Интенционально — Синергетическая психология.

Интенциально — Синергетическая психология — это новое направление практической психологии, включающее в себя комплекс методов, которые используются для обучения студентов психологии, а также для непосредственной работы с клиентами, как коллективной, так и индивидуальной. Основную идею методик, лежащих в основе обучения, можно объяснить через анализ самого названия метода, которое состоит из двух слов — интенция и синергия.

Основные идеи метода интенционально — синергетической психологии.

Интенция — латинское слово, которое обозначает намерение или направленность сознания (мышления) на определенный предмет. С другой стороны, интенциональность — это философское понятие, которое обозначает фундаментальное свойство человеческого сознания быть всегда направленным на что-либо. Исходя из этой центральной идеи, человеческое сознание изначально интенционально, из чего проистекает другое важное свойство человеческой личности — целесообразность любого поведения. Другими словами — в любом сознании всегда присутствует некая системообразующая идея, которая определяет направление, в котором человеческое сознание и будет развиваться. А поскольку в основе любого направления практической психологии лежат внутренние перемены в личности человека, то системная идея и энергия на ее реализацию (интенции) в процессе реализации перемен играют ключевую роль.

Синергия — греческое слово, означающее сотрудничество, соучастие, содействие или, говоря проще, совместная деятельность. Результат такой деятельности обеспечивается суммирующим эффектом нескольких факторов (участников). Однако есть отличие: в случае синергии суммарный эффект качественно превосходит простую сумму эффектов от каждого из компонентов. Этот эффект называется эмерджентность, в теории систем это означает появление у какой-либо системы особых свойств, появляющихся в результате слияния двух или более систем, которые по отдельности данным свойством не обладали. Так, совместная деятельность нескольких человек, организованная особым образом, по своему результату может многократно превосходить суммарную деятельность каждого из участников в отдельности.

Таким образом, использование описанных свойств в практической психологии — синергии и интенции — при наличии системообразующей идеи, а также совместной работы участников, объединенных этой идеей, и является основой интенционально — синергетического подхода.

Психологические школы, практикующие интенционально — синергетический подход.

Николай Липец

В 1997 году была образована школа «Движение к Истоку» Липеца Николая Владимировича.

С самого начала основная задача ставилась, как воспитание людей, которые могли бы, вооружившись методами психологии и духовных практик, оказывать психологическую помощь окружающим, не будучи при этом профессиональными психологами.

Тем не менее, хотя обучение психологии не было изначально целью школы, в процессе преподавания и проведения тренингов использовались многие психологические методики, особенно из арсенала гуманистической и трансперсональной психологии. Основными же психологическими парадигмами школы изначально стали элементы психосинтеза Роберто Ассаджиоли,  также практики тотального приятия окружающего мира Николая Липеца.

роберто ассаджиоли

Ассаджиоли.

Примерно к 2003 году постепенно выкристаллизовывается новый метод, основанный на описанных выше понятиях — синергии и интенции. В это же самое время школа преобразовывается в учебное заведение, с преподаванием практической психологии. В процессе преподавания стандартные методы обучения студентов психологов дополняются  элементами нового метода интенцинально — синергетической психологии, которые закладывают основы понимания учащимися задач психотерапии именно в этом ключе.

Принципиальная разница заключается в том, что психологи-выпускники изначально ориентированы не на оказание психологической помощи в контексте решения отдельных проблем, но на интегральный подход, когда задача стоит так, чтобы клиент в дальнейшем самостоятельно мог находить выход из жизненных ситуаций, ни прибегая к помощи психологов или по крайней мере сведя ее к минимуму. Именно для этого Н.В. Липецом был разработан ряд методов для работы с сознанием на базе принятия (приятия) мира человеком, которые основаны  на максимально полной ассимиляции внешнего и внутреннего мира, достигающейся через проживание (переживание) внутреннего опыта в том числе его негативных аспектов.

Разумеется, подобный подход можно назвать идеалистическим, однако, в этой позиции заложена та самая идея, служащая основной для создания намерения, которым руководствуется психолог в своей дальнейшей работе, что невероятно важно. 

К сожалению, принципы оказания психологической помощи в нашей стране, если говорить о сегодняшнем дне, далеки от тех гуманистических идеалов, которые были заложены еще в 50 годы прошлого века, в основном в Америке. То же самое можно сказать и о популярности психологической помощи в России, среди большей части населения визит к психологу прочно ассоциируется с визитом в психиатрическую клинику. В свете подобного положения дел, разработка принципиально новых методов работы, как с клиентами, так и со студентами психологами является насущной необходимостью.

В подобном ключе методы интенциально — синергетической психологии могут заложить основу для новой психологии, которая имеет все шансы послужить решению вышеназванных проблем.

Методы интенционально — синергетической психологии.

В основе лежат методики из различных школ трансперсональной психологии, так например, активно используется работа с субличностями, холотропное дыхание, особое внимание уделяется арт терапевтическим методам и групповым занятиям, которые являются основой этой психологической школы. Уделяется внимание и телесно — ориентированным техникам. В процессе используются элементы восточных эзотерических учений, таких как буддизм, индуизм, элементы йоги. Это ни что иное, как техники концентрации, которые используются для успокоения сознания, человек делает это всегда самостоятельно и без какого — либо вмешательства извне, программирования или гипноза. Нелишним будет еще раз упомянуть техники приятия, являющимися  одной из важных составляющих метода.

Отсутствие любого программирования поведения личности — одна из основ интенциально — синергетической школы. Каждый учащийся подходит к решению психологических проблем изначально, как к максимально возможной самостоятельной работе клиента.

Главная задача школ, использующих подобные методы — полноценная психологическая помощь человеку, основанная на  выработке позиции сострадания к клиенту (эмпатия), уважении и невмешательстве в его собственные решения, принципиально честной позиции в решении психологических проблем клиента. Психолог не обещает быстрого и гарантированного решения, а честно говорит клиенту, что в основе успешности терапии лежит его собственное намерение к внутренним переменам, которые на могут произойти быстро и просто.

ССЫЛКА —

Институт Интенционально — Синергетической Психологии (обучение практической психологии).

Комментировать через Facebook

Comment