Трансперсональная психология

трансперсональная психология

Трансперсональная психология как наука.

Трансперсональная психология (ТП), одна из популярных и известных психологических концепций зародившихся в середине 20 века, занимает довольно особое место.

Во-первых потому, что не признана большинством ученых в академических психологических кругах и при этом весьма популярна.
Во-вторых, по причине того, что ее основные базовые положения не подлежат проверке эмпирическим путем, и хотя то же самое можно сказать и про многие другие направления психологии, именно трансперсональной психологии выпала сомнительная честь стать этаким еретическим направлением среди прочих психологических теорий.

Причина по которой ТП рассматривается многими учеными как некая разновидность неомистицизма очевидна — именно трансперсональные психологи впервые открыто заговорили о том, что такой особый вид человеческих переживаний, как мистический (религиозный) опыт реально существует и оказывает немалое влияние на человеческую психику в смысле ее потребностей и мотивов, а также на уровень психологического благополучия человека.

Однако,  главным фактором было то, что этот опыт одновременно позиционировался и как инструмент исследования не только «психокосма» человека (что было бы вполне правомерно с точки зрения науки), но и прочего мира, который издавна серьезные ученые привыкли считать «объективным», и подлежащем исключительно исследованиям, построенным на научных принципах. Именно это по всей видимости и стало тем камнем преткновения за которым скрывается скептическое отношение ученых к ТП.

В этом контексте совершенно уместно будет вспомнить отношение такой серьезной и научной дисциплины, как бихевиоризм, к прочим психологическим направлениям, которые, с его точки зрения, точно также рассматривались как ересь. В их число входили и, ныне широко признанные учеными, аналитическая психология и психоанализ.
С другой стороны всем давно ясно, что строго эмпирическим методами пользуется не так уж много направлений изучающих человеческое сознание, и основной вопрос здесь, как всегда, упирается в то, какие именно методы исследования окружающего мира можно считать научными, а какие нет.

Еще большее значение имеет тот факт, что любое психологическое направление это, как правило, сугубо прикладной метод, базирующийся на различных приемах психологической работы с клиентом, и опирающийся на теорию, которая сама по себе часто имеет лишь второстепенное значение и в этом контексте не так уж и важно, какие именно идеи легли в основу того, что действует и помогает человеку. Тем не менее в науке всегда существует незримая, но неумолимая грань, которая, несмотря ни на что, способна навешивать ярлыки по определенным признакам научности или не научности исходных предпосылок. И в этом случае несколько категорически не принимаемых научным сообществом идей способны легко вывести за пределы общей парадигмы целые успешно работающие направления. Особенно это касается такого уязвимого в этом смысле направления, как психология.

Как факт, на сегодняшний день трансперсональная психология не признана большинством ученых, как научная дисциплина, однако в 1996 году на базе Британского психологического общества было создано отделение ТП, что можно считать знаком ограниченного признания этого направления среди по крайней мере английских психологов.

Зарождение трансперсональной психологии.

Как и многие ныне популярные психологические направления, ТП зародилась в середине 20 века.
Принято считать, что у истоков трансперсональной психологии стояли Абрахам Маслоу, Станислов Гроф, Кен Уилбер, Тимоти Лири и некоторые другие популярные ученые того времени. Тем не менее совершенно очевидно, что идеи, лежащие в основе подхода ТП, обсуждались учеными уже давно и даже легли в основу такого признанного направления, как аналитическая психология Карла Юнга (имеется ввиду его концепция коллективного бессознательного и происходящий из нее, де-факто мистический, символизм).

станислав гроф

Гроф Станислав

Изначально исследования перечисленных ученых касались, так называемых «пиковых» состояний человеческого сознания, которые явно не укладывались в понятие нормы и с точки зрения традиционного психологического подхода рассматривались не иначе, как серьезные психологические нарушения.

маслоу абрахам

Маслоу Абрахам

Несомненно несколько слов следует сказать о том, в каких условиях появилось новое направление. Это время 50-60 годы в США и отчасти в Европе было временем новых и не всегда однозначных молодежных течений таких как хиппи, битники и т.п. Это было время сексуальной революции, бурного увлечения восточным оккультизмом — йогой, медитациями, буддизмом и т.п. Не последнюю роль сыграло и использование психоделических веществ, расширяющих сознание, таких как ЛСД, марихуана и т.п., которыми увлекалось и большинство из перечисленных выше ученых.

Все эти факторы неизбежно привели к тому, что необычный и редкий до сего времени для западного мира опыт измененных состояний сознания стал внезапно доступен очень многим. По этой причине игнорировать факты таких состояний сознания и их последствий для многих людей стало нельзя, как и списывать такие состояния на редкие психологические нарушения неизвестного происхождения.

Комментировать через Facebook

Comment

Добавить комментарий