуация прямо обратная и такие резкие перемены говорят скорее о том, что человек, наконец то, вошел в реальную практику.

Ухудшение эмоциональной ситуации, усиление страдания — необходимый и неизбежный этап практики. В одной старой буддийской притче сказано — как только вы встанете на путь, все ваши демоны ополчатся против вас. И это ровно об этом.

Как работать с проблемами?

Вот тут возникает самый главный вопрос — а что с этим делать? И здесь скорее ответ дает психология, нежели буддизм. Рекомендации и просты и сложны одновременно. 

1. Не отрицать и не стараться подавлять в себе агрессию (да и весь прочий негатив). Это, пожалуй, самое главное, что не нужно делать и, возможно, самое трудное, ведь мы так хотим быть хорошими и правильными, мы так хотим соблюдать обеты и предписания — быть правильным буддистом. 

2. Принимать проявления «негатива», как выход естественных, эволюционно значимых эмоций. Мы должны понять, что гнев, страх, печаль, отвращение — все это чувства абсолютно необходимые и полезные в определенных ситуациях. Проблема возникает лишь тогда, когда эти чувства возникают не к месту, не вовремя. Так например, чтобы защититься от агрессора вы должны испытывать гнев, в такой ситуации это намного более полезная вещь, чем радость или сострадание. Страх помогает нам избежать опасности. Печаль — быстрее проработать потерю. Отвращение помогает нам не связываться с плохими и опасными людьми.

3. Отмечать появление «негативных» эмоций, а когда они возникают не к месту или не адекватно ситуации — наблюдать за их появлением, не пытаясь их подавить или уничтожить. Если вы сделаете так, то «негативная» эмоция возникшая «не к месту», с вероятностью, пройдет сама собой и не получит развития. Худшее, что вы можете сделать — пытаться уничтожить ее или уговорить себя, что ее нет.

4. В случае если «негативная» эмоция возникла в вас и получила развитие в виде, например агрессивного поведения, постарайтесь в какой то момент просто посмотреть на себя со стороны, поймать себя в процессе развития агрессии. И посмотреть, каким будет результат. Это не просто, если эмоция уже перешла в поведение, но все же, попробуйте.

5. Если вы все же «накосячили» и допустили агрессию, отметьте это, примите как есть, также, как и чувство вины, если оно в вас возникло или же его отсутствие. Посмотрите на это, как на естественный и неизбежный этап практики. При этом, если в результате ваших действий пострадал человек — сделайте все, чтобы исправить ситуацию. При этом помните, что спасибо (естественно) вам никто не скажет, но это и не обязательно, примите также и это.

6. Используйте работу с субличностями «негативных» эмоций — страхом, гневом, презрением, отвращением, как это описано в методике психосинтеза, материал здесь.

7. Используйте психотерапию, особенно в случае, если вам кажется, что вы не справляетесь с этим сами, в этом нет ничего постыдного, это и вправду непросто.

Почему сама практика медитации не дает ответа на этот вопрос?

Вообще, методы работы с этим все же есть. В тибетском буддизме эти ситуации косвенно прорабатываются через медитации на различные формы манифестаций сознания (например, работа с Йидамами). В этом случае предполагается, что ваш просветленный учитель видит ваше состояние и адекватно на него реагирует, внося коррективы в вашу практику. В случае нашей практики Дзэн все немного сложнее, у нас есть коаны и дзадзэн, что не всегда является адекватным ответом проблеме. Да и в случае с тем же тибетским буддизмом, все не так уж радужно. Дело в том, что традиционно буддизм был монастырской практикой, неизбежно косвенно прорабатывающей описанные выше проблемы, просто в силу наличия у монаха большого количества времени, а также очень интенсивной практики. Что определенно отсутствует у большинства людей практикующих в социуме.

Психология

Современные буддийские учителя все чаще используют опыт психологии в решении проблем неврозов у практикующих. Тому есть немало примеров и я приведу один, особенно красноречивый. В нашей школе есть женщина, которая прожила в монастыре Согендзи в Японии 20 лет. У нашего учителя Сёдо Харада Роси ( к слову, он тоже изучал психологию) только два ученика получили полную передаче Дхармы, что в случае японского дзэн абсолютно нормальная ситуация (в японском дзэн передача «инка» дается лишь в случае полного и окончательного просветления, когда ученик становится Буддой). Эта женщина Шое одна из этих двух. Не так давно она получила титул Роси, который в Японии дается только полостью просветленному человеку. Закончив обучение в Японии и вернувшись домой в Германию, она пошла учиться психологии. Причина была в том, что она отлично понимала, что для человека, который практикует в социуме, одной лишь медитации недостаточно. 

Заключение

Я надеюсь, что данная статья принесет пользу. Прошу прощения у читателя за длинное изложение, но, как мне кажется, я и так очень слабо прояснил психологические моменты. Так что те, кто хочет глубже понять ситуацию, пожалуйста, прочитайте цикл статей, написанных мной для людей изучающих психологию в рамках переквалификации. Это не заменит чтения толстых книг и первоисточников, но точно даст вам представление о том, что есть психология. При вдумчивом чтении это займет у вас не так уж много времени.

Всем хорошей и плодотворной практики.

Сергей СюХо Безопасные психологические консультации очно и онлайн

Группа Ринзай Дзэн в Телеграм — https://t.me/ODZAZEN

Яндекс.Метрика