Сегодня психосинтез считается одним из направлений трансперсональной психологии, но, как и аналитическая психология Карла Юнга, изначально он возник на базе идей психоанализа Зигмунда Фрейда. Интересно, что и появились психосинтез и аналитическая психология также примерно в одно и то же время в 10-30 годы ХХ века.
Идеи Ассаджиоли, как и Юнга, были весьма революционны, и по большей части революционности им придавали схожие воззрения на бессознательное, а также на то, какими именно мотивами, по мнению основателей упомянутых школ, руководствуется личность в своем развитии. Тем не менее, обе теории, а также и системы практик, которые на их базе были созданы, несомненно представляют из себя полностью оригинальный взгляд на личность человека и принципы решения психологических проблем индивида.
Краткая биография Роберто Ассаджиоли (1888-1974)
Он родился в Венеции 27 февраля 1888 года и при рождении получил имя Роберто Марко Грего. Через два года умер его отец, а его мать вторично вышла замуж за Алессандро Ассаджиоли, от отчима мальчик и получил свое второе имя.
Мать Роберто, которая весьма сильно интересовалась духовными учениями, в частности популярной тогда теософией, оказала немалое влияние на мальчика, привив ему тягу к восточным учениям, философии, культуре античности, литературе.
Роберто много читал и активно изучал иностранные языки, так, к совершеннолетию он знал уже восемь языков, среди которых были латынь, санскрит, а также русский. Тогда же он начал много ездить по миру, в том числе и в Россию. Еще будучи школьником, Ассаджиоли начинает писать серьезные статьи, посвященные психологии и философии, а в пятнадцатилетнем возрасте он публикует в популярном венецианском журнале статью о бессознательном.
В 1910 Ассаджиоли заканчивает университет во Флоренции со степенью доктора неврологии и психиатрии и практически сразу обнародует свою работу, где подвергает критике некоторые положения психоанализа и одновременно, представляет свой оригинальный взгляд на бессознательное. Этот момент и становится началом развития его собственного метода психотерапии и саморазвития клиента, который впоследствии получит название психосинтез. Свои первые труды по психосинтезу Ассаджиоли публикует в диссертации еще в 1907 году, в возрасте 21 года!
Вскоре Ассаджиоли переезжает в Швейцарию, где обучается психиатрии у Энгена Блейера, а также знакомится с Карлом Юнгом, дружба с которым связывала его впоследствии многие годы. Продолжается работа и над развитием собственной методики. Во время первой мировой войны Ассаджиоли получает бесценный опыт, работая с реабилитацией раненых солдат и жертв военных действий, который укрепляет его в гуманистических воззрениях и придает его методам работы с людьми совершенно новые ракурсы.
После войны Роберто переезжает в Рим, а в 1926 году открывает Институт психосинтеза, годом позже в свет выходит его труд о новом методе лечения психологических расстройств.
Главный акцент его трудов того времени составляет исследование позитивных аспектов терапии и формирование воли к изменениям. Развитию воли Ассаджиоли всегда уделял особое внимание, на эту тему написана отдельная книга «Акт Воли», которая была опубликована в 1974 году уже после смерти ученого».
В 1938, Ассаджиоли, как и многие другие ученые подвергается преследованиям со стороны фашисткого режима Муссолини, его арестовывают за прогрессивное мировоззрение и произведения выраженной гуманистической направленности. Как нередко бывает с подобными людьми, тяжелый тюремный опыт оказал на ученого позитивное воздействие, он использовал время заключения для занятий духовными практиками и изучения своего собственного внутреннего мира и это время оставило немалый отпечаток в его дальнейших воззрениях.
После второй мировой войны Ассаджиоли продолжает свою работу в Институте психосинтеза, тогда же основываются центры по изучению метода в Америке и Франции, также он ведет активную преподавательскую работу, читая лекции студентам в Европе и Америке.
До конца жизни Ассаджиоли уделял немало внимания религиозным духовным практикам, изучая восточные учения и труды средневековых христианских мистиков. Эти искания нашли отражение в его воззрениях на природу человеческой личности и в разработанных им методах трансформации человеческого сознания.
Существуют свидетельства, что наибольшее влияние на Ассаджиоли оказывало учение Елены Блаватской, приверженцом которого он всегда оставался, и которое в большой мере повлияло на его представления о психике человека.
О его живом интересе к востоку говорит и переписка с известным художником, ученым и исследователем востока Рерихом.
Тем не менее, будучи всегда в первую очередь ученым, Ассаджиоли стремился к тому, чтобы его школа и ее методы всегда воспринимались именно как психологическая практика, а не как некая новая мистико-философская доктрина, призванная в очередной раз объяснить природу человека и мироздания.
Он говорил, что его метод лишь путь, который ведет человека к трансформации, а то, что открывается за этими пределами остается уделом особого опыта каждого индивида и не подлежит интерпретации. Он видел свой метод связующим звеном между непередаваемой мистерией духовного опыта и путем к психологической гармонии человека, как личности.
Так или иначе, но акцент на глубинную трансформацию личности и понимание совершенной необходимости этой трансформации для дальнейшего прогресса человека, делает метод психосинтеза ярчайшим представителем трансперсонального направления в психологии.
На настоящий день в мире существует десятки центров психосинтеза, а его методы становится все более популярными среди психологов, работающих с клиентами. Интересно, что практики Ассаджиоли используют психологи самых разных направлений, а на базе его идей возникает немало новых психологических направлений.
Следующая статья — ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ АССАДЖИОЛИ
Смотрите также видео интервью с Роберто Ассаджиоли