За многолетнюю история человечества были выработаны многообразные эффективные тактики воздействия. По сути, история развития способов и тактик влияния – это история человечества.
В городах-государствах древней Греции убеждение могло принимать форму спора или ораторского выступления. Греческий гражданин был заинтересован в обучении искусству аргументации, чтобы не потерять свое имущество или не быть изгнанным из общины при проигрыше дела в суде.
В качестве помощников в обучении убеждению нанимались софисты, известные любовью к ложной аргументации.
Традиция “решение через убеждение” поддерживалась политической и судебной системой римской республики.
Выделились профессионалы убеждения — политики и юристы, делавшие карьеру на умении аргументированно доказывать свою точку зрения.
Настоящим стратегом коммуникации стал Цезарь: адресатом имперской пропаганды был Сенат и народ Рима, в роли СМИ выступали конные курьеры и вощеные таблички, а индикатором обратной связи служил уровень популярности императора.
Изучаемый в Средние века «тривиум» наук включал грамматику, логику и риторику, т.е. одна треть знаний была посвящена тому, как влиять на других, одна треть – как составить правильное сообщение, а одна – как создать убедительные аргументы!
Интересно проследить историю развития технологий оказания влияния на примере политической пропаганды.
Термин «пропаганда» появился в начале ХХ века, когда его стали применять для описания тактики убеждения, использовавшейся в ходе Первой мировой войны, и методов, которыми позже пользовались тоталитарные режимы.
Слово “пропаганда” с тех пор стало означать массовое внушение или влияние на психологию индивидуума через манипуляцию символами. Пропаганда представляет собой связь некой точки зрения с конечной целью, заключающейся в том, что получатель данного призыва приходит к “добровольному” принятию этой позиции, как если бы она была его собственной, техника воздействия в политической пропаганде является манипулятивной по своей сути, т.к. приводит к «скрытому возбуждению у человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» через внедрение в сознание под видом объективной информации неявного, но желательного для политической группы содержания.
Исторический обзор позволяет проследить важнейшую функцию, которую выполняло коммуникативное воздействие в государстве – функцию создания и поддержания государственной общности или устойчивой иерархии в социальной группе.
Так, средневековая пропаганда развивалась в социальных группах, проявляющих тенденцию к централизации и упорядочиванию власти, и оставалась прерогативой правителя или церкви.
Французская революция 1789 года создает первые светские институты пропаганды и придает пропаганде длительный характер.
Пропаганда становится массовой, использует сложившиеся мифы и творит собственные. При Наполеоне пропаганда становится тотальной (используются все доступные каналы коммуникации: пресса, школа, архитектура, др.) и основывается на харизме правителя-лидера, полубога нового времени.
Мощным импульсом к окончательному оформлению технологий убеждения в их современном виде послужила Первая мировая война.
Увеличивается число профессионалов убеждения. Социология и психология дают научно обоснованные приемы и тактики для манипуляции общественным мнением. Отправной точкой современного века убеждения можно считать 1843 год, когда было открыто первое рекламное агентство.
Техники рекламы и продаж, развиваемые с 1880-х годов, были успешно применены в военной пропаганде. Накопленный практический опыт и научные исследования совместились в работах Дж.Крила и У.Липпмана, С.Стюарта и Э.Штерна-Рубарта.
В двадцатые-тридцатые годы ХХ века проблемами влияния, убеждения и внушения занимались Г.Лассуэл, Д. Хардгрейв, Э.Бернейс, А.Ли, др.
Все эти люди при своих научных интересах занимали ответственные посты в органах пропаганды во время Первой Мировой войны.
Так, в книге, впервые изданной в 1920 году и озаглавленной How We Advertised America («Как мы рекламировали Америку»), Джордж Крил, издатель и руководитель Комитета по общественной информации, описал, как он и его комитет использовали принципы рекламы, чтобы убедить американцев воевать против Германии. Успех Дж.Крила вдохновил других (и прежде всего Адольфа Гитлера) применять и развивать эти методы в широчайших масштабах.
Исключительное значение знание и использование психологии влияния приобрело в авторитарных режимах, где пропаганда отличалась тотальным характером и оформилась в сложную систему длительного, планируемого воздействия.
«Все — пропаганда», не без оснований заявляет Дриенкур в пятидесятые годы ХХ века.
Т.Адорно отмечает исключительную эффективность регламентации жизни человека путем пропаганды, основанной на соблюдении иерархии распространения сообщения (сверху вниз), неконкурентной пропагандистской среде и монологичности.
Во второй половине ХХ века быстрое развитие средств массовой информации привлекло пристальное внимание исследователей к особенностям целевых аудиторий и свойствам конкретных СМИ, к процессам переработки информации и проблемам оценки эффективности коммуникации.
Сохранялся преимущественный интерес к конкретным техникам воздействия. После падения тоталитарных и авторитарных режимов движение коммуникативных потоков стало менее управляемым, и возросшая конкуренция среди коммуникаторов, передающих информацию (например, в Интернете), привела к усложнению манипулятивных приемов (прежде всего, техник внушения).
Другие статьи по теме:
Психология в руках пропаганды.