- Интроверсия и Экстраверсия.
- Психологические функции личности.
- Психологические типы.
- Развитие личности.
- Принципы развития личности.
- Сновидения.
Одним из самых значительных вкладов Карла Юнга в развитие психологии можно считать, даже не его весьма необычную личностную парадигму, а его воззрения на то, как именно личность человека взаимодействует с миром.
Интроверсия и Экставерсия
По типу отношения к миру Юнг выделил две разновидности ориентации, это интроверсия и экстраверсия.
Считается, что изначально мир человека, то, как его воспринимает маленький ребенок, не делится на части, поскольку на раннем этапе развития, отсутствуют причины для такого разделения.
Тем не менее, к определенному возрасту происходит формирование Я, то есть осознание себя, как сущности отдельной от мира.
В зависимости от обстоятельств, отношение личности к миру в процессе ее развития, складывается по-разному. Эти обстоятельства приводят к тому, что итогом развития человека становится появление разных типов личности, которые используют различные стратегии поведения и по-разному воспринимают окружающую реальность.
Когда личность человека фактически сформирована, он, в абсолютном большинстве случаев, начинает делить мир на две основные части — мир внутренний (или мир сознания, психики) и мир внешний (мир материальный, социум). И в этом разделении мы имеем совершенно четкое мнение на счет того, что относится к внутреннему, а что к внешнему.
Человек существует в каждом из этих двух миров и между ними, посредством личности, образуется информационная взаимосвязь.
В ходе работы со своими пациентами Юнг заметил, что внутренний и внешний мир имеют для них не одинаковую ценность. Эти две условные группы Юнг разделил на экстравертов и интровертов. Тогда же им было сделано предположение, что в основе такого разделения, лежит принцип большего или меньшего доверия к внешнему миру.
Так, если в период формирования личностных особенностей обстоятельства общения с внешним миром были благоприятными и не приносили проблем, то «рейтинг доверия» был высоким, складывалась экстравертная структура личности, если же наоборот, то интровертная.
Для интроверта ценность внутреннего мира выше, а также выше степень доверия к нему.
Таким образом, интровертные намерения и цели идут от субъекта, а в иерархии ценностей, внутренняя необходимость всегда будет выше внешней.
Качественная оценка внешнего мира у интроверта происходит в основном с точки зрения внутренней реальности (проекция).
Для экставерта более характерен фокус на внешнем мире, и в иерархии значимости, чаще перевешивают эти факторы. В силу перечисленных причин, внешний мир оказывает на экстраверта более сильное влияние, также экстраверты более склонны к подчинению требованиям внешнего мира, то есть в большей степени принимают во внимание внешние обстоятельства.
Было понятно, что обе эти установки не могут оказывать одновременное влияние на психику, и это значило, что какая то одна должна быть доминирующей.
Тем не менее, наблюдения говорили о том, что не бывает так, чтобы человек всегда руководствовался в своей жизни лишь одной доминантной установкой.
Любой экставерт всегда принимал во внимание интровертные факторы и наоборот.
То есть, чистых интровертов и экстравертов, не существовало, но присутствовал компромисс факторов с уклоном в то или иную сторону. Вследствие этого Юнг сделал предположение, что у каждого, помимо доминирующей, основной установки, есть субдоминантная установка на противоположность. И если доминирующая установка полностью осознается, то субдоминантная остается в бессознательном.
Иными словами, личность, экстравертная в сознании, на бессознательном уровне придерживалась противоположной — интровертной установки.
Логика Юнга была следующей, если бы в человеке реально доминировала бы только одна установка, то это несомненно должно было бы привести к утрате психического равновесия, поэтому, она должна была быть скомпенсирована «бессознательной контрпозицией».
Иллюстрация разницы между экстравертами и интровертами
В подавляющем большинстве людей эти два акцента выражены недостаточно отчетливо, так, что распознать с ходу акцентуацию, обычно не представляется возможным.
Для существуют специальные личностные тесты, например тесты Юнга и Айзенка.
Однако, если акцентуация ярко выражена, что также встречается, то характерное поведение этих ярких представителей обеих групп может быть следующее.
Экстраверт.
Он очевидно стремится к внешним объектам, субъектам и обстоятельствам, которые влияют на внешние факторы.
Для экстраверта важны требования этой внешней обстановки, поэтому, они склонны идти на поводу у внешних обстоятельств. Вследствие этого, они часто бывают консервативны и избегают перемен, что может привести к ограничениям, накладываемым на внутреннее развитие личности.
С другой стороны, экстраверт демонстрирует большую подвижность в отношениях с обществом, он легче находит общий язык с людьми и куда более виртуозно, чем интроверт владеет внешними обстоятельствами.
Интроверт.
Выражена тенденция к избеганию внешнего мира.
Интроверта больше интересует свой собственный внутренний мир, развитием которого он и занимается. Внешний мир воспринимается им через призму собственных переживаний. Интроверты более сдержанны эмоционально и замкнуты.
Благодаря подсознательной компенсаторной установке на внешний мир, интроверт нередко попадает в неосознанную зависимость от внешних объектов и обстоятельств.
Психологические функции личности
Помимо двух основных психологических установок, Юнг выделяет еще четыре основные функции, это ощущение (восприятие через органы чувств), мышление, чувство (эмоции) и интуиция, которые, в свою очередь, делит на две категории — рациональные и иррациональные.
Рациональная функция отличается от иррациональной своим назначением.
Назначение рациональной функции — организация мышления, действий и чувств для выполнения конкретных задач. Это функция рационального познания мира и взаимодействия с ним.
Назначение иррациональной функции — чистое восприятие.
По мнению Юнга, чувство и мышление это рациональные функции, а интуиция и ощущение иррациональные.
Таким образом, иррациональная функция первична и ее результат (восприятие) служит материалом для рациональной и чувственной оценки.
Интуиция — это функция восприятия материала бессознательного.
Ощущение — восприятие действительности при помощи органов чувств.
Мышление — познание и логические умозаключения.
Чувство — субъективная оценка значимости тех или иных объектов сознания.
По аналогии с интроверсией и экстраверсией, в рамках сознания одного индивида может быть представлена только одна доминирующая функция, остальные играют компенсаторную роль и берут на себя функцию основной в условиях невозможности ее проявления в полной мере.
Психологические типы личности
На основании всего вышесказанного очевидно, что личность Юнга может из себя представлять сочетание четырех функций и двух основных установок, таким образом мы можем получить восемь типов личности.
— Экстравертный мыслительный тип.
— Экстравертный чувствующий.
— Экстравертный ощущающий.
— Экстравертный интуитивный.
— Интравертный мыслительный.
— Интравертный чувствующий.
— Интравертный ощущающий.
— Интравертный интуитивный.
Разумеется, как и в случае с интроверсией и экстраверсией, говорить о чистых типах невозможно, таковых просто не существует в природе.
Следует также подчеркнуть, что именно означают разные типы личности.
Деятельность любого сознания основана на информационном обмене между частями этого сознания. Так информацией может обмениваться внутренний и внешний мир, а также и различные части и внешнего, и внутреннего мира.
В рамках этой логики можно представить себе, что любое действие (поведение) также представляет из себя обмен информацией.
От каких именно факторов в наибольшей степени зависит этот обмен и определяет тип личности.
Например, у экстраверта — мыслителя при взаимодействии с миром главную роль будут играть факты и события внешнего мира в которых он будет искать закономерности.
Для сравнения интроверт — мыслитель будет также искать закономерности, но только в более значимой для него области внутреннего мира.
Развитие личности у Юнга
Следует несколько слов сказать о значении типологии личности.
Несомненно, сама по себе, классификация личностных аспектов была бы совершенно бессмысленной вне контекста ее практической применимости.
Что же определяет этот контекст у Юнга?
Естественно, главной целью любого специалиста по психологии, работающего с клиентами является улучшение качества психической жизни человека, его психологическое благополучие. Для реализации этой задачи психолог использует различные методики в рамках парадигмы, в которой он осуществляет свою деятельность.
Это определенный набор практических действий, таких, как сбор материала, выводы сделанные на основе этого материала, и потом, на основе этих выводов психолог определяет направление работы с клиентом, уже с учетом его личных особенностей.
Поэтому, одной из неизбежных задач определяющих направление терапии, является понимание того, что из себя представляет клиент и каковы его проблемы.
Конечно, вне рамок какой — либо системы выбрать направление терапии довольно затруднительно, такой вариант если и возможен, то лишь для психолога чей психологический тип базируется на иррациональных функциях.
Все это значит, что наличие некоего классификатора является ключом к пониманию процессов, происходящих в отношениях психолог — пациент, как для одного, так и для другого.
Еще одна важная составляющая, которая определяет целесообразность работы специалиста с клиентом, это позиция специалиста — психолога по поводу того, что именно является идеальным конечным результатом.
Для Карла Юнга этим понятием была ИНДИВИДУАЦИЯ. Именно в этом ключе он и рассматривал развитие личности.
Понимание индивидуации естественным образом вытекает из существования важного архетипа Самости. Согласно воззрениям Юнга, единственным условием, при котором человек может избавится от психологических проблем и обрести внутреннюю гармонию, является введение архетипа Самость в самый центр личности, когда этот архетип начинает играть главенствующую роль в ее мотивах и стремлениях.
Можно также сказать, что это, ни что иное, как замена функций Эго с его неизбежными конфликтами на единый центр управления личностью человека, где естественным образом и в равной мере реализованы все возможные функции, которые, при этом, находятся в состоянии гармоничного единства.
Путь к индивидуации весьма сложен и требует существенных и постоянных усилий самого индивида в этом направлении.
Юнг придерживается мысли о том, что этот путь совершенно уникален для каждого человека и его следует соотносить с типом личности, а также руководствоваться на этом пути определенными принципами и законами.
Законы и принципы развития (эволюции) личности
Принцип казуальности (причинности)
Этот принцип декларирует зависимость личности от прошлого опыта, это означает, что общее психологическое состояние человека на данный момент целиком и полностью определено его личной историей. Данный принцип служит основой для понимания человеком того момента, в котором тот находится, здесь и сейчас.
Принцип телеологии
Юнг говорит и о влиянии принципа телеологии, который по своей сути, противоположен принципу причинности.
Это означает, что настоящее также зависит и от будущего, а именно, от целеполагания индивида, то есть от его будущего ориентира — идеала.
Таким образом, развитие индивида определяет не только его прошлое, но и намерение, которое отчасти определяет то, что произойдет в будущем.
Конечно такое разделение принципов носит весьма условный характер, ведь можно сказать, что будущее и стремление к нему точно также определено прошлой историей.
Принцип синхронии
Данный принцип, на первый взгляд, не связан с принципом причинности. Он касается событий причинно вроде бы не связанных, но происходящих одновременно.
Подобные события происходили, наверное, с каждым человеком.
Так например, вы думаете о друге которого не видели много лет и неожиданно встречаете его. Или вы видите сон о событии, а когда просыпаетесь, то обнаруживаете из новостей, что такое событие произошло в реальности и т.п.
Юнг считал, что тот факт, что такие события происходят, нельзя объяснить простой случайностью.
Ученый объяснял такие совпадения деятельностью архетипов , которые, сами по себе, не имеют причинного отношения к происходящим событиям, но обладают особыми свойствами, которые обеспечивают само явление синхронии.
Так или иначе, это свойство довольно естественно вытекает из другого закона Юнга, о едином бытии в коллективном бессознательном, согласно которому, свойства частей личного бессознательного могут проецироваться на другого человека.
Например, если у двух людей возникают одинаковые комплексы, то вы можете воспринимать этого человека, как воплощенный в нем свой собственный комплекс.
Еще этот закон говорит о том, что на уровне коллективного бессознательного у всех людей существует как бы единое поле сознания, что с легкостью объясняет связь, казалось бы, независимых событий.
Принцип наследования
Согласно Юнгу, в понятие наследственности входит не только традиционное содержимое, но и содержимое коллективного бессознательного, где в архетипичной форме представлена информация рода, нации и всего человечества.
Прогрессия и регрессия
Принцип развития личности, в который заложено, как движение вперед, так и назад. По факту же, развитие человека циклично и предполагает оба этих движения, а именно, возврат назад может означать некое осознание препятствий с целью дальнейшего прогресса, то есть, ни в коей мере, не являясь тупиком или проблемой.
Сублимация и вытеснение
Две манипуляции с либидо или с психической энергией о которой говорит и Фрейд. Первое, означает перенаправление ее в другое русло, второе, говорит о вытеснении нежелательной информации в бессознательное.
Считается, что роль сублимации прогрессивна, а роль вытеснения наоборот.
Символизация
В юнгианской модели символ несет в себе две основные функции.
Первая — воплощение вытесненного ранее в личное бессознательное материала, который, в такой форме, стремится прорваться в область сознания, заявить о себе и, таким образом, снять напряжение.
Вторая — воплощение архетипических символов коллективного бессознательного.
В любом случае, символическая форма несет на себе функцию передачи информации, которую нельзя предать или выразить другим путем, и в этом смысле это отличный язык, на котором с нами общается бессознательная часть нашей личности.
Символ может быть одновременно и продуктом творчества личности.
Так например рисунки на эротические темы, имеют в своей основе попытку в символической форме удовлетворить подавленное влечение, а сам же творческий импульс, ни что иное, как сублимация этого влечения. Вообще, символы для Юнга имеют огромное значение и предстают перед нами во многих его книгах.
На символическом языке говорит с нами наше бессознательное и во время сна.
Аналитическая психология и сновидения
Огромное значение в развитии человека и в работе с клиентами в аналитической психологии придается опыту сновидений.
Сон это время, когда наше сознание на время затихает, а значит, перестает служить непреодолимым препятствием на пути к бессознательному содержимому.
Мы выяснили ранее, что бессознательное говорит с нами на языке символов.
Бессознательное содержимое, частично подавленное, а частично и обретающее свою собственную жизнь в виде комплексов и архетипов, так или иначе, обладает стремлением проникнуть в сознание. Причина такого стремления — неосознанное стремление нашей личности к снятию напряжений и гармонии, а иначе, это стремление Самости реализовать себя в полной мере.
Задача психолога на этом пути — сбор и интерпретация материала сновидений совместно с пациентом.
Юнговский метод интерпретации снов, это амплификация.
Амплификация — метод работы со сновидениями. Символ из сна значимый для пациента, обставлялся большим количеством ассоциативных слов, а также, аналогичными по смыслу картинами, литературными произведениями мифологическими или сказочными, можно использовать и просто символы.
Юнг считал, что такая работа предполагает переживание нового внутреннего опыта, что и есть по сути, общение с символическим содержанием.
Именно сам факт такого общения, продвигал клиента в его прогрессе и внутренних переменах. Для аналитической психологии, как и для психоанализа, работа со снами представляется одним из важнейших этапов психологической работы.
Заключение
Как основоположник нового психологического направления, как революционер в области психологии, Карл Густав Юнг занимает заслуженное место рядом с его учителем Фрейдом.
Воспользовавшись идеями последнего и на их базе, Юнг создал радикально иное направление в психологии.
Если говорить о конечной цели развития человека, заявляемой Юнгом в его теории, можно сказать, что он, фактически является отцом и трансперсональной психологии, которая, также, предполагает развитие личности с целью индивидуации. А в понимании самой индивидуации прослеживаются черты весьма схожие с представлениями о мистическом или религиозном опыте.
Таким образом, детище Юнга балансирует на грани психологии и религии.
По этой причине не является странным, что, такой поход вызывал и вызывает непрекращающуюся критику со стороны представителей других школ психологии.
Конечно же, многие положения теории Юнга, особенно его идеи касающиеся области бессознательного, не подлежат эмпирической проверке в принципе, что позволяет оппонентам говорить об аналитической психологии, как о научной ереси.
Но, несмотря на это, юнгианская психология, наряду с классическим психоанализом, остается одним из популярных направлений в психотерапии.
На основе этой теории созданы новые школы, такие как архетипическая психология, юнгианская символдрама, типология, соционика и .др.