Чогьям Трунгпа Ринпоче (1940-1987) — известный тибетский учитель школы Кагью проповедовавший Ваджраяну на западе.
Отрывок из книги «Миф свободы и путь медитации».
До тех пор пока мы исповедуем подход, когда мы уповаем на спасение, освобождение от страданий, явление всяких чудес, мы останемся связанными золотыми цепями нашего понимания духовности.
И когда мы несем на себе эту цепь она не кажется нам ношей, ведь она такая красивая — украшена драгоценностями, тончайшей резьбой. И все же это цепь, которая сковывает нас. Пусть все кто ее носит уверен, что ее можно надеть на себя просто ради украшения. Это ни что иное, как самообман. А на самом деле это означает, что наш духовный подход основан на совершенствовании эго, это то, что я называю «духовный материализм». И это вовсе не творчество, а настоящее самоубийство.
Все посулы слышанные нами — обман. Мы ждем, что практика изучения Дхармы решит наши наболевшие вопросы, даст нам магические силы, при помощи которых мы сможем справится с агрессией, унынием, сексуальными проблемами. А потом мы с удивлением понимаем, что этого не происходит. И мы испытываем сильнейшее разочарование после того как понимаем, что наши страдания, социальные проблемы, не будут решены силами стороннего спасителя или магией медитации, когда вдруг оказывается, что нам многое придется сделать самим, принять всю ответственность за свою жизнь.
И здесь мы должны разрешить себе это глубокое разочарование, принять его как факт, поскольку именно оно означает что мы сдаемся, что лелеемый нами культ достижений нашей личности начал умирать на наших глазах. Как же нам хочется увидеть своими глазами, как мы достигаем просветления, освобождаемся от страданий, как ученики, сидя у наших ног, радостно осыпают нас цветами, ангелы поют, вся вселенная ликует и мы в центре всего этого! Увы, ничего такого не происходит. И просветление с точки зрения нашей личности ничто иное, как полная и окончательная смерть, и в ней нет места самосовершенствованию, это смерть меня, смерть наблюдателя. И это великое и окончательное разочарование.
Пока мы идем по духовному пути, мы испытываем страдания, ибо это очень трудный путь. Нам приходится постоянно снимать маску за маской, слой за слоем. Это очень болезненно. И эта череда разочарований рано или поздно приводит нас к отказу от всякой гордости и амбиций. Мы опускаемся все ниже и ниже, пока не достигаем самого дна и только там мы впервые ощущаем свою связь с землей — истинной основой нашего бытия.
Мы ничтожны, мы просто песчинка без амбиций и ожиданий. И когда в нас не остается места для мечтаний и фантазий, наша практика наконец то становится настоящей. И вот мы уже начинаем правильно заваривать чай и правильно ходить, не спотыкаясь. Наша жизнь становится предельно простой и непосредственной и наше восприятие Учения, чтение книг наконец обретают смысл и действенность. Наша практика становится подлинной, а место песчинки во вселенной становится нашей истинной природой, как и должно, без ожиданий и без амбиций.
Мы многое видели и ожидали. Эти чудесные и невероятные места, сладкие сны и грезы, но все это не для маленькой песчинки. Она лишь небольшое пятнышко на теле бесконечной вселенной.
Но в то же время, это положение дает нам невероятные возможности ибо песчинка не препятствует ничему, что происходит в мире, и именно поэтому, вся вселенная, все ее бескрайнее пространство начинает быть вашим, ведь вы ничем здесь не владеете и не стремитесь овладеть. И в это невероятной открытости всему миру вы становитесь частью самой вселенной и всей вселенной одновременно просто потому, что вы всего лишь маленькая песчинка. Этот мир одновременно и невероятно велик, и бесконечно прост, он становится открыт каждому, кто испытал истинное разочарование, в котором уже нет места для стремлений эго.