Друзья привет. Я всех зову поехать в Тибет на Кайлас, но ни слова еще не сказал о том, а зачем туда вообще ехать. Хочу исправить эту ошибку небольшой статьей. Моя субъективная оценка в конце.
География
Гора Кайлас часть одноименного хребта Kailash Range (западный Тибет), его высочайшая вершина. Высота горы, по данным разных методик измерений, колеблется от 6638 до 6890, что дает почву для эзотерических измышлений о том, что на самом деле ее реальная высота (кто бы сомневался) 6666 метров.
4 реки берут начало в районе Кайласа — Инд, Сатледж, Карнали и Брахмапутра (Ярлунг Цанпо).
Недалеко от Кайласа на плато Барка расположены два больших озера — Маносаровар и Ракшас Тал, из них Маносаровар, имеет не меньшее религиозное значение, чем сам Кайлас.
Религиозное значение Кайласа
Гора Кайлас, священное место для четырех религий, три из которых, так называемые дхармические, все они — намного древнее христианства.
Для ИНДУИЗМА Кайлас — обитель Шивы (одного из трех главных богов индуистского пантеона), его летняя резиденция. Озеро Маносаровар — вместилище разума Бога Брахмы (еще одного бога из индуистской троицы). Погружение в озеро (омовение) важная часть индуистского ритуала. Индуистский обход вокруг Кайласа (парикрама) считается актом, одновременно и молитвы и единения с божеством. Поездка на Кайлас — выдающееся событие для индуиста, а для многих, настоящая кульминация их духовной жизни. Еще один смысл ритуального обхода горы — очищение кармы, или накопленных за время бесчисленных перерождений последствий НЕ благих действий, уводящих с пути освобождения от перерождений в Сансаре.
БУДДИЗМ (Канг Ринпоче или снежная драгоценность) — обитель грозного тантрического божества, главного йидама чакрасамвара тантра — Чакрасамвары (Корло Демчог). Ритуальный обход вокруг горы по часовой стрелке (кора) созвучен по смыслу индуистскому. Как и для индусов, для тибетских буддистов смысл коры — духовная практика очищения (исчерпание не благой кармы). О возможных результатах коры есть разные версии, но я слышал вот что — один обход устраняет последствия не благих деяний (кармы) за одну жизнь, тринадцать обходов исчерпывает всю накопленную дурную карму за все перерождения сразу, а 108, фактически гарантирует полное и окончательное просветление (Аннутара Самьяк Самбодхи), что является значимой промежуточной целью буддийского пути. При этом считается, что если вы обходите Кайлас на праздник Сага Дава (майско-июньское) полнолуние, то этот обход условно равен трем сразу, а если вы счастливчик и обошли Кайлас на Сага Дава в год Лошади, то один ваш обход зачтется за 13. Но это неточно )))
РЕЛИГИЯ БОН. Это древняя до буддийская религия Тибета, которая, как считается, зародилась в стране Шанг Шунг, как раз в тех местах, где и находятся Кайлас и Маносаровар (по некоторым данным родина БОН — современный восточный Афганистан). Для бонцев Кайлас (Юндрунг Гут Це или девятиэтажная гора свастика) — место откуда спустился с небес легендарный основатель БОН Тонпа Шенраб Миво. Последователи БОН, в отличие от других, обходят гору против часовой стрелки, навстречу солнцу. Бонская кора, как духовная практика, по смыслу мало отличается от буддийского или индуистского, единственное, здесь может быть сделан акцент на обретение адептом особых магических сил, которые, впрочем, следует использовать только во благо, что соблюдали далеко не все бонские последователи.
ДЖАЙНИЗМ. Кайлас называется Меру Парват или Сумеру. Джайны верят в то, что легендарный первый джина (освобожденная душа) мифический основатель Джайнизма Ришабха достиг освобождения именно здесь на горе Аштапад (Астапад) близ Кайласа (по некоторым данным Астапад и есть Кайлас, но это неточно, чаще Астападом называют бастионообразный выступ на хребте разграничивающем маршрут коры и долину монастыря Серлунг Гомпа. Как и последователи Бон, джайны обходят гору против часовой стрелки. Смысл ритуального обхода, как и у других — духовная практика помогающая адепту на пути к просветлению.
Кайлас на фоне отрога Астапад
Кайлас глазами эзотериков
Эзотерика, вообще говоря, тоже религия. Однако, при отсутствии рамок официальных интерпретаций, у ее последователей куда больше возможностей для проявления необузданного творческого воображения.
Как результат, возникает множество необычных версий, как например: в отношении высоты горы, ее расстояния до полюсов, особого положения горы по отношению к другим значимым эзотерическим объектам (Мачу Пикчу, Стоунхендж и др.). Здесь же можно упомянуть байки о трагических судьбах альпинистов, якобы покоривших Кайлас, о людях быстро состарившихся во время коры (как вариант этой байки — часы изменившие свои показания) и т. д. Также утверждается, что все великие реки Индии берут начало на Кайласе (в действительности, да и то с натяжкой, только Сатлеж). Стоит ли говорить, что большинство упомянутых утверждений довольно легко опровергаются.
Еще один повод для эзотерических фантазий, это необычная пирамидальная форма горы и прилегающих к ней отрогов (а они и вправду фантастические). Здесь тоже существует множество легенд, возможно, вы слышали про зеркала Козырева, про искажения времени, про порталы в иные измерения, про версию искусственного происхождения Кайласа (лемурийцы, инопланетяне и т.п.), про саркофаг Нанди (гора примыкающая вплотную к Кайласу), где якобы, хранится генфонд человечества, ну и многое другое, всего не упомянешь.
Перечисленное, с точки зрения большинства рациональных людей, вполне можно назвать бредом воспаленного воображения, но нельзя не признать, что эзотерический флёр существующий вокруг горы, нечто совершенно особенное и множество людей, которых я водил на Кайлас задавались очень похожими вопросами, нередко прочитав соответствующую литературу — Александр Редько, Эрнст Мулдашев и некоторых других, не столь радикальных авторов. Признаться, сначала я думал, что упомянутые выше версии часть исключительно российской реальности, но, пообщавшись с западными туристами, понял — это далеко не так ))). При этом, вопросы, которые мы с помощью тибетского переводчика задавали монахам, ламам и обычным тибетцам по поводу саркофага Нанди, порталов, замедления времени, махатм сотни лет пребывающих в самадхи в тайных пещерах и т. п., нередко повергали последних в недоумение.
Мое отношение к Тибету и зачем туда ехать?
За 20 лет я отвел на Кайлас довольно много людей и у меня появился некоторый опыт, который, очень условно конечно, можно назвать контактом с местностью. Быть может вы спросите, вот ты говоришь о некоем контакте, так может выше перечисленное вовсе не бред, а правда?
Вот что я думаю на этот счет, любая интерпретация мира (вообще любая) — плод индивидуального сознания. Каждый может обращаться со плодами своего личного опыта, что люди обычно и делают, максимально свободно. Но есть нюанс. Имеет значение, насколько наш опыт является независимым от ранее прочитанного и услышанного, также, по возможности, следует отделять этот опыт от фантазий нашего гиперактивного и вечно скучающего ума. Иногда этот ум, пытаясь раскрасить мир яркими и прикольными красками, придумывает замечательные истории-интерпретации, выдавая их за реальность. Хороший вопрос — в чем же именно эта реальность заключается ))) Если вы занимаетесь медитациями самадхи, которая как раз и имеет целью успокоить привязчивую активность ума, то вы несомненно поймете, о чем я.
Является ли медитация самадхи единственным возможным способом обрести настоящий контакт с реальностью? Не стану настаивать, правда в том, что у меня нет достойной версии — что вообще считать реальностью. Но другие пути, кроме пути медитации, я не исследовал. В одном я уверен, исходя из собственного опыта, путь в любом случае, труден и долог. Нельзя просто сходить на крутой тренинг, прочитать умную книжку или посидеть рядом с серьезным ламой и так настроить свой приемник на нужную частоту. Я думаю, так не работает. Поездка на Кайлас тоже, если что, не поможет.
Контакт
Но я думаю, что контакт и вправду есть. Он возникает очень не быстро и очень постепенно. И главное, его нельзя объяснить и интерпретировать. Вы можете рассказать другим что это есть, иногда даже что-то передать другому, неким магическим и непостижимым образом, но это все равно, ваше личное. Другой человек должен получить это личное сам. Кайлас, Маносаровар, вообще Тибет, совершенно особые места их можно назвать ключами, они могут сработать, а могут и нет. Если вы не умеете держать в руках ключ, то вы им ничего не откроете. От чего это зависит? От многого. Очень сильно от намерения с которым вы приедете в Тибет. От того, как именно вы практикуете медитацию и практикуете ли ее вообще. Поэтому, если для вас поездка на Кайлас на самом деле часть вашего духовного пути, то это, скорее всего, сработает и контакт произойдет. Поэтому, если вы понимаете, что духовный путь это важная, а на самом деле главная, часть жизни, то ехать на Кайлас точно стоит.
Насколько это тяжело
Лет 15 назад доехать до горы и сделать кору было намного труднее. Хороших дорог не было, отелей не было, с едой были проблемы. Сейчас все не так, даже во время коры вы не будете спать в клоповнике, а на остальном маршруте отели, почти как в Лхасе. Но сам перевал Дролма Ла никуда не делся, он такой же высокий. Через него, по прежнему, надо идти пешком. Также, никуда не делась высота тибетского плато и сопутствующая горная болезнь. Поэтому кора, в любом случае, непростое мероприятие и на физическом и на любом другом плане. Еще это путешествие стоит традиционно дорого, но справедливости ради, когда я первый раз поехал на Кайлас в 2002 году я заплатил даже больше, чем сегодня платят мои туристы.
Лунные пейзажи Гуге
По какой программе ехать
По сути, если вы хотите просто обойти Кайлас, то уложиться можно дней в 10. Некоторые компании в погоне за малым количеством дней (цена) делают даже быстрее. Однажды я возил на Кайлас такую группу, в тот раз мы не приняли во внимание акклиматизацию (так хотели туристы). Конечно мы обошли Кайлас, но нам всем было очень плохо, совсем не до медитаций и контактов. Поэтому я думаю, что кора должна начинаться на 9-11 день путешествия. Мои программы именно так и составлены. За это время мы пытаемся максимально погрузиться в местную реальность и то, что мы называем словом экскурсии, на самом деле необходимый, возможно даже магический, элемент контакта с Тибетом. Традиционная программа — Лхаса, Маносаровар и Кора вокруг горы. Но я, как правило, добавляю немного западного Тибета (плюс один-два дня) и это, либо страна Гуге, либо Шанг Шунг. Это добавление невероятно важно. Во первых, акклиматизация, там на километр ниже. Но главное, это сами места — они, совсем другие, но ничуть не менее мощные, чем сам Кайлас. В третьих, там невероятные лунные пейзажи, которые, сами по себе, способны перевести нас в другую плоскость сознания.
Наверное я еще много что могу рассказать про Тибет, но пора заканчивать — и так немного длинновато получилось. Если у кого есть вопросы ко мне — пишите, я с радостью вам отвечу.
Путешествия в горы со мной, все программы здесь — https://xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai/mountain-cloud/
Сергей.