ГЛАВА 4. МЕНТАЛЬНАЯ МАТРИЦА «ЛИЧНОСТЬ», ПОНЯТИЕ «Я», ПРИНЦИП СОХРАНЕНИЯ ИММ.
Мы подошли к одному из самых важных вопросов, который напрямую связан с принципом возникновения и функционирования ИММ как глобальной системы мировосприятия.
Как мы уже говорили выше, возникновение первичной ментальной матрицы связано, по нашему мнению, с появлением базовых понятий «Я» и «ТО», в данном контексте, важным является процесс именно самоидентификации, который приводит, по-видимому, к появлению взаимоотношения по схеме Я – ТО (ТО, ЧТО НЕ Я).
Именно понятие «Я» в этой схеме и порождает ментальную матрицу личности.
Исходя из этой схемы, можно дать следующее базовое определение личности.
ЛИЧНОСТЬ – неотъемлемая часть ИММ, самоидентифицируемая в контексте взаимодействия с тем, что воспринимается как ТО (окружающий мир), другое, не Я.
Развитие ментальной матрицы личности, таким образом, идет параллельно развитию ИММ, можно сказать, что, по сути, это единый процесс. Не может быть личности без ИММ, так и ИММ не может быть без личности. Это можно было бы, пожалуй, назвать настоящим (реальным) актом рождения. Но там где появляется рождение, там есть и смерть. Понятие существования, просто в силу своего наличия, порождает противоположность — его отсутствие. По сути, личность с момента рождения идентифицирует себя с миром, но не с миром Самости, единым миром, а с миром, воспринимаемым в контексте ментальной матрицы.
Судя по всему, на определенном этапе развития системы ИММ, сама система приобретает самостоятельную ценность, по причине того, что личность, будучи все же частью отдельной от ИММ входит в ИММ, как ее неотъемлемая часть и также, как и ИММ, воспринимается в контексте взаимосвязи с ЛИЧНОСТЬЮ.
В то же время ИММ в процессе развития значительно усложняется и по сути, представляя из себя сложную систему иерархий и взаимоотношений понятий, воспринимается личностью как образ, неделимую часть, который в свою очередь состоит из множества других образов, не все из которых вычленяются как отдельное целое, а многие вообще недоступны для осознания.
Таким образом ЛИЧНОСТЬ осознается образно в контексте ИММ, а поскольку у личности существует очевидная потребность в самосохранении, то эта потребность неосознанно переносится на ИММ. Потребность в самосохранении, по нашему мнению, представляет из себя изначальную потребность в доказательстве существования личности, а значит и Индивидуальной Модели Мира.
При этом защите (доказательству) подлежит вся ИММ, поскольку воспринимается личностью как целостный образ мира. Система приобретает законченный вид и некоторую иллюзорную незыблемость, но чтобы поддерживать ощущение постоянства, необходимо поддерживать ее в состоянии отсутствия изменений, в части, касаемой картины мира, убеждений и ценностей. Именно поэтому любая угроза базовой системе ценностей будет пониматься как угроза самому существованию, ИММ неосознанно сохраняет себя, и это, по-видимому, один из базовых принципов ее существования. И здесь неосознанность выступает как важнейший из принципов защиты, истина всегда должна быть скрыта, поскольку ее обнаружение влечет за собой опасные для системы перемены. С другой стороны, нельзя не сказать, что ИММ как глобальная модель мира представляет из себя очевидную реальность и по сути является инструментом взаимодействия человека с миром, зачастую этот инструмент весьма эффективен, особенно в части конкретных задач, касающихся выживания в материальном мире.