В предыдущей статье, посвященной биографии Роберто Ассаджиоли мы уже затронули вскользь его учение, которое называется психосинтез.
Это учение представляет из себя не только психологическую концепцию, но также и целостную систему по работе с клиентом, предусматривающую поэтапное продвижение индивида по пути к главной цели — самореализации личности и последующего духовного пробуждения.
Система представляет из себя совершенно оригинальную авторскую методику, которая разрабатывалась и совершенствовалась Ассаджиоли на протяжении всей его жизни. Автор неоднократно делал акцент на важности понимания истоков своего метода, которые послужили основой для идей, которые вылились в систему под названием психосинтез.
В данной статье этот момент можно было бы оставить и без внимания, если бы не исключительная важность этих, указанных самим ученым истоков его теории, в контексте понимания того, почему теория и практика психосинтеза именно такова, какой мы ее видим на сегодняшний день. Говоря по-другому, чтобы понять логику психосинтеза важно понять, что послужило его источником.
По этой причине эти источники, со слов самого Ассаджиоли, будут указаны здесь.
Истоки оказавшие влияние на появление учения психосинтез
1. Психосоматическая медицина. Эта область знания с определенностью показала наличие связи между психологическим состоянием индивида и многими органическими заболеваниями.
2. Психология религий. Наука, которая в принципе оказала огромное влияние, не только на Ассаджиоли, но и на развитие целой области психологии, а именно трансперсональной психологии, главные идеи которой базируются на целях, которые преследуют традиционные религиозные методы и практики, а именно, на идее необходимости глубинной трансформации личности для получения высшего ( «пикового» по Маслоу) переживания или мистического откровения.
3. Исследования сверхсознательных явлений человеческой психики, под которыми понимаются такие явления, как интуиция, мгновенные озарения, творчество, человеческие сверхспособности или гениальность. В разное время такими исследованиями занимались Абрахам Маслоу, Успенский, Юнг, Холл и многие другие ученые-психологи.
4. Исследования необычных проявлений психической деятельности, таких как ясновидение, телепатия, материалы о полесмертных переживаниях, необычных психофизических способностей и т.п. Этими исследованиями занимались ученые Майерс, Джемс, Лодж и другие.
5. Исследования психологии востока и его древних эзотерических учений на которых эта психология была построена.
6. Холистический подход к личности. Идея изучения человека с позиций целостности изначально были выдвинуты в труде Яна Шмутца «Холизм и Эволюция» и была позже принята «на вооружение» идеологами гуманистической психологии, такими как Олпорт, Маслоу, Перлз, Ангьял и др. Более подробно о холистическом подходе читайте в статье о гуманистической психологии.
7. Межличностная социальная психология и психиатрия.
8. Так называемые «активные методики» развития личности и коррекции психических состояний человека — гипноз, аутогенные тренинги, методы внушения и самовнушения, рациональная терапия Эллиса, психодрама, медитативные методы и т.п.
Вот неполный список факторов, по мнению самого Ассаджиоли, оказавших наибольшее влияние на появление и развитие его собственных взглядов и мировоззрения, а значит и на психосинтез.
Стоит добавить, что вероятно, важнейшим источником здесь не указанным, следует назвать и огромный опыт работы самого Роберто Ассаджиоли в области психиатрии, психологии и консультирования клиентов, а также его личный опыт медитаций и измененных состояний сознания, без чего, вероятнее всего, не состоялось бы никакого психосинтеза.
Теория личности в психосинтезе
Теория личности, в том или ином виде, присутствует в любой психологической теории и является идейной базой на которой работает сам метод, чаще всего ориентированный на изменение психологического состояния человека с целью его улучшения.
Значение теории личности для психосинтеза
Обычно теория личности не играет особенно значимой роли в психотерапии, а служит лишь иллюстрацией, в некоторых случаях вспомогательным наглядным пособием для клиента, которое можно, время от времени, демонстрировать для пущей убедительности, примерно так, как это иногда делают врачи на приемах, показывая пациенту анатомическую модель человеческого тела. Такой подход совершенно оправдан, ведь водителю совершенно не нужно знать как работает двигатель машины, если она и так хорошо везет его в нужном направлении.
В случае с психосинтезом все обстоит совершенно иначе, и теория личности здесь играет куда большое значение.
Причина в том, что для этого направления исключительно важно формирование воли человека к переменам, ибо они и являются краеугольным камнем, а также залогом успешности терапии. Работа с психикой человека в психосинтезе не ограничивается незначительными переменами, и простой коррекцией психологического состояния (это лишь один из подготовительных этапов в движении человека к конечной цели).
Конечная задача психосинтеза, ни много ни мало, постижение личностью своего истинного Я, и последующее формирование человека совершенно новой формации. И даже в своем минимуме, это все равно самоактуализация индивида, примерно в том контексте, о котором говорят сторонники гуманистического направления. По этим причинам, знание и понимание происходящего со стороны клиента является совершенно желательным и даже обязательным, ибо само понимание и принятие основной идеи Ассаджиоли может стать мощным стимулом к развитию и психологической работе.
И то, как вера вдохновляет последователя религиозного культа в его стремлении к совершенству, так и знание клиентом того, кем он может стать, вдохновляет его и служит существенным подспорьем в рутине довольно долгой и монотонной работы над собой.
Структура личности по Ассаджиоли
Совершенно ясно, что теория личности Ассаджиоли базируется на идеях психоанализа, но, так же очевидно, радикально от них отличается.
На схеме ниже представлена структурная схема личности в психосинтезе.
Конечно, это весьма схематическое и упрощенное представление. Сам автор неустанно подчеркивал эту схематичность и крайнюю иллюстративность схемы, а также и тот факт, что на деле все, обстоит намного сложнее.
И это совершенно естественно для такой неуловимо сложной структуры, каковой является наше сознание.
Личность в представлении Ассаджиоли, с учетом всех вышеперечисленных оговорок, выглядит следующим образом. На схеме представлена яйцеобразная структура, состоящая из трех основных областей.
1. Низшего бессознательного. В которое входят самые примитивные формы психической активности — телесные функции, базовые инстинкты, животные влечения, здесь же находится вытесненное в результате внутренних конфликтов личности психическое содержимое, неприемлемое для осознания, эмоционально «заряженные» комплексы — автономные части нашей психики. Говоря иначе, здесь находится все то, о чем говорили Зигмунд Фрейд и Карл Юнг.
Низшее бессознательное является источником психологических проблем личности, таких как различные фобии, маниакальное поведение, неврозы, его содержимое является причиной ночных кошмаров и болезненных фантазий, навязчивых идей и желаний. В общем и целом, эта область бессознательного совпадает с его фрейдовским пониманием.
2. Области среднего бессознательного. Эта область похожа на область, трактуемую Фрейдом как предсознание, это место, где усваивается полученный опыт, происходит формирование мыслей и концепций, которые еще не проникли в сознание, но находятся в пограничном состоянии и, рано или поздно, там появляются. Фактически эта область наполнена частями психики схожими с теми, которые находятся в самом сознании, просто эти части по разным причинам еще не актуализировались и находятся, как бы в промежуточном состоянии.
3. Высшее бессознательное, или иначе, сверхсознание. Это часть психики ответственна за появление высших форм человеческой деятельности. Она является источником интуиции, творческих порывов, вдохновения, сострадания, стремлений к самоактуализации, к альтруистическим видам деятельности и т.п. В этой же области находится потенциал для раскрытия личности через опыт экстатических и просветленных состояний, стремление к духовной надличностной реализации человека.
4. Поле сознания. То, что является той частью нашей личности, которую мы осознаем. Сюда же входят и непрерывно меняющиеся ощущения, воспринимаемые нами образы, эмоциональные реакции, мысли, чувства, осознаваемые влечения и желания. То есть фактически все, что сознается нами на момент «здесь и сейчас».
5. Осознаваемое «Я». Это точка в центре круга сознания, которую можно легко принять за само поле сознания.
На деле, это совершенно другое психическое образование, вовсе не тождественное полю сознания. Это непросто уловить, по причине того, что это «Я» постоянно меняется и временами способно становится различными частями поля сознания, а в следующий момент времени переставать быть ими. Например, в какой то момент времени индивид способен себя ассоциировать со значимым переживанием или мыслью, однако, в следующий момент, например когда это переживание или мысль перестает иметь такое значение, эта ассоциация пропадает.
Сам Ассаджиоли приводил в качестве примера следующую метафору, сравнивая поле сознания с проецируемым изображением на экран в кинотеатре, а осознаваемое «Я» с освещенной в результате такой проекции зоной. Для понимания этой разницы он призывал воспользоваться методом интроспекии (самонаблюдения), также, он всегда подчеркивал важность понимания этого различия.
Осознаваемое «Я» это та часть нашей личности, которую можно довольно близко ассоциировать с тем, что обычно называют «эго».
6. Высшее «Я». Эта точка, венчающая всю «конструкцию» в виде звездочки, в понимании Ассаджиоли является высшим или истинным «Я». Проиллюстрировать что это такое довольно затруднительно, особенно если речь идет об индивиде, который не обладает опытом нахождения в этой точке сознания.
Тем не менее, Ассаджиоли приводит следующее объяснение. Во время состояния сна или обморока наше Я очевидно исчезает на время и потом, когда мы просыпаемся или приходим в себя, непостижимым образом появляется вновь (заново оформляется в виде осознаваемого «Я» или «Эго»). Этот факт, при наличии понимания, может помочь нам осознать и поверить в то, что есть и другой, при обычных обстоятельствах не осознаваемый нами центр личности, который и является настоящим источником осознания нами себя, как нечто, отдельно существующего от всего остального мира.
Настоящее знание и понимание существования этого высшего я может дать только соответствующий опыт и его последующее осознание. Условием же подобного опыта является то, что называется измененным состоянием сознания, которое может быть достигнуто через медитацию, употребление психоделических веществ, также, оно может проявиться спонтанно, вследствие мощных эмоциональных переживаний.
О таких состояниях говорит многочисленная религиозная литература, говорят духовные учителя и люди эти состояния пережившие.
Это состояние и есть то, что у Юнга называется индивидуацией, а у Маслоу вершинным переживанием.
Осознаваемое «Я», таким образом, можно рассматривать, как личностную проекцию истинного «Я», то есть психологическую сущность, изначально ограниченную личностными представлениями.
7. Коллективное бессознательное. Мы существуем в мире, в котором кроме нас живут миллиарды других живых существ, и мы не являемся полностью автономными и закрытыми от внешнего мира, мы активно взаимодействуем друг с другом и на личностном уровне, постоянно обмениваемся информацией. А что же происходит на бессознательном уровне?
Существование коллективного бессознательного, как общего поля сознания всего человечества, впервые предположил Карл Юнг, и эта концепция стоила ему разрыва со своим учителем Фрейдом, который, будучи ученым, счел такие взгляды ересью. Однако у Юнга были свои мотивы настаивать на том, что дело обстоит именно так, и этим мотивом был его собственный духовный опыт. По всей видимости, похожим мотивом руководствовался и Ассаджиоли, который развил эту концепцию и сделал ее довольно гармоничной частью своей теории личности.
Целостность и единство личности в психосинтезе
Сам рисунок модели личности не случайно выполнен пунктиром. Это показывает, во-первых, условность всей конструкции в целом, во-вторых, отсутствие четких и выраженных границ, говорит о том, что текучесть и переменчивость изначально свойственны структуре человеческого сознания.
Интересно, что в случае с коллективным бессознательным это правило прозрачных и гибких границ также действует. Это означает очень важную вещь, о которой говорил Карл Юнг — коллективное бессознательное это хранилище общей информации, к которому потенциально должен быть доступ у каждого индивида. Именно этим доступом можно было объяснить такие бесспорно существующие явления, как элементы сходства культур при отсутствии географических связей между ними, некоторые парапсихические явления, синхронистичность (К.Юнг) событий в явном виде не связанных между собой причинно, наличие общих образных видений у людей, находящихся в состояниях измененного сознания и т.д.
Роберто Ассаджиоли всегда подчеркивал, что его структура личности, это наглядная модель, призванная придать логическую форму тому, что по своей природе во многом иррационально и лишено строгой логики. Кроме того, автор указывал на то, как важно психологу не привязываться к этой модели при работе с клиентом. То же самое важно и для самого клиента.
Обо всем этом говорит Ассаджиоли, обобщая свой личностный концепт и, вполне в духе буддийского парадоксального мышления, заявляя о том, что на самом то деле существует только одно единое истинное «Я», которое, проявляясь на разных уровнях осознания существования, создает многочисленные иллюзии множественности того, что изначально едино. Поэтому, именно реализация высшего «Я», то есть его осознание индивидом, как единственного настоящего центра сознания, должно было привести к примирению и остальных частей личности человека, что означало прекращение внутренних конфликтов и психологический мир (Благополучие).
Так, естественным образом, из представленной модели личности вытекала и цель психологической работы с человеком — реализация высшего «Я».
Создание же методов, которые вели к этой цели стало фактически целью всей жизни Роберто Ассаджиоли, эти же методы и составляют самую суть его учения психосинтез.
Необходимо упомянуть также и о том, как часто Ассаджиоли говорил о естественной склонности психологов, которые придерживались различных психологических теорий, к излишним обобщениям и впадению в противоположные крайности. Он неоднократно находил такую тенденцию и у своих учеников, которые, вдохновившись его теорией начинали говорить о новой концепции человека, как целостной личности, забывая о том, что эта целостность вовсе не была изначальной данностью, но лишь может стать (потенциально, но не прямо сейчас) результатом долгой и сложной работы с человеческим сознанием. Он говорил, что стремление к внутренней интеграции, вне всякого сомнения, естественное и врожденное свойство человеческой натуры, однако при этом, не следует полагать, что любая личность УЖЕ является целостной и гармоничной. В противоположность заявленному идеалу, многолетнее и объективное наблюдение людей говорило Ассаджиоли о том, что в психике большинства из них присутствуют различные, зачастую прямо противоположные тенденции, представляющие основу для полуавтономных психических образований, которые Ассаджиоли называл СУБЛИЧНОСТЯМИ.
Именно по этой причине, следовало с почтением и вниманием относится к методам психоанализа, вполне эффективно работающими с этими, присущими почти любой личности конфликтами, которые, наряду с врожденным стремлением человека к целостности, являлись точно такой же естественной стороной его изначальной природы.
По упомянутым причинам, понимание конечной цели психосинтеза и стремление к ней не должно было становится движением вверх с попыткой перепрыгнуть промежуточные ступени.
Для этого Ассаджиоли была разработана поэтапная система психотерапии, речь о которой пойдет в следующей статье.
Следующая статья — ПСИХОСИНТЕЗ.