Перейти к содержимому

Гуманистическая психология

гуманистическая психология

Предпосылки гуманистической психологии

В середине 20 века в Америке возникло новое направление психологии, в основу которого легли идеи экзистенциализма, провозглашающего изначальную иррациональность человеческого сознания, а также отрицание принципа лежащего в основе познания — рационального мышления, как единственно возможного.
Поскольку такая система базировалась на понимании единства объекта и субъекта, как априори присущего любому сознанию, из нее естественным образом вытекала идея о первостепенном значении субъективного опыта личности. Это означало совершенно другой поход к изучению личности и пониманию основ ее существования.

Чтобы понять насколько существенной, если не революционной, эта идея была в психологии того времени достаточно вспомнить, что в 30 — 40 годах 20 века в мире торжествовали психоаналитическое направление и бихевеоризм, которые базировались на принципах априорно считавшихся научными, а именно, на естественнонаучном подходе, рассматривающим человека в основном с точки зрения природного животного механизма, поведение и мотивы которого во многом базировались на рефлексах и порывах по удовлетворению базовых природных потребностей.

Поскольку появление нового направления совпало с пиком общественных движений того времени за защиту прав и гражданских свобод личности, массовыми акциями протеста, новыми молодежными веяниями и возникновением на их базе уникальных и совершенно новых субкультур, то становится понятным и круг основных идей гуманистической психологии, которые, очевидно, испытали влияние новых событий и идей, которые они несли.

Базовые принципы гуманистической психологии

Вот пять основных принципов на которых было основано новое направление.

— Концепция становления личности

Человеческая личность всегда находится в движении и меняется в каждый момент времени, в соответствии, с также меняющимися обстоятельствами. При этом, каждая личность полностью ответственна за качество этих перемен, и по настоящему полной ее жизнь может стать, только при наличии у индивида намерения в дальнейшем движении, что означает появление все новых и новых целей и вызовов. Способности к реализации этих перемен с рождения присущи каждому человеку. Концепция становления также означает, что для достижения по настоящему высокого качества бытия, человеку не достаточно руководствоваться лишь принципом удовлетворения базовых потребностей.

— Уникальность каждого человека

Каждый индивид обладает только ему присущими чертами и особенностями характера, но самое главное, это уникальность его личного опыта переживания своей собственной жизни, мыслей, эмоций. Это означает, что именно личный опыт человека является первостепенно важным в вопросе изучения психической реальности, а вовсе не данные, полученные экспериментальным путем, и на основании этого объясняющие поведенческие особенности личности. Этот пункт открыто бросал вызов бихевиоризму и его фактическому отрицанию метода самонаблюдения (интроспекции), как научного и достоверного.

— Холизм

Третий принцип (принцип холизма) является развитием второго и провозглашает подход к личности, не как к сумме отдельных биологических компонентов, таких как поведенческие факторы, мысли, эмоции, части организма и т.п., а как к целостному созданию, где все перечисленные факторы присутствуют, но при этом, представляют из себя лишь часть более важной и единой системы. Согласно этой логике, экспериментальное изучение каждого компонента в отдельности не дает основания для выводов о том, как работает система в целом. Все это означает, что целое не сводится к простой сумме его частей, и также представляет из себя нечто большее не только количественно, но и качественно (эмердже́нтность).

— Гуманизм

Четвертый принцип, провозглашает примат гуманизма в человеческой природе. Имелось ввиду, что природа личности сама по себе добродетельна или, по крайней мере нейтральна, а негативные проявления обусловлены неудовлетворенными базовыми потребностями, а вовсе не врожденными инстинктами и происходящими из них разрушительными импульсами, как утверждал Фрейд.

— По мнению Абрахама Маслоу, все ранее имеющиеся подходы по изучению поведения человека базировались в основном на наблюдениях за людьми с теми или иными психическими проблемами и патологиями. Это послужило причиной осуждения такой практики и вывода о том, что результаты таких исследований и их перенос на всех людей в целом дают, мягко говоря, однобокие представления о личности. Считая изучение психически здоровых и стремящихся к самоактуализации людей куда более важным, Маслоу делает вывод о том, что именно на этом материале можно сделать более правильные выводы, как на самом деле функционирует человеческая психика.

Вот такие пять положений легли в основу нового направления. Естественно, первоначально эти идеи были подвергнуты критике со стороны ученых, придерживающихся сугубо научных рациональных принципов бихевиоризма и психоанализа. Гуманистическое направление обвиняли в размытости и абстрактности понятий, а также отдельно, за чрезмерный идеализм, особенно когда дело касалось манифеста человеку, как изначально обладающим априорным гуманизмом. Несомненно, вся эта критика имела серьезные основания. С другой стороны, основатели новой теории, будучи учеными, прекрасно понимали все проблемы с которыми им предстояло столкнуться, чтобы провести в жизнь идеи и принципы, которым они были привержены. По этой причине Маслоу была разработана целостная концепция потребностей человека, и именно из этих потребностей вытекали все те свойства личности, которые противоречили ранее существующим теориям.

Маслоу, Роджерс и Шарлотта Бюлер

В гуманистическое направление внесло свой вклад довольно много известных ученых того времени, но, пожалуй, наиболее часто упоминаются трех из них, это Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Гордон Олпорт.

На базе идей гуманистической психологии было разработано и немало революционных психотерапевтических методов, в основе которых лежали в первую очередь принципы безусловно позитивного принятия клиента — безусловная эмпатия, внимание к его переживаниям, их осознанию самим клиентом, поддержка в осуществлении выбора и принятию решений.

Теориям и практикам, разработанным ими посвящены последующие статьи раздела «Гуманистическая психология».

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика