Перейти к содержимому

Дипломная работа по практической психологии

психологические защиты личности

ГЛАВА 10. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МЕНТАЛЬНЫХ МОДЕЛЯХ.

Итак, мы подошли к наиболее важной части нашей работы, где мы сделаем попытку понять причины внутренних конфликтов человека с точки зрения наших представлений о ментальной структуре сознания. Здесь мы должны вернуться к такому, упомянутому нами ранее, понятию, как жизненная энергия или, по Фрейдовской терминологии, либидо.

Вероятно, есть некая движущая сила психических процессов, которая служит источником «энергии» для всех психических процессов, о которых мы вели разговор ранее. Мы взяли термин энергия в кавычки по той причине, что, с точки зрения научной логики, да и просто науки как таковой, данный термин — не более чем ментальная абстракция.

То же самое относится и к понятию «ментальная матрица», «ментальная система» и, по сути, к большинству тех понятий, о которых мы вели речь.

С точки зрения науки все эти понятия и определения относятся к тому, чего в научной реальности нет и быть не может в принципе. Однако психическая жизнь — реальность для каждого из нас и, описывая эту реальность, нам приходится использовать некоторые научные термины и определения, как если бы дело происходило в материальном мире. Термин «энергия» нам совершенно необходим, и в дальнейшем мы будем использовать его без кавычек. Итак, что же такое энергия?

Мы могли бы принять следующее определение.

Универсальная жизненная энергия — то, что является источником, причиной и движущей силой всех психических процессов живых существ. Источником самой универсальной жизненной энергии является то, что мы назвали ранее Коллективным бессознательным или «нечто».

Мы даем это определение с полным осознанием того, что его источником послужило не некое научное исследование, а исключительно умозрительное, интуитивное умозаключение, о котором мы говорили в предыдущей главе.

Теперь нам необходимо вернуться на несколько шагов назад и вспомнить то. что мы писали выше о значимых элементах Индивидуальной Модели Мира человека.

Как уже было упомянуто, в системе ИММ человека существуют особые (значимые) элементы, которые, в свою очередь, представляют из себя иерархию матриц, обладающих особыми для ИММ ценностными свойствами. Это могут быть убеждения, какие-либо понятия, объясняющие мироустройство, его смысл, а также смысл жизни индивида, обладающего этими понятиями, это могут быть такие общие и ценные почти для каждого человека понятия-символы, как мужчина, женщина, мать, отец, ребенок, солнце, луна, также понятия, представляющие ценность лишь для конкретного человека.

На этих основных матрицах и держится система мировосприятия, и понятие «Я» занимает в этой иерархии особое, значимое для каждого человека место. Относительно устойчивую ИММ можно охарактеризовать как матрицу, в которой значимые элементы находятся либо в полном, либо в относительном согласии друг с другом. Жизненная энергия, формирующая матрицу и наполняющая ее энергией, «течет» через такую структуру относительно легко и свободно, значимые элементы свободно трансформируют энергию и наполняют ей всю ИММ, что, по-видимому, обеспечивает человеку комфортное состояние и ощущение наполненности и смысла.

Однако такое положение вещей может измениться в процессе взаимодействия с миром, могут появится новые элементы ИММ, привнесенные «извне», которые могут входить в определенный конфликт с устоявшейся системой и не находить себе место в существующей иерархии. Такие элементы, единожды привнесенные в систему, не могут игнорироваться ею, но их может ждать совершенно разная участь.

Некоторые элементы-продукты обмена свободно интегрируются в систему, вызывая ее соответствующие изменения. В случае, если система ИММ достаточно подвижна для интеграции «чужого», это «чужое» быстро становится своим, и система перестраивается в соответствии с интроецированным элементом (человек приятия например поступает именно так). Другой вариант: система не готова менятся и хочет оставться неизменной, однако, это стремление вступает в противоречие с итроецированным элементом, и вот тут возможны разные варианты.

Первый — система переводит нежелательный элемент в фон и как бы не видит его, что соответствует переходу элементу в бессознательное (механизм известный как «вытеснение»). Однако в этом случае в определенных ситуациях вытесненный элемент может время от времени проявляться как фигура, каждый раз создавая конфликтную ситуацию, которая, в свою очередь, представляет из себя сильно эмоционально «заряженную» матрицу той самой конфликтной ситуации. Такие матрицы представляют как бы антипод ценностным матрицам. Будучи связанными с ценностными матрицами неосознанными конфликтными связями, они постепенно нарушают свободное течение энергии через ценностную матрицу.

Второй вариант — система интегрирует элемент как свой, трансформируя его изначальные свойства в соответствии с собственной текущей конфигурацией, «подгоняя» элемент под себя, по сути, наделяя элемент, не свойственным ему содержанием (защитный механизм «отрицание»).

Третий вариант — система продуцирует новую матрицу ложной интерпретации элемента, в этом случае элемент опять-таки интроецируется как свой («интеллектуализация»).

И во втором и в третьем вариантах часть нежелательной информации так или иначе вытесняется, таким образом эти варианты защиты представляют из себя, по сути, несколько усложненный вариант вариант первого.

Все случаи интроекции «чужих» элементов требуют полного усвоения элементов как своих, это вариант расширения границ матрицы «Я» или «приятия». Либо же отвержения элемента, как «чужого».

Конфликт между элементами «Я» проявляется, когда эта матрица содержит элементы, содержание которых отчасти или полностью противоречит друг другу. Этот тип конфликта разрешается, впрочем как и многие другие, путем «приятия», то есть расширения границ «Я» до конфликтной матрицы (включение конфликтного элемента в систему «Я», как «своего»), либо через отвержение интроецированного элемента, как чужого, то есть, речь идет о трансформации свойств матрицы, которая ранее принималась через, например, механизм интеллектуализации, как «своя».

Конфликт между элементами «Я» и личным бессознательным, это, по сути, то же, что и конфликт между элементами матрицы «Я». Единственное отличие заключается в том, что для разрешения данного конфликта, сначала (но не обязательно), желательно перевести содержание конфликтного «фона» в «фигуру», то есть «вытащить» этот элемент из категории бессознательного.

Конфликт между Виталическим и элементами ИММ, это то, что подразумевается под природой конфликта в психоаналитической теории Фрейда, иначе говоря, это конфликт между врожденными «инстинктами» и ценностными матрицами ИММ.

Конфликт между ценностными матрицами ИММ и Коллективным бессознательным возникает тогда, когда ИММ или же ее ценностные матрицы находятся «на пороге» реорганизации, когда необходимость в такой реорганизации назрела и, соответственно, существует ее возможность, но в силу своей природы структура ИММ такой реорганизации (изменению) сопротивляется. Это то, что можно было бы назвать «экзистенциальным кризисом».

Безусловно, представление о возможных схемах конфликтов является весьма умозрительным и ни в коей мере не претендует на истину в конечной инстанции, надо сказать, что, вероятно, перечень возможных причин конфликтов, даже с точки зрения представленной здесь модели, может быть намного более широк, однако, исследование возможных причин конфликтных ситуаций выходит за рамки этого диплома и требует проведения анализа большого количества психотерапевтических сессий, к сожалению, мы не обладаем достаточным количеством такого материала на момент написания этой работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Яндекс.Метрика