- Психосинтез и его цель.
- Стадии психосинтеза.
- Теория субличностей.
- Работа с субличностями.
Цели психотерапии в психосинтезе
Предыдущая статья, посвященная теории личности Ассаджиоли, была закончена обсуждением целей психотерапии, которые естественным образом вытекали из представлений автора теории о структуре человеческой психики.
Главную цель (программу максимум) можно было бы сформулировать, как реализацию индивидом своего высшего «Я» и последующую радикальную трансформацию структуры личности по отношению к этому центру.
По мнению Ассаджиоли, только такой вариант мог исчерпывающим образом гарантировать психическое здоровье личности, а именно, ее внутреннюю непротиворечивость (целостность), что означало способность человека жить в гармонии с собой и окружающим миром. Говоря иначе, такая трансформация давала индивиду высокое качество жизни, как и возможность обеспечивать движение к той же цели других людей. Именно это и означало жить в с миром в гармонии.
Здесь возникает закономерный вопрос, если даже традиционные формы психотерапии, не ставящие таких амбициозных задач доставляют клиенту немало трудностей, то можно ли рассчитывать на то, что метод предполагающий радикальную перестройку личности сработает? Даже если можно было бы допустить, что психосинтез достаточно хороший метод для тех немногих, кто готов пуститься во все тяжкие ради достижения пусть и светлой, но такой далекой и туманной цели, то будет ли он пригоден для сколь-нибудь заметно большей аудитории? Можно ли в контексте такого метода говорить о какой то его универсальности, или же он обречен был стать методом только «для избранных»?
Вот что о психосинтезе говорил сам Ассаджиоли — «Это великое и, разумеется, долгое и трудное дело, и не каждый готов к нему».
Понятно, что любая психологическая работа трудна по определению. Причина в том, что фактически любой метод, если он предполагает действительно работу, а не ее имитацию, связан с необходимостью перемен в личности. И перемены эти пропорциональны масштабу решаемой психологической задачи.
Поэтому, понимая все невероятные трудности реализации задаваемого психосинтезом результата, даже в случае очень целеустремленной и талантливой личности, Ассаджиоли всегда говорил о, том, что это работа сколь сложна, столь же и постепенна. И психосинтез, был задуман им, как дело (ни много, ни мало) всей жизни человека, и именно поэтому он был разбит на принципиально различные по уровню и своим задачам стадии, которые, тем не менее, сливались в единую и гармоничную систему.
Психосинтез — это сложный и поступенчатый процесс.
Стадии психосинтеза
«Между исходной точкой пути, который начинается в долинах нашего обычного сознания, и сверкающим пиком Самопостижения есть промежуточные фазы, разновысокие плато, где человек может отдохнуть и даже поселиться, если он не может или не хочет продолжать восхождение» (Ассаджиоли Р. Психосинтез).
Всего система психотерапии Ассаджиоли насчитывает четыре основные стадии, которые впрочем, в процессе работы часто пересекаются и меняют свою последовательность. Вот эти четыре этапа.
1. Стадия познания себя.
2. Контроль над элементами своей личности.
3. Работа по постижению своего реального (высшего) Я. Нахождение объединяющего центра для создания новой структуры личности или же его создание.
4. Собственно сам процесс психосинтеза, который обозначает создание новой личности на базе объединяющего центра истинного Я.
Таким мы рассматриваем этот метод с точки зрения его применения в контексте постепенного воздействия на личность.
Для лучшего понимания, следует упомянуть и о том, что сам Ассаджиоли выделял изначально в своем методе только две основные стадии.
— Первая, это формирование полноценной личности, или иначе, личностная стадия психосинтеза.
— Вторым этапом был уровень духовного преображения или духовный психосинтез, окончание которого и знаменовало формирование совершенно новой личностной структуры.
Через эти две стадии, мы можем посмотреть на метод в несколько ином ракурсе, с точки зрения достижения промежуточной и конечной цели. И здесь логика психосинтеза представляется нам совершенно ясной — сначала мы «разбираемся» с личностью и ее проблемами и только затем приступаем к тому, что и является истинной целью — осознание истинного «Я» и последующая духовная трансформация индивида.
*В настоящее время последователи метода Ассаджиоли предпочитают говорить о трех стадиях — личностный, трансперсональный и духовный.
Схема личности по Ассаджиоли
Рассмотрим каждую стадию более подробно
1. Познание себя.
Согласно идее Ассаджиоли, самый первый этап включает в себя сочетание психоанализа с элементами аналитической психологии. Это означает глубинную работу по исследованию своего бессознательного, как низшего, так и высших его слоев.
Исследуя область низшего бессознательного, мы выявляем свои прошлые подавленные травмирующие переживания, анализируем их влияние на наше поведение и состояние психики и через осознание этих связей мы учимся понимать природу своих невротических состояний.
Помимо самого факта такого понимания, процесс исследования и знакомства с невротическим содержимым бессознательного и его осознание через эмоциональное проживание прошлых событий, является глубоко благотворным и несет в себе немалый терапевтический эффект. Фактически на этом и построен метод психоанализа, однако Ассаджиоли находил его недостаток и ограниченность в том, что с точки зрения этого метода, психотерапия на этом и заканчивалась, и это было совершенно недостаточным в контексте задач психосинтеза.
Ассаджиоли считал, что на первой стадии исследования себя надо, помимо прочего, исследовать области, как среднего, так и высшего бессознательного, ибо они таили в себе величайший потенциал в познании своих возможностей, задавали новые ориентиры, а также стимулировали появление у клиента потребностей высшего уровня, или, как говорил Маслоу, МЕТАПОТРЕБНОСТЕЙ.
Кроме того, метапотребности играли огромную роль в формировании энергии индивида для дальнейшего движения вперед и служили гарантией, что человек не остановится на половине пути. Таким образом, высшее бессознательное должно было стать источником воли к переменам или внутреннего намерения.
2. Контроль над элементами личности.
Конечно же простого знания себя и осознания причин невротических процессов было бы совершенно недостаточно. Необходимо было научится управлять тем, что было осознано.
Именно с контроля над собственной личностью в понимании Ассаджиоли начиналось то, что можно было бы назвать полноценным индивидом и, только начиная с этой стадии, возможно было говорить о том, что потенциально личность может быть готова к дальнейшему движению по познанию своих трансперсональных (вне личностных) аспектов.
Задача второй стадии (контроля) заключалась в том, чтобы интегрировать, осознанные на предыдущем этапе различные части личности, вокруг осознаваемого Я (личного Я).
Цель этого этапа состояла в формировании личности, полностью или хотя бы частично, решившей проблему внутренних противоречий, которые лежали в основе невротического поведения и могли стать серьезным препятствием на стадии трансперсональной работы.
В такой личности все ее составляющие находились, если и не в гармонии, то по крайней мере, были относительно согласованы друг с другом, а значит, индивид имел возможность самостоятельно справляться со своими невротическими тенденциями, а также намного более эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
Для второго этапа предполагалось использовать два основных метода — разотождествление и работу с субличностями.
Основным девизом и одновременно обоснованием этого метода, можно было бы считать следующие слова Ассаджиоли:
Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили.
Субличности в психосинтезе
Мы часто отождествляем себя с той или иной важной стороной нашей натуры, например, пилот самолета считает себя летчиком и при общении с людьми и в разговоре с самим собой часто ведет себя соответствующим образом, женщина, посвятившая себя рождению и воспитанию детей, рано или поздно начинает отождествлять себя с матерью, красивая женщина, которая работает на телевидении может легко отождествить себя с тем, что наиболее важно для этой работы, а именно, с совершенным и красивым телом, ученый отождествляет себя со своим интеллектом и так далее.
Тем не менее, это всего лишь одна сторона нашей личности, которая, по определенным причинам, стала для нас более важной, чем другие, то есть, приобрела для нас ценность. Таких частей личности, с которыми мы отождествляемся у нас может быть несколько, например пилот, может одновременно ассоциировать себя с отцом семейства, с другом, с путешественником и с любой другой ролью, которую он играет в жизни и которая является одной из ключевых (важных).
Человеческое я может отождествиться с любой частью сознания, но при этом возможен и обратный процесс, когда мы отделяем себя от того, что нам неприятно или же от того, что на фоне нашей основной части, кажется нам не таким уж важным.
Такие полу-автономные психические образования в личности человека Ассаджиоли называл субличностями.
Феномен заключается в том, что эти сущности, являясь всего лишь частью нашей личности, проявляются зачастую, как совершенно автономные создания.
Так субличность матери, при полном с ней отождествлении может привести к тому, что женщина станет себя вести так, как если бы в целом она и была только матерью, рассматривая все свои жизненные интересы, цели, смыслы только в этом контексте. При этом, остальные стороны ее личности находились как бы в тени, то есть были не так важны.
Определение субличности: это совокупность поведенческих реакций, установок, мотивов, эмоциональных состояний, мыслей, которые приобретают в нашем сознании целостность и относительную автономность.
Субличности — метафоры в психологии. Человек, как существо живущее в материальном мире, часто имеет дело именно с материальными сущностями, и образования психической реальности он имеет склонность наделять такими же характеристиками. Поэтому всегда следует помнить, что такая метафора на самом деле очень большая условность. При этом не следует думать, что раз эти условности не имеют четких границ, то являются иллюзиями. Феномен сознания заключается в том, что эти границы существуют и задаются они самим индивидом, что, само по себе, является очень неплохой новостью, поскольку означает возможность контроля над сознанием.
На этой идее построена работа с субличностями. Мы можем выделять любые нужные нам части нашего сознания и общаться с ними, как с настоящими живыми существами, вести с ними диалог, путешествовать, творить, договариваться, а также подвергать их трансформациям.
Наиболее распространенные субличности — наши социальные роли, которые мы сами образуем на базе своих значимых влечений и представлений об их реализации. Примеры таких субличностей — отец, дочь, муж, учитель, ученый, мать, бизнесмен, политик и т.п.
В каждом человеке находится достаточно много таких психических образований и они не обязательно так глобальны, как субличности, ассоциируемые с социальными функциями. Примеры других субличностей — страх, благоразумие, умник, бедняжка, пройдоха, авантюрист, одинокий волк, бродяга и т.п.
Субличности играют важную функция в нашей жизни, они позволяют нам быстро перестраивать свое поведение, а значит, эффективно реагировать на различные жизненные ситуации.
Каждая субличность несет в себе определенную полезную функцию, например страх, это совершенно необходимый нам инструмент выживания, лень нужна нам для того, чтобы в благоприятные моменты восстановить свои силы и накопить их впрок, гнев нужен нам для того, чтобы при встрече с врагом мы могли выиграть схватку. Субличности социальные позволяют нам эффективно делать свое дело, например субличность врача позволяет человеку быть эффективным профессионалом, субличность матери позволяет женщине хорошо заботится о своем ребенке и т.д.
В чем же проблема? К сожалению, почти всегда происходит процесс отождествления с той или иной субличностью и тогда, в значительной мере, она утрачивает свой практический смысл. И это значит, что мы перестаем использовать их лишь как практический инструмент, вовлекаемся в них, начинаем думать, что мы и есть эта субличность. Именно в этот момент мы и теряем над ними контроль, а они, напротив, приобретают власть над нами.
И вот проблема, которая здесь возникает — человек склонен отождествляться с этими инструментами, попадая от них в огромную зависимость.
Например, субличность матери обычно имеет для женщины огромную ценность. Но дети вырастают и уходят из дома, привычные отношения меняются, что нередко становится поводом для страдания. Причина страдания в том, что такая ценная на протяжении долгого времени субличность утрачивает свою значимость — жизнь матери теряет свой смысл. Еще большая проблема возникает у людей, которые ассоциируют себя со своим молодым и здоровым телом, когда естественное взросление и увядание начисто лишает человека предмета его привязанности.
Еще одна существенная проблема заключается в том, что нередко в нас находится несколько различных субличностей, интересы которых прямо противоположны, например, субличность работника и субличность лентяя, субличность семьянина и субличность бродяги и т.п. Естественно, такие сочетания не могут не порождать внутренних конфликтов.
Выше было сказано, что субличность это то, с чем мы себя отождествляем, с чем наша личность себя в данный момент соотносит. Здесь очень важен один момент — мы это делаем сами, мы наделяем себя (субличность) определенными свойствами, которые сами же и выбираем (определяем как значимые). Это значит, что любое из составляющих определения субличности (см. выше) содержит достаточное условие для образования субличности. Говоря иначе, субличность это не обязательно полноценная социальная роль, ведь мы можем отождествить себя и с более элементарным психическим образованием, например с эмоцией.
А это означает важную практическую вещь — в психосинтезе мы можем выбирать произвольно именно ту часть нашей психической реальности, с которой мы хотим работать.
Работа с субличностями. Разотождествление.
Ранее упоминалось, что основной метод второго этапа, это работа с субличностями, которая включает в себя две стадии:
— обнаружение и осознание субличностей,
— разотождествление с ними.
Субличности могут осознаваться нами, а могут и нет. Поэтому, чтобы работать с субличностью нужно сначала ее обнаружить и признать ее существование, как реальной части себя.
Здесь можно обойтись без медитативной работы, используя рациональные методы. Например, для начала можно постараться 10-20 раз ответить себе на вопрос «кто я?», или «с кем я себя ассоциирую»? Скорее всего среди этих ответов обязательно будут несколько самых важных субличностей.
Конечно, не все они доступны для немедленного и быстрого осознания. Так, чтобы обнаружить значимые субличности, находящиеся в областях низшего и высшего бессознательного необходима довольно долгая и непростая работа. Обнаружение значимых субличностей лишь только часть дела, самое главное, это процесс разотождествления.
Фактически, эта работа заключается в познании субличности — осознании ее, как части нашей психики, которая является нужной и полезной частью нашего сознания. Для этого используются упражнения, когда клиент представляет себе субличность с которой будет работать, вызывает в сознании ее образ, после чего возможно довольно много вариантов, начиная от простого созерцания субличности и заканчивая воображаемым диалогом с ней, прогулкой или же наблюдением за ее трансформацией. Эта работа только на первый взгляд может показаться простой и не требующей времени. На самом деле речь идет о формировании у клиента базовых навыков концентрации и успокоения сознания, что весьма желательно для глубокой работы с субличностями.
Важной частью такой работы является прояснение клиенту метода психосинтеза и его стадий, человек должен поверить в то, что это действительно работает, только в этом случае от терапии можно ожидать реальных результатов.
В результате успешной работы, субличности, которые до этого представляли из себя полуавтономные части нашего сознания, осознаются клиентом.
— как реально существующие.
— как полезные и нужные части психики, которые однако являются лишь практичными инструментами, эффективными ролями, которые мы можем просто использовать, не отождествляясь с ними полностью.
-и третье, что является самым главным, в результате этой работы должно появится осознание своего личностного центра, а в конечном итоге ощущение истинного единства этого центра со всеми субличностями, а иначе — осознание того, что мы представляем из себя многоликое, но единое целое, обладающее возможностями перевоплощения, которые и дают нам субличности.
Если такое объединение действительно прошло успешно, то любая субличность становится фактически слугой нашего общего объединяющего центра (то есть выполняет изначально положенную ей функцию), а утраченная идентификация (отождествление) с субличностями высвобождает много энергии, которая совершенно необходима человеку для следующего весьма непростого этапа.
3. Работа по постижению своего реального (высшего) Я. Нахождение объединяющего центра для создания новой структуры личности или же его создание.
Структура личности и временный объединяющий центр.
Этот этап знаменует начало новой стадии работы — переход к работе трансперсональной, то есть затрагивающей ВНЕ личностные аспекты сознания. Главная задача, которая ставится на этом этапе, и выполнение которой означает его завершение, это постижение своего высшего «Я», той звездочки на схеме, которая венчает модель личности.
Ассаджиоли считал, что в случае успешного выполнения предыдущих этапов и при наличии благоприятных обстоятельств, это процесс мог произойти с человеком и совершенно естественным образом, в ходе проживания им обычных жизненных обстоятельств. Причина этому — активизация в ходе работы над собой МЕТАПОТРЕБНОСТИ — стремления к реализации высшего Я.
Вспомним, что Ассоджиоли говорил об этом стремлении, как имманентно присущем любой личности, а значит, если устранить все препятствия, то процесс вполне мог пойти сам собой.
Конечно гораздо чаще преображение личности шло далеко не так просто и быстро, и требовалась большая дополнительная работа и применение более активных методов для его активизации.
Главным методом, который практиковался на этом этапе было создание идеального образа (идеального Я), отвечающего представлениям клиента о своем идеале и одновременно принципу реальности, то есть реальным возможностям личности и последующее воплощение этого идеального образа в жизнь. Такой образ мог быть создан естественно, только на основе реальной жизненной потребности личности, например, если человек был художником, то это мог быть образ идеального художника, творящего великое искусство, если женщина являлась матерью, то она создавала себе идеальный образ матери и так далее.
Конечно такой метод был связан с новым отождествлением, но он позволял задать определенный вектор движения к цели, создать мощное намерение и при надлежащем отношении и упорстве позволял успешно двигаться к промежуточному результату. Расчет здесь делался на то, что в процессе движения к высокому результату произойдет спонтанная трансформация личности, освобождение от эгоистических устремлений, а в результате, будет достигнуто особое состояние сознания, когда будет узнан истинный источник Я и осознан как объединяющее начало всей структуры личности.
На рисунке показана уже знакомая нам схема личности в психосинтезе, дополненная искусственно созданным объединяющим центром. эта схема исчерпывающе иллюстрирует третий этап психосинтеза.
Следует обратить внимание на важный момент — для перехода к третьему этапу необходимо пройти два предыдущих, что само по себе очень непросто, ведь их прохожение подразумевает осознание и принятие всех своих субличностей, в том числе (в первую очередь) тех, что признавать люди обычно ни в коем случае не хотят. Без выполнения данного условия (осознания и принятия всех частей себя) создание идеального я превратится в очередную иллюзию, тупиковый путь, которым так часто грешат те, кто практикует, так называемую «позитивную психологию».
4. Создание новой личности на базе объединяющего центра истинного Я.
Задача, которая ставится перед индивидом на этом завершающем этапе, собственно и есть то, что означает слово «психосинтез», а именно — создание вокруг найденного и осознанного истинного Я совершенно новой личности, гармоничной и целостной.
Ассаджиоли говорил, что после постижения своего настоящего Я велика вероятность того, что человек сам ясно увидит главный ориентир своей жизни, а значит, его новая личность выстроится вокруг этого центра спонтанно. Такие люди с самого начала ясно видят, что они из себя представляют и какими им нужно быть, и как действовать в контексте вновь открывшихся обстоятельств. Так происходит в случае, если третий этап в основном завершен, истинное Я осознано в полной мере, препятствия устранены, а личность находится в состоянии полной гармонии.
Интуиция, толкающая человека к переменам, должна быть истинной и, если имеют место иллюзии в отношении себя, то это лишь означает, что предыдущий этап не был завершен и следует вернуться на предыдущие уровни, и продолжить работу там, то есть, обратиться к созданной ранее модели идеального Я и, возможно, внести в нее некоторые корректировки.
Эта модель идеального Я, если она была создана правильно, без иллюзий и чрезмерно завышенных планок уже заключает в себе достаточные условия для достижения цели.
Однако, все дело в том, что переход с третьего она четвертый этап вовсе не обязательно должен происходить неким идеальным образом, чаще всего происходит так, что границы между всеми этапами достаточно размыты, переходят друг в друга, а индивид, идущий по пути психосинтеза постоянно движется то вперед, то назад, возвращаясь на предыдущий уровень, даже после достижения определенных успехов на более высоком.
Поэтому, в случае человека, который достиг и осознал свое истинное Я, но при этом, по каким то причинам испытывает затруднения, Ассаджиоли рекомендовал подойти к делу с использованием специальных методов-этапов, которые и включали в себя собственно психосинтез.
Возможных этапов на завершающей стадии было несколько.
1.Как и на предыдущем уровне следовало задать (определить) свои представления о том, кем бы человек хотел стать. На этом этапе уровень отождествления с идеальным духовным Я куда меньше, а качества новой личности намного более условны. Речь здесь идет лишь о неких ориентирах, задающих общий вектор движения.
2. Всестороннее использование в реальной жизни (а не в воображении) достигнутых на предыдущих этапах возможностей — интуиции, освобожденных энергетических ресурсов, полученных знаний о себе и о мире.
3. При необходимости, не испытывать сомнений и возвращаться на любой из предыдущих этапов, к развитию отсутствующих качеств личности, к тренировке необходимых психических функций, постоянной работе по совершенствованию состояния целостности, достижению внутриличностной гармонии через координацию и соподчинение противоборствующих тенденций психики.
4. Продолжать работу с субличностями, мешающими по какой то причине движению к цели, использовать энергию скрытых стремлений различных областей бессознательного. Низшего — путем осознания, принятия и последующей трансформации в полезные энергии. Высшего — путем осознания и последующего сознательного использования этих стремлений.
5. Постоянно развивать в себе новые возможности и не останавливаться на достигнутом.
6. Проявлять в отношении себя бдительность, для того, чтобы не стать жертвой желаемых представлений об успешном духовном развитии, в то время как истинный прогресс далеко не столь впечатляющ, говоря иначе, быть честным с самим собой.
Так выглядят рекомендации Ассаджиоли для тех, кто работает на 4 стадии психосинтеза.
В заключение нелишним будет сказать, что сам автор неоднократно предостерегал от чересчур техничного понимания его методики. Психосинтез не является методом психологической работы в привычном смысле этого слова.
Сам он говорил о своем методе следующее:
«Психосинтез – это прежде всего динамическая, даже драматическая концепция нашей психической жизни, предстающей как непрерывное взаимодействие и борьба множества разных, в том числе противодействующих сил с объединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать их между собой и использовать.»
Таким образом, путь который декларировал Ассаджиоли, это ни что иное, как некий общий вектор развития человека, который предполагает достаточно творческое использование разработанных методик, широкое использование интуиции, как клиента, так и руководящего психолога, постоянное возвращение на начальные этапы работы и, разумеется, постоянную личную работу клиента по жизни, а не только в кабинете психотерапевта. Последнее особенно важно, поскольку весьма увеличивает вероятность хорошего результата и формирует, так называемое, намерение по жизни, общий стимул к развитию, без которого каждый будет обречен на бесконечные повторения одних и тех же циклов, касающихся постоянного начала и завершения практики, нового возвращения, повторения и так далее.
Ассаджиоли не раз говорил о своем методе, как лишь о попытке помочь человеку создать внутреннюю гармонию между двумя противоположными стремлениями к множественности и единству и в этой гармонии достичь наконец внутреннего единения. Эта задача виделась им как естественное исполнение того, что он называл Духом, Божественным существом или Космической энергией. Того, к чему и так стремится все сущее.
Лучше всего будет сказать словами самого Мастера об этом стремлении:
«привнося порядок, гармонию и красоту, а также объединяя всех существ узами любви, осуществляет – медленно и тихо, но верно и неотвратимо – не что иное, как Высший Синтез».